Кто же этот возмутитель спокойствия? Ну конечно же Себастьен Леб — великий и ужасный. Впрочем, в форумах и группах в интернете его уважительно называют не иначе как «дед». А как еще прикажете величать 47-летнего гонщика, некоторые из соперников которого только-только отметили свое двадцатилетие?
Отношение к очередному возвращению эльзасца в чемпионат мира по ралли было двоякое — и особенного ажиотажа не вызвало. Ну да, Себ является девятикратным чемпионом мира, но уже десять лет не выступает в WRC с полной программой, предпочитая лишь выборочные гонки. Ну да, в 2019 году француз попробовал расширенный вариант программы с заводской командой Hyundai Shell Mobis WRT, но на шести этапах смог добиться лишь одного финиша на подиуме. Ну да, Леб является одним из признанных мастеров ралли «Монте-Карло», но его последняя победа здесь была завоевана аж в 2013 году.
А сколько минусов! Тут и недавний ралли-марафон «Дакар», по итогам которого Себастьен занял второе место — это серьезная нагрузка для не самого юного спортсмена. Ограниченный накат — в прошлом году Леб проехал всего-навсего один этап асфальтового чемпионата Франции, и то за рулем моноприводного кит-кара Peugeot 306 maxi. В минус эльзасцу ставили сокращенную программу тестов — из-за «Дакара» Себ не мог протестировать свое новое оружие в полном объеме. И едва ли не самое главное — новый штурман!
За 22 года выступлений в чемпионате мира по ралли — с 1999 по 2020 год — француз ни разу не изменял своему постоянному штурману Даниэлю Элене! Все 180 стартов, 120 подиумов и 79 побед — только в компании монегаска. Но в межсезонье Элена объявил о завершении активной спортивной карьеры и Лебу пришлось искать замену. Себастьен потратил на поиски совсем немного времени и пригласил в свой экипаж Изабель Гальмиш — 50-летнюю француженку, которая в обычной жизни работает… учителем математики.
Сочетание пилота-пенсионера и учителя математики — да еще и при суммарном возрасте экипажа в 97 лет (да-да, девяносто семь) — на малознакомом автомобиле и с учетом опыта выступлений Леба в последние несколько лет не позволяло даже самым оптимистичным экспертам объявить эльзасца одним из фаворитов гонки. «При определенных условиях он может попробовать побороться за место на подиуме», — это максимальное проявление оптимизма в отношении Себастьена.
Однако все скептики забыли об одном — Себастьен Леб это всё-таки Себастьен Леб. И он напомнил об этом с первых же миллиметров дистанции — француз показал себя еще на тестовом спецучастке — так называемом шейкдауне.
Во время шейкдауна экипажи-фавориты проехали по три попытки каждый. Ведущие прямой видеотрансляции по ходу первой попытки Леба постепенно меняли свое отношение от «ну да, Леб» до «у нас претендент на победу». Еще бы, ведь Себастьен показал лучшее время — на семь десятых лучше ближайшего соперника.
Но самое-то интересное не заметили ни комментаторы, ни кто-либо еще — сразу же после финиша пилот сказал штурману: «Я тебя не слышал». И Изабель тут же бросилась проверять микрофон в своем шлеме и настройки переговорного устройства. То есть француз показал лучшее время фактически без стенограммы?! Это какой-то запредельный уровень!
А вечером того же дня наконец-то закрутилась карусель спецучастков ралли «Монте-Карло»…
Первый день (а точнее ночь) состояла из двух спецучастков, и оба они завершились с одинаковым результатом — пилот заводской команды «Toyota Gazoo Racing World Rally Team» Себастьен Ожье показал лучшее время, а гонщик заводского коллектива «M-Sport Ford World Rally Team» Себастьен Леб был вторым. Третьим по итогам первых спецучастков стал другой пилот Toyota Элфин Эванс — он проиграл лидеру 11 секунд и казалось, что основная борьба за золото и серебро еще впереди. Но на самом деле это был тревожный для всех соперников Леба и Ожье сигнал.
Второй день ралли «Монте-Карло» преподнес участникам классические проблемы — сложнейшие дорожные условия в виде смеси асфальта, асфальта, покрытого тонким слоем льда, а также просто ледовых отрезков. Какую резину ставить в таких условиях? Как вести борьбу? Как-как — аккуратно, но быстро!
И вновь «старики» преподнесли молодым соперникам урок мастерства — из шести пятничных спецучастков Себастьен Леб выиграл четыре, Себастьен Ожье первенствовал лишь на одном, а еще одну победу забрал товарищ Леба по команде «M-Sport Ford World Rally Team» Гас Гринсмит.
По ходу второго дня Ожье с первой позиции провалился на третью, но постепенно нашел подход к трассе и к вечеру отыграл одно место и завершил пятницу вторым в десяти секундах позади Леба. Элфин Эванс занимал третье место, но отставал от лидера уже на 22 секунды.
Третий день пошел в минус Лебу — не совсем корректный выбор резины и сразу же проблемы: ни одной победы на субботних спецучастках, потеря лидерства и к тому же весьма приличное отставание от вышедшего на первое место Ожье. По итогам предпоследнего дня двух Себастьенов разделяла 21 секунда.
Но темп Леба был медленным лишь в сравнении с его основным соперником — остальные гонщики не могли сравниться с эльзасцем. Вышедшего на третье место Крейга Брина вряд ли порадовали итоги дня — ирландский пилот «M-Sport Ford World Rally Team» проигрывал Ожье полторы минуты!
Но основные события гонки произошли на четырех спецучастках заключительного дня. На первом Леб немножко отыграл у Ожье, на втором — проиграл. А на третьем лидер гонки пробил колесо и не просто растерял все преимущество, а вовсе пропустил своего преследователя вперед!
Перед стартом финального спецучастка лидера гонки Себастьена Леба от вернувшегося на второе место Себастьена Ожье отделяли девять с половиной секунд…
Старт! 14 с небольшим километров дистанции. Финиш. Леб проехал хуже! Смотрим результаты? Не торопитесь — ведь Ожье допустил фальстарт, что стоило ему штрафа в десять секунд. Как ни старался Себастьен-младший, но отыграть без малого 20 секунд было нереально.
Впрочем, даже без штрафа Себастьен Леб бы победил — но отрыв был бы совершенно сумасшедший: пять десятых секунды! По меркам ралли это практически «в нулях». Но штраф Ожье получил по делу, поэтому в итогах гонки он второй в десяти с половиной секундах позади своего давнего соперника.
Два Себастьена, два легендарных чемпиона показали настоящий мастер-класс более молодым участникам чемпионата мира по ралли. Крейг Брин довел свою первую гонку в составе «M-Sport Ford World Rally Team» до финиша на подиуме. Но его отставание от победителя составило одну минуту и 40 секунд!
Калле Рованпера из «Toyota Gazoo Racing World Rally Team» стал четвертым — он проиграл Лебу две минуты 16 секунд. А Гас Гринсмит финишировал пятым — более чем в шести с половиной минутах от Леба!
То есть, если отбросить результаты Леба и Ожье, которые не будут выступать на всех этапах чемпионата мира по ралли, тройку призеров составят Брин, Рованпера и Гринсмит. Только вот что это за лидеры мирового ралли, если они проигрывают ушедшим на покой гонщикам даже не секунды, а минуты?
Возможно, ввязаться в борьбу с двумя французскими чемпионами могли бы пилоты заводской команды «Hyundai Shell Mobis World Rally Team» Отт Тянак и Тьерри Невилль. Однако и эстонец, и бельгиец, и третий пилот корейского коллектива Оливер Сольберг оказались заложниками проблем, вызванных… их собственным автомобилем Hyundai i20 N Rally1.
У Невилля пропадали тормоза, он никак не мог найти нужные настройки — да так, что не раз признавался в том, что ему никогда не было настолько страшно за рулем гоночного автомобиля! Кроме того, у него отказывала гибридная система, возникали проблемы с переговорным устройством, ломалась подвеска и барахлил задний дифференциал. Итог — шестое место в семи с лишним минутах от победителя.
Тянаку пришлось не легче. Сразу после старта у него захандрил двигатель, а затем начались неполадки с гидравликой. Второй день начался с отключившейся гибридной системы, а после уже сам эстонец начал «шалить» — два прокола, разворот и вылет с трассы, завершившийся сходом. В воскресенье Отт на старт не вышел.
Сход Сольберга-младшего и вовсе оказался экзотическим — «по медицинским причинам»! Этому предшествовал отказ переговорного устройства на первом же спецучастке — не только Невилль не слышал своего штурмана. А начиная с утра пятницы Оливер оказался в ужасных условиях — в салон его Hyundai начал проникать дым! Лобовое стекло стало запотевать, дышать было нечем, слезы текли из глаз — как юниор вообще ехал в таких условиях, да еще и показывал результаты в первой десятке?
Но и швед не избежал новых проблем — коробка передач принялась дурить, что, конечно же, повлияло на результаты. А дым и не думал исчезать — это привело к вылету с трассы. Благодаря болельщикам Сольберг вернулся обратно, правда, потеряв более 35 минут…
В свете изложенного выше у многих возник справедливый вопрос — а не был ли связан внезапный уход главы команды Андреа Адамо с тем, что новый автомобиль оказался слишком «сырым»? Только вот ответ на этот вопрос нам никто не даст.
Особенно болезненным этот провал Hyundai выглядел на фоне практически полного отсутствия технических проблем у их соперников. В первый день Такамото Кацута жаловался на небольшие неполадки — впрочем, это не оказало значительного влияния на темп пилота «Toyota Gazoo Racing World Rally Team», а на Ford Puma Rally 1 Гаса Гринсмита во второй день не работала гибридная система. И это все — из восьми-то экипажей! Сравните со списком того, что произошло с пилотами «Hyundai Shell Mobis World Rally Team» — как говорится, нам добавить нечего.
С учетом провала пилотов Hyundai, а также вылетов и сходов некоторых других пилотов (Элфин Эванс вылетел и потерял время, Адриен Формо перевернулся и улетел в пропасть, списав свою Ford Puma Rally1), нет ничего удивительного в том, что очки за попадание в десятку лучших по итогам гонки получили гонщики, выступающие на автомобилях зачета RC2 (ранее они назывались R5).
Седьмое место на финише занял Андреас Миккельсен — он же выиграл гонку в зачете «WRC2 Open». Вслед за ним финишировали Такамото Кацута, Эрик Цайс («WRC2 Open») и Николай Грязин («WRC2 Open»).
Для россиянина ралли «Монте-Карло» не задалось с самого начала — уже на втором спецучастке Коля был вынужден остановиться. Затем он продолжил движение, но финишировал лишь 49-м — и с загоревшимся задним левым колесом! Оставшаяся часть гонки представляла собой постепенный подъем из пятого десятка в лидирующую группу. И Грязину это отлично удалось — если первый день он завершил на 34-м месте, то второй уже на 18-м, третий — на 11-м и в итоге финишировал десятым.
А теперь вернемся к заголовку этого материала — о каких же рекордах, которые побили Себастьен Леб и Изабель Гальмиш, идет речь?
Начнем перечисление с самых очевидных и известных. Победа в ралли «Монте-Карло» стала для Себастьена Леба 80-й по счету на этапах чемпионата мира по ралли. Для сравнения — вторым в этом списке бомбардиров идет Себастьен Ожье, одержавший 54 победы.
На ралли «Монте-Карло» как на этапе чемпионата мира по ралли Леб установил два новых рекорда — по количеству побед (восемь) и по количеству лучших времен на спецучастках (81). А в чемпионате мира по ралли Себастьен стал самым возрастным победителем этапа — тому же Ожье до повторения этого рекорда нужно проездить еще лет десять, а он ведь уже тоже фактически на пенсии. Также Леб еще больше оторвался от преследователей по числу побед на спецучастках.
Победа Леба на автомобиле с гибридным бензоэлектрическим приводом позволила ему установить рекорд из рекордов — он стал первым в истории раллистом, завоевавшим первое место на автомобилях четырех разных поколений.
С 2003 года Леб выигрывал гонки на машинах категории WRC с 2,0-литровым мотором (зачет А8), затем на WRC с мотором объемом 1,6 литра (зачет WRC), потом на WRC с мотором 1,6 литра, увеличенным диаметром рестриктора и улучшенной аэродинамикой (зачет RC1), и теперь на гибридном автомобиле. В настоящее время единственный претендент на повторение данного рекорда — это Себастьен Ожье. Но пока что Леб стал первым…
А теперь перейдем к не самым очевидным рекордам — тем, о которых еще никто не рассказывал.
Во-первых, Себастьен Леб и Изабель Гальмиш стали первым за последние 29 лет экипажем, который занял первое место на этапе WRC в первом же совместном старте. На самом деле примеров того, когда пилот и штурман впервые вместе садятся в один автомобиль и сразу выигрывают гонку, за всю историю чемпионата мира по ралли было не так и много — из прошедших за 49 лет 616 этапов подобных побед было одержано всего… семь! А если говорить об экипажах, в которых выступали мужчина и женщина, то это вообще первый подобный случай.
Во-вторых, впервые на высшую ступень подиума этапа WRС взошел пилот, для которого эта победа стала четвертой, завоеванной в одном экипаже с женщиной-штурманом. До Изабель Гальмиш Себастьен Леб выигрывал гонки вместе со своей тогдашней женой Северин Леб, ее сестрой Сандрой Ребу и своей нынешней пассией Лорен Годе.
Кстати, Изабель Гальмиш тоже повторила один из рекордов — она стала третьим в истории штурманом женского пола, одержавшим победу на этапе WRC. До нее это в 1997 году сделала Фабриция Понс (в экипаже с Пьеро Лиатти), а еще раньше — француженка, выступавшая под псевдонимом «Biche» (Лань).
Интересное совпадение — экипажи Пьеро Лиатти и Фабриции Понс, а также Себастьена Леба и Изабель Гальмиш, не только состояли из пилота-мужчины и штурмана-женщины, но еще и выступали на автомобилях совершенно нового зачета! В 1997 году это был самый первый «World Rally Car», а именно Subaru Impreza S3 WRC, а сейчас — первый гибридный раллийный автомобиль Ford Puma Rally1.
С учетом всех этих рекордов очень и очень обидно что ни у кого нет информации о том, продолжит ли Себастьен Леб выступления в чемпионате мира по ралли 2022 года. По слухам, он проедет (или хочет проехать) шесть этапов, однако подтверждения этому пока что нет. Не будет участвовать в сезоне-2022 с полноценной программой и Себастьен Ожье. А жаль…
В попавших в наше распоряжение неофициальных списках участников второго этапа чемпионата мира по ралли — ралли «Швеция» — место Леба в «M-Sport Ford World Rally Team» занял наследник династии Прада Лоренцо Бертелли, а «Toyota Gazoo Racing World Rally Team» заменила Ожье на Эсапекку Лаппи. Итальянец вряд ли окажет существенное влияние на борьбу, а вот финну вполне по силам изменить ситуацию…