Фото какие нашел из старых, сейчас фоткать грязную машину нет никакого желания. Поехали....
Тачко откликается на имя «Боливарыч».
Машина эта в чем-то своеобразная, живых их уже осталось мало. Есть на то причины, о них позже.
Была куплена как разьездной вариант незадорого четыре года назад. Состояние было страшное, машина просилась на металлолом. Сквозная коррозия на полу, задних арках и еще много где по мелочи. Думал поездить годик и отправить туда куда она просилась. Я в принципе давно уже не боюсь никаких сколь угодно старых машин, заставить ездить можно почти любую.
Что из себя представляет данная серия авто, для тех кто круче Марк-2 ничего не видит… БМВ Е30 была в кузовах седан, купе (по терминологии завода-производителя «двухдверный седан») , универсал и кабриолет. Не буду рассматривать кабрик и модель М3 которых у нас осталось штук двадцать с половиной на всю страну, их было ввезено ценителями энное количество и на роль общедоступного ржавого хлама они не претендуют. Универсал тоже не особо распространен, но попадается на глаза иногда. В прошлом году видел в Ростове один. На все это добро ставились в массе своей 8-клапанные двигатели М10(цепь) 4-х цилиндровые карб и инж вариантов, самые распространенные и самые унылые, у меня такой кстати, их младший брат М40(ремень) только инжекторный, обьемами 1.8 (редко 1.6 М10) и 1.6 М40, и 6-цилиндровые М20(тож ремень зачем-то) вариаций обьемов 2.0 2.3 2.5 2.7 литра и дизель 2.8 на этом же блоке. И немного особняком 16-клапанный мотор М42 1.8 литра(цепь в отличие от М40). Представьте в Короллу поставить двигатель 170 лошадок (2.5 литра, 2.7 был дефорсирован, слабее чем 2.5). Это получалась веселая машинка. Причем момент при двух клапанах на цилиндр и 170 лошадях тоже негрустный. Также довольно просто было накрыв двигатель 2.7 головой от 2.5 получить веселья еще немного больше. Были полноприводные версии с мотором 2.5, в том числе и купе. Помимо прочего дизайн тридцатого кузова это один из эталонов немецкой классики, он намозолил глаза в лихие девяностые но не выглядит попсой до сих пор. Есть ракурсы с которых линиями машины просто любуешься.
Ничего такого мне не нужно было при покупке, нужно было авто с человеческой эргономикой и штоп не жалко. Как альтернативу рассматривал Опель Кадет или Аскону. Так вот… оформили с хозяином, сел в поломанное водительское сиденье и поехал на заправку. Педаль газа хотелось нажать двумя ногами, вместо возвратной пружины на карбе (да, у меня фууу!!! карбюратор) была привязана куча резинок от банкнот. Из опций кстати была электрорегулировка водительского зеркала. Практиш, квадратиш, гут! Если опции нет, значит она и не поломается. Холостого хода не было, тормозов было но мало, полов не было, салона не было, ничего не было, все что было когда-то теперь сломалось или прое… ну вы поняли. Вот это первый раз я наступил на такие грабли, чинить машину гораздо проще чем доукомплектовывать. Задний диван я искал полгода, а ограничительные ремешки бардачка еще больше. Главное все это не дефицит, есть Е30 клуб, и стоит недорого, но отправлять такую фигню мало кто горел желанием, проще выкинуть. В Ростове я тогда не нашел ничего из нужного мне.
Откатался бы я год-другой пока авто не ляжет и сдал бы на металл, за ту цену что я его взял это было бы даже выгодно… но тогда не было бы отзыва. Боливарыч мой как и любая Е30 имеет очень прикольную управляемость. Малый вес и короткий широкий кузов в сочетании с задним приводом- это было для меня некоторым откровением. Картинг блин… В подвеске есть прикольные конструктивные решения, например роль переднего сайлент-блока в нижнем рычаге наипростейшего Мак-Ферсона выполняет еще одна шаровая опора, по сути сферический шарнир. Подвеска частично на ШС-ах, крутобл… Задняя подвеска на диагональных рычагах, и в поворотах это чувствуется. Еще у меня есть демпфер рулевой рейки (опция). Я не знаю идеальная управляемость или нет, но мне нравится, всегда чувствуется предел возможностей. Вот у каждого наверное есть такие старые кроссовки которые уже потеряли всякий приличный вид, но выбросить их совершенно не хочется, а за хлебом или в гараж оденете непременно их. Знакомо? Это как раз про Боливара.
Восстанавливать в идеал не планировалось, хотелось просто привести в более менее рабочий вид, чтобы быть уверенным что не встану по дороге. Итого за время владения полностью перебрана тормозная система, поменян мотор и еще один лежит в запасе , коробка тоже другая, ходовая частично сменена, частично ждет, траса глушителя, салон, лобовое и самый геморрой это сварочные работы, которые сподвигли меня купить полуавтомат и овладеть ремеслом.
По ценам и наличию все нормально. Вот для примера некоторые цены приблизительно.
Ремкомплект суппортов перед TRW 140 руб один ремкомплект идет на два суппорта.
Задние барабаны АТЕ 900 руб шт колодки от 300 до 900 рублей есть из чего выбрать.
Ремонтные вставки задних арок Klokkerholm порядка 1200 за одну, есть как внешние так и внутренние, вваривал встык.
Задние рабочие торм. цилиндры Febi 200 руб
Моторная цепь Febi (рекомендуемая замена через 200 тык) 540 руб, и две звездочки около 600 каждая.
Маслосьемные колпачки Viktor Reinz комплект 80 рублей (поставщик на конвеер БМВ если что)
Лобовое стекло ноунейм 2300 руб (типа Бор… гавно, возле краев искажает немного, но зато крепкое -окаменевшее гавно значит?-)
Прокладка ГБЦ Гетце либо тот же Рейнц 600-800 руб.
Ремкомплект пружинок задних тормозных механизмов TRW 120 руб.
Закупалось все первоначально в Экзисте, потом он со временем подохренел с ценами и был найден другой он-лайн магазинчик поближе, подешевле и без предоплаты. Делалось постепенно, неторопясь. Часть запчастей просто лежит и ждет тепла либо свободного времени. А тем временем Боливар колесит на печной тяге (на пропан-бутане) и на отечественном карбюраторе и не доставляет особых проблем. Цены на бензиновых заправках охреневают меня но не мой карман, это плюс. Разгонная динамика из совсем никакой превратилась в отрицательную. Это минус. В остальном это очень удобное авто и в городе и на трассе. Собраны детали для перевода на впрыск Январь, но времени делать пока нет, да и цены на бенз..... см. выше.
Если вдруг кто-то рассматривает для себя такое купить, то при выборе нужно обратить внимание на коррозию днища, задних арок и стаканов стоек. Ржавеет помимо возраста еще и потому что лобовое стекло вставляют веревкой и после этого вода льется прямо через уплотнитель, на полу под ковром губчатая шумоизоляция, и это потом годами ржавеет. Моторы любят умирать при перегреве, на 6-цилиндровых это кривые ГБЦ с трещинами, на 4-цилиндровых это трещины в блоке в колодцах болтов ГБЦ, недостаток связан с конструкцией системы охлаждения. Также расходомеры на инжекторных уже как правило с вытертыми контактными дорожками, что не добавляет динамики, в основном примитивный впрыск Л-Джетроник, где комп не управляет зажиганием вообще, дубово , надежно, не очень диагностируемо, не очень ремонтопригодно. Карбюраторы с электронным управлением Экотроник как правило давно выкорчеваны предыдущими владельцами, не держат запорные иглы и неисправен датчик положения дроссельной заслонки, тоже вытерты контактные дорожки от старости. Вместо них трудятся отечественные (у меня лежит родной карб полностью со всей обвеской отрегулированный по книге, но ставить его под газ никакого желания). Слабое давление в системе смазки из-за двух резиночек по 50 рублей- вследствие этого полумертвая постель распредвала и сам распредвал. Вот таковы основные грабли. На моторе с трещинами в колодцах я отьездил два года. И поменял его не потому что он умер, он еще долго бы умирал., а потому что перебрал запасной мотор. Блок в сборе купил за 2500, ГБЦ за 2000. Плюс прокладки-сальники. Кстати мотор М10 принимают за москвичевский временами. Он внешне похож, но блок цельночугуниевый в отличие от Москвича где алюминиевый блок и вставные гильзы. Хорошие авто в продаже есть, но их крайне немного и стоят они неприятно больших денег. Ухрюканных экземпляров на порядок больше и шансы что они научат вас овладеть профессией автомеханика стремятся к 100 процентам.
Конечно я уже иногда чувствую себя старым пердуном и мне хочется кондиционер и гидроусилитель и не дай бог АКПП… Но это все не главное. А главное что таких машин уже больше не будет, а будут пластмассовые неремонтируемые дошираки со строго ограниченным ресурсом, по истечении которого они в полночь разваливаются превращаясь из кареты в тыкву, цены на свободу передвижения будут расти, введут ипотеку на это дело, купи тонну бензина в кредит и езди полгода, а потом продай почку. Будут повышенные налоги на авторухлядь сделанную из настоящего железа. И я надеюсь не вымрут люди вроде меня, для которых авто это не просто имиджевый кич или поджопное средство передвижения а в некотором образе друг, старый удобный собственноручно выверенный инструмент, который поедет куда тебе необходимо и если нужно спасет своим железом от удара не предусмотренного краш-тестами . А некоторая часть таких авто останется и будет иногда радовать своих владельцев летним вечером странным чувством единения человека и железа не подслащенного опциями контроля торможения, тяги, экологии и всеобщей политкорректности. Потому как ощутив хоть раз это единение оно уже не забудется, как невозможно забыть умение ездить на велосипеде.
Для тех кто ценность авто измеряет деньгами я прикрепляю последнее фото. Не лошади, не опции, не размер колес, ничего там нет. Истинная ценность некоторых вещей постигается с прошествием времени.
Я не соглашаюсь безвозмездно передать ООО «Амаяма Авто» авторские права на использование данного текста, пусть лучше они будут у меня. Также я не принимаю условия Оферты портала
Drom.ru.