Мы уже показывали фото с «Комтранса»-2019, сделанные до открытия выставки. Теперь же расскажем подробнее о самых интересных автомобилях. Конечно, с упором на продукцию отечественного автопрома, к коему до сих пор относятся заводы из всех стран бывшего СССР. Даже если они сами считают иначе)).
Один знакомый, услышав новость о том, что ГАЗель скоро будет продаваться с «роботом», кивнул понимающе: да, конечно, с роботом Федором. В этом сарказме угадывается человек, не дошедший до презентации «Группы ГАЗ». А те, кто это мероприятие посетил, шутят по поводу «дяди Федора» уже осторожнее. Верой в ГАЗ их традиционно заряжал сам Вадим Сорокин, президент Группы.
Конечно, главная тема ГАЗа на «Комтрансе» — перспективная ГАЗель, которая пойдет в производство в конце 2020 года, а в продаже появится в начале 2021-го. Ее назвали загадочной аббревиатурой NN, в которой угадываются и New Next, и Нижний Новгород. Последняя аллюзия, по мнению Сорокина, наиболее верна: городу в год начала продаж новой ГАЗели исполняется 800 лет, и машина — символический подарок к круглой дате.
Это, конечно, не совсем новая модель. Как любит говорить тот же Сорокин: мы идем исключительно эволюционным путем, никаких революций! Так вот и NN суть та же ГАЗель «Некст», только лучше. И, скажем так, богаче.
Тут не только внешний фейслифтинг и совершенно новая приборная панель. Тут и ADAS (advanced driver-assistance systems, системы помощи водителю) с видеокамерами, радарными и ультразвуковыми датчиками. Они контролируют «слепые» зоны, считывают дорожные знаки и сигналы светофоров.
Машина, как написано в пресс-релизе, имеет адаптивный круиз-контроль, интеллектуальную адаптацию скорости в зависимости от дорожных знаков, ассистент удержания в полосе, автоматическое экстренное торможение, систему управления светом, парковочный ассистент, систему контроля давления в шинах.
Казалось бы, еще шаг — и можно говорить об автопилоте третьего уровня… но нет, нельзя. Дело в том, что в первое время в производство пойдет старая версия шасси, с гидроусилителем рулевого управления. Такая рейка не способна взаимодействовать с электроникой ADAS, соответственно, не может без водителя менять курс. Что имеется в виду под «парковочным ассистентом» — неясно, вероятнее всего, просто камера заднего вида с экранными подсказками. Автопарковщик на гидрорейке сделать невозможно, равно как и систему удержания в полосе.
Но Сорокин пообещал! Пообещал, что пусть не сразу, но на NN появится электрорейка. А там уже и до беспилотности недалеко.
После электроусилителя руля ГАЗели NN снабдят системой стабилизации с внешним управлением, а потом — и роботизированной коробкой передач. Тип «робота» не уточняется, но очевидно, что речь идет о фольксвагеновском DSG. VW продолжает оставаться стратегическим партнером ГАЗа, несмотря на слухи об обратном. И немецкий дизель никто со счетов ГАЗели не сбрасывал.
О дальних перспективах газовцы говорят неохотно даже в кулуарах. Поэтому проверить информацию о том, что NN с немецким силовым агрегатом планируют продавать в других странах под маркой MAN (она принадлежит Фольксвагену), мы не смогли. Просто говорим: такая версия существует, и представленный на слайде набор перспектив ее косвенным образом подтверждает.
Кстати, ADAS для ГАЗели NN проектировала московская фирма «Итэлма», некоторые элементы этой системы можно было увидеть на ее стенде на «Комтрансе»:
Салон ГАЗели NN вышел уютненьким, но без стилистических откровений и даже без попытки угадать, что «будут носить» в 2021 году:
Довольно симпатичной вышла «приборка», но тоже без футуризма:
Теперь в кабине имеется новое водительское кресло (20 видов регулировок!), климат-контроль, сенсорный 9-дюймовый экран, восемь (sic!) разъемов USB, навигация, бесключевой доступ и запуск кнопкой.
Рядом с NN поставили шасси электромобиля (почему-то со старой «торпедой»).
Как говорят, ГАЗ за несколько лет сделал несколько разных версий электрофургонов и вроде как пришел к оптимальным компоновке и набору компонентов. Так что грядущая ГАЗель Электро будет примерно такой: асинхронный двигатель собственного производства в 136 л.с, батарея на 75 кВт⋅ч, пробег на одной зарядке 180 км.
Вторым по важности газовским экспонатом был полноприводный «Соболь» Бизнес. Многие, конечно, хотели бы увидеть не очередную модернизацию древней модели, а совсем нового «Соболя», с дополнением Next. Но такой машины в планах завода нет. Поэтому и продолжают осовременивать существующую модель, видя в ней не до конца исчерпанный потенциал.
В этом прототипе наиболее интересна новая раздаточная коробка. Прежняя РК была шумна и недостаточно тяговита на нижнем ряду. Поэтому передаточное отношение с 1,87 увеличили до 2,82 (нижний ряд работает через планетарный редуктор). «Раздатка» смонтирована в алюминиевом картере и получилась более легкой, чем прежняя.
А еще в «Соболе» изменили переднюю подвеску, точнее, приводы передних колес, теперь они подключены через ШРУСы.
Вот как рассказывает про «соболиные» доработки Андрей Кузнецов, директор по развитию «Группы ГАЗ». Несколько лет назад Андрей работал конструктором и как раз вел проект первого полноприводного «Соболя».
В кабине «Соболя» тоже заметны изменения: поскольку новая «раздатка» имеет электронное управление, то исчез второй рычаг, а оставшийся рычаг КП перенесли на прилив панели, теперь это джойстик, как и в ГАЗелях:
Наконец-то объявили о старте продаж модели «Садко» Некст, долгожданного правнука ГАЗа-66.
Интегральное рулевое управление, пневматический привод тормозов, малолистовые рессоры в передней подвеске, «раздатка» с электропневматическим приводом переключения. Пока эту машину будут выпускать с базой 3770 мм, но в следующем году появится длиннобазная модификация (4515 мм) и 7-местная двухрядная кабина.
Интересно было увидеть, что очередной виток «газовой истерии» не обошел и ГАЗ. Показали ГАЗон Некст с газовым питанием, причем бинарным: тут есть баки как для сжатого (CNG), так и для сжиженного метана (LNG).
Запас хода на сжиженном газе гораздо больше, но хранить на борту такое топливо труднее, бак представляет собой фактически криогенную емкость. В Европе и Китае LNG развивается очень активно, но в России, насколько нам известно, нет ни одной стационарной АГНКС со сжиженным метаном. Опять утыкаемся в проблему курицы и яйца, то бишь транспорта и инфраструктуры? Нам бы с обычным метаном разобраться… Но, видимо, ГАЗ что-то знает про инфраструктурные планы, ведь не для экспорта же он подготовил такой ГАЗон.
А в 2020 году на сжиженный метан переведут и одну из моделей автобусов ЛиАЗ.
ГАЗель CNG на выставке тоже была.
Баллоны в этот микроавтобус встроены очень грамотно, они снабжены защитой снизу.
ГАЗ «Вектор» Некст — новый, хотя и узнаваемый.
Это самая длинная модификация «Вектора» Некст на сегодня — 8,8 метра. ГАЗ в прошлом году показывал городской автобус такой длины, он был сделан по программе «Доступная среда». А нынешний «Вектор» NEXT 8.8 — автобус междугородный, ну, или дальнепригородный, общей вместимостью 48 человек (30 посадочных мест). На нем стоят мосты увеличенной грузоподъемности (доработали переднюю балку), есть кондиционер с индивидуальными для каждого пассажира соплами, есть багажник. И, что интересно, возможна комплектация автоматической коробкой передач. Уже сейчас, еще до того, как пошел в серию оригинальный газовский «автомат». Пока это импортная коробка, но свою ожидают уже вот-вот. Впрочем, вот-вот ее ожидали и два года тому назад. ОТТС на «Вектор» NEXT 8.8 планируют получить уже в сентябре.
Вадим Сорокин в конце своего выступления прозрачно намекнул, над каким новым проектом ГАЗ сейчас работает. Он показал линейку газовских грузовиков, на которой зияла одна лакуна, в диапазоне 6,5–7 тонн полной массы. Это как раз ниша зиловского «Бычка», царствие ему небесное. Если ГАЗ ее закроет, то у него будут машины ну прям на все случаи жизни. Кроме дальнобоя.
А еще интересно, что ЛиАЗ готовит сверхдлинный сочлененный электробус, причем сразу в двух концепциях, с быстрой и медленной зарядками (на выбор). Тоже, видимо, обладает инсайдом по грядущим тендерам.
В нижеследующем видеоролике можно посмотреть беседу Вадима Сорокина с журналистами сразу после официальной части брифинга.
Самой интересной машиной стала, конечно, «Арктика»-6355: вездеход на шинах низкого давления, с ломающейся рамой, колесной формулой 8х8 и дорожным просветом 690 мм. Высота вездехода — четыре метра! Его разрабатывали с прицелом заменить гусеничные вездеходы, уродующие тундру. Грузоподъемность у «Арктики» — 14,9 тонны, что кратно превышает полезную нагрузку гусеничного ГТ-СМ или Четра TM-140. Еще бы: гляньте, какова тут конструкция рам:
Машина построена на камазовских мостах (6355), мотор тут — рядная «шестерка» мощностью 500 л.с, а коробка передач — «буржуйский» автомат Allison. На своих гигантских колесах «Арктика» способна развивать скорость до 60 км/ч и преодолевать 60-процентный подъем. Есть даже краново-манипуляторная установка от фирмы «Инман». Нет только предполагаемой цены и внятной информации о перспективах производства.
К сожалению, машину на «Комтрансе» умудрились поставить так, что целиком ее почти невозможно было сфотографировать. А еще эти импровизированные глыбы льда из пенопласта…
Другим важным событием на стенде КАМАЗа стала презентация товарных тягачей с кабинами К5 (КАМАЗ-54901).
Как сказал Сергей Когогин, глава КАМАЗа, сейчас новый завод кабин работает не хуже, чем в немецком Вюрте. Бизнес-план на этот год по К5 сверстан, согласно ему официальный запуск завода состоится в декабре. До конца года будут собирать машины с кабинами, которые выпустили в режиме отладки оборудования. Как доверительно шепнул один из стендистов, эти «отладочные» машины будут продавать только с контрактом на обязательное ТО (его включат в стоимость). Никак иначе, видимо, предполагают, что косяков может вылезти великое множество.
Когогин сказал, что по себестоимости новой кабины «есть вопросы», несмотря на то, что локализована она очень глубоко. А для повышения серийности используются общие детали с Daimler.
Сергей Анатольевич вообще был щедр на информацию, ниже можно посмотреть его сессию вопросов-ответов. Там он рассуждает о рынке, о перспективах, о КАМАЗе.
Есть новинки и на автобусном фронте, который представляет НефАЗ. Самая интересная машина — городской полунизкопольный автобус НефАЗ-4299-30-52 (кто им индексы такие выдумывает?) на 25 посадочных мест (+1).
У него полностью пластиковый кузов с остеклением очень хитрой геометрии (боковые стекла тоже гнутые). И распашная двустворчатая дверь по центру, чтобы пассажиры заходили в два потока и инвалидам было удобно. Для Нефтекамска это вообще новый опыт — машина такого класса.
Шасси у этого автобуса грузовое, 5297 с передней подвеской от ZF и «автоматом» Allison. Его собирают там же, на НефАЗе. Это первая модель на этом шасси. Стоить будет автобус от 5,5 млн рублей. ОТТС планируют получить до конца сентября, хотя вряд ли это реально. Ведь на сертификационные испытания пойдет именно этот выставочный экземпляр, и не факт, что не обнаружатся проблемы.
Этот автобус взволновал интернет задолго до презентации. Дело в необычном дизайне с характерным профилем, имитирующим осанку зубра. Это МАЗ-303, автобус третьего поколения из Минска.
Такую низкопольную городскую машину, вместимостью до 110 человек, сделали к 75-летию МАЗа. Тут впервые использовали каркас из «нержавейки», а лицевые панели частично пластиковые, частично алюминиевые. Передняя подвеска независимая, от ZF.
Вот что про МАЗ-303 рассказывает Сергей Славников, заместитель директора по новой технике автобусного завода:
МАЗ-303 в комплектации с двигателем Мерседес Евро-6 продавать планируют исключительно в Европе, а более недорогую модификацию с мотором Евро-5 предложат на внутреннем рынке и в России. Старт производства намечен на следующий год.
Интересен и более простой городской автобус МАЗ-257 на 31 посадочное место. Он недорог, потому что базируется на шасси грузовика МАЗ. Собирать машину начали в прошлом году с партии школьных автобусов (60 экз). Недавно сделали несколько штук пассажирских.
Грузовиков МАЗ привез целую россыпь, но реально новая машина всего одна — двухосный седельный тягач МАЗ-5440М7. Он полностью построен на агрегатах Mercedes, что делает его не сильно-то и дешевле аутентичного Мерседеса. Но все-таки дешевле. Именно в такой конфигурации и с таким интерьером/экстерьером кабины тягач начнут производить в следующем году, но уже сейчас выпускается похожая машина, правда, там аккумуляторы расположены в заднем свесе (здесь — по правому борту). Уже продано шесть штук.
Ну и посмотрите на другие экспонаты стенда МАЗа:
А от фирмы «АвтоСпецИнжиниринг». В свое время мы рассказывали про электрическую ГАЗель, построенную специалистами «АвтоСпецИнжиниринга». Три года назад это была довольно сырая конструкция, за которую просили 6,5 млн рублей. С тех пор фирма наладила штучное производство своих электромобилей, одна машина работает в Сколково, потом был заключен контракт с ВДНХ. Всего сделали около десятка машин, причем каждый образец хоть ненамного, но совершеннее предыдущего. Допустим, уже применяются аккумуляторные ячейки с термостатированием. Сейчас уже на эту продукцию не смотрят с недоумением.
На «Комтранс» «АвтоСпецИнжиниринг» привез ГАЗель с новой передней маской. Дизайн разработали сами, уже заказали пресс-формы. Но, увы, все эти рестайлинговые хлопоты опять поднимут цену, которую вроде как удалось немного опустить. Если последние экземпляры с обликом обычной ГАЗели продавали за 5,5 млн рублей (это цена без НДС), то новое «оперение», как говорит директор по продажам Анастасия Безяева, добавит к цене еще тысяч 500.
И, говорят, что уже есть решение, как увеличить пробег на одной зарядке до 260 км (сейчас самая «дальнобойная» машина проезжает 200 км).
Так замысловато называется бескапотный самосвал из Миасса, сделанный с использованием старой кабины Iveco. Правда, с новыми лицевыми панелями, за которыми не сразу и угадаешь «старушку».
Это трехосная машина с колесной формулой 6х4 с рядным двигателем ЯМЗ 53676.10 мощностью 328 л.с. Мосты там китайские, HanDe Axle (КНР), с центральным редуктором и колесной передачей и передаточным числом 5,92. Вот, собственно, и все, что можно сказать про новый самосвал. Вероятно, завод будет расширять на этом шасси гамму модификаций. Если, конечно, спрос будет на «бескапотники». Пока же «капотники» с кабиной Некст продаются неплохо.
Длинно? Еще бы: 8,85 метра! Эту машину надо бы снимать панорамной фотокамерой.
Московский завод специальных автомобилей до недавней поры специализировался на прицепах, и для их перевозки построил несколько штук вот таких длиннющих прицеповозов. А теперь там подумали: а почему бы не сделать такую машину на продажу?
Короче: берется половинка «Транспортера» (у ФВ есть полурамная модификация), рама наращивается, сзади ставится двухосная тележка AL-KO. Вуаля, можно возить не только прицепы, но и снегоходы, квадроциклы или целую горстку мотоциклов. Можно даже кемпер построить, хватило бы фантазии. Правда, зимой в горку при полной загрузке такой длинной машине будет тяжеловато — привод-то передний.
Вот что рассказывает про этот проект коммерческий директор МЗСА Андрей Буданов:
Ну, не в кустах, конечно, но на самых задворках «Комтранса», не отыскать даже с навигатором. Ребята говорят, что поздно спохватились, все места уже были распроданы и им дали какой-то совсем нелюдный закуток.
Название Almatruck можно перевести как «грузовик из Алматы» (или из Алма-Аты, кому как привычнее). Эти машины действительно собирают в окрестностях Алма-Аты, из китайских машинокомплектов C&C Trucks. Но собирают по-нормальному, со сваркой и окраской. И продают под своим брендом по 45 тысяч долларов. Уже шесть штук сделали!
Вот что рассказывает Алишер Абдимомин, начальник международного отдела завода «Сактаган»:
Многие ли помнят про завод «Кузбассавто», на котором собирали автобусы Hyundai? Нет, не многие. А многие ли знают, что завод вновь заработал и выпускает автобусы китайской фирмы Yutong? Вероятно, еще меньше. А 50 штук уже готово. Хотя еще не продали ни одного. Ибо не сертифицировано.
Послушайте Азата Замалеева, менеджера отдела продаж: