Политика не может иметь отношения к автоспорту, а санкции против стран и государств не должны отражаться на спортсменах. Кажется, именно так считают нормальные люди, но, к сожалению, это не волнует политиков, которые продолжают гнуть свою линию.
Европа и США вводят так называемые санкции по самым разнообразным поводам, не позволяя иметь альтернативного мнения, а все происходящее вследствие этих «санкций» просто дурно пахнет. Чуть менее года назад мы рассказывали про противостояние России, РАФ и FIA во время этапа Кубка мира по бахам «Россия — Северный лес», когда мы все же продавили и флаги, и гимн, которые уже успели запретить. А сейчас крайними сделали спортсменов из белорусской команды «МАЗ-СПОРТавто», в последний момент отказав им в участии в «Дакаре». При этом стартовые взносы были оплачены, экипажи зарегистрированы, а бортовые номера уже получены. Понятно, что помимо стартовых взносов понесены и другие расходы, которые достигают кругленькой шестизначной суммы.
К моменту получения запрета на участие три тягача с белорусскими МАЗами были уже в Польше на пути к французскому парому, отходящему в Саудовскую Аравию.
Белорусская команда выехала в сторону Марселя за неделю до отправки парома. Этого времени было более чем достаточно, чтобы спокойно добраться до места назначения и погрузить технику на корабль: последний срок определялся 30-м ноября. Однако днем 24 ноября они получили сообщение от одного из организаторов «Дакара» о том, что не будут допущены к марафону и не смогут погрузиться на паром. Из списков участников МАЗ вычеркнули 28 ноября.
В своем коротком интервью белорусскому изданию «Sputnik» Сергей Вязович сказал, что команда не получала никакого предупреждения о том, что их исключат из заявочного листа. Это произошло внезапно, когда они уже направлялись в сторону Франции.
Первые несколько дней после неожиданного события не было никаких комментариев о происходящем — ни со стороны команды, которая пыталась разобраться в причинах, ни со стороны организаторов, которые продолжали хранить молчание.
30 ноября стало известно, что грузовики уже вернулись из Польши и находятся в Минске.
1 декабря наконец начала поступать первая информация. Сергей Вязович и пресс-служба «МАЗ-СПОРТавто» опубликовали короткую новость:
«Только что компания A.S.O. — организатор ралли “Дакар” официально сообщила нам о том, что спортивная команда “МАЗ-СПОРТавто” не будет допущена к участию в ралли DAKAR-2022. Подробности ожидайте позже».
Вместе с этим появилось и официальное заявление A.S.O., в котором было сказано, что организаторы «Дакара» вынуждены исключить команду из списков участников по решению французского Министерства иностранных дел.
Это решение оказалось связано с пакетом санкций Евросоюза против Белоруссии, принятым в конце июня 2021 года, в который попал и Минский автомобильный завод за поддержку действий Лукашенко. Поскольку «МАЗ-СПОРТавто» является заводской командой, а заявителем в гонку каждый год выступает именно сам завод, то все эти санкции распространяются одновременно и на спортсменов.
Интересно, что решение было принято в последний момент, спустя несколько месяцев после введения санкций: до этого все обстояло хорошо. Видимо, как раз в это время Министерство иностранных дел Франции получило документы участников «Дакара», чтобы заняться их отправлением в Саудовскую Аравию, и обратило внимание на заявки от МАЗа.
Последовавшее официальное заявление организаторов опубликовало издание «Championat.com»:
«Вследствие мер, принятых Европейским союзом и затрагивающих различные белорусские юридические лица, включая автопроизводителя “МАЗ”, французские власти проинформировали организаторов “Дакара”, что для “МАЗа” юридически невозможно принять участие в гонке 2022 года. Организаторы “Дакара” были вынуждены проинформировать “МАЗ” об этом решении».
2 декабря было получено окончательное подтверждение, что МАЗ не будет участвовать в «Дакаре», однако команда собирается оспорить действия организаторов и уж в любом случае получить назад часть понесенных расходов. Ведь только стартовый взнос за один грузовик составляет более 50 тысяч евро.
Очень жаль, что «Дакар» лишится в этом году белорусской команды. Парни — настоящие бойцы и лучшие соперники для всех участников. Без красных грузовиков марафон будет уже совсем не таким ярким и увлекательным.
Многие спортсмены и команды выразили поддержку команде МАЗ в связи со случившимся.
«КАМАЗ-мастер» в свою очередь выступил с заявлением, что оказывает поддержку друзьям из Белоруссии и надеется, что все решится положительно и «МАЗ» допустят к гонке. По мнению представителей Синей армады, с белорусскими гонщиками соревнования будут ярче и интереснее.
Поддержали «МАЗ-СПОРТавто» и зарубежные друзья-соперники. Алеш Лопрайс написал: «Мы поддерживаем вас, ребята, на “Дакаре-2022”». Команда «Buggyra Racing» заявила, что политика не может быть частью состязаний.
Мартин Мацик также высказался, что «надеется встретиться на “Дакаре-2022”, а политику нельзя смешивать со спортом».
Поддержала белорусов и Анастасия Нифонтова:
«Честно говоря, очень сложно смотреть на ситуацию со стороны, не включая эмоции. А они ой как кипят внутри!!! Никогда бы не подумала, что политика и все эти грязные игры смогут настолько вмешаться в наш спорт. До этого лишали флага, гимна и других национальных знаков отличия, но чтобы вот так…».
«Я хочу сказать, что без команды “МАЗ-СПОРТавто” лично для меня на этом “Дакаре” грузового зачета не будет! При всем искреннем уважении к пилотам @kamazmastersport. Думаю, что и самому КАМАЗу эта гонка не принесет того удовлетворения, которое получают спортсмены в борьбе с сильным соперником. Хочу выразить свою поддержку Сергею Вязовичу и всей его команде!!! Спорт должен быть вне политики!».