Кроссоверы сегодня самый популярный класс автомобилей в России. И самый кризисоустойчивый на рынке — продажи в этом сегменте просели меньше всего. И вот — новинка: очередной компактный кроссовер, созданный в России, для России и выпускающийся в России. Обреченный стать звездой? Мы решили проверить, насколько «звездный» потенциал у нового Рено Каптюр и какие у него плюсы и минусы в повседневной эксплуатации. Встречайте новый дромомобиль!
Мы не раз проводили опросы сообщества Drom.ru на тему «Какую модификацию выбрать для долгосрочного теста?». И всегда ответ был один: топовую комплектацию с самым мощным бензиновым двигателем и автоматической коробкой передач. Поэтому выбора у нас, по сути, не было: надо искать Каптур 2.0 4ВД АКПП Стайл за 1 149 990 руб. Это самая дорогая версия с максимальным списком базового оснащения и даже двухцветным кузовом. Да, у этой модели древний 4-ступенчатый «автомат», но версия 2.0 4ВД 6МКПП у нас уже была, правда, в кузове Дастера. Вариатор же, увы, только с передним приводом.
Мы регулярно обновляем наш автопарк. И некоторые сложности при покупке машины возникают всегда. Вот и в Рено не обошлась без накладок и неприятных моментов. Начнем с того, что официально о дате начала продаж Каптюра стало известно еще в конце апреля. Обычно в этот день первые покупатели забирают свои машины из дилерских центров (именно так произошло с нашей черной Вестой). Или в крайнем случае через день-два, как с Вестой белой. Без особых сложностей мы приобрели в свое время и Skoda Rapid, и Great Wall Hover H3 New, хотя там поначалу тоже не было ясности, когда появятся автомобили в нужной нам комплектации и сколько они будут стоить. Но в Рено с самого начала что-то пошло не так. Даже за две недели до официальной даты начала продаж ни в одном из официальных дилерских центров марки в Москве не обещали твердо, что продажи стартуют именно в указанный день. Мало того, некоторые менеджеры не могли не только гарантировать, что к 15 июня появятся «живые» машины, но даже в принципе затруднялись сказать, когда реально смогут начать передачу машин клиентам! В итоге после обзвона столичных ДЦ Renault нарисовалась «средняя арифметическая» дата — 20 июня.
Но и на это число твердых гарантий получения машины не было. Поэтому Каптюр мы на всякий случай забронировали сразу у двух дилеров. И не зря: первый вариант в итоге «опоздал»: и с приглашением на получение машины, и, ранее, с сообщением о... приостановке выдачи автомобилей первым клиентам! Да-да, буквально за два дня до обещанной даты от менеджеров автосалонов стала поступать информация, что завод запретил дилерам выдавать клиентам ПТС (а значит, и автомобили) до проведения дополнительной проверки качества собранных машин. Перестраховка производителя, который точно знает, что к первым экземплярам будет особое внимание?
Стало интересно: а если клиент планирует сразу отправиться, к примеру, в отпуск на новом автомобиле — кому предъявлять претензии в случае подобной или более серьезной задержки? Мы попытались уточнить эту информацию по Горячей линии Рено. Но 20 июня с утра ни по одному из указанных на официальном сайте телефонов дозвониться не смогли — вызов просто сбрасывался. Ответа дождались только ближе к обеду. Но ясности не прибавилось, поскольку о том, когда же начнут выдавать клиентам машины, нам так и не сказали, а в договоре с дилером срок передачи автомобиля клиенту предусмотрительно указан с запасом в 10 дней...
И все же вечером раздался долгожданный звонок от менеджера: завтра мы сможем, наконец, забрать свою машину. И все бы ничего, да вот только за автомобиль стоимостью 1 149 990 руб. мы в итоге заплатили 1 194 990 руб. Хотите узнать, за что?
Причина — в его новизне. Цена, указанная на официальном сайте Renault, носит рекомендательный характер. Дилеры же, пользуясь ажиотажем вокруг новой модели, продают первые экземпляры по более высокой стоимости. В нашем случае — на 45 тысяч дороже за счет дополнительного оборудования. Поскольку автомобиль был нужен в числе первых, пришлось покупать машину на условиях дилера — за повышенную стоимость. Нам еще «повезло»: мы вольны были самостоятельно выбрать аксессуары для своего автомобиля, в то время как в некоторых ДЦ клиенты вынуждены довольствоваться тем, что предложит дилер. Не хотите переплачивать — заказывайте автомобиль из следующих партий и ждите поставки минимум три недели (при этом менеджеры некоторых ДЦ «по секрету» пугают прижимистых и согласных ждать клиентов возможным повышением цен на Каптюры уже к августу).
В итоге из достаточно приличного списка аксессуаров и дополнительного оснащения мы выбрали резиновые коврики в салон и багажник, дефлекторы на окна, комплект защитных сеток на решетки радиатора, набор автомобилиста (с более прочным тросом — все же кроссовер у нас, да еще и полноприводный), набор инструментов, компрессор для подкачки шин, литр масла на долив и фирменную термокружку (ею мы «добрали» недостающую до требуемого «лимита» сумму). Что интересно: все аксессуары, кроме набора инструментов, оказались с фирменной символикой на упаковке.
Но вот от установки выбранных допов в ДЦ мы все же отказались — дорого. Судите сами: если 6900 руб. за монтаж сеток в решетки радиатора еще хоть как-то можно оправдать необходимостью снятия бампера, то стоит ли платить 1380 руб. за монтаж оконных дефлекторов? Самостоятельно я их поставил за пять минут в ожидании регистрации машины на площадке ГИБДД!
Но, пожалуй, хватит о грустном. Пора знакомиться с нашим новым авто.
Российский Каптюр построен на платформе B0, на которой базируются все бюджетные Renault: от Логана до Дастера. Но Kaptur внешне ничем не проявляет свою бюджетную сущность. Пристальный осмотр кузова каких-то нареканий по качеству сборки не выявил. С некоторых ракурсов кажутся неравномерными дверные зазоры, однако это — следствие сложной рельефной поверхности дверей. Зато все проемы надежно прикрыты уплотнителями, а по нижней кромке дверей уплотнитель и вовсе двойной.
Оптика — одна из приятностей Каптюра. Спереди обращают на себя внимание подковообразные обрамления ходовых огней, в которых скрываются еще и секции противотуманных фар с функцией подсветки поворотов. Причем подсветка производится по факту вращения руля и не зависит от активации указателей поворота.
Помимо этого «начинка» передних фар сделана черной, а задние фонари — светодиодные.
Черная крыша, конечно, особый шик. Это не пленка: граница окрашенных участков проходит по внутренней плоскости дверных кроемов.
В черный цвет окрашены и корпуса наружных зеркал.
Кстати, в ПТС цвет автомобиля так и указан двойным: белый, черный.
Присматриваемся к деталям дальше. В отличие от европейского Captur, «наш» Kaptur имеет форсунки омывателя на капоте. «Дворники» не прячутся под кромку капота. Зато они наконец-то перестали оставлять «слезу» напротив водителя и не требуют специального сервисного положения при замене щеток или при очистке резинок от, например, намерзшего льда.
Под капотом располагается хорошо знакомая по Дастеру 143-сильная бензиновая «четверка» модели F4R. Пока наш автомобиль новый, и двигатель — чист. Однако уплотнителей по кромке капота здесь нет, поэтому вопрос загрязняемости мотора остается открытым.
Заливные горловины в общем-то все на виду — кроме бачка для омывателя стекла: его горловина расположена у кромки лобового стекла, что значительно снижает шансы не пролить «незамерзайку».
Аккумулятор также в легком доступе, однако его крепежная планка на 3/4 закрывает контрольный «глазок-индикатор». Учитывая, что батарея здесь «оригинальная», подобный просчет вызывает удивление. Зато доступ к лампочкам в фарах для замены достаточно свободный.
Перед тем как заглянуть под машину, смотрим решетки радиатора. Они — один из «проколов» создателей Каптюра. Может, для Европы подобные крупные размеры ячеек решетки и сойдут, но у нас радиаторы становятся «мишенью» для всевозможных камней и щебня, которых в достатке на наших дорогах.
Под днищем — без откровений. Металлическая защита подкапотного пространства — базовое оснащение всех Каптюров. Тормозные и топливные магистрали также прикрыты стальным щитком. Опционально предусмотрена защита и для бензобака с задним редуктором. Но мы пока решили обойтись без них — тем более что у Каптюра потенциально более уязвимым выглядит выпускной тракт, дополнительная защита которого, увы, не предусмотрена.
Пора перейти и к салону. Как мы уже сообщали, интерьер Каптюра в целом повторяет таковой у европейской версии. С той лишь разницей, что медиасистема с навигатором здесь заимствована у Логанов/Дастеров.
Впрочем, пользоваться «чужеродным» девайсом достаточно удобно: экран отзывчивый, а интерфейс — понятен.
А вот приборная панель — копия европейской. В центре — цифровой спидометр. Слева — тахометр, справа — указатель уровня топлива. Над спидометром притулился экранчик бортового компьютера с не совсем удачным «электронным» шрифтом. А внизу — место под контрольные лампы. В целом оригинально, но привыкаешь быстро.
Центральную панель «венчает» крышка небольшого вещевого отсека, куда можно бросить, к примеру, солнечные очки.
Бардачок у Каптюра хоть и не выдвижной (как на европейских версиях), но достаточно объемный: по крайней мере, бумаги формата А4 входят туда без перегибов. Есть небольшой лоток для мелких вещей и подсветка.
А вот розетка 12V на весь автомобиль одна-единственная! Причем запрятана она в не самое удобное место — в нише под консолью панели. Там же притулился контроллер выбора режимов работы трансмиссии. Неудобное и странное решение.
Слева от рулевой колонки «колесики» регулировки яркости подсветки и корректора фар, а также клавиши деактивации системы стабилизации и парктроника.
А справа, на рулевой колонке, разместился фирменный реношный «пульт» управления аудиосистемой. В целом вещь удобная, но действовать им приходится вслепую.
Примечательно, что оба солнцезащитных козырька имеют встроенные зеркальца. Плохо, что оба без подсветки. Отдельного очечника тоже нет.
Передние кресла имеют необходимый минимум регулировок: вперед/назад, вверх/вниз и по наклону спинки. Рычажок последней регулировки расположен с внутренней стороны, что заранее лишает возможности установить между креслами вещевой бокс.
В топ-версии предусмотрены боковые подушки безопасности спереди. Есть и подлокотник для водителя: вполне удобный, хоть и узкий. Но он затрудняет пристегивание ремнем безопасности и пользование «ручником».
Обивка водительской двери ничем не проявила себя, что скорее хорошо, нежели плохо: значит, неудобств она не доставляет. На всех дверях электростеклоподъемники, но автоматический режим есть только у водительского. Кстати, все клавиши имеют подсветку.
А теперь о минусах. Как вам сопряжение передней панели и обивки правой двери? Зазор неравномерный, и рельеф не совпадает. Здесь же можно предъявить претензии и к наружным зеркалам: они очень маленькие.
А еще можно посетовать на толстые передние стойки кузова. И если для правой это не так критично, то вот левая может скрыть за собой немало важного в дорожной обстановке…
Фирменные резиновые коврики тоже не без греха: отбортовка водительского неудачно прикрыла рычажок отпирания бензобака, а коврик для заднего правого пассажира плохо держится на своем месте и легко сдвигается ногами под водительское кресло.
Задний диван в целом нормальный. Места, конечно, немного, но откровенной тесноты нет. Хуже то, что подлокотник не предусмотрен в принципе, а подстаканник всего один (и тот практически на полу, между передними креслами). И спинки не отклоняются.
Багажник отличается практически идеальной прямоугольной формой, но его размер по факту оказывается слишком маленьким для семейного автомобиля. Дополнительных отсеков, по сути, нет (использовать можно разве что внутреннее пространство диска запаски). При этом на полноприводных Каптюрах пол багажника расположен сантиметров на 5-7 выше, чем на переднеприводных, что еще больше снижает его полезный объем. Но производитель об этом «скромно» умалчивает...
Сложив спинки заднего дивана, грузовое пространство можно увеличить более чем втрое (до 1200 литров) но уровень пола при этом получается не идеально ровным.
О ходовых впечатлениях от нового Каптюра мы уже рассказывали. Наш авто в силу необходимости обкатки (то есть более аккуратного и бережного вождения в первые несколько сотен километров пробега) мы пока серьезно не проверяли. Но к сказанному ранее добавлю, что подвеска у новинки не из мягких: неровности и колдобины она отрабатывает на отлично (еще бы — с такой-то родословной!), но и изоляции от дорожной мелочи нет: «чувство дороги» присутствует всегда. Но шумоизоляция все же порадовала: даже на оборотах выше среднего двигатель не доминирует, и аэродинамического гула или свистов на умеренных скоростях (мы пока не разгоняли машину быстрее 120 км/ч — на такой скорости, кстати, двигатель «крутится» в районе трех тысяч оборотов) также не замечено. Но вот «автомат» работает странно: он плавный, даже во многом флегматичный, но при этом время от времени допускает рывки-толчки при смене передач и иногда даже при переводе селектора из D в P и/или обратно. Не уверен, что это нормально для нового авто, однако и коробка по сути своей «древняя» — ждать от нее адекватности современных «автоматов» не стоит.
Чтобы нормально, без излишнего «затупа» или перекрутки мотора разгоняться, надо научиться чувствовать баланс момента двигателя: тогда Каптюр становится не только комфортным, но и достаточно динамичным. Но «играть» акселератором при каждом старте со светофора... По мне так лучше взять машину на «механике». Или ждать, когда французы (или румыны?) имплантируют, наконец, вместо DP8 более современный агрегат — пусть даже это будет вариатор, как на Nissan X-Trail, к которому особых претензий у нас не возникало.
Ну а Каптюру в ближайшее время предстоит первое серьезное испытание: поездка в семейный отпуск. И у нас уже есть первые вопросы к машине! Впрочем, обо всем — в свое время… ;)