После этого происшествия мир болельщиков чемпионата разделился, как это водится, на три лагеря: тех, кто утверждает, что виноват Хэмилтон, тех, кто утверждает, что Макс нарвался сам, и тех, кто считает, что все происшедшее стало гоночным инцидентом.
После аварии Хэмилтон и Mercedes получили много угроз и расистских сообщений, так что даже FIA и несколько команд были вынуждены сделать заявление о неприемлемости подобных комментариев. Расизм стал одной из причин обвинения пилота Mercedes в случившемся — достаточно почитать комментарии — не по сути, а по форме. Но это была отнюдь не единственная причина.
Поводов для столь широкого резонанса было гораздо больше.
Даже за последние годы мы были неоднократными свидетелями того, как одни пилоты выдавливали с трассы других, но дело, как правило, заканчивалось либо незначительным вылетом, либо разворотом. И Хэмилтон, и Ферстаппен участвовали в таких инцидентах, получали за них штрафы, и никто не придавал происшествию столь большого значения. Просто потому, что у контактов не было таких последствий.
В качестве примера можно привести инцидент между Ферстаппеном и Леклером на ГП Австрии в 2019 году на последних кругах (видео).
Характерно, что тогда Ферстаппен не получил штраф, а сам комментировал событие в своем стиле: «Это жесткие гонки, а иначе нам следует оставаться дома. Если такие вещи непозволительны в гонках, то зачем вообще быть в Формуле 1?». Контакта избежал Леклер ценою своей победы, впрочем, как сделал это и в случае с Хэмилтоном на ГП Великобритании.
Интересно, что в Сильверстоуне Макс изменил свое мнение относительно «жестких гонок» — вероятно, потому, что сам оказался пострадавшим, а не победителем.
Если бы с трассы вылетели оба с разными степенями повреждений, то негатива было бы намного меньше. Тот факт, что Хэмилтон остался в гонке, получил бесплатный пит-стоп под красными флагами, вернулся на трассу и победил, несмотря на 10-секундный штраф, вызвало море негодования у его противников.
Вот вам противоположный пример (видео), когда оба соперника вылетели в результате обоюдной неуступчивости и отправились в гравий на высокой скорости. Похоже, Сенна вновь вдохновил Льюиса?
Удивительно другое: болельщики чемпионата даже придумывают теории заговора, вроде того, что красные флаги вывесили специально, чтобы помочь Mercedes, забывая про то, что это обычная в таких ситуациях процедура.
А вот что касается разрешения ремонтировать машины или менять резину в период красных флагов — это существенный недочет регламента, который, по-хорошему, стоило бы отменить.
Соперничество между главными претендентами на победу или титул всегда притягивает к себе максимум внимания. Очень часто зрители трансляций узнают о каких-то столкновениях или борьбе в хвосте пелотона уже постфактум или даже после гонки — потому что организаторы трансляции просто считают что-то незначительным.
Например, об обгоне Никитой Мазепиным Мика Шумахера на ГП Великобритании мы узнали из тайминга, в котором пилоты поменялись местами, а еще из комментариев Гюнтера Штайнера и самого Никиты, который расценил этот обгон как свой лучший за последние три года.
Конфликт между Максом и Льюисом явно назревал, все ждали, что «бомбанет», но где, как и с какими последствиями, предсказать было невозможно.
Это очевидно: Льюис часто не получает наказаний в тех ситуациях, когда кого-нибудь другого уже давно бы превратили в мальчика для битья. Самый яркий пример — ГП Германии 2018 года, когда Льюис не получил штрафа за пересечение белой линии, ведущей к боксам. Тогда ему по радио сначала сказали заезжать, а затем — не делать этого. В итоге Хэмилтон через траву вернулся на трассу и пересек белую линию.
Он отделался всего лишь предупреждением и победил в гонке. А вот если бы Хэмилтон получил прописанный регламентом штраф, то победа досталась бы Боттасу.
За аналогичное нарушение Райкконен получил штраф в 2016 году.
Макс Ферстаппен с самого начала пришелся по душе многим болельщикам: достаточно видеть «оранжевые» трибуны, перемещающиеся с одного ГП на другой. Что же в нем так импонирует? Он молодой, очень талантливый, везучий, а главное, жесткий и бескомпромиссный в борьбе и показывает нам те гонки, по которым мы скучаем: когда на трассе происходила настоящая борьба, а люди в машинах всерьез рисковали жизнью.
Кроме того, мы, вероятно, не признаемся себе, но нам нравится, когда сражение продолжается и за пределами трассы. Это напоминает нам о знаковых гонках, по которым мы скучаем. Например, Спа 1998 года, когда Шумахер ворвался в боксы McLaren, чтобы подраться с Култхардом после аварии:
Или Мэнселла и Сенны в Спа-1987:
Или самую известную драку Нельсона Пике против Элизео Салазара в Хоккенхайме в 1982 году:
Ну и Макс от них не отстает, учинив разборки в Бразилии-2018 с Эстебаном Оконом:
Ферстаппену прощалось в его карьере многое под эгидой того, что он «будущий чемпион». Мы помним, что он творил на трассе, когда только пришел в гонки и не мог справиться с машиной — а победить очень хотелось. Тот же Льюис назвал его тогда «dickhead», но то, что прощалось «зеленому» Максу, не прощается семикратному, и сейчас это прозвище вернулось к нему самому, да еще и сторицей.
Все эти «моды», которые пропагандирует Хэмилтон, вроде странной одежды, создания коллекций вместе с европейскими дизайнерами, сережки в ухе, цепи на шее, татуировки, прически, дружбы с рэперами и другими одиозными личностями, бравирования цветом кожи, а главное — коленопреклонения перед стартом Гран-при и инициатива движения с радугой на машинах, которую люди в большинстве своем воспринимают как радугу ЛГБТ, не разбираясь, что цвета радуги соответствуют цветам машин в пелотоне (сейчас, правда, розовый для Racing Point/Aston Martin уже неактуален) — кажутся странными и неприемлемыми для спорта в целом и автоспорта в частности.
Хэмилтон выглядит как выскочка и любитель нарушать правила, соответственно, нет ничего удивительного, что и все остальное, что он делает, воспринимается также преднамеренно и как нарушение правил.
Таких людей, как он, другие не любят, и спросу с них намного больше, чем со «своего парня из народа», как Макс Ферстаппен. Участие подобного одиозного персонажа в любом из ряда вон выходящем событии всегда становится резонансным.
Да, мы уже об этом говорили, но повторим еще раз. Для многих цвет кожи или форма глаз становятся поводом напомнить человеку, что он не такой, как все. Это, кстати, работает в обоих направлениях и больше всего развито в странах с превалирующей расовой принадлежностью и обособленными этническими группами. Те, кто испытал это хоть раз на себе, никогда не позволит высказаться подобным образом в сторону другого. Терпимость — это большое достижение цивилизации.
Шуметь и вспоминать эту аварию, выражать свое недовольство или восхищение будут еще очень долго. По закону природы это столкновение Льюису Хэмилтону еще аукнется, слишком много негатива поднялось по отношению к нему в связи с этой аварией. Что произойдет, предсказать сложно, остается только надеяться, что в итоге никто не пострадает. Однако, понимая характер и темперамент Макса, возмущение по поводу ситуации, «правила поведения» его родителя и многое другое, события можно спрогнозировать.
Однако что же мы предлагаем? Мы предлагаем посмотреть на ситуацию непредвзято и послушать мнение людей, которые не смотрят ГП по телевизору, а сами проводят жизнь за гоночным рулем. Забыть, что в аварии в Сильверстоуне участвовали именно Хэмилтон и Ферстаппен, а также рассмотреть несколько аналогичных ситуаций в истории Формулы 1 просто в качестве примеров.
Авария Михаэля Шумахера и Жака Вильнева в Хересе в 1997 году. Шумахера тогда лишили всех заработанных в сезоне очков и обвинили в том, что он умышленно въехал в Williams Вильнева, но сделал это неудачно:
Авария Мэнселла и Сенны на ГШП Португалии в Эшториле в 1989 году. Оба сошли:
А вот пример очень корректной борьбы между Жилем Вильневом и Рене Арну на ГП Франции в Дижоне 1979 года: видео.
За разъяснением ситуации мы обратились к Сергею Сироткину, который подробно разобрал происшедшее:
«Мое первое впечатление от происшедшего было, что Макс чуть больше закрыл “калитку”, чем должен был, т. е. это его вина в происшедшем. Потом, когда я посмотрел онборды, то понял, что Макс оставил достаточно места в ширину машины в повороте, а Льюис сам на него вылетел. Но затем мне стало интересно, я постарался глубоко вникнуть в происходившее.
Я присмотрелся к действиям Льюиса — то, как он работает рулем, какая у него траектория движения, и пришел к выводу, что первое движение рулем у Макса в сторону поворота было достаточно резким. Это выглядит так, что Льюис на входе в поворот после резкого движения Макса испугался, что тот совсем закрывает поворот, и вместо того, чтобы продолжить маневр по запланированной траектории максимально близко к внутреннему поребрику, пытался уже, скорее, не завершить маневр, а прекратить его, чтобы дать Максу проехать. Подтверждением этому служит то, что мы видим, как он проскакивает немного вперед по прямой, т. е. очевидно, что он пытается сбросить скорость, чтобы Макс перед ним успел повернуть. Но настолько замедлиться он не успевает, происходит контакт.
Так что, с одной стороны, это выглядит как ошибка Льюиса, но с другой — первое резкое движение Макса привело к тому, что Льюис постарался принять те или иные меры, которые были неправильными и привели к соответствующему результату. Поэтому мне кажется, что, с одной стороны, штраф оправдан, но с другой — не факт. Если придерживаться позиции, что Макс оставил ему место, а Льюис его «вынес», то это нормальный штраф. Но если бы все то же самое происходило в медленном повороте и они столкнулись, а Макс бы в худшем случае просто развернулся, то наказание было бы мягче.
Так что тут есть двоякий момент. С одной стороны, правила есть правила, они не должны модифицироваться в зависимости от скорости и опасности, Льюису дали за это наказание вроде и логичное, так как Макс прекратил гонку и попал в госпиталь, а с другой стороны, возможно, и слишком жесткое. Вот так я вижу эту ситуацию».
Виталий Петров также дал свои комментарии к аварии Хэмилтона и Ферстаппена:
«Посмотрите видео сражения между Льюисом и Шарлем в том же повороте в конце гонки. Вы видите, что Льюис находился внутри на апексе и никакого столкновения не было. Леклер мог спокойно проехать мимо него, защитить свою позицию и остаться впереди. Потом он совершил ошибку, из-за чего пропустил Льюиса, но это уже сейчас не имеет значения.
В ситуации с Максом Льюис за полметра-метр до апекса оказался в середине поворота, из-за чего и произошло столкновение. Т. е., скорее всего, он не рассчитал свою скорость в повороте, поэтому произошел контакт и очень серьезная авария. Затем он получил штраф — самый жесткий, который полагается в такой ситуации по регламенту.
Многие будут в качестве аргумента выдвигать последствия аварии и говорить, что это очень серьезно, но я уверен, что в данной ситуации Льюис не сделал ничего плохого, т. е. не совершил это преднамеренно. Чтобы намеренно так выбить другого пилота, нужно быть каким-то безумцем. Это во-первых. Во-вторых, Льюис сейчас на втором месте, и он прекрасно понимал, что в случае столкновения они могли не финишировать и он так же мог потерять очки. FIA может очень легко разобраться в ситуации, взять телеметрию и посмотреть, было ли какое-то неправильное движение рулем. Я думаю, что нет.
Я сам выступал в Сильверстоуне и знаю, что это за поворот. Он проходится на полном газу и довольно легко, скорость за 300 км/ч, перегрузки там примерно 4-5G. Обгонов в этом повороте происходит довольно много. Если вы посмотрите видео 2009 года, то меня там точно также ударили по колесу, я потерял машину, вылетел с трассы, меня развернуло на 360 градусов, но я не долетел до стены и потом продолжил гонку. Эпизод был практически один в один. Поэтому штраф у Хэмилтона был самый серьезный и больше наказания ему давать не следует, хотя я понимаю, что Макс расстроен».
Михаил Алешин:
«Льюис погорячился в начале гонки с Максом и словил за это вполне ожидаемый штраф. Но несмотря ни на что, смог вырвать победу у Леклера на последних кругах. Да, обидно, что мы не увидели их борьбы с Максом, но Льюис отбыл свое наказание и все равно победил, что крайне круто, и с этим спорить сложно! Справедливо ли было наказание или нет — это уже не мне судить.
Плохо это или хорошо, но Льюис серьезно приблизился к Максу по очкам, а это, в свою очередь, дает нам шанс ожидать интересную борьбу за титул».
А вот комментарии спортсменов и экспертов Формулы 1 из зарубежных источников.
Фернандо Алонсо:
«Об инциденте сложно судить извне. Все выглядело очень близко, и Льюис уже больше чем на половину машины находился рядом с Максом. В каком-то смысле Льюис просто не мог исчезнуть со своей траектории. Это был неудачный момент в гонке, но, на мой взгляд, ничего преднамеренного или плохого ни один из гонщиков не сделал».
Шарль Леклер:
«Очень сложно судить о происшедшем из другой машины, которая очень низкая и затрудняет обзор, к тому же все произошло очень быстро. Я видел, что передо мной что-то происходит. Я думаю, это гоночный инцидент. Свалить вину на одного или другого довольно сложно. Очевидно, внутри было достаточно места. Возможно, Льюис еще не полностью вошел в апекс, но верно и то, что Макс был слишком агрессивен на внешней траектории. Подобные вещи случаются, но сегодня важнее всего, что Макс цел и невредим».
Валттери Боттас:
«Я видел, как они сражались на первом круге. У меня было ощущение, что что-то должно произойти, ибо сражение было упорным. Такое случается, это гонка. Особенно такое может произойти, когда вы упорно боретесь и не сдаетесь. Я рад, что с Максом все в порядке, потому что это была серьезная авария. Но я действительно считаю, что Льюис полностью заслужил сегодняшнюю победу».
Берни Экклстоун:
«Раньше мы бы сказали, что это был один из гоночных инцидентов. Очевидно, что все делают все возможное, чтобы выиграть чемпионат. Но если стюардам все же нужно было вмешаться, они должны были дать Льюису более 10 секунд штрафа. Это должно было быть 30 секунд.
Льюис не находился впереди в момент столкновения. Это был не его поворот. Он был почти на длину машины позади. Вот почему он ударил Макса сзади, а не спереди. Десять секунд — это неправильно. Наказание не соответствовало нарушению. Если им было нужно его наказать, хотя этого и не требовалось, то это было неправильное решение: такого наказания недостаточно».
Хельмут Марко:
«Мы собираемся нанять адвоката, чтобы выяснить, можно ли с его помощью наложить на Хэмилтона более суровое наказание. Он должен выяснить, что мы можем сделать в такой ситуации в рамках спортивного права. К счастью, с Максом ничего серьезного не случилось, но дисквалификация для Хэмилтона будет оправданна. Это смешно, но, возможно, в этом проблема регламента. Необходимо пересмотреть правила, а также систему судейства. Они могли бы добавить к его штрафу проезд через питлейн, но они этого не сделали».
Даниэль Риккардо:
«Я не готов судить случившееся, но, думаю, Хэмилтон слишком атаковал и случайно протаранил Макса. Такое случается, это гонки. Но мои симпатии на стороне Макса. Поворот Копс это место, где хотелось бы попасть в аварию в последнюю очередь».
Мика Сало:
«К сожалению, я вижу в случившемся вину Макса. Он должен был приподнять ногу с газа. Для меня штраф Хэмилтону выглядит как «ок, ты не виноват, но мы даем тебе 10 секунд».
Тимо Глок:
«Трудно оценить поведение Льюиса после гонки. Возможно, ему не сказали, что Макс был в больнице. Если бы он знал, я думаю, он мог бы действовать немного по-другому. Да, он только что выиграл домашнюю гонку, но, возможно, он мог бы проявить немного больше сочувствия».
Деймон Хилл:
«Хорнер заявил, что Льюис одержал “дутую” победу, но я не согласен с этим мнением. Я считаю, что это была фантастическая победа. Сейчас все говорят о борьбе Ферстаппена и Хэмилтона, которая закончилась аварией, но давайте вспомним борьбу Хэмилтона с Леклером. Шарль знал, что рядом находится соперник, поэтому он оставил ему больше места. Ферстаппен тоже знал, где находится Хэмилтон, но, несмотря на это, он не оставил ему достаточно пространства. В такой ситуации две машины не должны оказываться рядом. Конечно, со стороны Хэмилтона это был рискованный маневр, но он сразу обозначил свои намерения, и я думаю, что Макс все прекрасно видел и понимал».
Ян Ламмерс, бывший пилот Формулы 1 и промоутер ГП Нидерландов:
«Давайте не забывать, что Хэмилтон привержен таким принципам, как BLM, и борется за равноправие. Он получил титул рыцаря и должен действовать в соответствии с этим. Празднование Мерседесом победы крайне неуместно».