— За запчастями собрались? — таксист, везущий меня к рынку автозапчастей, явно был не прочь обсудить насущное, так как его Форестер, вроде и не особо старый еще (в службе заказа такси эта машина была гордо отнесена к категории «комфорт»), уже достиг начальной степени убитости: подвеска постукивает, кондиционер не работает, дребезжит крышка «бардачка», слышно бренчание во внутренностях дверей... И вообще салон давно требует уборки и химчистки.
— Нет, еду забирать машину с оклейки. Новая она еще, рано на нее запчасти искать.
— Новая? А что за тачка? Солярис? Никогда не куплю себе такую — дубовая и хлипкая...
— Нет, Каптюр.
— Рено что ли? Нееет, тоже не настоящая машина. Я видел фотки — салон у него такой же «деревянный», как у Дастера. Не нужна такая машина...
Очередная неровность отозвалась дребезгом в дверях Форестера... От предложения прокатиться на Каптюре таксист отказался.
Собственно, вот так многие и относятся к новым автомобилям «бюджетного сегмента» не только в комментариях, но и «по жизни». При этом сами ездят на машинах не только еще более дешевых (в силу возраста), но и далеко не в идеальном техническом состоянии. Ну, подумаешь, в дверях что-то бренчит, в подвеске что-то стучит, кондиционер не работает, салонный фильтр выброшен (чтобы зимой печка лучше грела), впереди слева уже месяц стоит «банан», одна фара не горит, а другая светит в небо... Зато эта машина — «на века»!
Эти мои слова, скорее всего, вызовут волну гнева и критики в комментариях. Уж извините: я тоже имею право на свое мнение и по поводу Каптюра, и по поводу авторов подобных комментариев. Тем более сам я добрый десяток лет отъездил на подержанной иномарке. Я не против тех или иных машин в принципе, но я против оценки чего-либо, без осмотра предмета критики (сразу вспоминается нетленное: я Пастернака не читал, но...). Но я не склонен и идеализировать Каптюр: в плане получения удовольствия от вождения этот автомобиль малоинтересен. Однако вспомните, к примеру, Короллу или Камри: тоже ведь машины «без драйва» в характере, однако благодаря надежности завоевали огромную армию поклонников (особенно Королла — мировой бестселлер, разошедшийся многомиллионными тиражами). Каптюр будет примерно таким же: достаточно надежным и крепким автомобилем, не боящимся наших «дорог» и не пугающим опасными повадками. Он не угождает автогурманам, но отвечает чаяниям основной массы автомобилистов. Поэтому его будут брать — несмотря на то, что помимо достоинств есть у него и недостатки (как и у любого другого автомобиля).
Вот и я, целый месяц проездив на Каптюре по иркутским «дорогам» и найдя в машине немало недостатков, после возвращения в Москву по итогам более чем 13-тысячного пробега проникнулся сильными сторонами этого кроссовера. И если начало нашего знакомства — путь на Байкал — было омрачено свечением предупреждающей о неисправности полного привода лампочке и постоянно отключающимися электронными системами, то обратная дорога позволила оценить и достоинства Каптюра. Впрочем, начну все же с минусов, упущенных в прошлом рассказе.
Итак, главный «прокол» Каптюра в дальней дороге — небольшой запас хода. Проехать на одной заправке более 400 км — надо постараться. Конечно, при отсутствии багажного бокса, да с неполной загрузкой запас хода будет больше. Но не намного. А так приходилось постоянно держать в голове мысль: через сколько километров следующая нормальная (внушающая доверие) АЗС? Грубо говоря, на обратном пути у меня было не менее четырех реальных шансов встать на трассе с «пересохшим» баком, причем один раз пришлось принимать еще более кардинальные, нежели по пути до Байкала, меры: не просто снизить скорость и выключить кондиционер, а пристроиться «в кильватер» неспешно двигавшемуся (около 70 км/ч) грузовику, используя его аэродинамическую тень для экономии лишних граммов своего бензина. Таким образом удалось проехать почти три десятка километров с полностью лежачей стрелкой указателя уровня топлива (это было между Новосибирском и Омском — там есть места, где на несколько десятков километров нет ни одной заправки). Наконец, дотянул до колонки — и как вы думаете, сколько бензина вошло в бак Каптюра? Пистолет «отщелкнул» после 42,5 литра. Кое-как я нацедил еще полтора. И все! Более ни-ни! При этом, по ТТХ на официальном сайте Renault, объем бака у Каптюра составляет 52 литра! Неужели при «запавшей» стрелке топливомера в баке плещется еще не менее 7 литров? Стоило бы проверить, да вот только эксперимент чреват выходом из строя топливного насоса, что в наши планы никак не входит.
Следующий «дальнобойный» минус — штатная аудиосистема. Несмотря на увеличенное в топ-версии количество динамиков, звучание музыки оставляет желать лучшего даже для неискушенного слушателя. Лично мне пришлось до минимума убрать низкие частоты, но все равно вместо нормальных басов салон то и дело пробирает неприятный резонанс то от перкуссии, то от бас-гитары. При этом чистого перелива на «верхах» тоже нет. В общем, если не хотите испортить себе слух, динамики надо менять. Однозначно.
Зато я наконец-то нашел, куда можно пристроить водительские очки. В крышке «бардачка» есть небольшая емкость для мелочевки. В качестве очечника это не лучший вариант: нет смягчающей отделки, да и размеры крупноваты будут. Но все же это лучше, чем бросать оптику в верхний вещевой отсек, или вообще ничего.
На этом список недостатков, надеюсь, можно закрыть и обратиться к достоинствам. В первую очередь это, конечно, подвеска. Нет, я по-прежнему считаю поведение Каптюра неинтересным для активного драйвера. Да и сам кроссовер не провоцирует на быструю езду. Но ехать и не опасаться оставить подвеску в очередной внезапно появившейся колдобине, дорогого стоит. Особенно в дальней поездке по малознакомой дороге. В этот раз на обратном пути возможности Каптюра стали приятным бонусом…
Первоначально мы планировали на обратную дорогу ставшие уже традиционными 5 дней. Расчет был такой: в первый день доехать до Красноярска (примерно 1050 км), во второй — пройти Новосибирск, на третий день — доехать до Челябинска, на четвертый — поближе к Казани и, наконец, на пятый день прибыть в Москву. Подобный график был обусловлен моим относительно неспешным скоростным режимом по трассе (обычно скорость составляет около 100 км/ч) и движением только днем (так безопаснее, да и нормальный ночной отдых, особенно в путешествии семьей с детьми — немаловажный момент). Однако в первый день Красноярск проехали достаточно рано и в итоге до наступления темноты смогли дойти до Ачинска (1230 км примерно за 16 часов с остановками на обед и заправки). Тут-то и появилась мысль: а не получится ли доехать до Москвы не за 5, а за 4 дня?
Вторые сутки пути ничем особым не запомнились. Отметить можно разве что бестолковую организацию работы светофоров в Кемерово (у столицы Кузбасса до сих пор нет объездной, и весь транзитный трафик идет через город) и странное скоростное ограничение на мосту через Томь (40 км/ч при 6-полосном движении!).
В этот день удалось проехать Омск и встать на ночлег в мотеле со сложным «советским» названием «Курилотрансавто» в поселке Красный Яр. Здесь номер на семью с дополнительной раскладушкой (к слову, вполне даже удобной и с жестким матрасом) обошелся в 2000 руб. Номер также неплохой и уютный, в мансарде — с классным видом на звезды!
На этом относительно спокойное путешествие, к сожалению, закончилось. На третий день, уже с утра, стала появляться реальная злость на дорожников за бестолковую работу. Ремонты федеральной трассы сопровождали нас на всем пути от Москвы до Иркутска (и обратно, само собой). Но только в Иркутской области все это не доставляет сколь-либо заметных неудобств для водителей — везде организованы двухполосные объезды или проезд мест ремонта без реверсивного движения (за исключением одного путепровода через железную дорогу — там объезд был невозможен в принципе). К сожалению, ближе к европейской части дорожники не утруждают себя обеспечением удобства для водителей…
Вначале еще в Омской области появились реверсивные участки с работающими даже ночью светофорами. И все бы ничего, да только одна фаза почему-то составляет более пяти минут при том, что длина всего ремонтируемого участка чуть более 100 метров. К тому же ранним утром ни работ на участке, ни даже какого-то видимого движения по трассе еще не было: за все пятиминутное ожидание зеленого сигнала навстречу прошло только две машины, тогда как за нами проезда ожидало почти два десятка. Как результат — несколько местных машин уехали на красный. А ведь в том месте и в то время вполне было достаточно желтого мигающего сигнала для предупреждения водителей и знаков приоритета проезда...
Однако настоящий кошмар начался в Тюменской области. Говорите, что в Тюмени, по рейтингу тележурналистов, самые хорошие дороги в России? Может быть. Но вот участок федеральной трассы Р-402 между Абатским и Ишимом я признаю самым поганым в стране. Да, здесь также идет реконструкция трассы, но почему-то основные работы проводятся на тех участках, которые в прошлом году и так были в относительно приемлемом состоянии. А вот дорога через Тушнолобово как была швах, такой и осталась. Даже не знаю, сколько бы мы потеряли здесь времени, если бы не... Каптюр!
Вынужден покаяться: бОльшую часть этого дорожного кошмара мы буквально проскочили в одном большом обгоне плетущихся медленнее пешехода фур. Перед реверсивными участками аккуратно «вставали» в общий строй. Да, это было не совсем «вежливо» с моей стороны по отношению к другим водителям. Но когда надо проехать более пяти тысяч километров, когда сзади сидят дети и не понимают, почему опять стоим, каждая такая задержка увеличивает не только время в пути, но и усталость. И все же, если бы у нас был не Каптюр, а, к примеру, наш семейный Румстер, путь домой получился бы минимум на день длиннее.
К сожалению, в Тюменской области дорожные проблемы не закончились. В сравнении с прошлым годом стало хуже состояние дороги на участке Ишим — Макушино. Хороший асфальт есть только на недавно отремонтированном участке перед Бердюжьем. А потом вновь разбитые, словно от точечного артобстрела, участки, перед которыми каждый раз приходится интенсивно оттормаживаться. Каптюр, конечно, способен большинство из этих препятствий взять ходом. Но испытывать вестибулярный аппарат детей, да и вообще рисковать целостностью машины и безопасностью движения, в мои планы не входило.
Но если до выезда на трассу Р-254 разбитые места встречались по большей части эпизодически, то ближе к Кургану дорога испортилась окончательно. К тому же здесь вновь пошли реверсивные участки с бесконечно долгим ожидание проезда (как правило, не менее получаса). При этом состояние дороги на этих участках таково, что не то что тяжелой фуре — юркой легковушке непросто проехать. Несколько раз нас выручал приличный дорожный просвет Каптюра. Но что с него толку, если на реверсивке ты вынужден ехать со скоростью самого медленного грузовика?
До Челябинска добрались спустя лишь 11 часов после выезда из мотеля под Омском — очень долго. Надежда нормально доехать до Уфы еще оставалась — даже несмотря на начавшийся перед Уралом дождь. Но... Спустя час упираемся в глухую пробку на трассе перед отворотом на Миасс. Кое-как пойманный интернет показал, что пробка относительно невелика. Вот только движения в ней практически не было. Спустя минут 40 стало понятно, что сегодня Уфа нам не светит. И тут...
Стоящий перед нами через одну машину водитель Ауди спросил что-то у местного, объезжающего пробку по встречке и, видимо, услышав хорошие вести, резко садится в свою машину, машет рукой водителю автомобиля перед нами и по той же встречке проскакивает метров 50 до ближайшего перекрестка с поворотом налево. Я как раз изучал карту в смартфоне на предмет возможного объезда. В общем, сразу поняв, что эти двое пошли в объезд, решаю ехать за ними.
К сожалению, сделать хоть один снимок в этих условиях было невозможно: незнакомая дорога, дождь и нежелание терять «проводников» требовали ехать так же, как и местные. Как же хорошо, что у нас Каптюр! Нет, я не собираюсь петь машине дифирамбы, однако хороший поначалу асфальт после переезда через ж.д. пути стал значительно хуже в поселке Ленинск, а километров за 20 до выезда на трассу он и вовсе сменился гравийкой, причем далеко не лучшего качества. Ауди и второй автомобиль снизили скорость почти до пешеходной, а мы, используя возможности подвески Рено, ушли вперед — нагонять потерянное время.
Казалось, до Уфы доедем быстро, но перед Симом вновь уперлись в глухую пробку — на этот раз уже без возможности объезда. А тут-то с чего? — ведь всего два года назад здесь сделали хороший ремонт и моста, и дороги… Оказалось — ДТП на перекрестке перед мостом с участием фуры. В итоге невнимательность одного участника движения собрала многокилометровые пробки в обоих направлениях и отняла у всех проезжающих порядка полутора часов путевого времени.
До Уфы в этот день мы не доехали километров 10-15. На ночлег остановились там, где были места. Ночь обошлась в 1500 руб. за номер средней паршивости и с ужасным санузлом. Но усталость к тому моменту была такой, что на это уже не обратили внимания.
Утром навигатор «сообщил», что от места нашей ночевки до дома остается «всего» около 1450 км. Неужели есть шанс завершить всю поездку за четыре дня?
Проехать Башкирию без общения с известной своими засадами местной ГИБДД не получилось. Прямо перед развязкой объездной Уфы и трассой М7 уперлись в медленно плетущуюся фуру. Я честно проехал за ней через объезды ремонтируемой развязки, но на выезде все же пошел на обгон. При этом успел заметить, что метров через 50 стоит знак запрещения обгона, а справа на обочине — экипаж ГИБДД. Фуру я опередил еще до знака. К тому же в этом месте разметка уводила встречное движение направо, оставляя в «моем» направлении практически двойную ширину дороги — так что и обгона, как его трактуют ПДД (а это, напомню, маневр опережения другого ТС с выездом на полосу встречного движения, п. 1.2 ПДД РФ), по факту тоже не было. И все же инспекторы решили, что я нарушаю.
На предоставленной мне записи был виден только багажный бокс на крыше Каптюра в самом начале опережения фуры. Но где конкретно — до знака или после него я завершил маневр, видно не было. Как и четкого понимания зоны начала ограничения знака. Пока инспектор «пробивал» меня по базе данных, я вернулся в нашу машину и достал флешку из видеорегистратора с намерением показать запись своего маневра. Флешка у нас на 32 Гб, поэтому быстро найти нужный файл оказалось не так-то просто. Видимо, инспектор и сам понимал, что его «доказательства» неубедительны, поэтому не дожидаясь просмотра моего «кино», вернул документы, сказав, что в этот раз просто выносит предупреждение.
К сожалению, сохранить запись маневра не получилось: я слишком поздно нажал клавишу блокировки перезаписи на регистраторе, и «нестираемым» стал следующий ролик, где Каптюр уже проехал и фуру, и знак.
Зато этот случай стал предупреждением, что мы въезжаем в зону тотального видеоконтроля. И в самом деле, если в Сибири камер видеофиксации можно было по пальцам пересчитать, то в европейской части этой техники пруд пруди. В Татарстане вообще сложилось впечатление, что местным гаишникам камерами видеофиксации выдали очередную премию. Лишь немногим меньше камер в Нижегородской и Владимирской областях. И только в Чувашии пока еще нет столь тотального видеоконтроля. Но там опять стал досаждать дорожный ремонт с реверсивными проездами. Да сколько же можно издеваться над водителями!? Во всем мире объезд организуют минимум в две полосы. Свеж еще пример Иркутской области, где за исключением вышеупомянутого путепровода все объезды организованы по-человечески. Почему в остальных регионах нельзя сделать так, чтобы людям доставлять как можно меньше неудобств?
В итоге в Москву приехали около часа ночи (1450 км за 21,5 часа с учетом разборок с ГИБДД, двух остановок на обед и трех — на заправку). Весь путь от Иркутска в почти 5200 км лишь самую малость не уложился в четыре дня. С учетом состояния федеральных трасс в регионах, думаю, это весьма неплохой результат. Кстати, здесь считаю уместным привести мнение второго водителя Каптюра — Анастасии, которая помогала мне в дороге и у которой сложилось свое мнение о новом кроссовере.
Также мое впечатление подпортила нечуткость и неотзывчивость машины в управлении. Мне понадобилось немало времени, чтобы приноровиться к реакциям машины на нажатия педалей: чтобы нормально ускориться при обгоне, по педали газа надо слишком уж сильно «топнуть». Потребовали излишне долгого привыкания и тормоза. Вообще, все управление машиной — не для хрупких женских рук и ног. Отмечу еще недостаточно просторный салон (семья в нем разместилась едва-едва…) и слишком частое посещение заправок. Правда, здесь я нашла положительный момент: есть повод лишний раз выйти из машины и размяться.
А вот что понравилось — так это легкость, с которой машина проходит неровности дороги: поначалу я на них даже внимания не обращала. Неубиваемая подвеска этого кроссовера не единожды выручала нас в пути — в первую очередь на участках дорожного ремонта: возможность ехать по ним быстрее других сэкономило в пути немало времени. Однако чтобы Каптюр стал нашим семейным автомобилем, чтобы я захотела ездить на нем, одного этого качества мне мало.
После возвращения в столицу Каптюр прошелся «по рукам» сотрудников редакции (об этом можно прочитать в предыдущей записи блога нашего кроссовера) и, наконец, дождался необходимости поехать к официальному дилеру на первое ТО, регламентированное производителем через каждые 15 000 км пробега.
Дилерский центр для первого ТО выбрали тот же, в котором и приобретали наш автомобиль — Major на Новорижском шоссе. Этот ДЦ расположен в составе весьма крупной «дилерской деревне» примерно в 10 километрах за МКАДом. И в этом есть определенный минус: при записи на ТО надо аккуратнее выбирать время визита — дабы не попасть в пробку на выезде или въезде в город. Другой минус в том, что здесь уже так просто не отъедешь «по делам» на время обслуживания машины. Бесплатные шаттлы у компании, конечно, есть, но ходят всего два раза в час и лишь по одному маршруту до метро «Строгино» (а там надо еще найти место посадки в «фирменный» автобус).
Записались на ТО мы по телефону и без каких-то сложностей. Предварительно озвученная сумма работ в 9400 руб. оказалась предельно точной: за ТО в итоге мы заплатили 9398 руб. Сам процесс тоже вопросов не вызвал. Поприсутствовать при обслуживании? Пожалуйста: только наденьте халат и каску и постарайтесь не стоять в рабочей зоне и под автомобилем. Надоело смотреть? На втором этаже ДЦ есть зона Wi-Fi и автомат с простенькой закуской и напитками.
Пользуясь моментом, осмотрел машину снизу: какие следы оставили первые 15 000 километров? Результаты обнадежили: никаких следов ни на защите картера, ни на бамперах не обнаружилось — все же повышенный клиренс в наших условиях вещь не лишняя! Колеса также в отличном состоянии. Шины вообще порадовали: установленные на заводе Pirelli модели Scorpion Verde All Season не донимают шумностью, обеспечивают хороший для подобного авто зацеп, за весь пробег не получили сколь-либо заметного износа и, главное, пока не дали поводов усомниться в крепости своих боковин.
Удовлетворившись результатами осмотра снизу, дожидаюсь, когда машину опустят и изучаю кузов сверху. Особое внимание — краям крыши, где был установлен багажник. Но в отличие от Мазды и Рапида, на Каптюре следов от установки багажных поперечин, по сути, не осталось, даже несмотря на черный цвет крыши, на котором любая царапина заметна лучше. Вроде действительно все хорошо, но... Закрываю дверь багажника и замечаю, что ее правый нижний угол не встает вровень с углом бампера, а словно замят внутрь почти на сантиметр! Быть не может: ни я, ни мои коллеги ни во что не упирались и не попадали ни в какие происшествия. Да и следов воздействия на двери тоже нет никаких. А вот на бампере обнаружилась... Нет, не царапина и не трещина — что-то вроде «шишки» на его некрашеной части.
Такое бывает, если водитель по невнимательности упирается бампером в какое-то препятствие, и тот деформируется до внутреннего силового элемента. Звоню коллегам, но ни один не может вспомнить подобного инцидента. Да и не похоже это на «прижим» — ведь верхний правый угол бампера, наоборот, словно оттянут назад. Это подтверждает и слегка увеличенный зазор между бампером и правым задним крылом снизу, и появившаяся щель на правом заднем фендере колесной арки. Ощущение, что бампер «оттянут» чем-то изнутри, следствием чего и стала та самая «шишка». Но что послужило причиной?
Но деформация заднего бампера — не единственная выявленная проблема нашего Каптюра! Еще в Иркутске я заметил странный звук при вращении руля. Если крутить руль медленно, звука нет. Начинаю вращать «баранку» быстрее — и в какой-то момент появляется негромкое приглушенное «трр-р-р-р-р».
По приезду в Москву странный звук никуда не делся, поэтому одновременно с проведением ТО озадачили дилера и этой проблемой. Предположение, что так могут «звучать» шины, отпало едва мы стали вращать руль при открытой водительской двери: звук от шин совсем другой! Значит, проблема в рулевом? Предварительный вердикт — да, дело именно в нем. Однако решение проблемы в силу некоторых причин затянулось, поэтому об этом — в следующей записи. Как говорят на ТВ — не переключайтесь!