— Эт чё? ВАЗ? — радушно приветствуют меня на шиномонтажке.
— Ага, — здороваюсь в ответ.
— Ни%я себе!
Мотор работает тихо, передачи втыкаются мягко, подвеска журчит на ухабах, в салоне уютно и тепло. Хочется включить автопилот и посмотреть кино. Кому расскажешь про такие ощущения от ВАЗа — крутят у виска и недоверчиво фыркают. А я вот уже привык. К хорошему вообще быстро привыкаешь. Впрочем, расслабуха может выйти временным явлением, ведь мы пока только 30 000 набегали; ближе к соточке машина должна раскрыться в полный рост, а значит, многое может поменяться. Будем же бдительными.
За отчётные два месяца в жизни Хрея произошло три события: краш-тест на дороге с праворуким собратом, ТО на 30 000 пробега и переобувка с лета на зиму. Вы хорошо следили за руками? Уверены? Тогда вот в чём фокус: за два месяца с последнего поста в блог с машиной («Жигули», напомню) не было ни одной поломки, ни одного сюрприза. Всё шоколадно. Может, подвох? Разберёмся по пунктам.
Толчок в зад на загруженной машинами центральной трассе города в час пик застал меня врасплох. Получить неожиданного пенделя, стоя в пробке, это как-то за гранью моего представления о фантастике современного дорожного движения.
Шёл дождь, я ехал прямо, и цель заветная была уже видна. Как вдруг, внезапно... Короче, включаю аварийку. По силе удара было понятно, что дело кончится при самом кошмарном сценарии только сорванным с креплений бампером. Ещё не отсегнувшись, уже придумал, как засуну его в багажник, если всё плохо. Места должно хватить.
— Друг, как так вышло? — спрашиваю я виновника.
— Абээска сработала, — говорит рулевой «Витца».
— Отъезжаем к обочине, составляем европротокол и расходимся, — позитивно предлагаю я. Он согласен.
Мы быстро свернули с проезжей части и стали заполнять бумажки. Пригодилась коробка из-под пиццы, которую я с утра забыл выкинуть — сошла за планшет. Страховка у второй стороны была нормальная, человек он оказался тоже нормальный, всю ситуацию мы разрулили буквально за 7-10 минут, и обменявшись телефонами, сфотав права друг у друга, мирно поехали дальше по своим делам. Цивилизация.
Ущерб Хрея был минимальный. Настолько минимальный, что мне стоило большого труда его зафиксировать. Судите сами.
«Витц» получил сильнее. Понятно, что бампер там уже перевешивали, сама машина не первой молодости, а с годами у авто, как и у людей, перед с задом обвисают и становятся очень чувствительными к внешним воздействиям. Тем не менее ему ремонта будет больше.
Чуть позже я решил, что обращаться за возмещением не буду. Царапина — не бог весть что. Её едва видно. При случае можно заполировать.
Приятно порадовал пластик бампера на Хрее, он упругий и не сдал свои позиции с насиженных креплений. Для пущей уверенности целостность конструкции я дважды проверил руками и один раз ногой. Держится хорошо, метаться и не думает.
Краш-тестом назвать неурядицу, конечно, самонадеянно, но чем богаты, тем и рады. Могло быть и хуже, а тут разошлись дешево и с показательными результатами.
Регламент технического обслуживания Лада Хрей на 30 000 пробега включает в себя незначительные операции: замена масла, замена воздушного и масляного фильтров. Если вам не лень запачкать руки, то можно и самому повозиться. Я же по обычаю и правилу наших блогов поехал в официальный сервис, заинтригованный суммой предстоящих работ.
Преодолев бумажно-волокитный барьер, весело перекинувшись с кем-то из числа сотрудников шоу-рума дежурными колкостями про «убиваете машину» и «вы свечку держали?», заезжаю в зону приёмки. Вокруг распространяется знакомый аромат машинного масла и некоторые звуки, которые детям лучше не слышать. Ключ отдаю главному. И уезжаю на работу попутным транспортом — на Ладе Весте.
ТО-30 паче чаяния прошло без эксцессов и потерь. Главная трудность вышла с определением марки масла в наш Хрей. Я в блоге посмотрел, что мы там заливаем, и передал мастерам.
За работы было уплачено рекордно малое количество наличности. Ну, может, и не рекордное, но после финансового водопада с Патриотом сумму в 4400 рублей иначе как «цена — подарок» не назовёшь.
Масло «Роснефть» 5W-40 — 1200 руб.
Фильтр салонный — 750 руб.
Фильтр масляный — 650 руб.
Работа — 1800 руб.
Итого: 4400 руб.
Машину забирал из сервиса вечером. В душе бродило непривычное чувство целостности. Не хватало приключений. Как это — заехал на ТО и ничего! Где драматизм и переживания, агония и боль? Никаких вывалившихся рычагов, стучащих подшипников, капающего масла и текущего вакуумного усилителя тормозов. Разрыв шаблона просто.
Оказывается, выбор резины на зиму — интереснейший вопрос в жизни автовладельца. Целый пласт дискуссий и исследований на тему, что взять: шипы или липучку. У нас тут в редакции разгорелся холивар на эту тему, во что обувать кроссоверы Крету и Каптюр. Оба авто сейчас в Москве. Так совпало, что под каток обсуждения с коллегами попал и я — сторонник липучки и вообще на Икс-рее езжу во Владивостоке.
Москвичи выдвигают свои железные доводы: «Нешипы не рассматриваются имхо даже». Весомая подача. Я было подал голос, что не очень понимаю, зачем нам шипы, когда вот весь Владивосток по сопкам и снегу гоняет который год на липучке. Но быстро получил в тыкву порцию железобетона в пользу шипов.
— Аргумент первый, очень простой и самый главный: достаточно за зиму один раз попасть на лёд, чтобы об этом не пожалеть.
— Аргумент второй: если какие-то тесты делать (а мы собираемся), то у нас только ледовые площадки, снежных нет.
— Аргумент третий: на асфальте они лучше липучек.
Насчёт третьего аргумента я не согласный. В остальном же так и не понял этого прикола с шипами в плоскодонном рельефе Столицы, который обильно посыпают реагентом с утра и до МКАДа. Обещают интересный ледовый тест. Это плюс. Замечательный плюс.
Для Хрея я покупал резину по старинке — сообразно бюджету. 6000 рэ за колесо максимум.
Для поиска подходящей резины воспользовался сервисом продажи шин на Дроме — baza.drom.ru. Там можно настроить гору параметров и найти интересующий вариант. Главный критерий в моём случае был узнаваемость бренда. Я остановился на модели фирмы «Ханкук». Чем обосновать свой выбор? Объективно — ничем. Кен Блок вроде катается на них нормально, наверное, я тоже проскочу как-нибудь. Цена в 4000 за колесо кажется комфортной.
Рассказывать нюансы перекидки колёс не буду. Их нет. Поделюсь болью, которая вскрылась в процессе. Два колеса помяты. Это прямо засада. Виновным больше ключи от машины не дам, даже если захотят диски прокатать, даже если будут умолять. Табу.
А теперь к сути. «Кореянки» определённо мягче крутятся под тобой, чем псевдо-«итальянки». Средняя температура воздуха в городе сейчас в районе +7. На момент замены колёс она была +8, влажность традиционно 100% или около того. Я сразу ощутил прилив комфорта. «Ханкуки» Хрею понравились, ход стал тише и податливей. Красота.
Если честно, то я хотел попробовать в экспериментальном порыве «Каму», поскольку мне рекомендовали ее как прямой путь на кладбище, или, что ещё хуже, каждодневные визиты на балансировку. А это значит, хорошая резина — надо брать. Но не было моего типоразмера. Обидно.
Как покажут себя «Ханкуки» в наши снега? Посмотрим. Не думаю, что будет как-то по-особенному цепко или скользко. Обычная липучка.
Что касается шиповки, то мне только один раз довелось ездить на шипах. Это была Гранта. Свидетельствую, что ездить на ней по асфальту было шумно, некомфортно, а местами очень страшно. Но по льду, да, держак был отменным.
Заметил, что в нашем городе пик спроса на шипы пришёлся на 2013-2014 годы, их повально ставили себе покупатели премиум-автомобилей: Патров, Геликов, Кукурузеров, Фиников и т.д. Видимо, шик. Потом мода прошла.
После того как я написал этот пост, мне пришло письмо, что зимняя шипованая резина на Lada Xray лежит у нас на складе в Москве. Её забыли положить, когда машину отправили в перегон на Дальний Восток. Оно и к лучшему, я думаю.
Я езжу на Хрее с августа. Три месяца. В первое время эксплуатации присматривался к машине, не вылезет ли где чего. Конспектировал свои наблюдения и ощущения. А сейчас расслабился. Завоевал Хрей моё доверие, мне нравится на нём ездить, нравится рассказывать встреченным водителям про эту машину. Всерьёз в нашем регионе Хрей никто не воспринимает, как и «АвтоВАЗ». Это заслуженно.
На вопросы «как машина», я честно отвечаю: двигатель от Ниссана, агрегаты от Рено, железо наше. Как правило, этого хватает, чтобы разговор сразу перешёл в содержательное русло о расходе, о ходовке и «о взял ли бы себе».
Да, себе бы взял. На полном приводе взял бы даже с охотой. Ходовка о`кей, не ломается, не сыпется. Достаточно мягкая, чтобы сглаживать разбитые до костей дороги нашего родного города. Расход великоват. 9 литров. Хочется 7. Рулится уверенно. Замечаний по существу не имею. Придирки остаются, но как без них, я же просто человек.
Роман (naibuki)