В 2020 году, когда FIA объявили о тендере на проведение Интерконтинентального Кубка по дрифту на период 2021–2023 годов, одними из главных соискателей стали организаторы Российской Дрифт Серии. В итоге именно их заявка и бизнес-план оказались наиболее интересными и эффективными с точки зрения FIA, и в декабре прошлого года на заседании Всемирного совета FIA по автоспорту их кандидатура была одобрена.
FIA отметили, что «RDS GP зарекомендовали себя как одно из главных соревнований в этой дисциплине, проводя мероприятия по всей стране и регулярно привлекая международных участников. Серия также набрала больше зрителей, чем любое другое соревнование по автоспорту в стране».
Первый из трех Кубков под руководством RDS GP был изначально запланирован в Латвии, на знаменитой рижской трассе в Бикерниеки, и причин тому было несколько. Прежде всего Бикерниеки — уже хорошо раскрученный с точки зрения дрифта автодром: вот уже на протяжении многих лет здесь проводят один из этапов Drift Masters, который собирает большое количество зрителей и известнейших дрифтеров. С другой стороны, в Бикерниеки вплоть до 2020 года проходил латвийский этап чемпионата мира по ралли-кроссу, и FIA эта трасса хорошо знакома и не нуждается в дополнительном одобрении. Да и в целом дружественная с точки зрения автоспорта России Латвия была удобна для всех, и прежде всего для участников.
Начиная с 2017 года три Интерконтинентальных Кубка по дрифту проходили в Японии. Первые два соревнования состоялись на городской трассе в районе Одайба в Токио, а в 2019 году Кубок переместился на автодром Цукуба. В первый же год победу взял известный японский дрифтер Масато Кавабата, а вот второе место Аркадия Цареградцева стало в 2017 году настоящей сенсацией. Однако дальнейшие события подтвердили, что высокие позиции русских гонщиков не были случайностью. В два последующих года победы в Кубке одерживал Георгий Чивчян, который сейчас считается одним из самых признанных дрифтеров в мире.
В 2020 году проведение Кубка было отменено, а затем было принято решение о проведении тендера на организацию и на выезд FIA IDC за пределы Японии, в котором победили RDS GP.
В начале этого года, после декабрьского решения WADA, у организаторов было опасение, что Интерконтинентальный Кубок по дрифту по своему статусу могут причислить к мировым соревнованиям, подпадающим под санкции в отношении России. Это привело бы к нежелательным последствиям, и прежде всего — невозможности российским спортсменам участвовать под национальным флагом. Однако RDS GP совместно с РАФ проделали большую работу, чтобы не допустить такого толкования решения WADA, и им это удалось.
В качестве судей на FIA IDC были приглашены Дэвид Калаш, Вернон Званевельд и хорошо известный нашим читателям вице-президент Белорусской автомобильной федерации Айк Симонян.
Айк был одним из организаторов чемпионата Белоруссии по дрифту еще в 2009 году, а на следующий год уже занимался организацией чемпионата Восточной Европы. За это время Айк успел поработать судьей по дрифту в России, Латвии, Чехии, Украине, Польше и многих других странах.
«В 2008 году, когда я начал говорить про дрифт и свои планы, многие смотрели на меня и крутили у виска. Всем это казалось каким-то хулиганством и “дрифт — не спорт” был девизом тех старых времен», — написал Айк в своих соцсетях. — «Я рад, что то, что я так люблю и чему посвящаю большую часть своей жизни, наконец выросло во что-то большое и стало частью мирового автоспорта. Бикерниеки — “Красноярск” восточной Европы, давший миру много крутых пилотов и ивентов — поистине заслужил принять Интерконтинентальный Кубок по дрифту. Я горд быть частью этого события в качестве судьи вместе с моими коллегами».
Дэвид Калаш из Чехии побывал в качестве судьи в 15 странах мира, в том числе на чемпионате Европы Drift Masters, японском D1GP и RDS GP. Калаш входит в комиссию FIA по дрифту и в свое время возглавлял команду, которая разрабатывала регламент соревнований.
Вернон Званевельд, один из отцов бельгийского и голландского дрифта в Бельгии и Нидерландах, также является официальным судьей Drift Kings и FIA Motorsport Games.
В Интерконтинентальном Кубке по дрифту был заявлен 31 пилот из 18 стран. Конечно, одним из главных и самых ожидаемых участников стал двукратный победитель Кубка Георгий Чивчян, выступавший на своем традиционном желто-золотом Nissan Silvia S15. Именно этот автомобиль и принес пилоту обе его победы на FIA IDC. На старты также вышли российские и иностранные дрифтеры, в том числе пилоты команды AIMOL японец Дайго Сайто, ставший бронзовым призером самого первого Кубка 2017 года; ирландец Джеймс Дин, многократный победитель серий Formula Drift и Drift Masters, и Чарльз НГ, спортсмен из Гонконга, в прошлом занимавшийся кольцевыми гонками.
Практически в своем лучшем составе на Кубке были представлены и участники RDS GP: среди них — россияне Аркадий Цареградцев, Дамир Идиятулин, Сергей Кабаргин, Сергей Сак и Евгений Лосев; украинцы Алексей Головня и Максим Миллер; латышский пилот Кристапс Блушс.
«Мы очень рады, что уже на первом нашем FIA IDC сумели собрать участников самого крупного калибра, — отметил руководитель РДС, промоутер соревнований Дмитрий Добровольский. — В условиях текущих ограничений на путешествия собрать пилотов со всего мира оказалось непростой задачей, но мы справились, и я хочу поблагодарить все команды за оказанное нам доверие».
Дождь, град и солнце сменяли друг друга в пятницу во время тренировок, зато в субботу во время квалификации над Бикерниеки вовсю светило солнце.
Возглавил квалификацию Дамир Идиятулин, набрав невероятные 98 баллов и став единственным, кто получил в своем проезде максимальные 40 баллов за траекторию! Совсем немного ему уступили оба ирландских пилота — Джек Шанахан и Джеймс Дин оказались в тройке лидеров, набрав по 97 баллов. Еще одним спортсменом, вошедшим в «клуб 90+» стал литовец Бенедиктас Цирба.
Также в Топ-10 попали Николас Бертанс (89 очков), действующий чемпион RDS GP Алексей Головня (88), Кристапс Блушс (88), Максим Миллер (88) и Евгений Лосев (87).
Георгий Чивчян в первой попытке вообще не набрал очков, и только во второй сумел квалифицироваться в десятке с 84 баллами. Квалификационную попытку Аркадия Цареградцева, вынужденно пересевшего на один из двух Flanker F, судьи оценили в 79 баллов, а вот второй Flanker F и вовсе не смог пройти квалификацию: первая попытка для Сергея Кабаргина закончилась контактом со стеной и значительными повреждениями автомобиля. Не удалась квалификация и белорусу Сергею Саку: вылет и сход.
Технические проблемы на автомобилях у Дайго Сайто на его новой GR Supra и у победителя FIA Motorsport Games Дмитрия Иллюка также закрыли для них возможность выйти в парные заезды.
В отличие от квалификации и парада пилотов, которые прошли еще посуху, после Церемонии открытия пошел дождь, в итоге превратившийся в настоящий ливень. Из-за этого на асфальте образовались настоящие реки, которые существенно осложнили заезды Топ-32. Несмотря на осадки, аварий и технических сходов не было, зато ошибок — в изобилии. Не все смогли справиться с этими вызовами, но восемь лидеров квалификации оказались в выигрышном положении. Для гарантии своего места в Топ-16 им необходимо было выполнить Bye Run: благополучно доехать до зоны постановки, а дальше лишь спокойно миновать трассу.
Однако все пилоты, кроме победителя квалификации, использовали Bye Run, чтобы потренироваться на мокрой трассе.
«Это был мой лучший заезд! Поехал на прямых колесах и победил!» — пошутил Дамир Идиятулин. — «А если серьезно, мне уже доводилось ездить в подобных условиях, но я решил поберечь машину в Bye Run и проехать на прямых колесах!».
В парных заездах Гжегош Хипки обыграл Павла Гроса, Евгений Лосев одержал победу в сражении с Джошуа Рейнольдсом, Аркадий Цареградцев обошел Джерома Вассию, а Иво Цирулис выбил из соревнований местного гонщика Эдгарса Крогериса. На второй стороне сетки Топ-32 Оливер Рандалу оказался лучше Массимо Чеччина, а двукратный победитель FIA IDC Георгий Чивчян обыграл Мануэля Вакку. Марко Закурил и Чарльз Нг также смогли победить Кодуа Нодо и Михала Райхерта соответственно.
Парные заезды Топ-16:
1. Дамир Идиятулин — Гжегош Хипки
2. Макс Миллер — Евгений Лосев
3. Бенедиктас Чирба — Аркадий Цареградцев
4. Николас Бертанс — Иво Цирулис
5. Джек Шанахан — Оливер Рандалу
6. Кристапс Блушс — Георгий Чивчян
7. Джеймс Дин — Марко Закурил
8. Алексей Головня — Чарльз Нг
Воскресенье вновь встретило пилотов сухим асфальтом и возможностью как следует подымить. Джеймс Дин, несмотря на свой дебют в соревнованиях FIA IDC, уже многократно выступал в Бикерниеки и одерживал здесь победы, в том числе в прошлом году на DriftMasters.
«Еще до начала уикенда я знал, что будет непросто. Я хорошо знаю трассу, а потому мне прекрасно известно, как легко можно допустить здесь ошибку», — сказал Джеймс Дин. — «В финале я боролся с великолепным парнем — Николасом Бертансом. Он выступает невероятно и нет никаких сомнений, что впереди у него еще много побед».
Бертанс стал главной сенсацией FIA IDC, и только технические неполадки не позволили ему на равных сразиться с Дином: в первом заезде Николас потерял скорость из-за попавшего под педаль болта.
В свою очередь Бертанс сумел выбить в парных заездах сначала Иво Цирулиса, затем Бенедиктаса Чирбу и Макса Миллера.
Максим Миллер в эти дни был просто в ударе. Именно он сумел сначала одержать верх над Евгением Лосевым, затем — над победителем квалификации Дамиром Идиятулиным, а в заездах за третье место выбил Кристапса Блушса и замкнул подиум. К сожалению, во время заезда Блушс допустил ошибку и выбыл из борьбы: столкнулся со стеной, в результате чего на его BMW Eurofighter была повреждена задняя подвеска.
«Я счастлив, что мы сюда попали, это был великолепный опыт и для меня, и для команды. Я горд представлять свою страну на FIA IDC, — отметил бронзовый призер Макс Миллер. — Надеюсь, что благодаря этому результату дрифт на территории Украины станет популярнее».
Что же касается командного зачета, то на первое место вышла местная команда VIADA Latvija, второе место заняла AIMOL Racing, а замкнула тройку лидеров Liqui Moly Team.
FIA IDC-2021. Пилоты. Топ-3:
1. Джеймс Дин (IRL)
2. Николас Бертанс (LAT)
3. Макс Миллер (UKR)
FIA IDC-2021. Команды. Топ-3:
1. VIADA Latvija (Николас Бертанс / Кристапс Блусс / Иво Цирулис) — 341 балл
2. AIMOL Racing (Джеймс Дин / Чарльз Нг / Дайго Сайто) — 315 баллов
3. Команда Liqui Moly (Макс Миллер / Бенедиктас Сирба / Михал Райхерт) — 296 баллов
Все результаты можно посмотреть здесь.
Видео парных заездов: