Вечером 24 ноября одновременно в 59 дилерских центрах России с небывалой для российского автопрома помпой прошел старт продаж нового (при этом часто применяется определение — революционного) автомобиля Лада Веста. Главная интрига: впервые озвучены цены на всю линейку.
Drom.ru одновременно присутствовал на нескольких презентациях — в центральной части России, Поволжье и Сибири. И не просто так: мы купили на собственный независимый тест сразу два автомобиля. Самый простой на сегодня вариант Comfort с МКПП за 570 тыс. руб. и топовый Luxe на «роботе» c мультимедиа за 658 тыс. руб.
Пару недель назад мы уже озвучили свое желание приобрести для независимого теста Lada Vesta. На тот момент ясности на этот счет не было никакой: даже вот просто взять и забронировать автомобиль в дилерском центре было нельзя ввиду отсутствия не то что очередей — банальной предварительной записи на покупку. Задача осложнялась еще и тем, что для тестирования мы решили взять сразу две Весты — в простой и топовой версии. Однако кто из нас, где и какую из нужных нам Вест сможет приобрести, до последних дней оставалось неясным.
Тем не менее мы продолжили искать возможность предзаказа или как минимум бронирования автомобилей к 25 ноября. Время шло, а каких-то прояснений не наблюдалось. У нас, конечно, был вариант «на всякий пожарный»: один из дилеров, размещающий объявления в базе провереных авто Москвы, узнал о наших поисках и поделился информацией, какие к ним придут Весты в первой партии и предложил выбрать и забронировать одну из машин. Конечно, спасибо огромное, но... Установка начальства была тверда, как железнодорожное колесо: автомобиль покупаем только на общих условиях, при полной анонимности.
Самое любопытное в том, что, по неофициальным данным, еще в середине ноября на Весту было оформлено более двухсот предварительных заказов только в одном Ижевске! Наверняка и в других городах интерес к новинке не меньший. Но откуда такие цифры, если официально предзаказы не принимаются?
В то время как на западе России сотрудники Drom.ru сбивались с ног в поисках гарантированной покупки Весты на старте продаж, в Сибири все оказалось проще, прозрачнее, будничнее и скучнее. На поиск дилера, принимающего предзаказы, ушло минут пять: первый же звонок самому восточному вазовскому ДЦ, получившему право стартовых продаж Весты, — в красноярский автоцентр «Бугач-авто» — привел к гарантированному положительному результату. Более того — нам даже предложили на выбор либо простые комплектации на «механике», либо «Люкс» на «роботе». Мы, естественно, остановились на топовом варианте как на предпочтительном и стали решать традиционные для России «бумажные» проблемы. Сначала по старой, но не очень доброй автодилерской традиции, у нас попросили залог (предоплату) в 200 000 рублей. Однако когда дело дошло до перечисления денег, требование о залоге неожиданно отозвали. К слову, предоплату за автомобиль в итоге отказывались брать все продавцы Весты, с которыми мы имели дело. Похоже, с приходом на рынок этой модели меняется не только идеология самого автомобиля, но и подходы к организации продаж. Жаль только, что происходит это недостаточно быстро.
Пока мы с волнением предвкушали первый тест-драйв наших будущих Вест, пришлось протестировать вазовских дилеров. Как известно, право продажи Весты получили 59 дилерских центров (самые западные — в Симферополе и Санкт-Петербурге, самый восточный — в Красноярске). Всем от имени частного лица мы разослали лаконичное письмо: «Купим Весту за любые деньги в день начала продаж». В скобках заметим, что в век Интернета (помните незабвенное от Билла Гейтса: «Если вашего бизнеса нет в Интернете, значит вас нет в бизнесе») десятку дилеров нам письма отправить не удалось: у одной пятерки не удалось найти адрес электронной почты, у другой адреса электронной почты, скорее всего, несуществующие — письма вернулись.
Достаточно оперативно, в течение пары дней (дело было за неделю до Vesta Night) мы получили 29 ответов.
Сразу на Vesta Night нам предложили купить автомобиль 14 дилеров. Вот самый исчерпывающий ответ — от пермской компании «Брайт-парк»: «Вы можете приобрести автомобиль уже 24 ноября, в 22:00 будет старт продаж, мы будем работать ночью, будет праздник и шоу. В наличие будет 40 автомобилей различных комплектаций и во всех основных цветах, будет доступен тест-драйв».
Пять дилеров пообещали автомобиль на презентации, но с оговорками. Характерный ответ от грозненского «Лидер-авто»: «Приходите к нам в день начала продаж, приводите друзей, будут конкурсы, музыкальная программа, подарки всем. Машин будет только 13 шт. Берите с собой от 500 до 650 тыс. руб. Все машины будут проданы в этот день!»
Еще пять дилеров просто пригласили на презентацию, ничего не ответив по сути. Три дилера для продолжения общения запросили телефон для связи. Наконец, два автоцентра со странным географическим антагонизмом в названии «Азия Авто Усть-Каменогорск» (напомним, вообще-то это город на севере Казахстана, но дилерские центры при этом расположены в Тобольске и Новокузнецке) просто пожаловались нам, что автомобилей на старте продаж им не досталось.
Тем временем выбор машины даже «по блату» сходил на нет, и у нас началась тихая паника: до «часа икс» остается пять дней, а на западе стопроцентного варианта все нет. Точнее вариант-то появился... Сложность была в том, что одна Веста у нас обязательно должна была быть в максимально полном оснащении — то есть как минимум в комплектации Luxe и с пакетом Multimedia. Лучше всего и нового «путинского» цвета Lime. Однако дилер в Красноярске такой автомобиль долго гарантировать не мог...
Вновь садимся за телефон, начинаем уже по второму кругу методично обзванивать всех подряд дилеров из списка первых и... Вначале нас обнадежили было в кемеровском ДЦ «Дюк и К», сообщив о готовности принять предзаказ на Весту. Но тут же добавили, что получить автомобиль, что называется, на руки, мы сможем только спустя минимум неделю — пока с завода не пришлют ПТС на него. Знакомая схема: «утром деньги — вечером стулья», но хотелось бы стулья не вечером, а сразу.
В омском ДЦ Лады (филиал ООО «Азия Авто Усть-Каменогорск») автоинформатор не просто отнимает время на ненужную для нас рекламную информацию, но еще и перенаправляет звонок вместо отдела продаж в сервисный центр! Кое-как дозвонившись до «продажников», выясняем, что предзаказ оставить можно, однако в каких комплектациях придут автомобили, они сказать не могут. Ну как не могут — мы-то знаем, что нормальный дилер всегда в курсе, какие автомобили и в каких комплектациях едут к нему: наши инсайдерские данные тому подтверждение. Впрочем, еще недавно представители «Азия Авто» вообще жаловались на то, что у них 25-го числа Вест не будет.
Наконец в челябинском ДЦ «Сатурн-2» обрадовали: и какие автомобили будут в первой партии — известно, и даже предзаказ могут оформить. Договариваемся с менеджером списаться по электронке на предмет предоставления копий, необходимых для предзаказа документов и... ждем от него письма целые сутки! К этому времени становится ясно, что в Красноярске будет именно такой автомобиль, какой мы и хотели в первую очередь — Luxe с пакетом Multimedia. Соответственно, в качестве второго автомобиля нам нужна уже не самая дорогая, а, напротив, наиболее дешевая на сегодняшний момент Веста. А такой автомобиль мы можем приобрести поближе к столице, даже не выезжая в Челябинск! Правда, здесь мы также не стали надеяться на случай и, не афишируя принадлежность к Drom.ru, нашли возможность забронировать автомобиль в белом цвете за несколько дней до официального старта продаж — благо что теперь уже не требовалось обязательное наличие в нем «робота» и мультимедийной системы.
В Красноярск мы прибыли аккурат накануне Vesta Night и сразу (еще днем) поспешили в «Бугач-авто». По дороге бросилось в глаза, что город на Енисее действительно самый восточный форпост АвтоВАЗа: тольяттинские машины, в отличие от расположенного чуть восточнее Иркутска, здесь составляют куда как более заметную часть дорожного потока. По дороге в автоцентр таксист (на черной Приоре, конечно) даже невзначай обронил, что обязательно приедет ночью на презентацию, хотя стартовая цена даже базовой версии (условные на тот момент 500 тыс.) для него все же великовата.
На месте мы обнаружили праздничную суету и «Весту» в мечтательном цвете «Лайм». «Купим за любые деньги», — заявляем менеджеру. «Не сможем продать без специального разрешения АвтоВАЗа, автомобиль будет использоваться как демонстрационный», — был ответ. В свободном доступе — большая часть из 16 поступивших в первой партии автомобилей модели Лада Веста. Однако цены ни на одну версию на тот момент известны не были.
К началу Vesta Night в Красноярске увидеть Весту в числе первых собрались несколько сотен человек, которые буквально заполонили шоу-рум. Действо чем-то напоминало Новый год (с классической метелью за окном): отсчет хором обратного времени (до начала продаж), выступлением президента с большого телеэкрана (даже двух — Владимира Путина и Бу Андерссона), розыгрышами, конкурсами, подарками и концертом. С одним но: главным объектом внимания стала не новогодняя елка, а Lada Vesta цвета лайм, к которой красноярцы проявили поистине неподдельный интерес (простояв на ногах в ожидании, когда будет сброшено покрывало, кто по часу, а кто и по два).
Вообще, стоит отметить: АвтоВАЗ изменился. Стали иными не только его модельный ряд и отношение к качеству продукции, изменилась маркетинговая политика. Никогда еще запуск нового продукта на Волжском автомобильном не был таким интригующим. Все было в лучших традициях современных IT-компаний: обстановка строжайшей секретности, «шпионские снимки», «инсайдерские сливы», разве что «забытых» в стриптиз-барах образцов продукции не было. По крайней мере, нам о таких фактах неизвестно.
Градус интриги долго подогревался как руководством компании, так и непредсказуемым курсом рубля, и в день накануне официального представления Весты был доведен до кипения «абсолютно достоверной информацией» о предстоящих ценах. Которая чуть позже была решительно опровергнута представителем завода. На поверку информация о разосланных якобы дилерам буклетах с ценами оказалась, скажем так, не совсем соответствующей действительности. Да, некие печатные материалы имели место быть. Но, по словам зам.гендиректора по продажам «Автоцентра-Тольятти-ВАЗ» Алексея Моисеева, речь шла о материалах, предназначенных для обучения персонала работе с новым автомобилем. Реальная ценовая ниша Весты была неизвестна, а конкретные цены в пресловутых бумагах — «взяты с потолка».
А что же с нашими Вестами? В день, а точнее, в ночь презентации, естественно, была только торжественная часть. Все бумажные и финансовые вопросы будут закрываться сегодня, 25 ноября, и завтра (а может, и послезавтра). Мы уже получили одну из двух наших Вест — нам выдали автомобиль в Красноярске!
Пара дней уйдет на разные организационные хлопоты, после чего мы в подробностях опишем, что же представляет собой новое творение АвтоВАЗа (ждите следующего поста!). А затем один автомобиль — тот, который мы приобрели в Красноярске — отправится в пробег по крупным городам Сибири и Урала: мы хотим, чтобы на нем покатались (и высказали свое мнение) все желающие. На нашем маршруте будут (в хронологической последовательности) Новосибирск, Омск, Курган, Челябинск, Екатеринбург, Тюмень, Кемерово и Иркутск. Если позволит время, заедем еще в несколько городов. Вторая Веста тоже поедет по городам — по центральным и южным регионам России. Так что ждите тест новых Вест от Drom.ru: по крайней мере в тех городах, что перечислили — скоро будем!
А пока — первые впечатления от первого полученного нами «живого» автомобиля. Кому как, а нам показалось, что Веста (учитывая цену и занимаемую нишу) выглядит цельно и самодостаточно, а в некоторых ракурсах (лучший — сзади сбоку) даже симпатично, что в классе B+ больше исключение, чем правило. Из негативных внешних впечатлений — голый металл внутренней стороны крышки багажника и отсутствие задних брызговиков — совершенно непонятная и режущая глаз экономия. Впрочем, даже на первый взгляд за свои деньги Vesta Luxе гораздо богаче оснащена, чем популярные «корейцы» по той же цене — мультимедиа с навигацией, круиз-контроля, как и некоторых приятных мелочей, у Hyundai Solaris и Kia Rio за эту стоимость нет.
Понравились сбалансированные настройки подвески и рулевого управления — ехать в автомобиле и управлять им просто приятно. Разве что алгоритм работы роботизированной трансмиссии требует привыкания.
Но самое сильное впечатление — тотальный интерес к автомобилю, который проявляет к Vesta большинство окружающих. На заправке и при любой остановке не обходится без традиционных вопросов, причем разговор складывается не столько любопытствующий, как заинтересованный. И отношение к машине какое-то оптимистичное, доброе, прорывно-победное. Может, и правда, Веста — революция, прорыв? Будем с этим разбираться.
Алексей Степанов, Фарит Фатхуллин, Ефим Незванный.