Почти за три месяца карантина большинство гоночных серий перешло на виртуальные площадки, организуя кибергонки прежде всего для того, чтобы хоть как-то пережить вынужденную изоляцию и отсутствие реального автоспорта. Гоночный мир разделился на два лагеря. Большинство сумело адаптироваться к изменившимся условиям довольно легко: особенно это касалось тех спортсменов, которые и раньше любили погонять за виртуальным рулем не только на тренажерах. Другие же продолжают воспринимать это исключительно как развлечение, отказываясь считать, что и тут все может быть по правилам.
Что характерно, следствием этого стал целый ряд инцидентов, закончившихся для виртуальных пилотов реальными последствиями.
Первой ласточкой стал скандал в американской серии NASCAR, разразившийся в середине апреля на почве расистских высказываний одного из пилотов Кайла Ларсона. Во время тренировки перед гонкой под названием «Безумие Монцы» на платформе iRacing Ларсон во время проверки гарнитуры сказал: «Эй, ниггеры, вы меня слышите?». Ему не повезло. Его услышали не только «ниггеры», но и все зрители на Twitch. Последствия этого высказывания для Ларсона были не слишком приятными: команда Ganassi, за которую он выступает, сначала лишила его зарплаты, а затем и вовсе уволила.
Еще через некоторое время другой пилот NASCAR Бубба Уоллес лишился своего спонсора из-за того, что покинул виртуальную гонку после очередной аварии, решив, что у него нет шансов на хороший финиш. В конце своего стрима он сказал болельщикам «Вот почему я не воспринимаю это все серьезно». Компания Blue-Emu расценила это по-своему, разорвала контракт с Уоллесом и написала в твиттере, что «нам интересны настоящие гонщики, а не те, кто сдается».
Две недели спустя действие переместилось в виртуальные соревнования Indycar. Начал «заварушку» чемпион Indycar Симон Пажено: предварительно обсудив это со своим споттером, он решил выбить чересчур удачливого Ландо Норриса. Это также попало в прямой эфир на Twitch и моментально стало достоянием зрителей. А когда Пажено намеренно замедлился перед Норрисом, чтобы спровоцировать аварию, разразился настоящий скандал, который не оставил безучастным даже босса McLaren Зака Брауна. Интересно, что Макс Чилтон, который также выступает в этой американской серии, прокомментировал события следующим образом, делая упор на виртуальность соревнования: «…в реальной жизни нет гонщика, который преднамеренно выйдет из боксов, чтобы выбить лидера».
На этой же гонке произошел и второй инцидент: экс-пилот Формулы 2 Сантино Ферруччи откровенно выбил еще одного пилота McLaren — Оливера Эскью, дернув рулем и вынеся соперника в стену. Интересно, что после произошедшего Ферруччи не стал извиняться или оправдываться — он сказал, что сделал это потому, что это никак не грозило жизни и здоровью пилота, и это просто симрейсинг, виртуальная игра.
И Пажено, и Ферруччи — оба были наказаны реально за произошедшее виртуально, но, похоже, это не стало уроком для других, и пилоты продолжили наступать на те же грабли.
В прошедшую субботу состоялся пятый этап ABB Formula E Race at Home Challenge — единственного виртуального чемпионата, в гонках которого между собой сражаются только действующие пилоты реальной гоночной серии. Один из них — Даниэль Абт, внук знаменитого гонщика Иоганна Абта и сын и племянник основателей компании ABT Sportsline, принимает участие в чемпионате Формула Е с момента его основания за команду, носящую имя его семьи и превратившуюся из частной в заводскую. Своей семье он приготовил отличный подарок.
На пятом этапе Даниэль Абт стал центральной фигурой разгоревшегося скандала: немецкого пилота уличили в том, что и в квалификации, и в гонке под его именем выступал австрийский симрейсер. По словам некоторых пилотов, еще во время гонки они заподозрили, что что-то не так: уж слишком хорошие времена показывал Даниэль Абт. После финиша, когда «Абт» финишировал на третьем месте в гонке и не принял участие в послефинишном интервью, их подозрения окрепли. В итоге они вынудили Абта признаться, что за рулем был не он.
Скандал вспыхнул моментально: организаторы аннулировали результат пилота в гонке и наложили на него штраф в 10 000 евро. Однако на этом все не закончилось. Представители СМИ моментально распространили информацию, и то, что могло закончиться внутри самой серии, приняло совсем другой масштаб. Через пару дней после этого последовала и реакция концерна Audi. Они приняли беспрецедентно жесткие меры: не просто уволили Даниэля Абта из команды, но и вообще прервали с ним все отношения. Таким образом, мы имеем дело с очередными реальными и очень серьезными последствиями того, на что еще пару лет назад, возможно, никто вообще не обратил бы никакого внимания. Что это? Мир сошел с ума? Или это новая реальность, в которой нам теперь жить? Давайте попробуем разобраться.
Был ли поступок Даниэля Абта глупостью или намеренным читерством? Подмена себя на симрейсера в гонке, где, по правилам, выступают только реальные пилоты Formula E, это уже сам по себе вызывающий поступок. Но если мы имеем дело с читерством, то в этом есть большой резон, т. к. симрейсеры почти всегда могут объехать реальных пилотов за счет своей виртуальной вкатанности. Если Абт хотел повысить свои ставки, то посадить вместо себя кибергонщика — отличное решение, если оно как следует продумано и подготовлено. Но в данном случае «дыр» было столько, что правда должна была неминуемо всплыть.
В своем 15-минутном ролике с извинениями Даниэль Абт рассказывает, что с их стороны это была шутка, которая после гонки должна была быть раскрыта. В качестве оправдания в отсутствии злонамеренности он говорит, что все обсуждалось в прямом эфире со зрителями, симрейсер выходил в гонку со своего австрийского IP, и вообще они готовили ролик для Youtube, чтобы всем вместе посмеяться над этой забавной ситуацией.
«Мы участвуем в этой игре, чтобы развлекать наших фанатов», — сказал Абт. — «Это же весело!». Только вот остальным гонщикам смешно почему-то не было — они-то воспринимали гонку всерьез и боролись за позиции. Странно, почему Абт не подумал о других участниках, ведь его шутка сводила на нет все их усилия в борьбе.
«Теперь я понимаю, что мы совершили огромную ошибку, так поступив, и я это признаю и готов к последствиям. Для меня очень важно сказать, что у меня даже в мыслях не было подменить себя симрейсером, выдать его результат за свой и сохранить это в тайне — чтобы все думали, как хорошо я проехал. Для меня это неприемлемо. Тем более это не может быть мотивировано денежной стороной вопроса: мы не получаем призовые. Симрейсеру я тоже не платил за участие, это просто была наша общая идея, которую мы реализовали».
Ну хорошо. Дураки — значит дураки. Кажется, что штрафа и аннуляции результатов в качестве наказания было бы достаточно, но тут в дело вступили Audi, уведомив немца о том, что с данного момента их пути расходятся. Не было ли это слишком жестким наказанием? Кажется, да. Но и их можно понять: во время официального мероприятия, направленного на благотворительность, при полном официозе их собственный пилот подчеркнуто демонстрирует, что не принимает это всерьез. Очень неприятный конфуз для немцев, весьма заботящихся о своей репутации. Но вполне возможно, что концерн просто искал повода, чтобы расстаться с пилотом, который не блистал результатами в Formula E, и заключить контракт с кем-то, кто принесет команде не только победы, но и деньги. Не забывайте к тому же, что совсем недавно Audi ушли из DTM, и теперь у них появился новый пул безработных заводских пилотов, которых можно использовать.
Так или иначе, в Европе теперь создан серьезный прецедент, когда виртуальные скандалы заканчиваются реальными проблемами, а Даниэль Абт стал отрицательным примером и предупреждением, что виртуальность теперь надо воспринимать более чем реально, и что твоя реальная судьба может обрушиться из-за глупой шутки в интернете.
Мы попросили прокомментировать ситуацию официального пилота компании Мазда Мотор Рус, руководителя школы картинга MazdaKartingAcademy, действующего пилота немецкой гоночной серии NLS, RCN Сергея Балдина.
Помимо всех вышеперечисленных регалий Сергей обладает значительным опытом симрейсинга, выступал также в гранд-финале Nissan GT Academy в Сильверстоуне, а в этом году принял участие в виртуальной гонке «24 часа Нюрбургринга» и четырехчасовой iNLS. В последние месяцы выступал организатором киберчемпионата Gran Turismo совместно с Forza, а также виртуальных гонок для участников MazdaKartingAcademy на симуляторах Asseto Corsa и Gran Turismo.
— Физика симрейсинга и реальных гонок очень отличается: то, что можно сделать на компьютере, как правило, невозможно повторить вживую. Но для этого тоже нужен опыт и накат. Я полагаю, что Даниэль Абт понимает, что пока еще уступает по своим навыкам симрейсерам, и чтобы показать себя с лучшей стороны, пригласил одного из них. Не думаю, что это задумывалось как шутка: это официальное соревнование с определенным статусом. Но в какой-то момент Абт просто «прокололся», и поэтому решил обставить все как шутку.
Что касается Audi, я могу сказать, что сейчас и они, и все остальные находятся далеко не в самом благоприятном положении из-за кризиса. Тот факт, что они дали ход этому делу, а не заглушили его, возможно, означает, что они уже предполагали некую рокировку. Например, у них уже имелись планы, как улучшить собственное положение, в том числе и в серии, и они просто решают свои проблемы. В будущем мы точно увидим, как это будет развиваться и во что выльется.
— Легко ли подменить себя за симулятором на другого пилота и часто ли это происходит?
— Да, к сожалению. Сделать это легко, и происходит это часто. Все основано на том, что у команд и организаторов не всегда есть бюджет на программистов, которые бы отслеживали происходящее в соревнованиях. Если бы это регулярно происходило, то многие чемпионаты удивились бы тому, кто на самом деле сидит за рулем.
Симрейсеры сейчас очень востребованы, их услугами пользуются многие команды не только в мире и Европе, но и в России. Фальсифицировать результаты тоже несложно. И мы не говорим даже о том, что организаторы могут просто на какое-то время отрубить гонщика от сервера — это грубо и некрасиво. Если брать самих пилотов, то обратите внимание, что камера направлена сбоку на пилота, и мы не видим, что пилот делает на треке. Можно посадить другого пилота в соседней комнате на том же IP адресе, и он будет участвовать в гонке, а ты будешь повторять за ним действия на трансляцию для зрителей. Способов читерства очень много.
— Можно ли как-то предотвратить читерство?
— Из простейших вещей — это проверять в момент игры, что участвует сам пилот, перед игрой — ставить запрет через IP заходить в игру с другого компьютера. Например, Assetto Corsa позволяет зайти под своей учетной записью и со второго компьютера, и с третьего, и попасть в ту же игру. Случаи, когда с одного IP-адреса одновременно играли два человека, были неоднократно зафиксированы. Чтобы это «отлавливать», нужна определенная цифровая подпись пилота или другие способы контроля. Пока над этим особо прицельно не работали, но если симрейсинг получит столь масштабное развитие, этот момент не за горами.
Станислав Аксенов, победитель GT Academy Russia 2013 года, победитель марафона «24 часа Дубая», инструктор Porsche Driving Center:
— Я считаю, что, если бы Audi не оказались замешаны в этой истории, ничего глобально серьезного бы не произошло, несмотря на то, что поступок был крайне безответственный. Сейчас из-за карантина многим пилотам приходится выступать в виртуальных соревнованиях, хотя они и не любят этого. Но ответственность перед командой и зрителями заставляет их это делать. Для тех пилотов, которые участвуют в реальных гонках, симрейсинг и в самом деле является развлечением, они не воспринимают его серьезно. Но если говорить об ответственности перед всеми остальными пилотами, то, конечно, морального права так поступить у Абта, в моем понимании, не было.
Я склонен считать, что это просто следствие глупости и лени со стороны пилота. А реакция Audi и в самом деле очень жесткая… Очень похоже на показательную порку. Но, с другой стороны, такое количество быстрых пилотов мечтают быть частью этой команды... Не велика потеря!
Денис Грабовский, специалист по тестированию в My Games и пилот сим-команды Pure Racing Team с опытом в киберспорте свыше десяти лет и свыше шести лет — в симрейсинге:
— Вся эта история выглядит достаточно глупо, учитывая, что там идет трансляция с веб-камерой, на которой было отчетливо видно, что у «типа Абта» нет его обычной бородки. Вдвойне глупо для шутки. К тому же это испортило жизнь не только Абту, но и еще симрейсеру: я уже слышал, что на соревнования от некоторых организаторов ему путь заказан. Так что глупо было с обеих сторон.
Подобных случаев в симрейсинге довольно много. По IP проверяют не так часто, а если играть из одного места (квартиры), то никто и не узнает об этом. Есть и специальные утилиты для разных игр, позволяющие быть быстрее. Их точно нет в IRacing, т. к. там все обсчитывается на сервере. Но в RaceRoom читы были буквально год назад, и в Assetto Corsa Competizione тоже, к сожалению, присутствуют.
У меня у самого был такой случай в начале карьеры: из-за технической неисправности я не мог зайти на сервер под своей учетной записью, а времени связаться с организаторами просто не было. Пришлось использовать аккаунт напарника. Его заподозрили, проверили и увидели мой ip.
Т. к. причина была техническая, меня не стали наказывать по всей строгости, но на один этап все же отстранили. При умысле это обычно кончается баном на всю жизнь на эвентах этого организатора.