Предыдущие рассказы от «дяди Васи» читайте здесь.
«Подснежники»… Как много скрыто в этом слове для простого «гаражника»! Даже не знаю, чему я больше рад в апреле — настоящим подснежникам или автомобильным.
Как только сходит снег и близится начало садово-огородного сезона, набирает силу поток клиентов, выводящих своих «железных коней» из зимней спячки. Обычно они просят поменять масло с фильтрами и заодно проверить машину на подъемнике. Даже не проверить, а так, просто взглянуть на всякий случай, ведь осенью вроде бы все было в порядке.
Иногда действительно дело ограничивается заменой расходников.
Бывает, конечно, что набор этих «расходников» оказывается больше ожидаемого.
Шучу, шучу, обычно все складывается не так экстремально. Если отбросить неисправности, связанные с автоэлектрикой, то все остальные проблемы, обостряющиеся при вынужденном бездействии машины, можно очень грубо разделить на две основные группы: «протекло» и «заржавело». Иногда вторая группа дополняется вариантом «заклинило», ну и, разумеется, встречаются также их сочетания. Надо сказать, что для проявления вредоносных факторов вовсе не обязательно ставить машину «на прикол» с осени до весны, порой для этого хватает и нескольких неподвижных недель. А чтобы с подобным сталкиваться пореже, во время долговременного хранения обездвиженного автомобиля надо…. но об этом позже.
Вот и типичный пример — уже встречавшаяся на страницах блога старая Ауди-80. На поршне тормозного цилиндра соскочил пыльник. Пока машина ездила, цилиндр худо-бедно работал. Но стоило Ауди как следует постоять в осенне-зимней слякоти, как заржавевший поршень заклинило.
То же самое произошло и с вот этой Калиной.
Похожего результата можно достичь, отправив машину на «зимовку» вот в таком виде:
Для сравнения посмотрим на пыльник и поршень переднего тормозного цилиндра таксистской «пятнашки».
Эта машина не стояла, а ездила. Поэтому было достаточно, содрав лохмотья остатков пыльника, очистить поршень от грязи…
…и, поставив новый пыльник, все собрать. С «зимовщиками» такой фокус обычно не получается.
Лопнувшая оболочка троса ручного тормоза тоже облегчает путь для всесильной ржавчины. Если во время стоянки затянуть такой «ручник», то можно получить сразу и «заржавело», и «заклинило».
Если совсем уж не повезет, то после долгожданного старта накладки тормозных колодок оторвутся. При этом поршни тормозных цилиндров при каждом нажатии на педаль тормоза будут выдвигаться все дальше и дальше — до тех пор, пока цилиндры не потекут. Так и получилось на этом Рено Симбол. Хорошо, что по пути в мастерскую хозяйке удалось не попасть в ситуации, требующие резкого торможения.
Похожая, хотя и не столь экстремальная проблема, возникла и на клиентском Датсуне.
С левой стороны трос «ручника» как-то двигался, и тормоза хотя и были изношены, но еще работали.
Справа же, после того как рычаг «ручника» подняли, а затем отпустили, колодки так и остались в разведенном положении. Это видно по тяге «ручника», ушедшей далеко вперед под ступицу. Результат — опять протекший тормозной цилиндр, хотя и не так катастрофично, как у Рено.
Почти то же самое произошло на «десятке», которая провела этой зимой два месяца в обледеневшем сугробе. Как рассказала потом хозяйка, после череды оттепелей и заморозков задние колеса оказались погружены в лед чуть ли не до ступиц. Когда машину наконец-то вызволили из ледового плена, «ручник» сразу же заклинило и тормозные цилиндры вскоре потекли.
Предотвратить подобное несложно. Достаточно обслуживать машину не изредка, а вовремя, безжалостно выбрасывая негодный хлам. Поскольку большинство «автоподснежников» предпочитают Лады, по крайней мере с запчастями у них особых проблем нет.
Но застывшая грязь коварна и может во время стоянки вывести из строя даже совершенно исправные тормоза. Вот так получилось на этой еще бодрой «старушке», хозяин которой решил открыть сезон с большого ремонта.
Мне надо было в том числе заменить потрескавшиеся тормозные шланги, к тому же когда-то установленные без фиксирующих кронштейнов. Внешне тормозные суппорты выглядели даже получше многих «ровесников».
На крепеже нет ржавчины, поршни подвижны, пыльники целые. Все в порядке? Но это только на первый взгляд. Если же присмотреться…
…то становится очевидно, что фрикционный материал колодок оторван от металлической основы. Тут-то хозяин и вспомнил, что после «зимовки» тронулась машина неохотно и со странным ударом-толчком.
Это может случиться на любом автомобиле, долго пребывавшем на «незаслуженном отдыхе». Помните Киа Рио с ежегодным пробегом 3000-4000 км? Там произошло почти то же самое на 20 000 км.
Весной не дают скучать «подснежникам» и разнообразные протечки. Зимняя неподвижность в сочетании с перепадами температур может вызвать преждевременную кончину еще недавно вполне работоспособных узлов. Вот и на клиентской «десятке» еще осенью ничего не предвещало, а в апреле — сразу на ремонт.
Хорошо, что в этом случае хозяин вовремя заметил потеки тормозной жидкости, но так бывает не всегда. Постоявшая без движения машина и тут может преподнести сюрприз. Иногда снаружи все выглядит неплохо, но если снять тормозные барабаны, то можно заметить влагу, появляющуюся из-под пыльников цилиндров.
Бывает, что и пыльники сухие, но под ними уже есть следы просачивающейся тормозной жидкости.
Немало крови могут попортить и течи в двигателе. Сальники, прокладки и шланги «стареют» не только от пробега, но и от времени, даже если машина бездействует.
А вот на Калине за зиму «сдался» сальник помпы. Хозяин весной вовремя заметил лужицу антифриза на полу гаража.
Владелец старой «девятки», пожилой пенсионер, почти не ездит. Пробег его машины за 30 лет меньше 100 000 км. Но это, конечно же, не спасло ее радиатор.
Бывают ситуации и посложнее. Знакомый по прошлым выпускам блога парнишка из соседнего гаража, тот самый, что ремонтирует китайскую мототехнику и ездит на Иж-Оде, теперь еще промышляет и перепродажей вазовской «классики». Спрос на нее в наших краях до сих пор хороший, и у него получается находить недорогие «дедушкины» машины. Но вот с этой «шестеркой», простоявшей неподвижно пару лет, вышла заминка.
Как оказалось, когда-то ее антифриз был разбавлен в лучших традициях незабвенного Василия Алибабаевича. Лед, образовавшийся в блоке цилиндров во время «зимовки», выдавил две заглушки, расположенные под коллекторами. Хорошо хоть, что сам блок не лопнул! Парнишка их заменил, но под мотором все равно образовалась лужа. Временно потеряв веру в свои силы, он пригнал машину ко мне, попросив заменить заглушки еще раз.
Но и с новыми заглушками капли антифриза все равно продолжали появляться. Течь явно была где-то на стыке двигателя и коробки передач. Что ж, гулять — так гулять, и я снял коробку.
Оказалось, что сгнила заглушка, спрятанная под «колокол» (картер сцепления). Снаружи ее увидеть невозможно.
Переборщил с герметиком? Но это ведь снаружи, зато авось не выдавит во время следующей зимовки «на воде». А у парня борьба с протечками продолжается. Что это там капает на коврик в салоне?
Но самые неприятные проблемы возникают, когда ржавчина и грязь поселяются внутри мотора, застывшего на полгода, а то и больше. Когда-то знакомый очень радовался, купив редкий ВАЗ-2102 «из-под дедушки». Вот только вскоре оказалось, что за время вынужденной стоянки ржавчина покрыла стенки цилиндров так, что двигатель пришлось капиталить.
А не так давно сосед-пенсионер не смог весной «реанимировать» свою «четверку». Стартер крутил, как турбина, но мотор даже не «схватывал». Замер компрессии показал почти ноль во всех цилиндрах, несмотря на то, что осенью машина в гараж заехала сама. Видимо, во время «зимовки» залегли кольца. Ремонт оказался невероятно быстрым и крайне дешевым. Хорошая доза WD-40 в каждый цилиндр через свечные отверстия и полминуты работы стартера вернули мотор к жизни. Результат хозяин закрепил заменой масла с промывкой, и если звезды сойдутся в нужном знаке, то двигатель еще поработает. Конечно, так бывает не всегда, и даже специальная раскоксовка может не помочь.
Ржавчина и грязь поджидают «зимовщиков» в самых неожиданных для них местах. Вот недавно два клиента-«подснежника» попросили поменять заклинившие замки дверей и багажника на своих стареньких «Жигулях». Замки и ключи у этих машин самые простецкие.
Поменять замки — пара пустяков. Но есть способ лучше — магия! Ну то есть опять проникающая смазка.
Ну а как выглядят автомобили-«подснежники»?
Хотя они все очень разные, но многие из них — это настоящие машины времени, возвращающие во времена «дорогого Леонида Ильича». На них можно увидеть даже редкие диагональные покрышки. Интересно, многим нынешним автомобилистам приходилось ездить на таких, без привычной буквы «R» в маркировке размера?
На этих машинах порой до сих пор используются детали родом из СССР. Что ж, у меня найдется соответствующий эпохе инструмент.
Самые старые — вот эти две «тройки» середины 1970-х. Их особенности — черные номера и родная краска.
Машин из 1980-х побольше.
Хозяин «Москвича» в этом году так и не появился… Может, еще заедет?
Есть и «девятки», причем встречаются даже древние «короткокрылые». А вот «восьмерок» нет совсем.
Самые массовые машины «подснежников» — «пятерки» и «семерки». Бывает, что похожие автомобили приезжают ко мне одновременно, и хозяева их иногда даже путают.
Почти у всех подобных машин очень небольшие пробеги независимо от года выпуска. В достоверности цифр на одометрах сомневаться не приходится — часто за рулем до сих пор первый владелец. К автомобилям из 1970-х это тоже относится!
Прямое следствие маленьких пробегов — у большинства обсуждаемых машин кузова не гнилые, но помятые. Сложно наработать уверенные водительские навыки, если проезжаешь 2000–3000 км в год.
Во время простоя эти автомобили становятся домом для разных неведомых существ. Некоторые из внедрившихся в машины «чужих» явно неплохо себя чувствуют и благополучно размножаются.
В общем, «всюду — жизнь!» и «природа найдет способ».
Глядя на все эти раритеты, может возникнуть мысль о том, что всевозможные проблемы, возникающие после длительной стоянки, это удел автостарья. С более современными машинами ведь этого не бывает? Увы, но нет, бывает. Пример — вот этот Опель Зафира.
За первые годы своей жизни этот Опель едва накатал 30 000 исключительно летних километров, и зимняя резина появилась на машине совсем недавно. Как-то после весеннего пробуждения хозяин обратил внимание на темные пятна на полу гаража. Осмотр на яме почти ничего не прояснил. Да, понемногу капает антифриз, но откуда?
В системе охлаждения двигателя этого Опеля используется много пластиковых деталей. Придирчивый осмотр выявил трещину в корпусе термостата. Впервые вижу такой дефект, обычно у этих моторов чаще разлагается пластиковая трубка подогрева дросселя или прокладки пресловутого теплообменника.
С одной стороны — крайне обидная поломка на иномарке европейского производства с мизерным пробегом, фактически едва прошедшей обкатку. С другой — «ничто не вечно под Луною», и лишь коньяк с годами становится лучше. Перепады температур и месяцы простоя сделали свое черное дело.
Должен признаться, что лет 20–25 назад я сам порой сталкивался с похожими проблемами. Вот уже знакомое читателям блога старое фото 1990-х годов, в котором случайно оказались мои три машины — БМВ-728 и подготовленные к продаже Рено-5 и Форд Фиеста.
Как много на этой фотографии скрытых проблем «зимней спячки»! Пока Рено-5 в ожидании покупателя стоял в сыром металлическом гараже, его диск сцепления прилип к маховику. Я не сразу понял, что произошло, когда при попытке выехать из гаража не смог включить передачу и услышал резкий скрежет шестерней коробки. Выручила оригинальная конструкция машины. У переднеприводного Рено-5 мотор стоит продольно, коробка перед двигателем, а над маховиком есть большое окно. Товарищ нажал на педаль сцепления, а я через это окно отверткой поддел упрямый диск сцепления.
БМВ задал задачки посерьезнее. Как-то я всю зиму катался на подготавливаемых к продаже машинах, и БМВ простоял до весны. Когда я наконец-то стал его заводить, не было даже редких вспышек, сколько я ни мучил стартер и аккумулятор. Я не сразу понял, что у этой карбюраторной машины была чисто «москвичевская» проблема — пересыхающий во время «зимовки» бензонасос, расположенный вверху на головке блока. Надо было всего лишь плеснуть бензина в полуведерный четырехкамерный карбюратор, но пока я до этого додумался, стартер уже задымился. Когда же я выехал из гаража, то был удивлен непривычной жесткостью подвески. Оказалось, что за время «зимовки» заклинило стойку, вполне приемлемо работавшую осенью. Снег и лед, набившиеся под пыльник, за зиму ее прикончили.
Через некоторое время эту машину сменил БМВ-732, задержавшийся в семье очень надолго.
Перед продажей БМВ полгода стоял, и это почти сразу подкинуло мне классические проблемы «автоподснежников». Для начала первая же поездка на дачу неприятно удивила педалью сцепления, поутру легко упавшей на пол. Как оказалось, за ночь вся жидкость из системы ушла через потекший рабочий цилиндр сцепления. Хорошо, что на БМВ той поры заменить его не сложнее, чем на «Жигулях».
Конечно, цилиндр на фото «такой же, но другой», с клиентского БМВ-520. Да, в те давние годы конструкторы еще не догадывались, что рабочий цилиндр сцепления можно совместить с выжимным подшипником, заставив для его замены снимать коробку передач.
К тому же передние колодки машины издавали легкое поскрипывание, пропадающее при нажатии на педаль тормоза. «Вскрытие» показало, что… правильно! Да, фрикционный материал оторвался от металлической основы. Любопытно, что конструкция суппорта не давала оторванным частям сдвинуться со своего привычного места, и тормоза продолжали работать. Ну а тут же давший мощную течь один из передних тормозных цилиндров завершил эту «картину маслом», точнее — тормозной жидкостью. Но после того как последствия простоя машины были постепенно ликвидированы, она прослужила много лет практически без проблем.
Так выгодны ли мне разнообразные реанимационные мероприятия у «автоподснежников»? Несомненно! Простая конвейерная работа приносит больше прибыли, чем решение каких-нибудь технических загадок. К тому же водители-«зимовщики» никуда не спешат и вполне могут оставить машину в мастерской на несколько дней. Это очень удобно для заполнения пауз между более срочными ремонтами. Так что «подснежники» меня радуют.
Ах да, чуть не забыл… Как же лучше всего организовать хранение автомобиля, который не эксплуатируется месяцами? Мой личный опыт, как и опыт клиентов, подсказывает простое решение: машину не надо хранить в бездействии, ею надо пользоваться. Подобно человеческому организму, автомобилю вредны как максимальная нагрузка, так и ее полное отсутствие. Ведь еще с античности известно: движение — это жизнь.
Кроме того, вложенные в автомобиль деньги (точнее, не вложенные, а потраченные) — это месяцы и месяцы работы. Покупка машины в самом прямом смысле слова забирает часть нашей жизни, и без того такой скоротечной. При этом даже неподвижный автомобиль стареет, тем не менее требуя, помимо технического обслуживания, еще страховку, техосмотр и транспортный налог. И все это только для того, чтобы, когда придет время, удачливый «перекуп» дал объявление «один хозяин, родная краска, зимой не эксплуатировался»? Ну уж нет!