С наступлением теплой погоды ГИБДД традиционно активизирует профилактические рейды «Нетрезвый водитель». Поскольку автомобилисты не всегда знают, как правильно себя вести в данной ситуации, мы решили рассказать о некоторых нюансах подобных мероприятий.
И да и нет. Начнем с самого очевидного: для того, чтобы проверить водителя на состояние опьянения (алкогольного или наркотического), инспектору ГИБДД никакие рейды вообще не нужны. Достаточно заподозрить водителя в употреблении алкоголя или запрещенных веществ. Формально для этого он должен выявить у него признаки опьянения, к которым относятся запах алкоголя изо рта, неустойчивость позы, нарушение речи, резкое изменение окраски кожных покровов лица, а также поведение, не соответствующее обстановке. Если инспектор заметит что-либо из перечисленного, он имеет законное право провести освидетельствование на состояние опьянения (то есть проверить водителя на сертифицированном алкотестере), а в случае положительного результата или сомнений — отправить на медосвидетельствование. (Кстати, не надо путать понятия «освидетельствование» и «медосвидетельствование», но об этом мы еще поговорим!). Такие правила действуют для любых проверок на состояние опьянения.
А вот дальше начинаются нюансы. Во-первых, иногда ГИБДД проводит так называемые «сплошные проверки», во время которых инспекторы останавливают весь поток автомобилей, предлагая «дыхнуть в трубочку» каждому водителю, а не только тем, кто вызывает у них подозрения. При отрицательном результате автомобилиста сразу же отпускают, при положительном — направляют на медосвидетельствование. Во-вторых, при обычной проверке медосвидетельствование водителя обычно проводится в специальных учреждениях, чаще всего — в больницах. А вот во время «облав» бывает, что его организуют прямо на месте — в так называемом передвижном пункте медосвидетельствования (ППМО). Кажется, что принципиальной разницы, где проходить проверку, нет, но на самом деле эти нюансы очень важны.
Итак, с чем же вы можете встретиться во время рейда?
Иногда разговор с инспектором начинается с такого странного, на первый взгляд, предложения. Все дело в том, что процедура проверки на алкоголь в действительности четко регламентирована. А вот поведение инспектора ДПС — не всегда. Например, сторонние просьбы никем не запрещены. То есть если гаишник предлагает вам «подышать в фуражку», формально он ничего не нарушает. Точно так же инспектор ГИБДД может предложить вам, скажем, поговорить о погоде или обсудить характеристики автомобиля.
«Это не имеет отношения к закону, это — неуставные отношения, но общаться инспектору с участником дорожного движения на отвлеченные темы никто не запрещает, — пояснил корреспонденту Дрома координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. — Здесь никогда не докажешь, что инспектор “нюхал” водителя из-за подозрения в опьянении, а не из-за понравившегося запаха его зубной пасты», — добавил активист.
Как реагировать на такие предложения? В общем-то, дело ваше. По закону водитель действительно не обязан открывать рот и как-то выдыхать в сторону инспектора или куда-то еще. Так что можете отказываться, ссылаясь, например, на сложную эпидемиологическую обстановку. Хотя, с другой стороны, если вы не боитесь дальнейших «разводов» и точно знаете, что не употребляли ничего запрещенного, можете и дыхнуть — юридических последствий у такого действия все равно нет.
А вот это уже вполне законное и регламентированное требование! Независимо от того, остановили вас во время рейда или нет, у инспектора должны быть причины, чтобы проверить вас на алкоголь. Поэтому первым делом попросите его показать служебное удостоверение в развернутом виде (он обязан это сделать в соответствии с п. 2.4 ПДД и п. 20 Приказа № 185 МВД РФ), перепишите или сфотографируйте данные удостоверения, а затем попросите назвать признаки, по которым инспектор решил, что вы находитесь в нетрезвом состоянии. Делайте это максимально вежливо, чтобы не провоцировать дальнейшее давление. Скорее всего, «гаишник» назовет необходимые признаки, но вы сразу дадите понять, что настаиваете на соблюдении всех законных процедур.
Если вы согласны пройти проверку на месте, не спешите это делать. Для начала потребуйте составить протокол об отстранении от управления транспортным средством. Разумеется, многим инспекторам ГИБДД не хочется возиться с бумагами, искать понятых или вести съемку, поэтому в ход может пойти психологическое давление. Не поддавайтесь, закон на вашей стороне. Хотя в МВД неоднократно предлагали изменить данную процедуру, к счастью для водителей пока что ничего не поменялось.
«Перед любой проверкой на алкоголь обязательно составление протокола об отстранении от управления автомобилем. Этот протокол — самый первый процессуальный документ, который инспектор обязан составить. Все предложения “просто подышать в приборчик” не имеют под собой никаких законных оснований, и освидетельствование на состояние алкогольного опьянения может проводиться только после составления протокола об отстранении от управления в присутствии понятых или под видеозапись», — пояснил корреспонденту Дрома юрист, адвокат Общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Сергей Радько.
Кроме того, проверка водителя должна проводиться только с помощью специального сертифицированного прибора, прошедшего поверку и имеющего серийный номер. Поэтому если инспектор все же составил протокол об отстранении водителя от управления ТС, попросите у него копию сертификата на прибор и сравните данные. Не исключено, что у экипажа ДПС сертифицированного прибора или документов на него может просто не оказаться. И конечно, никаких «китайских алкотестеров»!
«Инспектор обязан использовать специальный прибор, который есть не у каждого. Данный прибор в обязательном порядке выдает бумажный “чек” с результатами освидетельствования, в котором указываются и остальные важные данные: время, фамилия инспектора и водителя и т. п. Никакие спецрейды, проверки и облавы не снимают с инспектора обязанности оформить все процессуальные документы и не допускают нарушения норм закона, регламентирующих процесс освидетельствования», — уточняет адвокат Сергей Радько.
Все на месте, но вы все равно не согласны «дышать в трубочку»? Тогда вспомним тот самый важный момент. Проверка на опьянение инспектором ДПС на месте называется «освидетельствованием», а в специализированном медицинском учреждении — «медосвидетельствованием». Водитель обязан проходить обе проверки, однако отказ от освидетельствования каких-либо последствий за собой не влечет. А вот если водитель отказался проходить медосвидетельствование, фактически это означает автоматическое лишение водительских прав. Инспекторы ГИБДД об этом знают, поэтому иногда идут на уловку: предлагают водителю «просто подписать документ о несогласии», не уточняя, за что именно придется расписываться. Не ведитесь на этот трюк! Внимательно смотрите, где именно вы ставите подпись, а при наличии в протоколе пустых полей, оставленных инспекторами ГИБДД, смело ставьте букву Z.
На медосвидетельствование вас могут отправить только в том случае, если первичная проверка показала, что вы — пьяный. То есть тот самый сертифицированный прибор должен зафиксировать уровень алкоголя в выдыхаемом воздухе более 0,16 мг/л. Причем замер происходит в присутствии понятых (или под видеозапись), а инспектор должен в вашем присутствии вскрыть новый мундштук и надеть его на алкотестер. Если после этого прибор покажет значение, превышающее 0,16 мг/л алкоголя в выдыхаемом воздухе, вас могут отправить на медосвидетельствование. В противном случае это будет незаконно.
А теперь о самой процедуре медосвидетельствования. В соответствии с пунктом 137.4 185-го приказа МВД медосвидетельствование на состояние опьянения можно проводить как в специальной медицинской организации, так и в передвижном медицинском пункте (ППМО). То есть закон это разрешает. Другое дело, что не любой автомобиль скорой помощи является таким передвижным пунктом! Существует совершенно конкретный перечень требований к ППМО, которым он должен соответствовать. Перечислим некоторые из них:
Каждый ППМО должен иметь регистрационное удостоверение Минздрава РФ, которое можно и нужно требовать в случае, если вас привели на медосвидетельствование именно туда. Его нет? Тогда настаивайте на проведении медосвидетельствовании в медицинской организации — т. е. в больнице, а если вам не дают этого сделать, обязательно отразите несоответствие ППМО в протоколе.
И, пожалуй, самое главное. Вся предварительная процедура перед медосвидетельствованием в ППМО должна быть точно такой же, как в случае с больницей: протокол об отстранении водителя от управления — освидетельствование инспектором с помощью сертифицированного прибора и только потом — в случае отказа водителя, его несогласия с результатами или положительного результата на алкоголь — направление к медикам. И абсолютно неважно, что ППМО расположен в нескольких метрах от инспектора ДПС, никакое «беспротокольное» направление в данный пункт недопустимо даже во время «облав» и рейдов!
Теперь уже происходит собственно медицинское освидетельствование. Оно регулируется Приказом Минздрава «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» от 18 декабря 2015 года. Если кратко, то процедура выглядит так: сначала у водителя возьмут пробу воздуха, то есть опять попросят «подышать в трубочку». Сбор состоит из двух проб, причем вторая проба берется строго через 15-20 минут. Опьянение признается только в случае, если во время обоих замеров прибор показал значение, превышающее 0,16 мг этилового спирта на литр выдыхаемого воздуха. Подчеркнем — во время обоих замеров. Если во время первого теста значение оказалось меньше официально признанной «погрешности прибора» (т. е. 0,16 мг/л), то повторный замер не проводится. Если же негативным оказался второй замер, то у водителя есть все шансы вернуть права, что подтвердил еще в 2016 году Верховный суд РФ).
Помимо проб воздуха медики также возьмут «биологический объект» для направления «на химико-токсикологические исследования». Проще говоря, у водителя возьмут на анализ мочу, а при невозможности помочиться — кровь.
Результаты медосвидетельствования можно оспорить, хотя это довольно сложно. Если водитель считает, что врачи ошиблись, ему нужно быстрее ехать на независимую экспертизу. Причем будет лучше, если он посетит сразу две организации — две экспертизы имеют несколько больший вес. Хотя оговоримся: гарантий, что такие действия помогут и автомобилиста не лишат водительских прав, не даст никто.
В первую очередь — никогда, ни при каких обстоятельствах не садиться за руль нетрезвым или при наличии сомнений в трезвости (например, утром «после вчерашнего»). Пьяный водитель — преступник. А вот трезвость — это действительно самое лучшее алиби.
Если же вы не пили, но подозреваете неладное в действиях инспекторов ГИБДД, не стесняйтесь записывать все на телефон и требуйте полного соблюдения всей законной процедуры. «Такое общение с инспектором нужно снимать на видео, а в видеозаписи — четко проговорить, что вы не отказываетесь пройти медосвидетельствование, — пояснил Дрому координатор «Синих ведерок» Петр Шкуматов. — Саму процедуру также нужно снимать на видео, и убедиться, что прибор для проверки прошел поверку и имеет серийный номер. Есть большое число судебных решений, когда водитель снимал все происходящее на видео и в итоге успешно выигрывал дело», — рассказал активист. При этом Шкуматов сразу добавил, что психологически водителю нужно быть готовым потерять от получаса до трех часов — именно столько может продлиться вся процедура проверки на алкоголь, если соблюдать все формальности.
Подведем итог: