Этой зимой даже в Москве навалило столько снега, что волей-неволей задумываешься о каком-то транспортном средстве, способном ехать «поверху», не проваливаясь в глубокие сугробы. Снегоход? Холодно и снежно. Квадроцикл? Седоки опять же открыты всем ветрам, да и предел проходимости не так высок. Аэросани? Ну, если только закрытые (забегая вперед — такие в нашем обзоре будут). В любом случае все это — какие-то полумеры: зябко и пассажиров много не покатаешь. Есть, конечно, еще вариант установить гусеницы на обычный автомобиль…
И вот тут-то мы вплотную подошли к той идее, которая, видимо, овладевала создателями всех перечисленных ниже транспортных средств: придумать что-то такое, чтобы и в тепле, и с комфортом, и с «музыкой». Но есть в нашей подборке и сугубо утилитарная техника — для использования в жестких условиях Арктики и Антарктики. Мы просто не могли не уделить ей внимания из-за оригинального конструктива и зачастую огромных размеров. Поехали!
Год выпуска — 1939
Двигатель — два турбодизеля L6 и четыре электромотора
Мощность — 150+150 и 300 л.с.
Движитель — колеса сверхнизкого давления
В 30-х годах прошлого столетия США активно проявляли свой интерес к Антарктиде. В 1934 году состоялась вторая антарктическая экспедиция, во главе которой стоял адмирал Ричард Берд. Участником этого проекта был также американский физик и исследователь Томас Поултер. Именно он в 1937 году при поддержке Чикагского технологического университета, государственного финансирования и спонсорской помощи приступил к созданию необычного транспортного средства с рабочим названием «Пингвин». Этот утилитарный транспорт, который должен был служить передвижным средством и жилым пространством для пяти человек, в длину составлял 17 м, а в ширину — 6 м (на крыше была оборудована посадочная площадка для самолета Beechcraft), а гидравлическая подвеска позволяла менять как клиренс, так и общую высоту от 3,7 до 4,9 м. Все четыре колеса были поворотными, а огромные свесы выполняли роль лыж, что позволяло Snow Cruiser преодолевать ледовые расщелины до 4,5 м. «Пингвин» был дизель-электрическим гибридом: два турбодизеля Cummins приводили в движение четыре электромотора General Electric общей мощностью 300 л.с. Постройку закончили в 1939 году, а 11 января 1940 года корабль North Star со Snow Cruiser на борту достиг Антарктиды. К сожалению, «Пингвина» ждало полное фиаско: 34-тонный гигант сразу глубоко ушел в снег — узких (85 см) шин Goodyear без протектора явно не хватило для зацепа на поверхности. Поултер пытался устанавливать на переднюю ось дополнительные колеса, а также надевать цепи на задние, но вскоре стало понятно, что деньги (в пересчете на рубли с учетом инфляции — 3 млн рублей по сегодняшнему курсу) выброшены на ветер, допущен технологический просчет и пересечь ледяной материк Snow Cruiser не сможет. За две недели он проехал всего 148 км (причем задним ходом!), и в итоге решено было превратить его в стационарную научно-исследовательскую базу. Но в 1941 году — в связи со вступлением США во Вторую мировую войну — Соединенные Штаты окончательно свернули финансирование, и ученые покинули «корабль». Последний раз «Пингвина» видели под толщей льда и снега в 1958 году. Дальнейшая судьба его неизвестна — возможно, он стал частью шельфового ледника, отколовшегося от Антарктиды в 1960-х годах.
Год выпуска — 1984
Двигатель — два турбодизеля
Мощность — 260 + 260 л.с.
Движитель — гусеницы
Уникальное транспортное средство — не то корабль, не то сочлененный из двух частей трактор — было спроектировано в 1982 году компанией Watercraft Offshore Canada Limited. 15-метровый Arktos весит 32 тонны, может брать на борт команду из 52 (!) человек, преодолевать 34° уклон и работать в самых сложных условиях: при 50-градусном морозе, на снегу, на воде, на льду и даже в зыбучих песках. Каждую из постоянно связанной пары корпусов этого «монстра», которые сделаны из армированного пластика FRP, приводит в движение отдельный 260-сильный дизель Cummins, что позволяет развивать 16,5 км/ч на «суше» и 10 км/ч — на воде. Гусеницы изготовлены из стали и испещрены «шипами» со специальной резиной от Goodyear, которая адекватно работает при сверхнизких температурах. Потенциальные сферы применения «Арктоса» — геофизическая служба и разведка, эвакуация, тушение пожаров и транспортировка в труднодоступные районы. На сегодняшний день (по разным данным) построено от 17 до 20 Arktos Craft, которые используются на Аляске, в Китае, Казахстане и на Каспии.
Год выпуска — 2013
Двигатель — нет данных
Мощность — нет данных
Движитель — колеса сверхнизкого давления
«Монстер-трак» на базе обычного Fiat Panda — самый быстрый проект этого обзора. Всего за две недели специалисты концерна FCA совместно с Mercurio Cinematografica скрестили кузов от Панды 4х4 с основательно модернизированным шасси от Jeep CJ7 для съемок в рекламном ролике дизайнеров Андреа Фаини и Фабио Гементи. В итоге получился гигант 3,9 м высотой и 2,5 м шириной с «тракторными» шинами диаметром 60 дюймов и шириной 50 см. Как говорят создатели, самым сложным было настроить рулевое управление и вообще согласовать органы управления Фиата с «тележкой» от Джипа. К сожалению, остальные технические характеристики так и не были обнародованы.
Год выпуска — 1981
Двигатель — L4 турбодизель 8,5 л
Мощность — 250 л.с.
Движитель — колеса сверхнизкого давления
Foremost Terra Bus, без сомнения, самый большой внедорожный автобус в мире. Создавали его специалисты из канадской компании Foremost для доставки персонала или туристов в сложнодоступные места по льду или снегу. Этот великан с тремя ведущими осями весит 25 тонн, может перевозить 56 пассажиров, его длина — 15 м, а ширина — 3,6 м. В качестве двигателя используется агрегат американской фирмы Detroit Diesel мощностью 250 л.с. В паре с ним работает 6-ступенчатая «механика» Clark 34600. Максимальная скорость гиганта — всего 40 км/ч. По разным данным, выпущено до 20 экземпляров Terra Bus, которые в основном трудятся в Антарктике и Канаде.
Год выпуска — 2013
Двигатель — V8 бензин 6,0 л
Мощность — 400 л.с.
Движитель — колеса сверхнизкого давления, гусеницы
Уникальный всепроходимый автомобиль Rescue («спасатель») румынская компания Ghe-O представила на Бухарестском автосалоне в 2013 году. Создатели этой машины — Богдан Опря и Кристиан Влад, которые вложили в проект около полумиллиона евро, чтобы получить на выходе технику, способную справляться с экстремальными условиями. Во время работы над Rescue конструкторы с большим интересом отнеслись к мнениям и чаяниям румынских спасателей, пожарных и других спецслужб. Под капотом установлена американская «восьмерка» LS2 мощностью 400 л.с., есть варианты и с турбодизелями 304 или 218 л.с. Пятиметровый Rescue весит 3,2 т и берет на борт до 11 человек. Предусмотрены блокировки всех дифференциалов, а также возможность установки гусениц на заднюю ось. Помимо этого можно заказать полностью водонепроницаемый кузов и даже защиту от электромагнитного излучения. За бензиновую версию просят около $120 000.
Год выпуска — 2017
Двигатель — V8 бензин 6,6 л; V8 турбодизель 6,6 л
Мощность — 401 л.с. и 445 л.с.
Движитель — гусеницы
Пикап или снегоход с кабиной? Этот аппарат, построенный на базе обычного пикапа GMC Sierra Denali HD, дебютировал на горнолыжном курорте Вэйл в американском штате Колорадо и в 2019 году обрел вполне законченную версию. Двигатель — 6,6-литровые «восьмерки» (бензиновая и дизельная). Коробки передач — «автоматы» о десяти или шести ступенях. Но самая интересная часть — это, конечно же, изготовленные на заказ компанией Mattracks специальные гусеницы, установленные вместо колес и значительно увеличившие и без того высокий дорожный просвет. Sierra HD All-Mountain был создан для рекламных целей, в частности демонстрации аксессуаров из каталога GMC, которые можно приобрести у дилеров. В серийное производство «грузовик» так и не пошел.
Год выпуска — 2017
Двигатель — L4 турбодизель 2,2 л
Мощность — 220 л.с.
Движитель — шины сверхнизкого давления
Пересечь Антарктиду на кроссовере нереально? Оказывается, реально, если это Hyundai Santa Fe, подготовленный специалистами компании Arctic Truck. Еще в 1989 году наша «Нива» стала первым колесным транспортным средством, которое работало в Антарктиде на советской полярной станции «Беллинсгаузен». Но Патрик Бергель — правнук исследователя Полярного юга сэра Эрнеста Шеклтона — пошел дальше: за 30 дней он проделал путь от Юнион-Кэмп до Мак-Мердо и обратно, проехав в общей сложности 5800 км. Двигателем Hyundai был серийный 2,2-литровый турбодизель.
Год выпуска — 2018
Двигатель — V6 бензин 3,7 л
Мощность — 190–215 л.с.
Движитель — гусеницы + поворотные лыжи
Чикагский автосалон 2018 года ознаменовался необычной премьерой: японцы из Nissan представили публике кабриолет Nissan 370 Zki с гусеницами на задней ведущей оси и поворотными лыжами на передней. Были сохранены даже серийные ступицы (узлы сконструировала профильная американская компания American Track Truck). Помимо расширения колесных арок под гусеницы шириной 380 мм пришлось перекладывать выпуск, делать новые опоры для пружин, переделывать тормоза и устанавливать мощную защиту днища. Силовой агрегат — стандартная 3,7-литровая «шестерка» мощностью 337 л.с., агрегатированная с 7-ступенчатым «автоматом». Автомобиль произведен в единственном экземпляре.
Год выпуска — 2015
Двигатель — L4 бензин 2,5 л
Мощность — 180 л.с.
Движитель — гусеницы
Другой проект от Nissan, который впервые мы увидели на автошоу в Нью-Йорке в 2017 году — это кроссовер Rogue (аналог «нашего» X-Trail в Соединенных Штатах) с гусеницами Dominator от той же компании American Track Truck и той же ширины 380 мм. Двигатель (рядная «четверка»), как и полноприводная трансмиссия с вариатором, остались без изменений, а вот подвеску, конечно же, пришлось серьезно модернизировать. Теоретически кроссовер с дорожным просветом 580 мм готов преодолеть любое бездорожье, но именно на снегу он наиболее хорош. Да, «максималка» Warrior — всего 100 км/ч, зато он может взобраться даже на 45-градусный подъем! Шоу-кар стал единственным Nissan Rogue на гусеницах!
Год выпуска — 2017
Двигатель — нет данных
Мощность — 500–1500 л.с.
Движитель — гусеницы
«Разделочная пила» — не правда ли, отличное название для вездехода-суперкара? Ripsaw EV2 — настоящий гусеничный «премиум» от одноименной американской компании, гибрид легкого танка и… суперкара, появившийся в 2017 году. И платформа этого транспортного средства (рама из алюминиевого сплава), и его кузов — абсолютно уникальны. Но главная «фишка» — двух- или четырехместная комфортабельная кабина, установленная на специальных пневмобаллонах, обеспечивающих отличную для «танка» плавность хода. В салоне есть не только двухзонный «климат», но и мощная качественная акустика. Возможно установить на EV2 лебедки с различным тяговым усилием. Незаурядную динамику вездеходу («максималка» — 120 км/ч и выше) обеспечивает силовая установка мощностью от «скромных» 500 до 1500 л.с. Цена Ripsaw — космическая: около полумиллиона долларов!
Год выпуска — 2009
Двигатель — L4 бензин турбо 2,5 л
Мощность — 400 л.с.
Движитель — гусеницы
В 2009 году для шоумена Кен Блока компания Subaru совместно с тюнинговым ателье Vermont SportsCar построила уникальную модификацию WRX STI под названием Trax, которую впервые показали на американской тюнинг-выставке SEMA. Эта «Суба» — не только самый быстрый гусеничный автомобиль в мире, но и настоящий снегоход. Целевое предназначение — снегоход для четырех сноубордистов со всей экипировкой. Турбодвигатель Subaru был форсирован до 400 л.с., амортизаторы заменены на раллийные EXE-TC, трансмиссия — 5-ступенчатая «механика» KAPS со сближенными передаточными числами. Внутри — гоночные «ковши» и система защиты шеи и головы HANS.
Год выпуска — 1942
Двигатель — V6 бензин 3,0 л
Мощность — 400 л.с.
Движитель — пропеллер + гусеничный барабан
После оккупации Чехословакии во время Второй мировой войны фашисты получили контроль над компанией Tatra и зимой 1941–42 гг. создали там аналог советских пулеметных саней НКЛ-26 для преодоления заснеженных просторов СССР. Четырехместный кузов от модели Т87 поставили на лыжи, а сзади установили пропеллер и... специальный гусеничный барабан. Основное предназначение последнего — тормоз или якорь, который позволял остановить машину. К тому же этот барабан служил движителем заднего хода и помогал на очень крутых подъемах, когда тяги пропеллера не хватало. В планах была «максималка» в 130 км/ч, но быстрее 80 км/ч Tatra V855 так и не поехала. Производство опытного экземпляра оказалось настолько дорогим, что им и ограничились. Увидеть его можно в заводском музее Tatra. Позже реплику V855 построила компания Ecorra для музея Lane Motor в американском городе Нэшвилл.
Год выпуска — 2018
Двигатель — два электромотора
Мощность — 163 л.с.
Движитель — гусеницы
Компания из Монако Venturi Automobiles больше всего известна как участник гоночной серии Formula E. Ценители знают о подразделении, которое выпускает гусеничные машины для полярных регионов. В 2018 году специалисты Venturi продемонстрировали вездеход Antarctica, ставший первым в мире экологически чистым транспортным средством, способным работать при температуре -50°С. Два электродвигателя общей мощностью 163 л.с. приводят в движение гусеницы с каждой стороны, а управление осуществляется при помощи джойстика! Но максимальная скорость этой двухтонной машины невелика — всего 21 км/ч, а запас хода составляет скромные 45 км. Но зато как Antarctica выглядит!