Что же предстает перед глазами человека, кто захотел заглянуть в эти два дня на «Игору Драйв»?
Современный автодром, который сейчас ведет дополнительное строительство на своей территории, чтобы быть готовым принять Формулу 1 в 2023 году. Там увеличат длину трассы, достроят боксы, расширят медиа-центр. Будут и другие изменения.
Да, Формула 1 — это испытание, прежде всего благодаря очень высоким стандартам и требованиям, национальная серия всегда попроще. Но сравните насыщенность расписания, количество классов и участников: чтобы разобраться с таким количеством спортсменов и команд, нужны недюжинные силы, опыт организации гонок и серьезный коллектив сотрудников.
Свою роль играет и исключительная живописность мест и самой гоночной трассы со сложными поворотами и перепадами высот. Все спортсмены, кто ездил на этом автодроме, говорят об интересной конфигурации, достаточном количестве мест для обгона и высоких скоростях. А ведь это уже полдела, чтобы провести на самом деле яркие гонки.
Пожалуй, это то, к чему стремится любая серия, и у РСКГ это получается. Конечно, закрытые границы сыграли здесь на руку: к серии присоединяются те пилоты, которые не имеют возможности выезжать на гонки за рубеж. Но есть хороший шанс, что им понравится в РСКГ и они тут задержатся. С учетом позитивного развития серии — почему бы нет?
На первом этапе в Смоленске, когда в общей сложности на старт уикенда вышли 92 пилота, мы рассуждали с организаторами чемпионата о том, сумеют ли они в этом сезоне преодолеть число «100». Кто бы мог подумать, что произойдет это так быстро и так легко? Под Санкт-Петербургом выступили уже 112 спортсменов, и есть все основания полагать, что на следующем этапе на Moscow Raceway их будет не меньше.
Приятно наблюдать, как все больше команд приобщаются к такому явлению в автоспорте, как командный стиль. Пожалуй, в российское кольцо его привнесли прежде всего те гоночные коллективы, которые имеют опыт выступления в зарубежных сериях: Lada Sport Rosneft и «Лукойл Рейсинг Тим». Однако постепенно это проникает и в сознание других команд, которые выбирают командные цвета, создают общий командный стиль, оклеивают машины схожими ливреями, одевают сотрудников в одинаковую стильную одежду, выставляют флаги, фуры и гостевые/командные зоны в цветах своего коллектива.
В этом смысле очень радует и команда Андрея Севастьянова B-Tuning Pro Racing Team, которая из года в год выставляет на стартовой решетке рядом со своими автомобилями всю фирменную атрибутику, а также приглашает красивых девушек, чтобы они скрасили всем последние минуты перед стартом.
Carville Racing и Rumos Racing тоже не отстают: отрадно видеть их гостей и болельщиков в цветах команды, ростовые символы в виде диковинных зверей, флаги и растяжки.
То же самое касается и участников класса GT4. Ну а боксы их команд и вовсе выглядят как у самых топовых команд в чемпионате GT World Challenge. Capital RT вообще производят очень «капитальное» впечатление: похоже, они пришли в гонки надолго.
К сожалению, в этом году Akhmat Racing Team из Чечни оставила зрителей без традиционных плясок перед стартом, когда профессиональные танцоры под национальную музыку отплясывали так задорно, что вслед за ними пускался в пляс и почти весь грид. Ну и Lada Sport Rosneft куда-то спрятала своих барабанщиков, выдававших отчаянную дробь на бочках из-под топлива.
Все прошлые сезоны расписание гоночного уикенда состояло из обязательных трех дней, когда тренировки и квалификации проходили в пятницу, первые гонки в субботу, а вторые в воскресенье. С 2020 года расписание пересмотрели и сумели уложить все основные заезды в один день — воскресенье, а тренировки и квалификации, а также часть гонок перенести на субботу. В этом году расписание стало логичнее: теперь обе гонки спортпрототипов проходят в один день, субботу, чтобы после этого люди могли при желании уехать с трассы. Это благотворно как для времени, так и для бюджетов.
Подобный вариант расписания этапа положительно влияет на бюджет команд, которые могут приехать на автодром на день позже.
Собрание всего самого интересного в один день хорошо и для зрителей: они понимают, что, приехав на трассу в воскресенье, не пропустят ничего из самого важного, и весь день будет расписан: не придется скучать.
Классы SMP GT4 и спортпрототип CN нельзя полностью отнести к РСКГ: в большей степени это гонки поддержки, которые проходят в рамках серии. Пожалуй, этому способствует и некоторое нежелание организаторов РСКГ интегрировать их в состав чемпионата.
Так, например, SMP GT4 с самого начала выглядели слегка обособленно: другие машины, иной, адаптированный международный регламент класса GT4, непрофессиональные пилоты, которые пришли в соревнование, прежде всего чтобы получить удовольствие от гонок на красивых машинах.
Все начиналось в прошлом сезоне с трех машин на гриде, а сейчас уже выросло до вполне достойных 12 участников (правда, на «Игоре Драйв» было только десять из них), заезды которых привлекают все больше внимания, и прежде всего потому, что в гонке едут очень красивые, дорогие и необычные для российского кольца автомобили.
Mercedes AMG GT4, Porsche Cayman GT4 и KTM X-Bow — отличный грид, радующий глаз. В этом году к трем брендам прибавилась и BMW M4, причем ее пилот Марат Хайров, выступавший ранее в сериях тайм-аттак, сразу же заявил о своих намерениях и на первых двух этапах исправно приезжал на подиум. В этот раз тактическая ошибка с резиной в квалификации и затем оплошность на трассе не позволили ему подняться за кубком, но борьба на трассе была красивой.
На самом деле даже при сравнении с прошлым годом видно, как пилоты набираются опыта и прогрессируют. Ошибок становится меньше, результаты ближе, а сражения все профессиональнее. Пожалуй, через год-другой этот класс по своей эффектности сможет поспорить и с турингом.
Еще один класс, который появился в 2020 году — «Спортпрототип CN». Его даже сложно назвать классом как таковым, слишком разная техника в нем выступает, а результаты засчитываются в разных зачетах.
Он также начинался ни шатко ни валко, на старт выходило несколько машин, однако развитие класса очевидно, и этому в том числе способствовала и пандемия коронавируса и закрытые границы. Многие спортсмены, которые выезжали на соревнования в европейские страны, сейчас ищут себе альтернативу для выступлений, и GT4 и спортпрототип CN — вполне подходящие варианты.
Сейчас в этом классе соревнуются между собой российские Шорткаты, Митджеты 2,0 литра, Легенды и даже Легенды Эво (Legends Evolution), каждый в своем зачете.
Legends Evolution достойны того, чтобы сказать о них отдельно. Это российский тюнинг-проект от инженеров компании Artline Technology, которые на базе автомобилей серии создали доработанный вариант, превосходящий базовый по своим характеристикам. Легенды получили другой двигатель, новый аэродинамический обвес, усиленный каркас безопасности, подрулевые «лепестки» коробки передач, заднюю передачу, независимые переднюю и заднюю подвеску с регулируемыми амортизаторами и другие доработки, позволившие повысить мощность (со 140 л.с. до 160 л.с.), максимальную скорость (с 200 км/ч до 220 км/ч) и разгон до 100 км/ч (с 4 сек. до 3,5 сек.), а также маневренность, управляемость и комфорт.
Пелотон класса «Спортпрототип CN» на трассе «Игора Драйв» в этот раз выглядел просто фантастически. Впервые здесь собралось 25 участников, из них — 14 на Шорткатах, восемь на Легендах (в том числе и Эво) и трое на Митджетах. Хороший приток составили дебютанты класса, которым было интересно попробовать эти машины в деле и решить для себя, стоит ли участвовать здесь и в дальнейшем.
По словам одного из них — петербуржца Александра Акименкова, севшего за руль Шортката — управление автомобилем произвело самое благоприятное впечатление. Александру есть с чем сравнить: он уже много лет выступает за рулем Porsche в длинных гонках на Нюрбургринге, но пока общая обстановка в мире не слишком способствуем поездкам в Германию.
«На знакомство с техникой у меня ушло три дня», — прокомментировал Александр свой новый опыт. — «Благодаря советам опытного наставника Александра Желтова удалось выкатить очень хороший темп, который обещал попадание в топ. Машина очень легкая, быстрая и доставляет удовольствие от управления ею. Открытый кузов дарит массу эмоций — потрясающее ощущение скорости и управляемости, чистый адреналин!».
«К сожалению, гоночный день для меня не задался с самого утра — возник ряд технических проблем. В квалификации я успел проехать лишь пять кругов на дергающейся машине, а в первой гонке и вовсе остановился в начале прогревочного круга».
Заезды спортпрототипов в этот уикенд выглядели по-настоящему зрелищно, борьба на трассе была очень плотной, единственное, жаль, что создается впечатление, что этому классу не уделяют должного внимания, а ведь именно отсюда может прийти пополнение в основные классы российского кольца.
Вместе с классом «Юниор S1600» заезды спортпрототипов вынесены на субботу, и это совершенно нормально, так как в один день уместить десять гонок просто невозможно. Но огорчает тот факт, что, несмотря на наличие свободного времени в субботу, у спортпрототипов нет процедуры стартовой решетки, которая все же добавляет праздника в жизнь гонщика и серьезности — в восприятие класса.
По словам организатора серии Олега Петрикова, отсутствие стартовой решетки в классе связано с несколькими причинами. Первая — это малое число участников в классе на момент принятия регламента. Второе — это просьба самих участников, которые тогда не хотели тратить на это лишние 15 минут. Но к следующему этапу на Moscow Raceway, если количество участников в классе не сократится, организаторы готовы организовать грид и для них, возможно, по сокращенной схеме.
Здесь сразу хочется добавить — и профессиональный. Причем слово «профессиональный» связано как с качеством гонок, так и с тем, что здесь уже мало кто из пилотов платит сам за себя, а на старты за соревнующиеся между собой в командном зачете гоночные коллективы выходят хорошо подготовленные профессиональные пилоты.
Чтобы понимать, о ком идет речь, достаточно просто перечислить несколько имен: Кирилл Ладыгин, Дмитрий Брагин, Иван Лукашевич, Григорий Бурлуцкий, Михаил Митяев, Андрей Масленников. В этом году, к сожалению, нет Алексея Дудукало — зато в команде «Лукойл Рейсинг Тим» его заменил Егор Оруджев. Этих спортсменов можно назвать цветом российского кольца, а их подготовка не подвергается никаким сомнениям. Здесь не бывает ошибок роста, а сражение идет на самом высоком уровне: огромные скорости и филигранные обгоны.
Что касается техники, то и она позволяет проводить красивейшие заезды и полностью соответствует техтребованиям международного туринга для TCR. Мы уже рассказывали, как происходит подготовка и настройка машин перед сезоном. И это касается не только Lada TCR, но и трех других марок: Audi, Hyundai и Cupra.
В этом сезоне наиболее конкурентно выглядит Lada Vesta Sport TCR, а Кирилл Ладыгин очевидно намеревается подтвердить свой прошлогодний титул, и пока никто не может ему в этом помешать. В Санкт-Петербурге он дважды поднялся на подиум: третье место в первой гонке и первой — во второй. Теперь после трех этапов он лидирует с существенным отрывом от остальных пилотов, а главным его конкурентом после третьего этапа традиционно стал… Дмитрий Брагин, выступающий за «Taif Motorsport» на Audi RS3 LMS TCR. Сокомандник Ладыгина Михаил Митяев выиграл первую гонку третьего этапа, но во второй оказался далековато. Сейчас он на третьем месте.
Квалификацию выиграл Егор Оруджев («Лукойл Рейсинг Тим») на Audi, что говорит о том, что у Audi есть хороший темп, и не хватает лишь немного удачи: если бы не технические проблемы на формировочном круге, Оруджев, сошедший в гонке, имел бы все шансы на победу в первом заезде.
«Лукойл Рейсинг» выглядит очень уверенно, но пока победы им не даются, Андрей Масленников и Иван Лукашевич располагаются довольно высоко в личном зачете — на четвертом и пятом местах, но отставание от лидера составляет уже порядка 40 очков.
Это три команды (Lada Sport Rosneft, «Лукойл Рейсинг Тим» и TAIF Motorsport), которые традиционно соревнуются между собой в туринге, а их ливреи напоминают классический светофор: красные-желтые-зеленые. Однако вот уже который сезон о себе громко заявляет и еще одна команда — Carville Racing из Санкт-Петербурга. Они далеко не новички в автоспорте, и их могут хорошо помнить поклонники ралли, т. к. в 2014-2015 годах экипажи команды успешно выступали в ралли, но с 2016 года они вошли в РСКГ, сначала показав свои амбиции в классе «Туринг-лайт», где они поступательно поднимались с третьего места на первое в командном и личном зачетах, а в 2019-м перейдя в «Туринг». Пока на фоне сильных конкурентов им не удается заявить свои претензии на титул, однако в этом году к их постоянному пилоту Григорию Бурлуцкому присоединился еще и Захар Слуцкий, в свое время отлично зарекомендовавший себя в картинге, и теперь они вместе составили отличное ядро команды.
На домашнем этапе в Санкт-Петербурге им было непросто показать себя, т. к. выступали они с существенным весовым гандикапом, но впереди еще четыре этапа, а едут парни очень здорово.
О команде Carville Racing мы расскажем вам в одном из следующих репортажей.
Такой стартовой решетки в РСКГ мы, пожалуй, еще не видели. Несколько лет назад мы восхищались тремя десятками автомобилей в тогда еще классе «Национальный», однако 43 машины на решетке «Игоры Драйв» — это новый рекорд. Из них 31 пилот был заявлен в S1600 и еще 12 — в «Туринг-лайт».
Для понимания, насколько это много, скажу, что за 15 минут процедуры грида я не успела дойти до конца и вернуться обратно, но усугублялось это желанием сфотографировать основных участников и их автомобили.
Важно отметить, что сейчас в этих классах выступает большое число известных пилотов, таких как Владимир Черевань, Андрей Севастьянов, Андрей Радошнов, Роман Голиков, Леонид Панфилов и Иван Чубаров в «Туринг-лайте»; Борис Шульмейстер, Михаил Симонов, Михаил Грачев, Татьяна Елисеева, Егор Санин, Василий Кораблев, Виталий Ларионов и Илья Екушевский в S1600. Но много и новых имен, и это хорошо: именно через этот класс в том числе и идет подпитка чемпионата новыми силами.
Честно говоря, возникало ощущение, что машин на трассе даже слишком много, и это сказалось на начальных кругах первой гонки. В каждом из объединенных заездов классы располагаются на решетке через «пробел», и в S1600 оба раза старт приводил к изрядному прореживанию пелотона.
Однако далеко не всех пилотов этот факт смущает: многим даже нравится «потолкаться».
«Да, с последнего ряда тяжелее пробираться», — прокомментировал ситуацию Андрей Севастьянов. — «И все мы когда-то стартовали из хвоста пелотона. Но у нас в течение сезона семь этапов и 14 гонок, а также реверсивная решетка на старте. И благодаря этому интереснее сюжет к финалу сезона».
Одним из показателей успеха серии является появление молодых гонщиков. Когда в чемпионат приходят 18-летние спортсмены, это означает, что они видят здесь для себя перспективу, и это на самом деле так. А еще это говорит о том, что у нас в стране все же появилась молодая категория пилотов, готовых к выступлению в серьезных соревнованиях.
Речь идет прежде всего о тех пилотах, которые приходят после картинга либо в серьезный класс, либо в серьезные команды — это говорит не только о том, что они сами нацелены на успех, но и о том, что их уровень профессионализма соответствует самым высоким требованиям.
В этом году таких прибавлений в семействе РСКГ довольно много. Мы уже рассказывали о нескольких молодых спортсменах в материале, посвященном дебютам в серии. Речь шла о Егоре Фокине и Иване Чубарове.
Сейчас бы хотелось добавить о Петре Плотникове, Кирилле Захарове и Захаре Слуцком. Про Захара Слуцкого, выступающего за Carville Racing, мы уже упомянули выше. Для Кирилла Захарова, сына известного автоспортивного тренера Антона Захаров, РСКГ — уже знакомая серия, в прошлом году он провел три этапа в классе «S1600 Юниор», а также выступал в Akhmat Race. На третьем этапе Кирилл Захаров дебютировал в классе «Туринг-лайт» команды B-Tuning Pro Racing Team Андрея Севастьянова, но до очков пока не доехал. Он успешно финишировал в первой гонке, а во второй сошел после контакта с другими участниками.
А вот Петр Плотников на своей домашней трассе показал настоящий класс. Да это и неудивительно при такой поддержке: большая команда его болельщиков из почти четырех десятков членов семьи и друзей еще издалека виднелась в паддоке, на гриде и трибунах в ярко-зеленых майках цвета ливреи автомобиля.
Квалифицировавшись пятым, в первой гонке он сумел совершить несколько обгонов, потерять позицию и финишировать четвертым, обойдя такого опытного гонщика, как Роман Голиков.
А во второй гонке 18-летний Петр не просто на протяжении всего заезда боролся с Владимиром Череванем, но и прошел его, чтобы одержать победу!
«Я очень рад победе на домашнем этапе. У нас была отличная борьба с Владимиром Череванем! Во многом мне помогло и то, что удавалось удержаться за Владимиром в воздушном мешке, а дальше уже было дело техники обогнать его и вырваться вперед! Спасибо команде, у меня была отличная машина!».
Удачно прошел этап и для дебютанта команды Lada Sport Rosneft Ивана Чубарова, который после своего первого выступления на «Игоре Драйв» вышел в лидеры класса «Туринг-лайт». Иван сумел выиграть квалификацию, взял победу в первой гонке, а во второй стартовал с девятого места на реверсивной решетке и поднялся до третьего места.
В новом сезоне Российская серия кольцевых гонок выглядит чрезвычайно привлекательно и динамично. У чемпионата большая наполненность, на трассе происходит красивая борьба. Одно только разочарование: на трибунах почти нет зрителей. Конечно, часть вины за это лежит на пандемии и полном или частичном запрете проведения массовых мероприятий, но ведь и раньше трибуны не были забиты. Это досадно, ведь здесь на самом деле есть на что посмотреть и за кого поболеть.
Но мы все же надеемся, что сейчас, когда чемпионат постепенно достигает своего максимума, зрители появятся, ведь посмотреть гонки можно не только в интернет-телевидении на smp-rskg.tv, но и на телеканалах, таких как «Матч ТВ» и «Матч! Страна». Ну а лучше всего — на трибунах. РСКГ путешествует по разным городам, этапы проходят не только в Москве и Санкт-Петербурге, но и в Смоленске, Нижнем Новгороде, Казани, Грозном и Сочи.
Трансляции этапа можно посмотреть здесь.
Все результаты опубликованы на сайте РСКГ.