Но в этом году подобное событие организовали в России, и посетители приняли его на ура. А состоялось все в подмосковной усадьбе «Архангельское», архитектурном ансамбле 16-19 веков, принадлежавшем ранее князьям Голицыным, а затем и Юсуповым. История этого имения началась еще в конце 16 века, однако своего расцвета достигла именно при Голицыных, когда проект усадьбы создавал французский архитектор, а затем перешла к Юсуповым. Здесь гостили Карамзин, Пушкин, Серов, Стравинский, сюда приезжали даже члены российских императорских семей и сами русские императоры — от Александра I до Николая II.
Проводить в подобных местах выставки редких и уникальных автомобилей — давняя европейская традиция. В России такого еще не делали, и понятно, что руководство музея поначалу отнеслось к подобной идее с осторожностью.
Однако идея осуществить такой проект принадлежала автомобильному клубу «Ветерок», который в прошлом году уже провел похожее мероприятие на публичной территории Хлебозавода № 9. Мы рассказывали об этой уникальной выставке «Автокультура», которая собрала большое количество посетителей. Ну а предложение клуба по оформлению новой экспозиции никак не угрожало целостности усадьбы, и руководство согласилось.
В этом году организаторы клуба «Ветерок» Георгий Балабаджян и Никита Муравин решили расширить программу «Автокультуры», благо размер территории это позволял, и к выставке редких автомобилей и выступлению приглашенных гостей решили добавить музыкантов, которые бы дополнительно украсили и разнообразили происходящее. Так что в этот раз получилась не просто выставка, а полноценный фестиваль, посвященный красоте и искусству, ведь многие из представленных машин и расценить нельзя иначе как предметы искусства.
«Автокультура» была запланирована на последние выходные июня, но из-за резко испортившейся погоды организаторы приняли решение о ее переносе на неделю. Осуществить такое непросто, особенно с учетом того, сколько автомобилей и их владельцев было задействовано в фестивале. Однако для такого мероприятия на открытом воздухе мокрая и холодная погода просто смерть. И тот факт, что выставка состоялась 6-7 июля и продемонстрировала большое количество разнообразных экспонатов, а посетители приезжали сюда с утра и до вечера, подтверждает — проводить такие мероприятия не только можно, но и нужно. И администрация усадьбы, кстати, тоже осталась очень довольна проведением фестиваля и уже приглашала организаторов на следующий год.
На «Автокультуре» за два дня побывало порядка 100 автомобилей, при этом оба дня экспозиция различалась, так что ценителям этих редкостей было интересно посмотреть на экспонаты и в субботу, и в воскресенье.
Среди выступавших на сцене, расположенной на парадном дворе, были весьма известные и интересные персоны — например, пилот программы SMP Racing Михаил Алешин, рассказавший про своей участие в прошедшем марафоне «24 часа Ле-Мана», или Александр Смирнов — коллекционер старинных автомобилей и организатор классических гонок Moscow Classic Grand Prix. Андрей Паньковский рассказал про свое участие в знаменитом ралли Mille Miglia, а Сергей Знаемский — об общих тенденциях дизайна автомобилей.
Из музыкантов пригласили от ностальгических «РокОктябрят» до взрывных Rose of the Death, приехали группы «Лампа», «Жатва», «Среда Обитания», Mouse in the Chaos, Djinn и даже фантастическое кабаре Nina Garnet. Как и при подборе автомобилей, в музыкальной программе в качестве основного принципа также использовали разнообразие направлений и уникальность каждого представителя.
Мы поговорили с Георгием Балабаджяном о сложностях организации такого необычного мероприятия, и вот что он рассказал:
— Георгий, довольны ли вы тем, как прошло мероприятие? Какие выводы сделали на будущее?
— В целом мероприятие прошло хорошо. Надо понимать, что это наше второе мероприятие после выставки на Хлебозаводе в прошлом году. Там была частная площадка. Тут мы имеем дело с государственным музеем-усадьбой. Главное, с чем мы столкнулись — это длительная процедура согласований. Но в итоге все получилось. Довольны и мы, довольна и администрация усадьбы.
— Что получилось самым удачным?
— То, что удалось выдержать нашу концепцию. Мы смогли сохранить ее во всех аспектах. Это касается и свободной расстановки машин на аллеях и площадях парка, самих автомобилей. 95% тех, кто подтвердил участие — приехали.
— Вы приглашали не только членов клуба «Ветерок», но и других владельцев интересных машин. По какому принципу их отбирали, может ли попасть в экспозицию условный человек «с улицы»?
— Безусловно, были не только члены клуба. И не только друзья. Мы составили некий список автомобилей, которые мы бы хотели видеть на площадке, и начали поиски. Этим я занимался лично. Преимущественно мы находили машины благодаря нескольким способам: через соцсети, с помощью московских клубов и музеев. Многие отзывались. Кто-то не подходил — тогда приходилось вежливо отказываться. Это неприятный момент, но без этого не удалось бы получить тот результат, которого мы добились.
— Стоило ли это участникам каких-то денег?
— Для участников въезд, конечно, бесплатный. Также в качестве привилегии для них была организована вип-зона для отдыха.
— При организации выставки ориентировались ли вы на какие-то европейские мероприятия? Учитывали их опыт?
— Бесспорно, мы знакомы с различными западными мероприятиями. Изучали, как они организованы. И выбор площадки делали с оглядкой на них, искали ухоженный исторический объект с парком — и музей-усадьба Архангельское подошел идеально. Но при этом у нас есть свой подход к отбору автомобилей и стиль их расстановки, да и программу мероприятия мы развиваем свою.
И не забывайте, что наше мероприятие уникально тем, что нигде в мире не проводится подобных событий для янгтаймеров. Но с каждым годом эта тема становится все более актуальной, т. к. эти машины характеризуют собой очень интересную эпоху с точки зрения дизайна, инженерии и автоспорта.
— Какие выводы вы сделали в этот раз?
— Мы поняли главное: такое мероприятие нужно проводить ежегодно. И год за годом поднимать его уровень. Мы сделали опрос с пожеланиями тех, кто посетил выставку, и обязательно их учтем. Наша цель сделать не то, что можно было бы считать западным уровнем, а задать свои стандарты в вопросах организации и интегрированности посетителя в процесс. Впереди много всего интересного, и мы уже думаем об «Автокультуре»-2020.
— Вы предварительно рассказывали, что осенью планируете провести конкурс элегантности. Сразу возникает масса вопросов: где, когда, кто будет участвовать, могут ли владельцы машин подать заявки? Какие требования?
— Мы планируем проведение данного мероприятия 7 сентября. Сейчас прорабатываем все детали. Поэтому ответить на этот вопрос можно будет через пару недель.