В начале сезона календарь европейской раллийной серии насчитывал восемь этапов, сохраняя количественный баланс между асфальтовыми и гравийными раундами. Но различные ограничения из-за мировой пандемии внесли серьезные корректировки в ход многоэтапного соревнования и, несмотря на то, что промоутер серии «Евроспорт Ивентс» очень быстро перестроился и смог организовать гонки в новом формате, первый этап состоялся лишь в середине лета.
Для россиян Алексея Лукьянюка и его нового штурмана Дмитрия Еремеева это был настоящий квест — попасть на ралли в Рим. В условиях закрытых границ пришлось собрать огромное количество бумаг, получить необходимые пропуски, добиться писем для прохождения границ и таможенных контрольных пунктов. Путь на первую гонку был непростой: белорусская погранзастава, вылет из Белоруссии в Италию. И буквально на каждом шагу было очень много задержек, звонков, согласований, потерянного времени. Но все обошлось, и победа в итальянском ралли стала отличным заделом, чтобы продолжать участие и не сдаваться.
Основным конкурентом с первых же километров дистанции для Лукьянюка стал Оливер Сольберг — многообещающий юниор и сын Петтера Сольберга, чемпиона мира по ралли 2003 года. Обширная тренировочная программа и параллельное успешное участие в сериях гонок чемпионата Европы и мира по ралли говорят о большой перспективе юного шведского гонщика.
И как следствие, вся борьба на трассах этого сезона, вплоть до заключительных километров финального этапа, была похожа на партию в теннис, когда мяч был то на одной, то на другой стороне.
На втором этапе, проходившем в Латвии, победа осталась на счету Сольберга-младшего, но, несмотря на такой обмен любезностями, лидерство в серии сохранялось за Лукьянюком, и количество выигранных спецучастков только росло.
В этом году из-за серьезных противовирусных ограничений отменили проведение ралли на Азорских островах, и Португалия предложила альтернативно провести гонку в континентальной части страны, в районе города Фафе. Обычно в этом регионе, но по гравийным дорогам, проходят ралли в формате этапов чемпионата мира. Для первой лиги нашли подходящее количество асфальтовых отрезков трасс, и это ралли стало «терра инкогнита» для каждого участника.
Здесь мяч был на стороне экипажа Лукьянюка и Еремеева — безоговорочное первое место, которое дополнило копилку достижений сезона.
Наиболее сильное разочарование болельщики экипажа испытали в ходе ралли Венгрии. В прошлом году именно на этом этапе Лукьянюк упустил титул из-за пробитого колеса, уступив британцу Крису Ингрэму всего четыре секунды на заключительных километрах самого последнего спецучастка сезона.
В этом году погода в Венгрии была получше и гонку не сопровождали такие ливневые дожди. Но уверенное лидерство и планы на досрочное получение титула испарились, когда из-за раннего прибытия на пункт контроля времени скоростного участка штурманская ошибка выбросила россиян из числа фаворитов гонки, добавив к результату в итоговой классификации ралли пять минут штрафа. В итоге очки за венгерскую гонку были минимальные, и то за счет результатов второго гоночного дня.
После отмены завершающего этапа ралли в Бельгии честь принимать Гранд-финал серии выпала Канарским островам. Погода на заключительном этапе смешала все карты командам, пытавшимся выстроить стратегию, прогнозируя выбор шин соперников. Обычно соревнования в этой локации проходят в мае, а в конце ноября даже самые точные спутниковые прогнозы погоды не сбывались. Экипажи-разведчики и шинные аналитики, которые проезжают спецучастки ралли за несколько часов до старта, не могли предсказать, будет ли дождь в момент прохождения спортивных машин по трассе: солнечная погода и безоблачное небо могли смениться дождем буквально за 10-15 минут. Что, собственно, и происходило — в первый день почти каждый экипаж жаловался, что не «попал» с выбором колес, и если лидерство пророчили сильным пилотам, выступающим на этапах чемпионата мира, таким как Андреас Миккельсен или Крейг Брин, то в фаворитах тут появились непривычные имена французских и испанских пилотов.
На Канарах в правое кресло к Лукьянюку вернулся его постоянный штурман — Алексей Арнаутов. Для экипажа это было шестое совместное выступление на островной гонке. Особенности местных дорог и довольно сложная стенограмма не были в новинку для экипажа, и оба Алексея выполнили поставленную задачу.
Лукьянюк пилотировал на финальной гонке без прессинга: петербуржцу достаточно было финишировать не ниже пятой позиции, если его соперник занял бы первое место. Однако адреналина для экипажа и выпитой валерьянки для болельщиков хватило: Citroen C3 R5 дважды вылетел за пределы трассы, но все прошло настолько удачно, что автомобиль практически не пострадал.
На финише ралли заработанных очков шведу Оливеру Сольбергу не хватило бы для титула, даже если бы россияне вообще не торопились. Собственно, Дмитрий Еремеев получил свой законный титул в личном зачете штурманов, наблюдая за гонкой дистанционно.
«Я могу сказать, что мое настроение менялось вместе с погодой, — отметил Алексей Лукьянюк. — Когда выходило солнце, я прямо менялся и выигрывал спецучастки. Как только начинался непредсказуемый дождь и вылезал туман, то я понимал, что все идет наперекосяк, так как невозможно было “попасть в колеса” во время сервиса. Непростые из-за этого условия, и не могу сказать, что есть чем гордиться: мы вылетели два раза во время гонки, и оба раза — из-за воды на трассе. Несмотря на все, мы на финише, и я рад, что сезон остался за нами — имея в соперниках такого парня, как Оливер, с его ресурсами, папой-чемпионом в качестве наставника и возможностями. Я уже в начале года понимал, что выиграть у него будет непросто. Много сил потрачено, но мы это сделали!
Очень хотелось бы поблагодарить не только наших партнеров, чьи логотипы вы можете видеть на наших комбинезонах и машине, но и Министерство спорта, и Российскую автомобильную федерацию, особенно Федерацию Санкт-Петербурга, которые очень быстро принимали решения по изменяющейся ситуации. Именно благодаря помощи РАФ мы и смогли попасть на все этапы».
Говорить о планах на следующий сезон пока рано: ситуация в автомобильном спорте нестабильна, как и во многих других спортивных дисциплинах — время покажет. А пока можно записать на счет россиян еще одну исторически важную победу.
Топ-15 ралли Канарских островов (после 17 спецучастков, 200,87 км)
1 | Adrien Fourmaux (FRA) / Renaud Jamoul (BEL) | Ford Fiesta R5 MkII | 2h 12 m 21,2 s |
2 | Yoann Bonato (FRA) / Benjamin Boulloud (FRA) | Citroën C3 R5 | +25,0 s |
3 | Iván Ares (ESP) / David Vázquez (ESP) | Hyundai i20 R5 | +55,6 s |
4 | Oliver Solberg (SWE) / Aaron Johnston (IRL) | Volkswagen Polo GTI R5 | +1 m 17,4 s |
5 | José Suárez (ESP) / Alberto Iglesias (ESP) | Škoda Fabia Rally2 Evo | +1 m 39,1 s |
6 | Andreas Mikkelsen (NOR) / Anders Jæger-Amland (NOR) | Škoda Fabia Rally2 Evo | +1 m 48,8 s |
7 | Alexey Lukyanuk (RUS) / Alexey Arnautov (RUS) | Citroën C3 R5 | +2 m 10,6 s |
8 | Callum Devine (IRL) / James Fulton (IRL) | Hyundai i20 R5 | +2 m 25,7 s |
9 | Miko Marczyk (POL) / Szymon Gospodarczyk (POL) | Škoda Fabia Rally2 Evo | +2 m 32,1 s |
10 | Luis Monzón (ESP) / José Carlos Déniz (ESP) | Citroën C3 R5 | +2 m 32,4 s |
11 | Craig Breen (IRL) / Paul Nagle (IRL) | Hyundai i20 R5 | +2 m 33,0 s |
12 | Surhayen Pernía (ESP) / Eduardo Gonzalez (ESP) | Hyundai i20 R5 | +2 m 34,1 s |
13 | Marijan Griebel (DEU) / Pirmin Winklhofer (AUT) | Citroën C3 R5 | +3 m 01,0 s |
14 | Simone Tempestini (ROU) / Sergiu Itu (ROU) | Citroën C3 R5 | +3 m 30,3 s |
15 | Enrique Cruz (ESP) / Yeray Mujica (ESP) | Ford Fiesta R5 MkII | +3 m 38,9 s |
Очки в серии:
1 | Lukyznuk Alexey | RUS | 121 |
2 | Solberg Oliver | SWE | 112 |
3 | Munster Grégoire | LUX | 86 |
4 | Ares Ivan | ESP | 59 |
5 | Mikkelsen Andreas | NOR | 52 |
6 | Llarena Efrén | ESP | 52 |
7 | Breen Craig | IRL | 49 |
8 | Marczyk Miko | POL | 44 |
9 | Cais Erik | CZE | 38 |
Лидеры ралли:
SS1-SS7: Соланс/Морено
SS8-SS9: Ареш/Вазгес
SS10: Формо/Джамул
SS11: Соланс/Морено
SS12-SS17: Формо/Джамул
Ралли в цифрах:
Победы на гонках в сезоне-2020:
2 — Лукьянюк
1 — Формо, Миккельсен, Солберг
Победы на спецучастках в сезоне-2020:
23 — Лукьянюк
11 — Солберг
10 — Миккельсен
6 — Круньола
4 — Ареш, Бонато, Соланс
3 — Бассо и Брин
2 — Остберг
1 — Грязин, Лопеш, Марчик и Мюнстер
Следующий сезон, если ничего не помешает, обещает быть интересным. Предварительный календарь европейской серии на 2021 год выглядит так:
Этап 1: Rally Serras de Fafe e Felgueiras (Portugal, гравий), март 12-14, 2021
Этап 2: 55th Azores Rallye (гравий), март 25-27, 2021
Этап 3: Rally Islas Canarias (асфальт), май 6-8, 2021
Этап 4: 77th Rally Poland (гравий), июнь 18-20, 2021
Этап 5: Rally Liepāja (Latvia, гравий), июль 1-3, 2021**
Этап 6: Rally di Roma Capitale (Italy, асфальт), июль 23-25, 2021
Этап 7: 50th Barum Czech Rally Zlín (асфальт), август 27-29, 2021
Этап 8: Rally Hungary (асфальт), октябрь 22-24, 2021
**На усмотрение промоутера серии
Возможные этапы: Rallye Sanremo (Италия, асфальт), Cyprus Rally (гравий), Spa Rally (Бельгия, асфальт)