Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Формула 1 может обанкротиться. Некоторые команды тоже
10.04.2020 | 6502 просмотра

Формула 1 может обанкротиться. Некоторые команды тоже

Текст: Мария Мельникова
Фото автора, Formula1.com и команд-участниц
Источник: Дром
Рассказываем о том, что сложившаяся ситуация в мире может негативно сказаться на финансовом положении Формулы 1, а разговоры о ее банкротстве в ближайшее время — перейти из разряда сплетен в один из вероятных сценариев развития. И почему название сериала «Гонять, чтобы выжить» станет пророческим для одной из богатейших гоночных серий в мире. 

Ситуация в мире сейчас такова, что любой бизнес имеет тенденцию к резкому спаду и кризису, если не банкротству. Формула 1 тоже не стала исключением — ведь вся ее структура построена на гонках и зрелищах, которые подразумевают физическое участие большого количества людей и никак не могут быть перенесены в онлайн. Негативные прогнозы по сезону-2020 заставляют владельцев и организаторов серии запускать схемы, которые, скорее всего, не сработали бы в других обстоятельствах, но антикризисный менеджмент на то и существует, чтобы спасать ситуацию, когда кажется, что выхода из тупика уже нет. Но даже такие меры, скорее всего, не смогут уберечь чемпионат от серьезных потерь. Что грозит Формуле 1 и ее поклонникам в условиях жесточайшего кризиса, попробуем разобрать на примере всех аспектов ее функционирования, но лучше всего понять это нам поможет экономика процесса, в том числе генезис бюджетов и эволюция расходов.

Из чего складываются бюджеты

Главный вопрос, как всегда, один: где деньги? Бюджет Формулы 1 как организации складывается из нескольких составляющих.

Первое — это взносы от промоутеров Гран-при в различных странах. На 2019 год за сезон они составляли свыше 700 млн долларов. В среднем годовая лицензия на проведение одного этапа колеблется в районе 30 млн долларов. При этом промоутеры исторических этапов вроде Гран-при Великобритании на трассе в Сильверстоуне, Италии в Монце, Германии в Хоккенхайме платят меньше остальных. Сейчас сумма их взноса колеблется в районе 20 млн долларов. А вот организаторы Гран-при Монако находятся в эксклюзивных условиях — они вообще не платят ни копейки: считается, что это они нужны Формуле 1, а не наоборот. Но ведь кто-то должен закрывать эту «дыру» в бюджете? Это делают те, кому как раз Формула 1 нужнее по разным причинам — например, промоутеры этапов в ОАЭ. Их взносы составляют рекордные 70 млн и выше. Что касается России, то промоутеры отечественного этапа не стремятся раскрывать свои истинные вложения, так что здесь цифры взносов фигурируют в пределах дельты от 38 до 50 млн. Скорее всего, истина лежит где-то посередине, т. к., с одной стороны, Берни Экклстоун очень хотел, чтобы Формула 1 проходила в России, а с другой, понимал, что с нефтяной страны можно «снять» денег и побольше.

Вторая статья доходов Формулы 1 складывается из спонсорских денег, которые компании платят за возможность «засветиться» на автодромах и в СМИ — прежде всего, конечно, речь идет о телеэфирах и интернет-трансляциях, ведь аудитория Формулы 1, согласно отчетам ФОМ (Formula One Management), составила в прошлом году порядка 1,8 млрд зрителей, а результативность рекламы десятикратно превышает затраты на нее. Мы сейчас не будем углубляться в маркетинг и рекламу, заметим лишь, что доход от спонсорских контрактов в Формуле 1 составляет еще порядка полумиллиарда долларов, даже больше.

Продажа прав на трансляции — это как раз третья и тоже очень важная статья доходов. По своему размеру она превышает доходы от спонсорских контрактов, а ее стоимость, как правило, не входит в стоимость промоутерского взноса.

В 2016 году Liberty Media, американский медиа-гигант в мире кабельного телевидения, начала процесс покупки Формулы 1. Одной из причин стало падение стоимости акций серии примерно на 1/3, но главное — будущие владельцы благодаря своей медийной специализации поняли, что способны дать Формуле 1 то, чего у нее до сих пор не было: не только развитую сеть телетрансляций, но и интернет-вещание, широкое освещение в соцсетях и многое другое. Надо отметить, что за несколько лет они весьма в этом преуспели. Если в 2013 году глобальная аудитория (которая включает в себя помимо трансляций и остальные аспекты «социализации») составляла чуть меньше 1 млрд зрителей по всему миру, то к концу 2019 года эта цифра увеличилась практически вдвое — в том числе во многом благодаря появившимся интернет-трансляциям.

Формула 1 также получает деньги и за VIP-ложи (Paddock Club), официальный мерчендайзинг и прочие коммерческие возможности, которые, конечно, хотя и принимаются во внимание, но все же составляют меньшую часть доходов по сравнению с перечисленными выше статьями.

Вывод из этого прост: нет гонок — нет денег. Ввиду отмены или переноса уже девяти первых Гран-при сезона (Монреаль также объявил о том, что этап, запланированный на 14 июня, не состоится или будет перенесен) денежный поток иссяк, а это прежде всего означает, что у владельцев Формулы 1 в какой-то момент просто не окажется средств для того, чтобы, например, выплачивать проценты акционерам или выполнять другие обязательства. Банкротство?

Если вы помните, в начале этого сезона промоутеры Гран-при Бахрейна были готовы провести этап без зрителей. Для них это был прежде всего вопрос престижа и собственной состоятельности, а не желания продать побольше билетов или услуг.

Сейчас вновь заговорили на эту тему, причем весьма настойчиво. Разница только в том, что теперь проводить этапы Формулы 1 без зрителей готовы владельцы серии Liberty Media, и они подразумевают совсем другую, чисто коммерческую основу: это способ получить хоть какую-то прибыль — и от промоутеров, и от спонсоров, и от трансляций.

Впрочем, проведение Гран-при без зрителей — штука крайне сложная, ведь промоутеры не смогут продавать билеты, которые являются одной из главных статей их доходов. Не будет зрителей — не будет и доходов от дополнительных продаж и услуг. Единственное, что останется промоутерам — договариваться со своими спонсорами под трансляции, но в нынешних условиях кризиса стоимость этих пакетов, скорее всего, будет существенно сокращена.

Руководству Формулы 1 в лице Liberty Media придется вести очень сложные переговоры с промоутерами, которые сведутся либо к серьезному снижению взносов, либо к полной их отмене, однако это все же намного лучше, чем ничего. Что касается самих промоутеров, то в случае отмены этапов их потери, пожалуй, окажутся минимальными. Да, они не получат прибыли, но и в основном не понесут существенных расходов, речь идет об упущенной выгоде.

А вот командам придется очень несладко, ведь по сути они оказываются низшим звеном в «пищевой цепочке» Формулы 1.

Чтобы хоть как-то помочь командам пережить пандемию и карантин, обязательный летний перерыв сначала был перенесен с августа на март-апрель, теперь же он увеличен с 21 до 35 дней. Но руководители некоторых команд уверены, что и такое решение является лишь промежуточным. Особенно это мнение популярно среди небольших частных коллективов, которые существуют на то, что сумели заработать, а не на дотации от крупных производственных гигантов.

Из чего складывается доход команды Формулы 1?

Бюджеты команд Формулы 1 могут различаться в несколько раз. Нижняя планка, например, называется в 150 млн долларов в сезон, и ее обладателем является команда Williams. Верхний предел бюджета принадлежит Mercedes и Ferrari — это порядка 450 млн долларов.

В свете такой разницы было понятно стремление организаторов ввести регламентированное ограничение бюджетов в размере 175 млн долларов в ходе общей реструктуризации Формулы 1, правда, эта сумма не включала в себя расходы на зарплаты пилотам, двигатели и маркетинг. Но в последние дни речь идет о том, чтобы сократить бюджеты до 150 млн, 125 млн и даже 100 млн. Это не отразится существенно на топовых командах, но поможет выжить небольшим коллективам.

Интересно, что не все пилоты получают зарплаты, точнее, не все получают их из бюджетов команд. Так, например, работу Карлоса Сайнса оплачивает его испанский спонсор, равно как и Лэнс Стролл не включен в бюджет Racing Point. А вот Ландо Норрис в 2019 году отрабатывал те деньги, которые были потрачены на его юниорскую программу.

Пилоты вроде Николаса Латифи, наоборот, приносят с собой бюджеты, и они становятся хорошей помощью для маленьких частных команд, таких как, например, Williams.

Из чего же складываются бюджеты гоночных коллективов?

1. У команд есть несколько источников дохода, но, конечно, главным являются рекламные контракты, которые приносят львиную долю бюджета. Понятно, мы не говорим сейчас о заводских командах, которые получают фактически неограниченное финансирование и могут позволить себе тратить деньги на разработки, не имеющие непосредственную ценность для результативности текущего сезона вроде пресловутой DAS.

Обычно стоимость спонсорских контрактов определяет сама команда, и в основном она ориентируется при этом на предполагаемые расходы в течение сезона. В свое время Франц Тост (руководитель команды Alpha Tauri, бывшая Scuderia Toro Rosso) рассказал, что дороже всего стоит реклама, размещенная на монококе, дальше следует моторный отсек и его кожухи. Речь идет о суммах в 40–50 млн долларов, но это именно у команд уровня Alpha Tauri, а у Mercedes, например, или Ferrari, цена на такую рекламу будет в несколько раз больше.

2. Второй источник дохода для команды — ежегодные бонусы, получаемые от FOM. По «Договору согласия» общие выплаты командам со стороны Формулы 1 составляют порядка 60% от годовой прибыли, и делятся они в зависимости от того места, которое команда заняла в Кубке конструкторов. Команда-победитель может получить порядка 150 млн долларов, команды из середины списка — 60–70 млн, а аутсайдеры 10 млн или даже меньше.

Это объясняет, в частности, то, почему команды с таким аппетитом набросились на Ferrari, когда возникло подозрение о нелегальности их двигателей. Советник Red Bull Хельмут Марко рассказал, что в случае если результаты Ferrari будут пересмотрены, а Red Bull займет в чемпионате вторую строчку вместо третьей, их команда получит лишние 20 млн долларов, которые лишними, конечно, никогда не будут.

3. Еще одним источником пополнения бюджетов становятся деньги, которые спонсоры платят командам за то, чтобы их пилот сел в гоночный автомобиль. Чаще всего этим пользуется команда Williams, которая получала деньги за Сергея Сироткина, Роберта Кубицу, а сейчас — за Николаса Латифи. Впрочем, свой бонус они имеют и за Джорджа Рассела, пилота программы Mercedes — это особые условия поставки двигателей немецкого концерна.

4. Ну и последняя статья доходов — это собственная научная или инженерная деятельность команд.

И тут снова в качестве примера можно привести Williams. Их подразделение Williams Advanced Engineering далеко продвинулось в сфере разработки и производства аккумуляторных батарей для электрических автомобилей и на протяжении несколько лет являлось эксклюзивным поставщиком этих комплектующих для гоночных машин Формулы Е. Затем в конце 2018 года они потеряли контракт в пользу McLaren. Но это, конечно, не единственная их разработка. Еще один из проектов — масштабируемая платформа для гибридных и электромобилей FW-EVX, которая позволяет построить на своей базе автомобиль практически с любым кузовом. Нашли приложение они своим технологиям и в разработке интерьеров для самолетов, и даже в системах охлаждения, которые используются в супермаркетах.

Основная часть бюджета небольших команд тут же идет в дело — расходуется на создание, разработку и производство машин Формулы 1, которые стоят очень и очень дорого, и иногда бюджетов даже не хватает. Мы помним, как в прошлом году те же Williams были вынуждены снять с гонки в Сочи Роберта Кубицу после того, как Джордж Рассел вылетел в отбойники. Сначала это объяснили подозрением на неисправность тормозов и на второй машине, но затем выяснилось, что причина крылась совсем в другом: у команды могло не хватить деталей и запчастей для следующей гонки в Японии, если бы Кубица тоже повредил машину.

Схожие проблемы существуют и у других частных коллективов. В одном из своих интервью Гюнтер Штайнер (Haas) сказал, что базы команд нужно открывать непосредственно перед тем, когда будет известна точная дата первой гонки в этом сезоне. Издание Motorsport Magazine, цитируя его, пишет, что команды не могут себе позволить тратить деньги, так как их не получают, а получить не могут из-за того, что не выполняют спонсорские контракты.

Большинство команд, даже крупные, применяют сейчас антикризисные меры, и часть из них сводится в том числе к сокращению рабочих мест и снижению зарплат своих сотрудников.

Williams в своем официальном заявлении сообщили, что в связи с текущей ситуацией вынуждены временно уволить часть сотрудников — до конца мая. Также и пилоты согласились на сокращение своих зарплат. В неоплачиваемый отпуск отправили часть своих сотрудников и в команде McLaren. Более того, в своих прогнозах генеральный директор команды Зак Браун был настолько жестким, что заявил, что четыре из существующих ныне команд могут вообще не оправиться от последствий кризиса, вызванного как положением на рынке, так и ситуацией с коронавирусом.

Racing Point, в свою очередь, тоже отправила часть сотрудников в отпуск, но с сохранением доли содержания. «Команда в настоящее время пересматривает ряд мер по снижению затрат. Мы не можем ничего исключать, потому что в настоящее время все еще существует большая неопределенность относительно того, когда будет возобновлен гоночный сезон», — говорится в заявлении команды.

Говорят об оптимизации расходов и в Liberty Media. На днях Формула 1 подтвердили, что им пришлось уволить примерно половину своих сотрудников, а также сократить зарплату руководящего состава на 20% и больше. Но все это полумеры, которые позволят лишь немного замедлить кризис, но не спасут серию от глобальных потрясений, если сезон в этом году так и не состоится. Формула 1 это совсем не бездонный карман, где можно безболезненно черпать средства на протяжении определенного времени. Если одна из ее составляющих рухнет — будь то команда, промоутер или спонсор, то это спровоцирует серьезные последствия для всей структуры в целом.

По словам Кристиана Хорнера, текущая ситуация повлияет на положение в Формуле 1 не только в краткосрочной, но и в долгосрочной перспективе. Поэтому необходимо действовать так, чтобы уже сейчас минимизировать все затраты.

Одно из предложений босса Red Bull — перенести введение нового регламента даже не на 2022 год, а на 2023-й. Идея заключается в том, чтобы сократить расходы на разработку и запуск новых машин в следующие два года.

Однако далеко не все согласны с таким предложением. И дело в том, что многие команды второго эшелона рассматривали введение нового регламента как возможность совершить первый шаг в направлении к собственной конкурентоспособности, а замораживание правил еще на 12 месяцев лишит их этой возможности.

Впрочем, сейчас важно просто выжить. И это касается не только серии в целом и команд в частности. Вся эта ситуация может оказать существенное влияние и на рынок пилотов.

Многие компании оказывают поддержку непосредственно своим гонщикам. Например, финский миллиардер Антти Аарнио-Вихури много лет спонсировал Валттери Боттаса. В одном из своих интервью он сказал, что очень обеспокоен общей ситуацией в спорте, которую можно описать одним словом: «схлопнулся».

«Эта ситуация повлияет на всю систему спонсорства. Существует реальная угроза того, что из-за этого обанкротится несколько команд, и неизвестно, придут ли другие им на смену. Вполне возможно, что и карьера многих начинающих пилотов закончится в этом сезоне, потому что некому будет их поддерживать. Это глобальный кризис, и все выглядит намного хуже, чем это бывало раньше».

Мы уже писали, что по регламенту Формулы 1 достаточно провести восемь гонок в сезоне, чтобы он был признан состоявшимся, а титулы как в личном зачете, так и в Кубке конструкторов считались разыгранными. Таким образом, даже если сезон начнется с Гран-при Италии в начале сентября, и ни один из предшествовавших этапов не будет перенесен, восемь гонок окажется проведено, и галочка будет поставлена. Но с коммерческой точки зрения такое положение вещей никому не выгодно — ведь Формула 1 это уже давно хорошо отлаженная бизнес-машина, так что Liberty Media и FIA будут изо всех сил стараться провести как можно больше этапов.

В свою очередь Ян Ламмерс, промоутер Гран-при Формулы 1 в голландском Зандворте, считает, что сейчас вообще пора перестать говорить о каких-то сроках, а нужно сконцентрироваться на совсем других проблемах: «Нужно спросить себя, не рано ли говорить даже об этапе в августе, если эпидемия, по прогнозам, закончится в июне или июле. Задайтесь вопросом: уместно ли праздновать, если половина Европы столь сильно пострадала?»

Впрочем, о праздновании никто не говорит — тут скорее вопрос выживания. И чем больше этапов будет проведено, тем быстрее вся структура Формулы 1 сможет хоть как-то восстановиться.

Росс Браун, спортивный директор Формулы 1, заявил в эфире Sky Sports, что если сезон стартует в июле, то он не видит особых препятствий провести 18 Гран-при. Но и при самом негативном варианте развития событий в мире можно успеть провести восемь гонок, даже если стартовать в октябре. Главное, по словам Брауна, после позднего старта сезона не оказаться вынужденными вновь поставить его на паузу. Вот это как раз станет для всех огромной проблемой, преодолеть которую будет намного сложнее.

Конечно, все сценарии станут невероятно тяжелыми и выматывающими — и для организаторов, и для промоутеров, и для команд и непосредственно их сотрудников — как на трассах, так и на заводах. В этом случае Гран-при придется проводить даже не по сдвоенной — а по строенной схеме с перерывом на одну неделю. Сложным моментом станет логистика, но здесь большая часть работы и расходов ляжет на одного из постоянных партнеров чемпионата компаниию DHL, которая работает с серией, что называется, преимущественно по бартеру.

Но в любом случае запуск машины под названием «Формула 1» поможет хоть как-то избежать банкротства всех ее пассажиров. Поэтому можно говорить о том, что рано или поздно, но сезон в этом году все же стартует.

Комментарии

   
Голубые Дали
Сообщений: 19077
Деньги деньгами, а квалифай потеряют все в структуре конюшни. Инженегры пилоты механики все.
7
16
Ответить
Oldschool Life
Туда и дорога. Не гонки а сплошная коммерция.
79
64
Ответить
Георгий
Томск
Oldschool Life
Туда и дорога. Не гонки а сплошная коммерция.
Интересно, где это спорт не коммерция? Российский футбол разве что
70
4
Ответить
zogar-zag
В нынешних условиях всем развлекателям (а Формула 1 это развекательная структура в чистом виде) придется нюхнуть экономический анус, вон в Голливуде тоже приостановили съёмки ряда фильмов, но Голливуду проще, сейчас можно фильмы делать 100% цифровыми и неприхотливый зритель ничего и не заметит...
32
5
Ответить
skornilovich
Краснодар
коронавирус показал всему миру, что нафиг никому не нужны актёришки, певцы, спортсмены и прочая шушера.... А нужны медики, слесаря, пекари, колхозники...
104
23
Ответить
   
Москва
Сообщений: 525
skornilovich
коронавирус показал всему миру, что нафиг никому не нужны актёришки, певцы, спортсмены и прочая шушера.... А нужны медики, слесаря, пекари, колхозники...
Серьезно? Кино не смотрите, музыку не слушаете, книжки не читаете?
alfista
42
45
Ответить
 
Усть-Ордынский
Сообщений: 4934
Maria Melnikova
Серьезно? Кино не смотрите, музыку не слушаете, книжки не читаете?
Лично я, только бесплатные развлечения смотрю, слушаю, мне без разницы сколько заплатило "государство" за трансляцию, допустим " UFC" или ещё чего другого, но я б не смотрел еслиб это было платно для меня лично, а вот книги раньше читал и покупал, да и сейчас иногда
32
18
Ответить
 
Сообщений: 4278
Без гонок конечно скучно стало, хорошо хоть сейчас можно посмотреть в отличном качестве некоторые старые гонки, и бесплатно, - раньше такого не было.
Это наша зима! ;)
19
4
Ответить
15248725
Красноярск
Борис Карлоич
Лично я, только бесплатные развлечения смотрю, слушаю, мне без разницы сколько заплатило "государство" за трансляцию, допустим " UFC" или ещё чего другого, но я б не смотрел еслиб это было платно для меня лично, а вот книги раньше читал и покупал, да и сейчас иногда
Увы, но ты уже заплатил государству, которое на твои налоги купило права на трансляцию... А ушлый канал Матчтв еще и впихивает рекламу в трансляции гонок настолько неистово, что порой нет времени на предстартовые разговоры Попова и трансляция начинается когда машины уже проехали прогревочный круг и стоят на старте
47
2
Ответить
 
Ставрополь
Сообщений: 6129
skornilovich
коронавирус показал всему миру, что нафиг никому не нужны актёришки, певцы, спортсмены и прочая шушера.... А нужны медики, слесаря, пекари, колхозники...
судя по удушению малого бизнеса,не похоже...а насчет формулы 1 в то во что она превратилась,даже не жалко,пусть запускают виртуальные гонки,с минимумом ограничений,если смотреть по ТВ,все равно разницы нет...
Мой отзыв: Nissan Almera 2009
22
12
Ответить
 
Ставрополь
Сообщений: 6129
Михаил424
Без гонок конечно скучно стало, хорошо хоть сейчас можно посмотреть в отличном качестве некоторые старые гонки, и бесплатно, - раньше такого не было.
было бы не плохо ,закрыть этот балаган от либерти и создать альтернативную нормальную серию...но так кто ж даст....
14
12
Ответить
     
Кузайкино
Сообщений: 3474
Так то для зрителей ничего не поменяется. Просто америкосам придётся продать эту кухню в лучшем случае за половину денег, которые они отстегнули.
Думаю, что в этом году гонок не будет.
Я проголосовал не за того...
18
2
Ответить
 
Усть-Ордынский
Сообщений: 4934
15248725
Увы, но ты уже заплатил государству, которое на твои налоги купило права на трансляцию... А ушлый канал Матчтв еще и впихивает рекламу в трансляции гонок настолько неистово, что порой нет времени на предстартовые...
😂😂😂
1
9
Ответить
bartolomyu
Томск
Maria Melnikova
Серьезно? Кино не смотрите, музыку не слушаете, книжки не читаете?
я думаю, что это сказано про их гонорары.
16
1
Ответить
Nihon
Сделайте Формулу еще более зрелищной, а не такой, чтобы постоянно выигрывал негр на Мерседесе. Уберите 50% безопасности. Сделайте гонки опаснее. Пусть пилоты подвергают себя риску, как лет 20 - 30 назад. Сделайте настоящие громкие, орущие движки. Уберите гибридные двигатели, это позор. И тогда люди не будут отлипать от экранов, и доходы с рекламы будут течь рекой, и спрос будет колоссальным.
45
21
Ответить
Nihon
Oldschool Life
Туда и дорога. Не гонки а сплошная коммерция.
полностью согласен. Лет 20 назад было совсем другое. Сейчас там мальчики какие то гоняют, как на симуляторе, все удобства созданы.
33
6
Ответить
Nihon
Maria Melnikova
Серьезно? Кино не смотрите, музыку не слушаете, книжки не читаете?
Без чего вы не сможете выжить - без певцов, или без врачей?
18
14
Ответить
 
Ставрополь
Сообщений: 6129
Nihon
полностью согласен. Лет 20 назад было совсем другое. Сейчас там мальчики какие то гоняют, как на симуляторе, все удобства созданы.
смотришь старые записи видно как гоншик пилотирует на грани, постоянно подруливает,потом вылезает весь измочаленный...и смотришь щас едет себе спокойно,а на финише стоит нечто непонятного пола даже не вспотело...
40
13
Ответить
   
Улица Тверская
Сообщений: 17571
Самое идиотское занятие на свете - считать чужие деньги. Кто то давно это сказал. Бездарь-автор данной хайп статейке сделал тоже самое, приправив свою писанину чужими фотками
...ушёл в неизвестность курировать местность
6
23
Ответить
     
Башкирия
Сообщений: 3549
Nihon
Сделайте Формулу еще более зрелищной, а не такой, чтобы постоянно выигрывал негр на Мерседесе. Уберите 50% безопасности. Сделайте гонки опаснее. Пусть пилоты подвергают себя риску, как лет 20 - 30 назад....
А еще разрешить рекламу сигарет и пива, если уж совсем возвращаться к старому. Я за.
мыши тупые они всегда поддакивают
Мой отзыв: Mazda 626 2001
28
1
Ответить
     
Башкирия
Сообщений: 3549
Zant
Самое идиотское занятие на свете - считать чужие деньги. Кто то давно это сказал. Бездарь-автор данной хайп статейке сделал тоже самое, приправив свою писанину чужими фотками
так или иначе ты платишь за это зрелище (в нашем случае в большинстве это бюджетные деньги матч тв), т.е. твои бабки уже давно сосчитали, почему бы тебе не знать о их роли.
мыши тупые они всегда поддакивают
14
 
Ответить
    
Тверь
Сообщений: 1581
Да и без вируса этот спорт превратился в нудную тоску пенсионеров.
Зарегулировали всё так, что смотреть там нечего.
В прочем как и в любом другом современном спорте.
По моему тупое отмывание бабла а не бизнес, уже давно, кроме спонсоров эту возьню никто и не смотрит почти.
Чтоб вернуть популярность спорту, нужно сделать его зрелищным, нужно отменить все ограничения, всем можно всё.
Вот такой спорт будет интересно смотреть.
Я хочу видеть невероятные машины уничтожающие трек и друг друга, использующие любые достижения науки и техники.
Я хочу видеть невероятных атлетов, халков рвущих спортивные снаряды и суперменов прыгающих на сумасшедшую высоту.
Хочу видеть мутантов накачанных всеми возможными стероидами, имплантами и всем чем только можно.
Всё ради победы.
Вот это будет зрелище, ещё и прогресс двигать будет не слабо да и сами спортсмены не против такого буста.
...
А сейчас на тараканов в доме престарелых смотреть веселее, чем на любой современный спорт.
Возня дистрофиков на инвалидных тележках, тоска....
Q7 3.0 tdi 2017
31
11
Ответить
костя
Томск
Борис Карлоич
Лично я, только бесплатные развлечения смотрю, слушаю, мне без разницы сколько заплатило "государство" за трансляцию, допустим " UFC" или ещё чего другого, но я б не смотрел еслиб это было платно для меня лично, а вот книги раньше читал и покупал, да и сейчас иногда
Реклама которую крутят по ТВ и которую вы смотрите платит им за то что вы смотрите бесплатно . Не чего личного просто бизнесс.
6
2
Ответить
 
Иркутск
Сообщений: 7130
Nihon
полностью согласен. Лет 20 назад было совсем другое. Сейчас там мальчики какие то гоняют, как на симуляторе, все удобства созданы.
Что-то вы телефоном не пользуетесь 20-летней давности и на машине 20-летней не ездите (наверно). Формула1 отчасти существует только потому-что в ней отрабатываются, а потом и внедряются в автомобильную промышленность, новинки, куча новинок. Зачем современному человеку в гареже машина которая пока прогреется, уже потратит 7 литров? Это к примеру конечно же, прогресс не остановить.
11
19
Ответить
   
Москва
Сообщений: 525
bartolomyu
я думаю, что это сказано про их гонорары.
Ну как всегда - пользоваться хочу, платить не хочу. Известная психология халявы.
alfista
11
3
Ответить
   
Москва
Сообщений: 525
Борис Карлоич
Лично я, только бесплатные развлечения смотрю, слушаю, мне без разницы сколько заплатило "государство" за трансляцию, допустим " UFC" или ещё чего другого, но я б не смотрел еслиб это было платно для меня лично, а вот книги раньше читал и покупал, да и сейчас иногда
При чем тут государство? Про авторские права не слышали?
alfista
1
6
Ответить
 
Усть-Ордынский
Сообщений: 4934
15248725
Увы, но ты уже заплатил государству, которое на твои налоги купило права на трансляцию... А ушлый канал Матчтв еще и впихивает рекламу в трансляции гонок настолько неистово, что порой нет времени на предстартовые...
Я не смотрю ничего кроме новостей и смешанных единоборств и налогов не платил в течении 12 лет и лишь последний год плачу, а до этого лишь 1 год платил за все свои 39 лет
1
25
Ответить
Nihon
udachnic
Что-то вы телефоном не пользуетесь 20-летней давности и на машине 20-летней не ездите (наверно). Формула1 отчасти существует только потому-что в ней отрабатываются, а потом и внедряются в автомобильную...
А вы с интересом смотрите нынешнюю формулу? Я помню ее какой она была 20 лет назад, и какая сейчас - это просто скука.
Прогресс пошел не тем путем сегодня, к сожалению.
22
3
Ответить
 
Усть-Ордынский
Сообщений: 4934
Maria Melnikova
При чем тут государство? Про авторские права не слышали?
А причем тут права? Государство платит за меня, а если не будет платить пусть этими правами сходят кой куда, я платить все равно не буду
1
7
Ответить
     
Волгоград
Сообщений: 2428
Nihon
А вы с интересом смотрите нынешнюю формулу? Я помню ее какой она была 20 лет назад, и какая сейчас - это просто скука.
Прогресс пошел не тем путем сегодня, к сожалению.
Я тоже помню, какой была ф-1 20 лет назад))) А особенно 18 и 16 лет назад, когда в чемпионате были разыграны титул и кубок конструкторов к середине сезона. К Середине Карл!!!! Да даже 30 лет назад, что я хорошо помню, не было особо интересных гонок, сейчас куда лучше. Я понимаю нытьё красноболел, коих в мире больше всех остальных. Когда команду, за которую ты болеешь, и которую пялят все серьёзные соперники, а по сути в большинстве случаев собственная тупость и ошибки при принятии решения- кому понравятся такие гонки.)))) Сейчас именно то время, когда побеждает тот, кто лучше всех справился с работой. Былые заслуги не дают преимущества, и даже читерство не спасает красных. Помню, как маков наказали на 100 лямов только за то, что какие то чертежи увидели. А тут ФИА обнаружила незаконную работу с датчиками расхода топлива, И РЕШИЛА ДОГОВОРИТЬСЯ. А надо было отнять все очки, лишить призовых за год и впаять штраф в сотку лямов, чтобы впредь не повадно было. Но в формуле 1 все равны. Только фуры ровнее остальных.
Maxum 1800 MX
H Ridgeline RTL
O Accord CL-9 EXE
N HR-V JS4 Modulo
D Civic Ferio GF-EK
A DN-01
11
8
Ответить
 
Ставрополь
Сообщений: 6129
те кто раньше справлялся лучше остальных,были и раньше сам же пишешь разыгрывали кубок с в середине сезона,просто раньше если какая нибудь команда доминировала более двух сезонов ,сразу меняли регламент ,то запретим граунд эффект ,то снизем давление в турбо,то запретим турбо, а давайте запретим активную подвеску,слики,выдувной иффузор,и т.д....и только с приходом эры мерседеса регламент практически не меняется, я не знаю почему,может быть потому что в современных реалиях это ,очень толерантно,как сказать запрос прогрессивной общественности, немецкий концерн,чepный пилот,и не понятного пола...плюс к этому еще либерти со своими идиотскими инновациями...тоже делает ф1 еще более рафинированной , и менее брутальной...
14
1
Ответить
Максим
Симферополь
Формула 1 - тупейшая тема. Жужжат, по кругу. В чем прикол, фиг знает.
11
15
Ответить
   
Москва
Сообщений: 525
Борис Карлоич
А причем тут права? Государство платит за меня, а если не будет платить пусть этими правами сходят кой куда, я платить все равно не буду
За вас платит государство? Давайте уточним - за что именно оно за вас платит?
alfista
3
3
Ответить
 
Усть-Ордынский
Сообщений: 4934
Maria Melnikova
За вас платит государство? Давайте уточним - за что именно оно за вас платит?
За мою возможность что нибудь смотреть, если не будет платить то я и смотреть не буду
3
5
Ответить
Nihon
Леонид1078
те кто раньше справлялся лучше остальных,были и раньше сам же пишешь разыгрывали кубок с в середине сезона,просто раньше если какая нибудь команда доминировала более двух сезонов ,сразу меняли регламент...
Бояться нигру обидеть, и засветиться на весь мир как расисты. Нико Росберга "ушли" из команды за то что был антиподом Льюса, и ездил не хуже, а иногда лучше его. После ицидента году в 16, когда на каком то гран при они размотали болиды друг об друга буквально с первых секунд после старта, нигра заныл и сказал, что с ним больше ездить не будет. Всё это звучит крайне нелепо, но очень похоже на их западную реальность.
18
3
Ответить
Nihon
Максим
Формула 1 - тупейшая тема. Жужжат, по кругу. В чем прикол, фиг знает.
во времена Ханта и Лауды была крутая тема. Гонки на настояющую выносливость. Смысл был не только выиграть, но и не выпилиться во время гонки. А на финише - девки, шампанское, вещества.
19
2
Ответить
 
Ставрополь
Сообщений: 6129
да и в 80-е начало 90-х тоже было весело,Сена которого щас до небес возносят ,то морду кому нить набьет прям в паддоке,то Проста специально снесет с трассы....щас за такое поведение,в вечный бан бы отправили...
24
1
Ответить
1575191
Какие все злые, дилеры закрылись- ура, так и надо! Автозаводы закрылись -ура, так и надо и дилеров туда же! Формула 1 на грани - ура, так им и надо! Ужас, люди, Вы чего?
5
5
Ответить
Nihon
1575191
Какие все злые, дилеры закрылись- ура, так и надо! Автозаводы закрылись -ура, так и надо и дилеров туда же! Формула 1 на грани - ура, так им и надо! Ужас, люди, Вы чего?
потому что и те, и те, жрали в 3 горла и только о себе думали, в основном.
12
 
Ответить
Максим
Симферополь
Nihon
во времена Ханта и Лауды была крутая тема. Гонки на настояющую выносливость. Смысл был не только выиграть, но и не выпилиться во время гонки. А на финише - девки, шампанское, вещества.
да ****я это. Может быть самому гонять весело, но смотреть со стороны - бред. Давайте я буду гонять, а вы будете смотреть на меня, хлопать и платить за это деньги)
3
3
Ответить
 
Ставрополь
Сообщений: 6129
Максим
да ****я это. Может быть самому гонять весело, но смотреть со стороны - бред. Давайте я буду гонять, а вы будете смотреть на меня, хлопать и платить за это деньги)
вас же никто не заставляет смотреть,кому нравится футбол,кому то гольф,кому то дом 2 ,все люди разные...
6
 
Ответить
1575191
Nihon
потому что и те, и те, жрали в 3 горла и только о себе думали, в основном.
Вот Вы непонятно для меня мыслите, честное слово. Возьмем Формулу 1, сколько в ней задействовано людей, которые не жируют, а зарабатывают этим? Множество механиков, убощиц, инженеров, водителей. Я ведь не говорю о владельцах команд и пилотах. Возьмем ДЦ. Количество сотрудников примерно около 100 человек, это ведь не 100 менеджеров которые жрут в 3 горла(их процентов 20), остальные механики, кассиры, инженеры, уборщицы, дворники
3
3
Ответить
12868854
Красноярск
Nihon
А вы с интересом смотрите нынешнюю формулу? Я помню ее какой она была 20 лет назад, и какая сейчас - это просто скука.
Прогресс пошел не тем путем сегодня, к сожалению.
20 лет назад там доминировал Шумахер и совершенно так же было неинтересно смотреть.
3
6
Ответить
    
Хабаровск
Сообщений: 1393
да и хрен с ней этой формулой. Все равно смотреть не интересно. Самый скучный вид гонок в мире.
4
3
Ответить
 
Иркутск
Сообщений: 7130
Nihon
А вы с интересом смотрите нынешнюю формулу? Я помню ее какой она была 20 лет назад, и какая сейчас - это просто скука.
Прогресс пошел не тем путем сегодня, к сожалению.
Смотрю с интересом.
Отчасти о прогрессе согласен, мы все стали нежней.
1
 
Ответить
Nihon
Леонид1078
да и в 80-е начало 90-х тоже было весело,Сена которого щас до небес возносят ,то морду кому нить набьет прям в паддоке,то Проста специально снесет с трассы....щас за такое поведение,в вечный бан бы отправили...
как Квята, когда он Фитилю на гран при Сочи спецом антикрыло "подправил", и отправились оба до конца гонки в бокс. Потом Даню попросили из Ред Булла.
 
2
Ответить
Богатые тоже плачут. Ваще не парит если честн0
4
1
Ответить
     
Благовещенск
Сообщений: 100
да ладно, для меня Формула-1 умерла еще во времена Шумахера на Феррари. В свое время знал наизусть биографии Проста, Сенны, Мэнсела и еще парочки пилотов, а потом немец все испортил. Но думаю, что сейчас еще хуже стало...
3
4
Ответить
     
Волгоград
Сообщений: 2428
красное-на-черном
да ладно, для меня Формула-1 умерла еще во времена Шумахера на Феррари. В свое время знал наизусть биографии Проста, Сенны, Мэнсела и еще парочки пилотов, а потом немец все испортил. Но думаю, что сейчас еще хуже стало...
Ошибаешься
Maxum 1800 MX
H Ridgeline RTL
O Accord CL-9 EXE
N HR-V JS4 Modulo
D Civic Ferio GF-EK
A DN-01
 
7
Ответить
     
Волгоград
Сообщений: 2428
Nihon
Бояться нигру обидеть, и засветиться на весь мир как расисты. Нико Росберга "ушли" из команды за то что был антиподом Льюса, и ездил не хуже, а иногда лучше его. После ицидента году в 16, когда...
Какая чушь и бред. Откуда вы такие вылезаете? Росберг хапнул своё счастье лишь на техпроблемах у Хема. И сразу же сдриснул, так как никаких шансов у него больше не было, да и из сил он выбился, с сильным соперником рядом находится. Даже тотошка с лаудой были фшоке от такого финта немцефинна. А уж сколько он вместе с хемом с детства гонялся, с 14 лет, но всегда сливал люсику. Все заслугт росберга-то что он показал всему свету. какой великий чемпион шумми, натянув его три года подряд.)))
Maxum 1800 MX
H Ridgeline RTL
O Accord CL-9 EXE
N HR-V JS4 Modulo
D Civic Ferio GF-EK
A DN-01
2
6
Ответить
 
Ставрополь
Сообщений: 6129
Зуб34
Какая чушь и бред. Откуда вы такие вылезаете? Росберг хапнул своё счастье лишь на техпроблемах у Хема. И сразу же сдриснул, так как никаких шансов у него больше не было, да и из сил он выбился, с сильным...
то что метросексуал еще тот нытик ,знает даже ребенок..плюс еще вечно кривляется и переигрывает аж блевать охота...и где они откопали это чудо...
6
1
Ответить
 
Ставрополь
Сообщений: 6129
а то что Росберг был сильнее Шуми,совршенно есстесвенный процесс в ф1,молодой всегда побеждает старого ,Менсела тоже после возвращения просто схавали,молодые пилоты
3
1
Ответить
 
Ставрополь
Сообщений: 6129
более того возьми щас в мерсы напарником Люське ,сильного пилота хотя Риккардо или Ферстапена,сразу было бы видно что он стоит...а так в одной команде с Вторикеллой это не показатель...
5
 
Ответить
  
Иркутск
Сообщений: 455
Nihon
Сделайте Формулу еще более зрелищной, а не такой, чтобы постоянно выигрывал негр на Мерседесе. Уберите 50% безопасности. Сделайте гонки опаснее. Пусть пилоты подвергают себя риску, как лет 20 - 30 назад....
Был в Сочи 2019 на Формуле 1. Двигатели орут нормально так. Куда еще громче? И так не особо комфортно близко к трибуне сидеть.
 
3
Ответить
 
Ставрополь
Сообщений: 6129
dani filth
Был в Сочи 2019 на Формуле 1. Двигатели орут нормально так. Куда еще громче? И так не особо комфортно близко к трибуне сидеть.
вот когда были 3.5 литровые v12 ,в начале 90-х ,обороты у них были до 14000 ,вот у них был реально звук как будто истребитель на взлет идет....
4
 
Ответить
Ритка
Большие Чапурники
Леонид1078
то что метросексуал еще тот нытик ,знает даже ребенок..плюс еще вечно кривляется и переигрывает аж блевать охота...и где они откопали это чудо...
Этот метросексуал – самый быстрый гонщик современности. И когда он уделает Шумахера по титулам, который тот еще грязный гонщик, останется только ныть.
1
5
Ответить
 
Ставрополь
Сообщений: 6129
так и я о чем? если даже метросексуал может пилотировать современную ф1,которая идет как по рельсам, то о чем можно говорить? а насчет липовых титулов на самовозе,то даже Квят сможет,а чуть что начинается нытье и Боттас услужливо уступает свою позицию...а Шумахер в свое время пришел в феррари которая была на дне ,смог сплотить команду и начать побеждать,а после его ухода там опять все сдулось,уже хотя бы поэтому он более великий гонщик ,чем это размалеванное как телка ,пришедшее на все готовое.
4
 
Ответить
     
Волгоград
Сообщений: 2428
Леонид1078
то что метросексуал еще тот нытик ,знает даже ребенок..плюс еще вечно кривляется и переигрывает аж блевать охота...и где они откопали это чудо...
Это чудо через пару лет станет самым титулованным гонщиком за всю историю ф-1. За всю свою гоночную карьеру он выиграл больше половины гонок, в которых участвовал. А завистники и хейтеры пусть обрыгаются по полной, кому до вас дело? )))
Maxum 1800 MX
H Ridgeline RTL
O Accord CL-9 EXE
N HR-V JS4 Modulo
D Civic Ferio GF-EK
A DN-01
1
5
Ответить
     
Волгоград
Сообщений: 2428
Леонид1078
так и я о чем? если даже метросексуал может пилотировать современную ф1,которая идет как по рельсам, то о чем можно говорить? а насчет липовых титулов на самовозе,то даже Квят сможет,а чуть что начинается...
Он ушел дважды отдрюченным молодым алонсо, тоже просто сдриснул, поняв, что ему больше ничего не светит, а не покинул команду на пике формы, как росберг. Когда хем присоединился к мурзикам их драли почти все соперники к 6 кругу, не смотря на старт с поула.
Иногда лучше жевать, чем говорить.
Maxum 1800 MX
H Ridgeline RTL
O Accord CL-9 EXE
N HR-V JS4 Modulo
D Civic Ferio GF-EK
A DN-01
 
3
Ответить
 
Ставрополь
Сообщений: 6129
Зуб34
Он ушел дважды отдрюченным молодым алонсо, тоже просто сдриснул, поняв, что ему больше ничего не светит, а не покинул команду на пике формы, как росберг. Когда хем присоединился к мурзикам их драли почти все соперники к 6 кругу, не смотря на старт с поула.
Иногда лучше жевать, чем говорить.
это тебе такой приснился? К приходу Люськи в мерседес,команда уступала только буллам,а через год с началом турбо эры, у них вообще нет конкурентов,и только не надо писать чухню,что у феррари самая быстрая машина...стать самый титулованным пeдикoм ф1,много ума не надо не имея конкурентов,если с ним в одной команде будет кататься номрмальный пилот ,а не Вторикелла раскатает этого вечного нытика в пыль...
3
 
Ответить
     
Волгоград
Сообщений: 2428
Леонид1078
это тебе такой приснился? К приходу Люськи в мерседес,команда уступала только буллам,а через год с началом турбо эры, у них вообще нет конкурентов,и только не надо писать чухню,что у феррари самая быстрая...
Мне по душе твои влажные фантазии.))) К приходу хема мерсы были на 5 месте в чемпионате. в дебютном сезоне он выиграл лишь одну гонку. но был стабильней росберга, ХОТЯ ТОТ ВЫИГРАЛ 2 ГОНКИ, Чухню про то, что у красных самая быстрая машина последних пару лет пишут очень уважаемые люди из паддока.
А кто нормальный пилот? Алонсо, баттон, росберг, кто из них вторикелла? И как же тогда шумми слил подряд 5 сезонов двум из трёх? )))
Maxum 1800 MX
H Ridgeline RTL
O Accord CL-9 EXE
N HR-V JS4 Modulo
D Civic Ferio GF-EK
A DN-01
 
 
Ответить
     
Волгоград
Сообщений: 2428
Леонид1078
так и я о чем? если даже метросексуал может пилотировать современную ф1,которая идет как по рельсам, то о чем можно говорить? а насчет липовых титулов на самовозе,то даже Квят сможет,а чуть что начинается...
Я не могу назвать лучшим Шумахера, потому что каждый раз вспоминаю одну очень неприятную деталь: в контрактах его напарников – Ирвайна, Баррикелло и всех остальных – был обязательный пункт, в котором говорилось, что они должны играть вторую скрипку при Михаэле. Он просто манипулировал контрактами других. Мне кажется, гонщик с талантом уровня Сенны должен стыдиться этого.
Эдди Джордан
https://autosport.com.ru/f1/62...
Maxum 1800 MX
H Ridgeline RTL
O Accord CL-9 EXE
N HR-V JS4 Modulo
D Civic Ferio GF-EK
A DN-01
 
 
Ответить
 
Ставрополь
Сообщений: 6129
Зуб34
Я не могу назвать лучшим Шумахера, потому что каждый раз вспоминаю одну очень неприятную деталь: в контрактах его напарников – Ирвайна, Баррикелло и всех остальных – был обязательный пункт,...
а ну да у негра никто вторую скрипку не играет ,у него все по честному,равные партнеры...
2
 
Ответить
     
Волгоград
Сообщений: 2428
Леонид1078
а ну да у негра никто вторую скрипку не играет ,у него все по честному,равные партнеры...
Ещё раз тебе повторю. алонсо, баттон, росберг. Лишь один до этого не чемпион мира-Хейкки. Или ты считаешь боттаса рОвней негру?
Maxum 1800 MX
H Ridgeline RTL
O Accord CL-9 EXE
N HR-V JS4 Modulo
D Civic Ferio GF-EK
A DN-01
 
 
Ответить
skornilovich
Краснодар
Maria Melnikova
Серьезно? Кино не смотрите, музыку не слушаете, книжки не читаете?
смотрим, слушаем и читаем. Но поверьте, того, что уже снято, спето и написано вам за всю жизнь не употребить
 
 
Ответить
   
Москва
Сообщений: 525
skornilovich
смотрим, слушаем и читаем. Но поверьте, того, что уже снято, спето и написано вам за всю жизнь не употребить
А вам? :)
И означает ли это, что больше писать, снимать и рисовать не нужно? :)
alfista
 
 
Ответить
skornilovich
Краснодар
Maria Melnikova
А вам? :)
И означает ли это, что больше писать, снимать и рисовать не нужно? :)
то, что сейчас пишут и снимают, так лучше уж без этого
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром