В предыдущем материале мы рассказали подробно о первых двух опытах участия Aston Martin в «Больших призах», в том числе и в 50–60-х годах прошлого века, когда проходило зарождение и становление будущего чемпионата мира «Формула 1».
К сожалению, появление этого имени в заявочных листах FIA на сезон-2021 Формулы 1 возвращением можно назвать с большой натяжкой. Несмотря на громкое имя, успехами в гонках класса Формула 1 Aston Martin похвастаться не может — в отличие от истории их выступлений в чемпионате мира для спортивных автомобилей, который в дальнейшем трансформировался в чемпионат мира по гонкам на выносливость. Вот там они сумели по-настоящему проявить себя — как в 50–60-е годы, так и в наше время, став чемпионами мира в классе GTE Pro в сезоне WEC 2019–2020. Aston Martin строили большие планы на дальнейшее выступление в эндурансе, заявив о начале работы над гиперкаром Valkyrie совместно с Эдрианом Ньюи под новый класс «гиперкары» чемпионата мира по гонкам на выносливость.
Однако год назад все резко изменилось. Проект «Валькирия» был закрыт, прекращено участие заводской команды в чемпионате DTM, на который было сделано много ставок, а курс компании был резко изменен на Формулу 1. Что случилось? Лоуренс Стролл приобрел в общей сложности почти 20% акций бренда Aston Martin и стал председателем Совета директоров.
… О многих подводных течениях, предшествовавших заключению этой сделки, мы, пожалуй, можем никогда и не узнать. Однако похоже, что Лоуренс Стролл просчитал все ходы сильно заранее и целенаправленно двигался в заданном направлении. Мы уже рассказывали о том, что еще до проявления интереса Стролла Aston Martin вели переговоры с Виджеем Малльи о создании на базе Force India заводской команды AM. Поводом для этой сделки служили не только, вернее, не столько маркетинговые задачи, сколько амбиции крупного и признанного бренда поспорить и выиграть у Ferrari и McLaren как в Формуле 1, так и по популярности дорожных автомобилей.
С приходом к руководству Советом директоров Лоуренса Стролла, строящего гоночную команду под своего сына Лэнса, их амбиции совпали, и после этого возвращение в Формулу 1 стало делом решенным.
В целом возвращение Aston Martin в Формулу 1 выглядит очень похоже на возвращение Alfa Romeo, т. к. проходит по той же схеме: меняется название команды, бренд и ливрея, но вот люди, которые работают в команде, остаются прежними.
Однако в случае с Aston Martin есть все предпосылки, что все произойдет иначе. Если Alfa Romeo фактически так и остались на уровне суббренда, а последнее время ходят разговоры, что они вновь могут трансформироваться в Sauber, то Aston Martin станет в полном смысле заводской командой, хотя и аффилированной с Mercedes.
Впрочем, и вне формульной жизни Aston Martin очень по многим параметрам связан с Daimler и Mercedes — от перекрестного владения акциями до поставок двигателей и запчастей на гражданские автомобили.
Рассказывать историю команды Racing Point и ее реинкарнацию из Jordan в Midland, затем в Spyker, затем в Force India и затем в Racing Point мы здесь еще раз не будем: довольно подробно мы ее уже охватили в материале по предыдущей ссылке. Однако нужно отметить, что команда всегда была амбициозной, а в некоторых своих воплощениях еще и довольно успешной, ведь в 1999 году под именем Jordan Mugen Honda они стали третьими в Кубке конструкторов, а в этом году едва не повторили успех, потеряв позицию во многом по вине аннуляции 15 очков в КК за копирование тормозных воздуховодов у Mercedes и из-за собственной ошибки в стратегии.
Однако результаты 2020 года и уверенное четвертое место в Кубке конструкторов, а также четвертая позиция Серхио Переса в личном зачете, однозначно впечатляют и позволяют рассчитывать, что Aston Martin не только не растеряет этих бонусов, но и сумеет реализовать свою задачу, соперничая с Ferrari и McLaren не только на гоночном треке, но и в гражданском автомобильном производстве.
В прошедшем сезоне они сумели легко опередить Ferrari и чуть-чуть им не хватило до McLaren. Но ведь надо же что-то оставить на наступающий сезон?
Force India, а затем и Racing Point до момента покупки Лоуренсом Строллом, зарекомендовала себя как небольшая, но очень эффективная команда, умеющая оптимизировать ресурсы и извлекать максимум из своих возможностей — об этом говорят их четвертые места в Кубке конструкторов в 2016 и 2017 годах.
Эндрю Грин всегда пользовался большим уважением в паддоке за свое умение создать прогрессивный автомобиль даже при минимальном бюджете. Все это вместе привело к грамотному финансовому менеджменту и умению не тратить деньги на ненужные вещи. Однако мы помним его интервью, где он рассказывал, как многие из инженерных ноу-хау команды просто невозможно было реализовать из-за недостатка средств.
К сожалению, дефицит средств в свое время привел к тому, что техническое состояние фабрики команды к моменту покупки ее Строллом находилось в довольно бедственном состоянии. Фактически фабрика не реконструировалась еще со времен Эдди Джордана и теперь требует глобального вмешательства.
Реконструкция необходима прежде всего для налаживания собственного производства деталей из карбона или металла — и для создания полноценных, современных и высокотехнологичных разработок. По словам Отмара Сафнауэра, реконструкция завода в Сильверстоуне будет завершена к концу 2022 года, и после этого команда уже сможет полноценно и самостоятельно функционировать.
Достаточные ресурсы теперь доступны и для технического развития команды в течение всего сезона, что позволит им в довольно короткие сроки достичь полностью конкурентного уровня.
И вот что интересно: весьма ограниченный бюджет в прошлом сейчас может стать существенным преимуществом команды, ведь пока их соперникам придется сокращать расходы в соответствии с новым регламентом на бюджеты, Aston Martin имеет возможность их, наоборот, поднимать до того же уровня.
К тому же известно, что в наступающем сезоне техническое сотрудничество теперь уже Aston Martin и Mercedes станет еще более плотным, и это происходит как на уровне двух брендов, так и двух команд Формулы 1: силовые установки, коробку передач, элементы кузова и аэродинамики — все это Aston Martin предполагает позаимствовать у Mercedes. Так что и на этом можно будет сэкономить, получив заранее эффективные детали.
Здесь хочется добавить еще один момент. Стролл-старший сразу же завоевал уважение и расположение всей команды, когда на первом же общем собрании после смены владельца сказал, что «здесь все грамотно функционирует, поэтому не нужно ничего менять». Про него говорят как про очень разумного и внимательного руководителя, который не вмешивается в налаженные процессы, а просто постепенно внедряет свои бизнес-схемы, которые отлично работают. Он также не ставит никаких невероятных целей, развивая команду, чтобы в какой-то момент иметь возможность побороться за титул.
Будучи отличным бизнесменом, Лоуренс Стролл занялся в том числе созданием условий для притока средств. Начало нового года ознаменовалось объявлением о новом титульном партнере для команды Aston Martin. Им стала американская мультинациональная корпорация Cognizant, работающая в сфере IT.
В Aston Martin уверены, что Cognizant станет не просто титульным спонсором команды, но партнером в полном смысле этого слова, влившись в процесс работы и добавив IT технологий там, где они очень нужны.
Что же касается предыдущего партнерства с австрийской компанией BWT, которая привнесла столь непривычный для Формулы 1 ярко-розовый цвет на ливрею Racing Point, то о дальнейшем сотрудничестве с ней пока ничего неизвестно. Вполне возможно, что они продолжат работать с Aston Martin, но в другом объеме и на других условиях.
Однако розовой ливреи у машин команды больше не будет. Предполагается, что основным цветом Aston Martin Cognizant Formula 1 Team станет так называемый «британский гоночный зеленый» — «British Racing Green».
Уже сейчас Aston Martin презентовали логотип команды на темно-зеленом фоне, а партнеры команды получили будущую палитру, которую они смогут использовать в своем дизайне. Среди них помимо British Racing Green есть также цвета «лайм», «облачный голубой», который больше похож на салатовый, и белый. Так что те рендеры будущей ливреи автомобиля, которые появлялись в интернете, вполне имеют право на существование.
Окончательно мы узнаем о цветовой гамме и дизайне нового бренда, когда увидим новую гоночную ливрею во время домашней презентации автомобиля в начале февраля в британском Гайдоне. Там же состоится и официальное представление нового состава пилотов — Лэнса Стролла и Себастьяна Феттеля.
Состав команды, в который входит молодой пилот и опытный гонщик, — один из традиционных «комплектов», используемых в Формуле 1: вспомним, например, Alfa Romeo, где Антонию Джовинацци дополняет Кими Райкконен, или как это было в случае Себастьяна Феттеля и Шарля Леклера в Ferrari.
При этом можно сказать, что оба пилота серьезно мотивированы. Для Лэнса Стролла это возможность построить карьеру, а для Себастьяна Феттеля — доказать, что его еще рано списывать со счетов.
Лэнс Стролл
Стролл, безусловно, будет номером один в команде, во многом ради его будущей карьеры в Формуле 1 и происходила вся последовательность событий. Однако сейчас это уже выглядит не столь очевидным: похоже, Стролл-старший, начав заниматься будущим своего сына, настолько увлекся Формулой 1, что она уже перестала быть для него способом, а стала самоцелью.
Что касается Лэнса, мы все периодически забываем, что ему совсем недавно исполнилось 22 года, но он уже провел в Формуле 1 четыре сезона, выходил на старт в 78 Гран-при, завоевал поул-позицию и трижды побывал на подиуме — и дважды только за прошедший сезон.
Очевидно, что у 22-летнего пилота еще многое впереди, а при такой поддержке — как технической, так и психологической, мы вполне можем ждать от него и дальнейших свершений.
Себастьян Феттель
Совсем иначе выглядит ситуация с Себастьяном Феттелем. До начала сентября его дальнейшая карьера в Формуле 1 была под вопросом и вполне могла завершиться, если бы, как выяснилось, не Берни Экклстоун. Бывший владелец и руководитель Формулы 1 признался, что это именно он поспособствовал продолжению карьеры Себастьяна в Aston Martin.
«Я надавил на Лоуренса Стролла», — рассказал Экклстоун в интервью Sport1. — «Я рассказал ему, что Себастьян все еще очень силен, а сделка в итоге окажется выгодной для обеих сторон. Думаю, я сумел его убедить».
Появление Феттеля в команде привело к увольнению Серхио Переса, однако сейчас, получив место в Red Bull Racing и шанс побороться за действительно высокие места в чемпионате, Перес вряд ли жалеет об упущенных возможностях в Aston Martin. Что же касается Себастьяна, то это для него по-настоящему счастливый случай. К счастью, его новая команда считает так же.
Отмар Сафнауэр считает, что Феттель «поднимет команду на новый уровень, и это будет 1000 мелочей, которые улучшатся благодаря его советам, а впоследствии могут вывести нас на новый уровень».
«Я думаю, он принесет с собой трудовую этику чемпиона мира», — сказал Сафнауэр. — «И это то, чему мы все хотим научиться. Он также станет отличным наставником для Лэнса. Он все еще относительно молод и очень быстр, и для Лэнса здорово поучиться у четырехкратного чемпиона мира».
Есть для Себастьяна Феттеля и определенные минусы: для него это будет абсолютно новая машина, и пока неизвестно, насколько она подойдет под его стиль пилотирования. Феттель в этом плане очень капризен: мы знаем, что с Ferrari он так и не сумел совладать.
В 20-х числах января с базы Aston Martin уже начали поступать новости. По информации издания F1-Insider, Себастьян Феттель впервые официально побывал на базе команды, а также на фабрике в Сильверстоуне. На базе он провел полный рабочий день, работая на гоночном симуляторе, а также участвуя в процессе подгонки сиденья. Также он встретился и пообщался с Отмаром Сафнауэром и техническим директором Энди Грином.
Для Aston Martin новый сезон станет настоящим вызовом и головной болью, ведь они станут той командой, за которой теперь все будут следить. Со всем наследием, доставшимся им от Force India и Racing Point, с деньгами и поддержкой, пришедшей со стороны Лоуренса Стролла, бренда Aston Martin и Mercedes, со средствами и технологиями Cognizant они теперь просто не имеют права провалить сезон и оказаться ниже третьего места. Соперничество с Ferrari и McLaren входит для них в решающую стадию.
Мы собрали некоторые за и против.
Плюсы:
Минусы:
В любом случае в долгосрочной перспективе они должны справиться со всеми проблемами, ибо предпосылки у них для этого имеются в полном объеме. Конечно, при том условии, если вдруг владельцу команды не надоест эта «игрушка» и он не решит ее бросить, как это уже было в 1960 году.