Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация
Стефан Петрансель: невероятная история «месье Дакара»
19.01.2021 | 3628 просмотров

Стефан Петрансель: невероятная история «месье Дакара»

Текст: Мишель Люпини, Grandprix247.com
Перевод: Мария Мельникова
Фото: Grandprix247.com и из открытых источников
Источник: Дром

Еще один «Дакар» и еще одна блестящая победа. На 43-м «Дакаре» Стефан Петрансель с первого этапа возглавил зачет внедорожников, уступив лишь в прологе победу своему сопернику Нассеру Аль-Аттие, и с этого момента не покидал первую строчку в генеральной классификации, одержав свою 14-ю победу в этом марафоне.

И несмотря на то, что за всю гонку он выиграл лишь один этап, в то время как его соперники «брали» по несколько, стоит отметить, что эта его итоговая победа оказалась почти столь же блестящей, как и победа на первом «Дакаре» 30 лет тому назад.


Стефан Петрансель родился 6 августа 1965 года в Эшено-ла-Мелине, Верхняя Сона, Франция. Как и многие другие чемпионы «Дакара», он поначалу занимался совсем другим видом спорта — скейтбордом, и в 14 лет выиграл чемпионат Франции по скоростному спуску, а также участвовал в чемпионате Европы. Тем не менее мотоциклы вошли в его жизнь еще в самом раннем возрасте, и свои первые заезды на кроссовых мотоциклах он совершал в возрасте восьми лет.

Пересев окончательно на два колеса, Стефан быстро добился успеха. Свой изначальный выбор в пользу суперкросса он изменил на эндуро и выиграл в 1983 году чемпионат Франции. Следующим шагом стал чемпионат мира по эндуро, и благодаря этому Петрансель познакомился с генеральным директором Yamaha France Жан-Клодом Оливье, который убедил его принять участие в гонке «Париж — Дакар» 1988 года.

«Я всегда любил соревнования, ощущение свободы и бесконечной, открытой для тебя дороги», — так Стефан Петрансель объяснил переход в ралли-рейды. — «”Дакар” — одно из тех легендарных событий, которое не может оставить равнодушным. Возможность участия в нем привлекла меня сразу. “Дакар” — это скорость, адреналин и пейзаж. Я получаю огромное удовольствие не только от самой гонки, но и от подготовки, от всей атмосферы».

Новичок Петрансель сразу же продемонстрировал весь свой потенциал, одержав победу на одном из этапов уже в свой первый год на «Дакаре». В том же году параллельно он выиграл второй чемпионат мира по эндуро, а затем, на втором «Дакаре», уже полностью доминировал в гонке. Он выиграл как первый этап, так и еще пять — в Нигерии, Мали и затем в Сенегале, однако по итогам всего марафона стал только четвертым.

Во время «Дакара»-1990 у Петранселя произошло два события одновременно: родился сын и в тот же день он выиграл этап и сразу же возглавил общий зачет. Однако через три дня заблудился на маршруте и был вынужден сойти. В том же году он выиграл сразу два ралли: Туниса и Марокко. А в 1991 году Петрансель вновь приехал на «Дакар», но на этот раз уже на новеньком Yamaha YZE750T. Он использовал весь свой трехлетний опыт, чтобы с самого начала выйти в лидеры мотозачета. Несмотря на то, что в 1991 году он одержал победу лишь на одном этапе, Петрансель на протяжении всего марафона показывал очень стабильные результаты и в итоге 17 января 1991 года завоевал своего первого золотого «Бедуина» — вместе с Yamaha, для которых это была первая победа за десять лет.

С этого момента Стефана Петранселя было уже не остановить. На следующий год он взял свой второй «Дакар» на доработанном Yamaha 850cc после четырех побед на этапах. 

В 1993-м — третья победа, несмотря на возникшие проблемы в начале марафона. Но в 1994-м году Петрансель был вынужден отказаться от участия в «Дакаре» после того, как это сделала Yamaha, и причиной тому стали поздние изменения в регламенте.

В 1995-м он красиво вернулся и вновь одержал победу на марафоне на обновленном Yamaha XTR860TR, выиграв четыре из пяти последних этапов и обойдя своего главного соперника Джорди Аркаронса. В 1996-м у Петранселя случился еще один сход, но уже в 1997-м он сравнялся по количеству побед (пять) с Сирилом Неве и, возможно, продемонстрировал самую впечатляющую гонку, выиграв семь этапов за весь марафон! Ну а в 1996-м добавил к этому и еще одну победу.

Петрансель стал самым успешным мотогонщиком всех времен на «Дакаре», выиграв шесть марафонов за свою карьеру. После этого он, что называется, один шлем повесил на крюк, а другой надел — для того, чтобы теперь пересесть на четыре колеса.

«Я очень хорошо помню свой первый “Дакар” в 1988 году», — говорит Стефан. «Я помню, как был где-то в Тенере, в Сахаре, когда мимо меня на Peugeot 205 пронесся Ари Ватанен, окутав меня облаком пыли. И тогда я подумал: “Когда-нибудь я тоже хочу это сделать”. Поэтому, когда я говорю, что участие в “Дакаре” на автомобиле всегда было моей мечтой, это чистая правда».

Сразу после своей шестой победы в мотозачете Петрансель заключил контракт с Nissan — но не только на «Дакар». Как любой мастер своего дела, он принимал участие и в обычных ралли, и даже в ледовых гонках. На «Дакар»-1999 он заявился в зачет внедорожников на Dessoude Nissan, а его штурманом стал Жан-Поль Коттре.

Свой первый марафон за рулем автомобиля Стефан Петрансель завершил седьмым в абсолюте и вошел в Топ-10 новичков всего «Дакара». Затем в следующем году он пересел на багги Mega, в конструировании которого также принимал участие, и сразу же одержал свои первые две победы на этапах и занял второе итоговое место в генеральной классификации. В 2001-м Петрансель вернулся в Nissan, но занял лишь 12-е место, а в 2002-м и вовсе был сход.

Свой первый подиум гоночный дуэт Петранселя и Коттре занял в 2003 году, на этот раз уже под флагом Mitsubishi, при этом они одержали шесть побед на этапах, что уже само по себе стало сенсацией. Но затем Петрансель предпочел быстрым результатам старую добрую стабильность и не стал размениваться, что называется, на мелочи. В 2004 году они с Коттре выиграли лишь два этапа, но и те привели их к победе в зачете внедорожников. Вторая победа пришла к ним уже на следующий год, а 2007-й принес им третьего «Дакара». Причем в тот год они не сумели выиграть ни один из этапов, но в итоге стали лучшими в генеральной классификации.

«Дакар»-2008 был отменен по соображениям безопасности — была получена информация, что Аль-Каида готовит теракты во время проведения марафона, а в 2009-м марафон переехал в Южную Америку. В тот год Петрансель и Коттре попали в аварию и были вынуждены сойти.

В 2010-м, вслед за Свеном Квандтом, руководителем команды Mitsubishi, Петрансель перешел в новый проект — команду BMW. В тот год и на следующий они заняли четвертое место, тем не менее одержав ряд побед на этапах. 

В 2012-м BMW были переименованы в Mini, и Петерансель и Коттре еще раз одержали победу, а в 2013 году вновь подтвердили свое звание победителей «Дакара», что сделало Стефана Петранселя самым успешным гонщиком в истории этого марафона.

Проблемы возникли в 2014-м. Петрансель и Коттре лидировали на финальном этапе, когда им приказали пропустить партнера по команде Нани Рому в борьбе за победу. В тот год Петрансель стал вторым, и такая командная тактика Mini привела к тому, что французский пилот в итоге перешел в Peugeot, которые вновь решили вернуться в «Дакар» после долгих лет отсутствия.

В 2015-м Петрансель со своим верным штурманом Коттре стали лишь 11-ми, но это никаких не отразилось на амбициях гонщика и команды. Уже на следующий год «месье Дакар», как зовут Стефана Петранселя все, кто его знает, вновь привел команду к победе. Для самого же Петранселя это победа сравняла его достижения на двух и четырех колесах, доведя число триумфов в каждой категории «Дакара» до шести.

«Это невероятно», — признал Петрансель. — «Безусловно, некоторые из моих побед для меня важнее других, но эта определенно входит в тройку лучших».

Еще одного «Бедуина» Петрансель завоевал в 2017-м после долгого сражения буквально колесо в колесо с товарищем по команде Себастьяном Лебом. Но три победы на этапах имели решающее значение. В 2018-м он стал третьим, и это был его последний год выступлений за Peugeot и последний год вместе с Жаном-Полем Коттре. В 2019-м он вернулся в команду Свена Квандта X-Raid, чтобы управлять новым багги Mini вместе со штурманом Давидом Кастерой. Они сошли с дистанции после двух побед на этапах гонки в Перу.

Затем в 2020 году Кастеру сменил Пауло Фиуза, а в 2021-м его место справа от Петранселя занял Эдуард Буланже, бывший мотогонщик и маппер-эксперт, работавший по этой специальности в команде на «Дакаре».

Уже на второй день 43-го марафона экипаж Петранселя вышел в лидеры гонки и больше своих позиций ни разу не уступил. В то время как его соперники столкнулись с проблемами и с шинами, и с навигацией, Петрансель и Буланже неизменно лидировали после каждого этапа и завершили «Дакар»-2021 совершенно невероятной 14-й победой — спустя ровно 30 лет после того, как «месье Дакар» выиграл свой эпичный первый марафон на двух колесах.

«Я на седьмом небе от счастья благодаря этой победе», — заявил Петрансель после своего победного финиша в пятницу. «Давление на нас было огромным, ведь большую часть пути мы лидировали. В такой ситуации очень легко проиграть, но я должен сказать, что мы проехали почти идеальный “Дакар” без каких-либо серьезных ошибок. И именно это стало ключом к успеху. Очень важно, что мы отлично сработались с Эдуардом — он не мог бы справиться лучше».

Его победы на «Дакаре» могут затмить другие его гоночные успехи, но и о них обязательно нужно рассказать, ведь сами по себе они не менее значительны и важны. В качестве мотогонщика Петрансель выиграл ралли «Париж — Москва — Пекин» в 1992 году и Desert Challenge в ОАЭ в 1996 году, а уже пересев на автомобиль, одержал победы в Ралли Тунис в 2002 и 2004 годах, Desert Challenge в ОАЭ в 2003-м, 2005-м и 2007-м и ралли Марокко.

Петрансель также принимал участие в гонке «24 часа Шамони» 1998 года и выступал против лучших автоспортсменов мира в Гонке чемпионов 2005 и 2006 годов. С тех пор он выиграл китайское ралли «Шелковый путь» в 2015-м, соревнования Abu Dhabi Desert Challenge в 2011 и 2019 годах и едва не победил в Кубке мира FIA по ралли-рейдам.

В 2018-м Петрансель также выступал в Rallye du Maroc вместе со своей женой Андреа в качестве штурмана на мотовездеходе Yamaha. Кстати, поклонники автоспорта вполне могут помнить жену Петранселя под ее девичьей фамилией Майер. Она также ветеран «Дакара», заводской гонщик KTM, пилот BMW и вместе со Стефаном выступала в команде Mitsubishi. Ее лучшими результатами были несколько пятых мест — как в категориях АВТО, так и МОТО.

«Нашу собаку тошнит, когда за рулем находится Стефан», — пошутила Андреа про навыки вождения своего мужа. — «Его можно сравнить с рекой в повседневной жизни, но за рулем это настоящий водопад. Мы поженились в 2018-м, и свой медовый месяц мы провели на колесах вместе с собакой, так что я знаю, о чем говорю». Однако сам Стефан настаивает, что весьма ответственно отнесся к этому супружескому испытанию и управлял автомобилем крайне сдержанно.

Петрансель — весьма прагматичный человек, но и у него были свои кумиры. «Сейчас я слишком стар для этого», — признает он, — «Но когда я был моложе, я равнялся на двух людей: это Айртон Сенна и Колин МакРэй. Мне нравилась их страсть к автоспорту и преданность гонкам, меня это вдохновляло. Но с возрастом вы выбираете уже свой собственный путь».

Впереди у Стефана, несмотря на его 55 лет, может быть еще несколько очень успешных «Дакаров»: «Я все еще получаю удовольствие от вождения», — признается он. «Если я кое-что и понял, так это то, что “Дакар” — это марафон во всех смыслах. Здесь нет необходимости беспокоиться о результатах до самого последнего дня, но нашей главной целью всегда было победить».

Еще бы. Четырнадцать раз за 30 лет…

Комментарии

Спицын Александр
Волгоград
Петрансель - уже легенда. Гонки его смысл жизни. Он ими живёт. Так держать!!!
35
1
Ответить
Alex8895
Орел
" и едва не победил в Кубке мира FIA по ралли-рейдам"

Победил в 2019 году,вместе со своей женой.
7
1
Ответить
JonnyPol
Легендарный человек! На 4 фото на Винни Джонса похож)))
5
1
Ответить
Глеб
Барнаул
Великий спортсмен!
14
1
Ответить
    
Город в Облаках
Сообщений: 2003
Пенсионер в хорошем смысле , но задает темп молодым , великолепная карьера за спиной и ещё много чего впереди , искренне восхищаюсь такими людьми !
11
1
Ответить
transport174ru
Магнитогорск
как ему это удается?
1
2
Ответить
  
Екатеринбург
Сообщений: 8295
Я тут подумал: ведь есть же в рф спортивно-туристическая дисциплина на транспорте, почему бы не освещать маршруты победителей ежегодных "соревнований"? Хотя тут больше от участников зависит, но они в любом случае свои достижения как-то презентовали )
Swift II седан 97 G13
Sidekick 96 TD03V 5D G16T АКПП
Логан 1,6 '07
Ноут 1,6 '12
2
 
Ответить
19806268
transport174ru
как ему это удается?
Вышибая любителей-мотоциклистов с дороги нахрен. Вот как.
1
3
Ответить
   
Красноярск
Сообщений: 17783
Красавчик
ЗАКАЗ АВТОБУСА/МИКРОАВТОБУСА//т.251-28-28 КРАСНОЯРСК.
Могу глянуть что- нибудь для Вас у нас.
3
1
Ответить
сергей
Томск
Крутой чел!
1
1
Ответить
андрей
Иркутск
Отличная статья, побольше бы таких.
 
 
Ответить
Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Ошибка в тексте?
Выделите ее мышкой и нажмите
Ctrl
+
Enter
Спасибо за помощь
Вы выделили:
Мы обязательно исправим ошибку. Вы можете оставить комментарий
Комментарий (необязательно)
Отменить
Письмо об ошибке отправлено редакторам. Спасибо вам за внимательность!

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Статьи о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром