Прежде чем рассказывать об основной схватке года, состоявшейся на городской трассе в Джидде между Льюисом Хэмилтоном и Максом Ферстаппеном, несколько слов о прошедшем уикенде в целом.
Узкая, скоростная, со «слепыми» поворотами, эта трасса как будто специально построена для тех, у кого железные нервы и кто не боится рисковать: ведь средняя скорость в гонке у пилотов достигала 244,962 км/ч (у Льюиса Хэмилтона на 47-м круге). И пусть Никита Мазепин уступал ему порядка 15 км/ч, все равно даже 229 км/ч в среднем — это очень и очень много. Неоднократно с бортовых камер автомобилей разных команд мы наблюдали за прохождением пилотами кругов по автодрому Джидда Корниш, и было понятно, что даже секундная потеря концентрации может привести к непоправимым последствиям, если вообще не к трагедии.
Джордж Рассел, побывавший в массовой аварии на рестарте гонки, сказал, что трассу желательно переделать, убрав ненужные «слепые» зоны и распрямив несколько поворотов, иначе инциденты здесь будут происходить в каждом заезде. Его мнение поддержали и другие пилоты.
Проблему подтверждают и аварии, произошедшие во всех трех сериях гоночного уикенда (помимо Формулы 1 и Формулы 2 в Джидде состоялись также заезды Porsche Sprint Challenge Middle East), в том числе и одна из опаснейших за последнее время — на старте Основной гонки Формулы 2. К счастью, обошлось там все минимальными для столь серьезного столкновения травмами.
С другой стороны, такого шоу, как в Джидде, мы уже давно не видели в Формуле 1, и вряд ли подобное могло произойти на какой-то другой трассе — разве что в Баку или в отсутствующем в календаре Сингапуре. Сначала, после очень аккуратного старта, возникло ощущение, что пилоты так и проедут паровозиком большую часть гонки, но нет. Спасибо Мику Шумахеру и Майку Маси.
В следующем году Саудовской Аравии не будет в календаре Ф1 — из-за чемпионата мира по футболу, а вот в 2023-м гонка состоится, но не факт, что именно на этой трассе. Саудиты решили построить еще один автодром — на этот раз стационарный, с широкими зонами вылета и безопасными поворотами. Возможно, ГП переедет туда, но, может быть, две трассы будут чередоваться между собой.
За прошедшее воскресенье мы наблюдали экстраординарное количество режимов красных флагов как в Формуле 2, так и в Формуле 1. А также было большое количество выездов автомобиля безопасности и режимов VSC. Это — особенность городских трасс, когда все происходящее напрямую отражается на самом треке. Повреждение барьеров безопасности, обломки на асфальте и прочие радости жизни приводят именно к таким результатам. Чтобы убрать мусор и починить ограждения, приходится убирать пелотон с трека.
Вот кто на самом деле вызывает сочувствие, так это Майкл Маси. Сезон очень сложный именно в плане решений, а разбираться с таким количеством сложных инцидентов — врагу не пожелаешь.
Однако, похоже, что Маси не справляется со своими задачами. Мы уже неоднократно видели в течение этого сезона, как он принимает решения не вовремя или вообще их не принимает. Так получилось и на этом этапе после вылета Шумахера, когда необходимость остановить гонку красными флагами стала очевидна рейс-директору слишком поздно, что повлияло на ситуацию в гонке и положение пилотов на трассе.
На самом деле весь дальнейший расклад в гонке связан именно с этим его неудачным решением. Если бы заезд был сразу остановлен красными флагами, все пилоты заехали бы на питлейн одновременно и стартовый порядок сохранился.
В защиту Маси можно сказать, что на новой трассе не всегда можно понять, какие последствия будет иметь тот или иной инцидент. Но здесь в силу вступает опыт, которого у него, похоже, нет. Вопрос: останется ли в новом сезоне прежний директор гонки?
Еще одна очевидная проблема — с регламентом. Уже давно понятно, что в Формуле 1 необходимо ввести запрет на проведение работ с автомобилями под красными флагами — как это сделано, например, в IndyCar. Однако до сих пор его не существует.
Противостояние Mercedes и Red Bull достигло своего пика — хотя впереди еще Абу-Даби, но, кажется, там не будет такого количества сложнейших ситуаций, т. к. сама трасса скучнее и более предсказуема.
Сход Серхио Переса (спасибо в том числе и Шарлю Леклеру) лишил Red Bull дополнительных очков. Двойной подиум Mercedes эти потери усугубил. Теперь две команды разделяет 28 очков — скорее всего, Перес проиграл в Джидде все шансы Red Bull на титул в Кубке конструкторов, хотя, если честно, и не верилось, что они смогут его взять.
Мы решили собрать основные моменты гонки и сравнить, кто из пилотов совершил больше ошибок или нарушений. Зеленый цвет — преимущество, красный — потеря. В некоторых ситуациях оба пилота проиграли, а где-то оба получили плюс.
Вот что у нас получилось.
Внизу разберем ситуацию подробнее.
Новая трасса, незнакомая, сложная, опасная и скоростная. Средняя скорость на лучшем круге в гонке у Хэмилтона составила 244,962 км/ч, а у Макса Ферстаппена — 243,155 км/ч. Самая низкая была у Никиты Мазепина — 229,036 км/ч.
Это же какие стальные нервы нужно иметь всем пилотам, чтобы развивать подобную среднюю скорость на слепой трассе с близкостоящими бетонными отбойниками. А в квалификации — еще быстрее и опаснее, т. к. на трассе могут быть медленные автомобили.
В третьей гонки Формулы 2 мы видели, что может произойти, если сзади в стоящий автомобиль врежется машина на разгоне. А теперь представьте, если такое же произошло в квалификации.
На новой трассе найти предел намного сложнее, и все без исключения пытались это сделать, но кто-то рисковал больше необходимого, а кто-то сохранял баланс.
В третьем сегменте квалификации Хэмилтон показал абсолютно лучшее время трассы — 1:27,511, но он уже завершил квалификацию, когда на трассе на быстром круге показался Макс. Уже на первом секторе трассы он допустил крохотную ошибку и чиркнул колесом бетонный отбойник, но все закончилось благополучно, и он не просто продолжил заезд, но и снял на секторе примерно 0,2 секунды с времени Хэмилтона. На втором секторе смог снять еще 0,1, и это был какой-то сумасшедший круг. Но есть определенный предел, за которым начинаются проблемы, и это случилось с Максом. Уже в конце третьего сегмента он допускает еще одну ошибку, и она заканчивается для него в стене — и это третье место на стартовой решетке. Первый ряд замыкают два Mercedes.
К сожалению, вновь судейские решения во время и после ГП Саудовской Аравии вызвали больше вопросов, чем ответов.
Во время гонки произошло несколько инцидентов — как минимум неоднозначных, когда мнения болельщиков разделились, а судьи выносили, скажем так, не всегда корректные решения. Мы проконсультировались по этим вопросам с Георгией Андреевым, неоднократно работавшим стюардом на ГП России Формулы 1, и даем разбор инцидентов с учетом его консультации.
Георгий обратил внимание на то, как работают стюарды при принятии решений.
«Не все решения обозначены в регламенте, многое остается на усмотрение судей, но исходя из регламента. Для этого КСК этапа (коллегия спортивных комиссаров) изучает опыт предыдущих нескольких лет и прошедших этапов. Это помогает найти схожие ситуации и принять решение. Многие нюансы определяются во время актуального брифинга директора гонки перед этапом. На это влияет в том числе и специфика этапа (конфигурация трассы, зоны безопасности и пр). Но даже если кажется, что инциденты похожи и судьи предлагают разное решение, это не так. Не бывает одинаковых инцидентов».
Состав судейской комиссии:
Гарри Коннели, Витантонио Льюцци, Сильвия Белло, Хассан Аль Абдали.
1. 11-й круг. Автомобиль безопасности после аварии Мика Шумахера. Боттас оттормаживает Ферстаппена.
Боттас довольно серьезно тормозит перед Максом Ферстаппеном, чем вызывает возмущение голландца позади себя. Это не запрещено регламентом до тех пор, пока не расценивается как неспортивное поведение. В данном случае стюарды не сочли это нарушением и даже не обратили на этот эпизод внимания.
2. Питлейн, установочный круг (14) позади автомобиля безопасности.
Макс резко стартует на питлейне за автомобилем безопасности; Хэмилтон сообщает по радио, что тот тренирует старт. На самом деле никаких тренировок старта не было. В ответ на установочном круге Макс сообщает, что Хэмилтон отстал от него больше, чем на десять корпусов. Регламентом это никак не запрещено при выезде на старт с места за автомобилем безопасности, т. к. не дает никакого преимущества. Только при старте с хода.
Оба комментария пилотов оставлены без внимания.
3. 15-й круг. Срезка трассы Ферстаппеном во втором повороте и получение преимущества.
Штраф в 5 секунд Максу Ферстаппену за получение преимущества за счет срезки трассы и невозвращение позиции. На самом деле мы наблюдали с вами уникальный случай, когда директор гонки предложил командам решение за пределами обычной практики: возвращение позиции и рестарт с третьего места либо штраф в 5 секунд за получение преимущества. Обе команды согласились, что возвращение позиции будет более уместным вариантом.
4. 17-й круг. Инцидент на рестарте между Пересом и Леклером, повлекший за собой массовую аварию.
Рассмотрен, но оставлен без последствий. Было признано, что ничьей основной вины в происшедшем не было — ни Леклера, ни Переса.
5. 23-й круг, второй поворот. Инцидент между Юки Цунодой и Себастьяном Феттелем.
Цунода признан виновным и наказан штрафом в 5 секунд и двумя баллами к лицензии (у него уже 8 баллов). В целом все в соответствии с регламентом.
6. 26-й круг. Инцидент между Феттелем и Райкконеном.
В результате контакта между двумя машинами Кими Райкконен сломал переднее крыло и отправился на затяжной пит-стоп. Нет никакой информации о рассмотрении эпизода. Оставлен без последствий.
7. 36-й круг. Инцидент между Хэмилтоном и Ферстаппеном во втором повороте.
Во втором повороте Макс получает преимущество за счет выезда за пределы трассы. Позже Макс получает штраф за то, что не возвращает позицию.
Команда велит Максу вернуть позицию, и он делает попытку пропустить Хэмилтона в 25-м повороте, дальше происходит ситуация, когда Хэмилтон его не обгоняет, а вместо этого врезается в заднюю часть Red Bull. На деле позиция не возвращена, и положение пилотов на трассе осталось тем же.
По регламенту позицию нужно вернуть не позже, чем в течение трех кругов. После того, как Макс это не сделал, он получил штраф в 5 секунд.
8. 36-й круг. Инцидент между Хэмилтоном и Ферстаппеном в 25-м повороте.
После гонки Ферстаппен получает штраф в 10 секунд и два балла к лицензии. Вот что написано в судейском решении:
«Стюарды выслушали пилота автомобиля № 33 (Макс Ферстаппен) и автомобиля № 44 (Льюис Хэмилтон), а также представителей команд, просмотрели видео и телеметрию. Было установлено, что в столкновении виноват преимущественно пилот автомобиля № 33.
В 21-м повороте пилоту 33-й машины было дано указание вернуть место автомобилю № 44, и команда велела делать это «стратегически». Автомобиль № 33 значительно замедлился перед 26-м поворотом. Однако было очевидно, что ни один из гонщиков не хотел брать на себя инициативу до третьей зоны детекции DRS. Пилот автомобиля № 33 заявил, что ему интересно, почему автомобиль № 44 не обогнал его, а пилот автомобиля № 44 заявил, что не знал, что автомобиль № 33 замедлился, чтобы вернуть позицию.
При принятии решения для наказания пилота автомобиля № 33 ключевым моментом для стюардов было то, что затем он резко затормозил (69 бар), что привело к замедлению на 2,4g. Признавая, что пилот автомобиля № 44 мог обогнать автомобиль № 33, когда этот автомобиль сначала замедлился, мы понимаем, почему он не хотел первым пересечь линию ДРС. Однако резкое торможение водителем автомобиля № 33 было определено стюардами основной причиной столкновения и, следовательно, налагается стандартный штраф в размере 10 секунд за этот тип происшествий».
На самом деле штраф в 10 секунд никак не повлиял на окончательные результаты и стал скорее предупреждением пилоту за неправильные действия на трассе.
«Когда мне сказали, что у меня пятисекундный штраф, бороться больше не стоило, потому что я никогда не смогу оторваться от пяти секунд», — сказал лидер чемпионата. «Так что да, много действий, много чего произошло. Я думаю, что в конечном итоге у нас не было идеального темпа в гонке, возможно, также и шины медиум в конце заезда уже деградировали. Я думаю, что жесткий состав был более жизнеспособен, но, конечно, уже после финиша судить проще.
«Я не считаю заслуженным этот пятисекундный штраф, но не хочу это обсуждать, это того не стоит. Интересно, что именно я получаю штрафы за выезд за белую линию. В Бразилии мне это простили, а сейчас внезапно наказали. Вы могли видеть, что мы оба не попали в поворот. Но неважно, я не хочу тратить на это время, мы должны двигаться вперед».
«За 28 лет своей карьеры я встречал много разных гонщиков, которые нарушают правила, не получают за это наказаний или вообще не думают о том, что правила надо соблюдать. Макс наверняка нарушил правила. Я так много раз избегал столкновений с этим парнем, и я считаю, что это правильно, так как правильнее будет подождать лучшего момента. Так же я поступил и в этот раз.
Затем он, очевидно, решил проверить мои тормоза. Я думаю, он хотел получить возможность DRS, чтобы снова обогнать меня в первом повороте, так что возникла суматоха. Честно говоря, я думал, что потерял крыло.
К тому моменту я не получил никакой информации, поэтому действительно не понимал, что происходит. Внезапно он начал тормозить, а затем немного сместился… Затем пришло сообщение, и в этот момент он так сильно ударил по тормозам, что я чуть не врезался ему сзади и не выбил нас обоих. Для него неважно, если мы оба сойдем, а для меня финиш в гонке имеет большое значение.
Было очевидно, что он пытался пропустить меня, что его и просили сделать, но до зоны DRS, и тогда это означало бы, что после этого он активировал DRS и просто проехал бы мимо меня в первом повороте. Такова была тактика. Но хуже всего было резкое торможение, после чего мы столкнулись. Это было опасно.
Но перед финалом в Абу-Даби я спокоен. Я чувствую, что нахожусь на боксерском ринге и готов к поединку».
За всеми сражениями и инцидентами между двумя лидерами многие совсем позабыли о том, что происходило в остальной части пелотона. А там тоже было интересно.
Боттас, Окон и Гасли
Боттас все же сумел справиться с Эстебаном Оконом фактически на финишной линии с помощью DRS и поднялся на третью ступеньку подиума. Окон чуть не разбил руль от злости, и его можно понять, но и четвертое место в гонке — хороший результат и много очков.
Благодаря финишу четвертым Окон опередил Пьера Гасли, набрав на четыре очка больше. Сейчас разница между Alpine и Alpha Tauri составляет уже 29 очков. Отыграть их в Абу-Даби будет уже невозможно.
Для Алонсо эта гонка завершилась, к сожалению, на 13-й позиции. Разворот в середине гонки и пит-стоп на 44-м круге (даже с учетом перехода на состав софт) отбросили его назад.
Противостояние McLaren и Ferrari
Оба McLaren финишировали в очках, несмотря на то, что у Риккардо была очень сложная квалификация и он стартовал 11-м, а у Норриса выдалась та еще гонка. Он неплохо квалифицировался, был седьмым, но после ошибочного пит-стопа перед красными флагами он откатился на 14-ю позицию, под вторыми красными был уже 16-м, и все остальное время отыгрывался. Но отыгрался до десятого.
Получилось неплохо : пятое и десятое места на финише и 11 очков, и в этот раз Ferrari ничего не могли противопоставить. Их седьмое и восьмое места на финише принесли им на очко меньше. Риккардо — молодец.
Но если в командном зачете McLaren отыграли одно очко, то вот для Ландо Норриса все закончилось потерей пятого места в личном зачете, как и предполагалось. Сейчас он уступает четыре очка Шарлю Леклеру и всего на 4,5 очка опережает Сайнса. Удержать бы хоть шестое место.
Бедный Haas
Вот кому хочется посочувствовать, так это Гюнтеру Штайнеру. После такого сезона тяжело рассчитывать на какие-то серьезные улучшения в следующем.
Две серьезнейших аварии в предпоследнем этапе, два существенных повреждения шасси — это большая проблема. Есть ли у команды что-то в запасниках, потому что возникает вопрос, на чем пилоты будут завершать сезон, если их шасси получили серьезные повреждения? Никита Мазепин и так уже выступает на старом, которое весит на 4 кг больше, а сейчас ситуация только усугубилась.
Результат двух аварий — обе машины разбиты в хлам, и восстанавливать их особо не из чего. Даже имея деньги (прошлый раз Дмитрий Мазепин оплатил новое шасси для Никиты из собственного кармана), за четыре дня построить новое шасси фактически нереально. Посмотрим, чем все закончится, но команда Haas в своем пресс-релизе оптимистично сообщает, что завершит сезон гонкой в Абу-Даби.
Alfa Romeo
Что касается Alfa Romeo, то оба пилота показали чудеса в квалификации, а в гонке все получилось несколько хуже. Джовинацци заработал очко, но Кими финишировал последним после столкновения с Себастьяном Феттелем и проблемами на пит-стопе при замене переднего крыла. Команда идет на предпоследнем месте в Кубке конструкторов, но Фредерик Вассёр обещает, что следующий сезон будет эффективнее. Собственно, как и все руководители команд, включая Гюнтера Штайнера.
Пилот | Команда | Время | Пит-стоп | Очки | |
1 | Л. Хэмилтон | Mercedes | 2:06:15,118 | 1 | 26 |
2 | М. Ферстаппен | Red Bull | +21,825 | 2 | 18 |
3 | В. Боттас | Mercedes | +27,531 | 2 | 15 |
4 | Э. Окон | Alpine | +27,633 | 1 | 12 |
5 | Д. Риккардо | McLaren | +40,121 | 1 | 10 |
6 | П. Гасли | AlphaTauri | +41,613 | 1 | 8 |
7 | Ш. Леклер | Ferrari | +44,475 | 1 | 6 |
8 | К. Сайнс | Ferrari | +46,606 | 1 | 4 |
9 | А. Джовинацци | Alfa Romeo | +58,505 | 1 | 2 |
10 | Л. Норрис | McLaren | +61,358 | 1 | 1 |
11 | Л. Стролл | Aston Martin | +77,212 | 2 | 0 |
12 | Н. Латифи | Williams | +83,249 | 3 | 0 |
13 | Ф. Алонсо | Alpine | +1 круг | 2 | 0 |
14 | Ю. Цунода | AlphaTauri | +1 круг | 3 | 0 |
15 | К. Райкконен | Alfa Romeo | +1 круг | 2 | 0 |
Лучший круг: Льюис Хэмилтон (Mercedes) — 1:30,734 (47-й круг, 244,962 км/ч)
Пилот дня: Макс Ферстаппен