Автодром «Барселона-Каталунья» — трасса с историей и характером. Она как занудный профессор, сдать экзамен которому можно, только как следует подготовившись по всем предметам. Считается, что она оптимально прорабатывает все технические возможности машины, давая нагрузку, близкую к идеальной, на узлы и агрегаты. Интересно, что в свое время автодром «Поль Рикар» собирали по секторам, дублируя самые сложные и важные повороты с других автодромов, чтобы построить лучшую трассу для тестов и интереснейшую для гонок, но Формула 1 стабильно приезжает тестироваться в Барселону, ведь именно этот трек оказался наиболее показательным для понимания машин.
При этом сама по себе трасса считается сложной и малообгонной, и последние годы гонки на ней выглядели скучными. Формула 1 приезжала сюда во многом для понимания того, что нужно дорабатывать или менять в настройках. Сюда же всегда привозили максимум обновлений, и здесь же становился понятен главный фаворит сезона.
Гран-при Испании-2021 сложно назвать зрелищной гонкой в том плане, что за все 66 кругов не было каких-то аварий или ярких сходов. Единственный раз выезд автомобиля безопасности случился, когда у Юки Цуноды на седьмом круге остановилась машина и он не смог ее перезапустить. Но и эта ситуация не стала каким-либо образом решающей: за два круга машину эвакуировали и гонка возобновилась, и единственным, кому автомобиль безопасности хоть немного помог, был Шарль Леклер, отстававший к тому времени от Льюиса Хэмилтона на семь с лишним секунд.
Зато сезонные изменения в аэродинамике машин, изменение конструкции шин и другие технические доработки в Формуле 1 привели к тому, что в этом году гонка оказалась очень интересной с точки зрения стратегии — и перед нами на трассе разворачивались поистине шахматные баталии и адреналиновое сражение между двумя королями трассы: Льюисом Хэмилтоном и Максом Ферстаппеном.
ГП Испании стал в карьере Макса Ферстаппена сотой гонкой, в которой он выступает за команду Red Bull. Ровно 100 этапов тому назад он как раз в Барселоне заменил в австрийской команде Даниила Квята и одержал свою первую победу.
Что касается Льюиса Хэмилтона, то неделю назад в Португалии ему не удалось взять свой сотый поул: Валттери Боттас опередил его на 0,007 секунды. Зато это получилось сделать в Испании: Хэмилтон обошел Ферстаппена в третьем сегменте всего на 0,036 секунды. Третьим стал Валттери Боттас, а вот четвертое место неожиданно занял Шарль Леклер. Серхио Перес оказался только восьмым с отставанием почти в секунду от лучшего времени.
Однако второе место на старте у Макса практически всегда означает, что уже в начале круга он станет лидером, так как особенно силен на старте гонки. Так случилось и в этот раз. На стартовой прямой Хэмилтон сумел сохранить свою позицию, но уже в первом повороте Макс предпринимает очень смелую атаку, заставляет Льюиса ошибиться и выходит в лидеры.
Чем силен Хэмилтон, так это опытом и холодной головой. Он не контратакует, а оставляет Макса впереди и даже немного отстает от него, чтобы не убить сразу шины, а уже потом начинает первое контрнаступление. На пятом круге Хэмилтон устанавливает лучший круг и подъезжает к Максу, готовя атаку, но на седьмом круге из-за остановившейся машины Юки Цуноды на трассу выходит автомобиль безопасности, шины остывают, и Льюису приходится начинать все сначала. Он держится от Макса в зоне DRS, но обогнать пока не может: по словам Эндрю Шовлина, главного гоночного инженера Mercedes, в Барселоне при одинаковом уровне износа шин провести результативную атаку крайне сложно.
Первым из лидирующей группы на пит-стоп заезжает Боттас, а через круг после него и Макс Ферстаппен. При этом пит-стоп у Ферстаппена занимает небывалые 4,2 секунды — из-за задержки у механиков. По словам Хельмута Марко, это произошло потому, что Макс заехал на круг раньше, и если бы один из механиков его случайно не увидел на въезде на питлейн, все могло оказаться еще хуже.
Поэтому по возвращении на трассу Макс оказывается пятым в секунде позади Серхио Переса и в 2,5 секунды позади Риккардо. Отставание от Хэмилтона составляет более 22 секунд. По идее, это отличный шанс для Mercedes совершить пит-стоп и оказаться все равно впереди Red Bull, но они этот шанс не используют и Хэмилтон остается на трассе, а его преимущество тает буквально на глазах: Перес моментально пропускает Макса вперед, а Риккардо в этот же момент заезжает на свой пит-стоп.
Существуют версии, что в Mercedes просто вовремя не сообразили использовать эту заминку Red Bull, чтобы обыграть их на пит-стопе, но больше похоже, что у них заранее была продумана вся стратегия на гонку, и они просто не захотели ее рушить из-за подобной случайной возможности.
В своем интервью Тото Вольфф рассказал, что проведение второго пит-стопа стало возможным только благодаря тому, что Хэмилтон был вторым по отношению к Максу. Однако можно предположить, что в Mercedes заранее не исключали возможности, что Хэмилтон проиграет Ферстаппену на старте, и эта вероятность тоже была включена в стратегический план.
Интересно, что ранний пит-стоп Макса позволял предположить, что голландец поедет с двумя пит-стопами, так как было понятно, что даже состав медиум не выдержит 40 с лишним кругов. Однако Red Bull решили оставить Макса на одном пит-стопе, решив, что Хэмилтон будет на той же тактике. Поэтому, когда через 14 кругов после первой остановки Льюис заехал в боксы еще раз, это стало для всех неожиданностью.
К 42-му кругу (это примерно 2/3 гонки) вся голова пелотона уже побывала на первом пит-стопе, а пилоты Williams, Aston Martin и Антонио Джовинацци из Alfa Romeo заезжали в боксы уже дважды.
Возглавлял заезд Макс Ферстаппен, а Льюис Хэмилтон отставал от него меньше, чем на 0,8 секунды, и был обладателем лучшего круга. Следом за ним на почтительном расстоянии в 8,5 секунды ехал Боттас, затем в 19 секундах — Шарль Леклер, затем еще в 14 секундах — Даниэль Риккардо, позади которого очень прочно застрял Серхио Перес. Таким образом, Переса от Ферстаппена отделяло 43 секунды.
В конце 42-го круга Хэмилтона зовут на пит-стоп: для зрителей это происходит фактически внезапно, но команда в любом случае без подготовки провести его бы не смогла, так что в боксах Red Bull это могли видеть, но вот не успели или не захотели среагировать — вопрос. Скорее всего, не успели, потому что ожидали от Хэмилтона атаки, а не пит-стопа. После пит-стопа Хэмилтон выезжает почти в 17 секундах позади Боттаса и более чем в 22 секундах позади Ферстаппена, но на шинах, которые прошли перед этим всего два круга, а не 18, как у Макса. И начинает атаковать.
В этот самый момент Red Bull надо было принимать решение — заводить Макса на второй пит-стоп по окончанию круга или нет. Решение было очень сложным, так как 22,5 секунды — это фактически то время, которое уходит у пилота в Барселоне от белой линии въезда на питлейн до белой линии выезда при быстром пит-стопе. Замешкайся команда хоть на секунду — и Макс бы оказался уже позади обоих Mercedes, да еще и на холодных шинах.
Еще одно «но» связано с тем, что Red Bull оставил для Макса на гонку дополнительно один комплект медиум и один софт, в отличие от двух комплектов медиум у Mercedes. По словам Марка Хьюза, эксперта в Формуле 1, разница между двумя командами по работе с шинами состоит в том, что Red Bull позволяет их быстрее прогревать, а Mercedes — дольше сохранять в рабочем состоянии.
С учетом того, как Red Bull расходует резину, им бы тоже больше пригодились два медиума. А сражение за позиции с Хэмилтоном и/или Боттасом еще быстрее разрушило бы даже свежий софт.
В предподиумном интервью Хэмилтон отдельно отметил, что команда специально берегла для гонки два комплекта медиум, предполагая, что будет два пит-стопа, а не один. «Мы сомневались во втором пит-стопе», — сказал Хэмилтон, — «но все же решились, и правильно сделали».
К сожалению, в этот момент среди сражающихся за лидерство не было Серхио Переса, который вел свою войну с Даниэлем Риккардо и не мог помочь Ферстаппену. И это стало одним из решающих факторов для победы Хэмилтона и поражения Ферстаппена.
Незадолго до Барселоны в паддоке начали циркулировать слухи, что Боттас может скоро потерять место, но Тото Вольф довольно резко ответил, что до истечения срока контракта это случится только в одном случае — если Валттери заболеет. На самом деле в нынешней ситуации Боттас — идеальный пилот для Mercedes: он зарабатывает нужные очки, оказывается выше по позициям второго пилота Red Bull и помогает Хэмилтону выигрывать гонки.
В отличие от Red Bull, где машина настолько сложная в управлении, что с ней никто не справляется, Mercedes — универсальный аппарат. С ним легко справляется Валттери, на нем едва не выиграл гонку Джордж Расселл, которому физически сидеть в этой машине было категорически неудобно, а в 2019 году Никита Мазепин на предсезонных тестах показал на ней лучшее время дня.
На днях Серхио Перес заявил, что в машине Red Bull ничего не нужно менять, и будет быстрее, если он под нее подстроится сам. Этими словами он очень обрадовал Хельмута Марко, который сказал, что «наконец-то пилот ничего от меня не требует», но на самом деле Марко рано радовался. К тому моменту, как Серхио подстроится к RB16B, чемпионат уже будет проигран, а Макс опять не станет чемпионом.
Хэмилтон догнал Боттаса на 52-м круге, но тот не спешил пропускать напарника даже после того, как ему по радио сказали: «Не сдерживай Льюиса!». Удивительно, но Валттери опять решил продемонстрировать характер крайне не вовремя: когда шла борьба за победу. Окажись эти секунда-полторы задержки Хэмилтона позади Боттаса решающими, Валттери бы это припомнили, но победа решила исход дела.
На 53-м круге Льюис обгоняет Боттаса, тот сразу заезжает на пит-стоп, возвращается позади Леклера на комплекте софт, очень быстро разменивает позицию и вновь поднимается на третье место. У Леклера, шинам медиум которого уже 27 кругов, вариантов, кроме как пропустить, нет. Единственная радость, что позади него — Перес на не опасном расстоянии в 14 секунд. Мексиканец же, наконец, избавился от маячившей впереди кормы McLaren после того, как Риккардо на 45-м круге заехал на пит-стоп.
К 60-му кругу Хэмилтон полностью съедает все колоссальное преимущество Ферстаппена и обходит его за лидерство. Это развязывает Максу руки, и он заезжает на поздний пит-стоп.
За десять кругов до финиша состоялось сразу три пит-стопа, которые должны были бы произойти намного раньше по ходу гонки. Но если у Ферстаппена выбора до 60-го круга практически не было, а для Переса более ранний пит-стоп означал бы очередное «зависание» за Риккардо, то вот Ferrari в очередной раз показали, как делать не надо.
Они развели двух своих пилотов на разную тактику, поменяв комплекты шин Сайнсу дважды, а Леклеру после пит-стопа на 28-м круге объявив, что больше смены резины не будет. Это была ошибка. Если бы Леклер получил новый комплект в районе 45–46 круга до пит-стопа Сайнса, он бы все равно вернулся на четвертое место и мог бы сражаться с Боттасом за подиум, так как темп у Ferrari в гонке был очень неплохой. В итоге Скудерия в очередной раз фактически лишила себя шанса на награду и бóльшие очки.
Аналогичную же ошибку совершили и в Alpine, изначально решив удержать Алонсо на стратегии с одним пит-стопом. Когда стало понятно, что испанец, находящийся в десятке, начинает терять позиции, он был вынужден заехать в боксы и в итоге завершил гонку лишь 17-м.
Эстебан Окон все же сумел проехать гонку на двух комплектах резины и финишировать девятым. Окон — один из немногих пилотов наравне с Гасли и Хэмилтоном, кто умеет беречь шины и выжимать из них максимум.
Кими Райкконен мог бы оказаться выше в очках, но его альтернативная тактика (он был единственным, кто стартовал на медиуме) удачи не принесла. 12-е место в гонке.
Для Alpha Tauri Барселона стала настоящим разочарованием. Юки Цунода сначала не смог пройти даже во второй сегмент квалификации, а затем и вовсе сошел на седьмом круге после проблем с силовой установкой.
Цунода, юное дарование из Формулы 2, отлично начавший сезон в Бахрейне, к четвертой гонке растерял весь свой заряд и ко всему прочему стал откровенно груб с командой, так что уже даже иностранные журналисты стали резко высказываться в его адрес.
В Барселоне в квалификации Цунода был очень зол, что не прошел во второй сегмент, и позволил себе высказывание, что «большинство деталей этой машины медленнее меня», а затем и вовсе усомнился в том, что его машина такая же, как у Пьера Гасли.
«Господи Иисусе, что у малыша с головой?» — написал один из журналистов. — «Перестань винить машину, с температурой борются все, не только ты, мой японский друг. Тебе дали отличную машину, на которой ты не можешь попасть во второй сегмент, в то время как твой товарищ по команде финиширует пятым. Это машина виновата? Да ну! Мы не слышим подобных комментариев даже от Мазепина, а он поминутно ошибается. Будь благодарен за то, где ты оказался!».
Не сложилась гонка и для Пьера Гасли: уже на первых кругах он получил штраф в пять секунд за то, что неправильно остановил машину на стартовой решетке. Отбыв наказание на пит-стопе и опустившись в самый низ стартовой решетки, он начинает отыгрывать секунду за секундой и поднимается на 11-ю строчку. Но второй пит-стоп на 47-м круге длится почти 7 секунд, и Гасли вновь оказывается далеко внизу. Свежие шины и пит-стопы других соперников позволяют ему отыграться и даже финишировать в очках.
В личном зачете он остается десятым позади Эстебана Окона, а Alpha Tauri — шестые в Кубке конструкторов. Но будем честны: это совсем не то место, на которое они готовы были претендовать на первых этапах сезона.
McLaren казались очень стабильными в своем положении «лучших среди прочих», однако в Барселоне они проиграли Ferrari, и разрыв между двумя командами в Кубке конструкторов уменьшился до пяти очков.
Ландо Норрис уступил Риккардо в квалификации и сумел показать только девятый результат, а в гонке поднялся на восьмое место.
Риккардо настолько не желал уступать на трассе Серхио Пересу, что даже получил предупреждение по радио, чтобы он меньше менял траекторию на прямых перед Red Bull, если не хочет получить штраф. Аналогичная ситуация сложилась и у Ландо Норриса, который получил черно-белый флаг за чересчур агрессивную оборону от Карлоса Сайнса.
Леклер в Испании был очень хорош. На первом же круге он опередил Валттери Боттаса, заняв лучшую траекторию на обгоне и в итоге выйдя на третью позицию. Боттас рассказал после гонки, что причиной его невысокого результата стал тот факт, что он застрял за Ferrari. Шарль Леклер удерживал Боттаса вплоть до 28-го круга, пока не отправился на пит-стоп. Второй пит-стоп у Леклера вполне мог подарить ему третье место.
Шарль оказался очень доволен гонкой, сообщив, что машина вела себя потрясающе и позволяла сохранять шины в рабочем состоянии. Карлос Сайнс, наоборот, рассказал, что ему не хватало скорости для обгонов, а ошибка на старте, где он потерял несколько позиций, и вовсе обернулась для него катастрофой. Однако результаты квалификации показывают, что скорость у него есть, и на ближайших этапах можно ожидать улучшения результатов.
К сожалению, вновь не получается сказать ничего ободряющего в адрес Никиты Мазепина. Остается только надеяться, что он сможет справиться с машиной и хотя бы перестать отставать от товарища по команде.
В квалификации Мик Шумахер сумел показать 18-й результат и обойти Николаса Латифи, а Никита получил штраф за помеху Норрису на быстром круге в три позиции на старте и один штрафной балл к суперлицензии.
На самом деле ситуация в квалификации была неоднозначная из-за слишком высокого трафика, и Никите и в самом деле было некуда деваться, чтобы уступить трассу Ландо.
Еще одно нарекание он получил в гонке со стороны Тото Вольффа, возмущавшегося, что Мазепин не видит синего флага и не уступает дорогу Льюису. После финиша за Никиту вступился Гюнтер Штайнер, но вряд ли это поможет изменить ситуацию: сейчас Никита выступает в роли мальчика для битья, которого норовят пнуть все кому не лень, и ему понадобится много мужества, терпения и навыков, чтобы с этим справиться.
На финише оба пилота Haas оказались с отставанием в два круга, но интервал между Миком и Никитой не в пользу последнего.
«Сегодня было очень сложно — смещение баланса было очень странным», — сказал после гонки Никита Мазепин. — «Честно говоря, мы много боролись с прохождением поворотов в квалификации, а затем это привело к избыточной поворачиваемости в гонке. Нам нужно понять, с чем это связано: возможно, с высокой температурой или сильным ветром. Работа каждого новичка — продолжать учиться в каждой гонке, я помню по юниорским категориям, насколько больше я знал на второй или третий год участия. Нам есть чему поучиться. Сегодняшняя гонка с моей стороны была довольно чистой, без больших ошибок и довольно стабильной».
Пилот | Команда | Время | Скорость | Пит-стоп | |
1 | Л. Хэмилтон | Mercedes | 1:33:07,680 | 198,709 | 2 |
2 | М. Ферстаппен | Red Bull | +15,841 | 198,147 | 2 |
3 | В. Боттас | Mercedes | +26,610 | 197,767 | 2 |
4 | Ш. Леклер | Ferrari | +54,616 | 196,786 | 2 |
5 | С. Перес | Red Bull | +63,671 | 196,470 | 2 |
6 | Д. Риккардо | McLaren | +73,768 | 196,120 | 2 |
7 | К. Сайнс | Ferrari | +74,670 | 196,089 | 2 |
8 | Л. Норрис | McLaren | +1 круг | 194,840 | 2 |
9 | Э. Окон | Alpine | +1 круг | 194,356 | 1 |
10 | П. Гасли | AlphaTauri | +1 круг | 194,349 | 2 |
11 | Л. Стролл | Aston Martin | +1 круг | 194,169 | 2 |
12 | К. Райкконен | Alfa Romeo | +1 круг | 194,129 | 1 |
13 | С. Феттель | Aston Martin | +1 круг | 193,983 | 2 |
14 | Д. Расселл | Williams | +1 круг | 193,660 | 2 |
15 | А. Джовинацци | Alfa Romeo | +1 круг | 193,602 | 2 |
16 | Н. Латифи | Williams | +1 круг | 193,269 | 3 |
17 | Ф. Алонсо | Alpine | +1 круг | 193,258 | 2 |
18 | М. Шумахер | Haas | +2 круга | 192,557 | 2 |
19 | Н. Мазепин | Haas | +2 круга | 190,855 | 2 |
Лучший круг: Макс Ферстаппен (Red Bull Racing) — 1:18,149 (62-й круг, 215,357 км/ч)
Пилот дня: Льюис Хэмилтон
Следующий Гран-при состоится 22–23 мая в Монако.