Приветствую всех читателей отзывов на дроме. Хочу рассказать вам о своей бывшей машине, которую запомню на всю оставшуюся жизнь, ибо не запомнить Citroen ХМ просто невозможно. Сейчас я езжу на Хонде Инспайр UA4 2,5 1998г. О Ситроене давно хотел написать, но руки никак не доходили. Заранее прошу прощение за отсутствие фоток, как я уже сказал, Ситроена у меня нет уже полгода. Пал он, бедняга, в неравном бою с TLC, но не по моей вине. Пьяный водила крузака выскочил на встречку в тумане по дороге в Таганрог. Как итог 2 месяца в больнице, ХМ под списание на запчасти. Но он спас мне жизнь, был бы я не на нём, возможно, не писал бы сейчас этот отзыв.
Это было лирическое отступление, сейчас будет сам отзыв.
Сам я сейчас студент 4го курса. А началось всё с того, что, будучи ещё на 1ом курсе, получил права и начал подумывать о собственном авто. Параллельно с учёбой я ещё и работал. И вот на втором курсе, как сейчас помню осень была, подкопив сам немного средств, плюс «спонсорская помощь» родителей, решил найти себе авто, уложившись в бюджет 200±20 тысяч деревянных. Люблю крупные авто, поэтому рассчитывал на европейца или японца начала 90х, среди вариантов были: Ауди 100, БМВ Е34, СААБ 9000, Маркообразные 90, Лаурель 34, Скай 32, Краун, Диамант. Но никак не Ситроен. Я вообще не знал, что такая модель, как ХМ вообще существует. Друзья же говорили, мол, нафига тебе этот 10-15летний автохлам, возьми лучше 2-3летний ТАЗ-10,12,14,15, типа затонируешь, поставишь литьё, воткнёшь хорошую музыку, ну и т.д. Но по мне лучше 10-летняя иномарка, чем двухгодовалый ТАЗ, который, уже сойдя с завода, полностью оправдывает своё народное название.
И вот в один прекрасный день я иду по авторынку и натыкаюсь на НЕГО! Появилось ощущение, что я не иду по рынку, а стою в чистом поле, и прям передо мной приземлилось НЛО! Почему в чистом поле? Да потому, что рядом с ним все остальные просто меркли, будь то топ-немцы, маркообразные, или корейские вариации на тему «хочу быть бизнес-классом».
Вот он, стремительный, зализанный аэродинамический силуэт, лениво лежащий на брюхе. Рядом стоит продавец, доброжелательный мужик в возрасте.
Я спрашиваю: «Что за интересный авто, и почему он лежит на брюхе, что с его подвеской?»
Мужик ответил: «Это Ситроен ХМ 1995г., и подожди несколько секунд…»
Он сел за руль, завёл машину, и она поднялась на привычную высоту. Вот это круто, подумал я. Машина меня заинтересовала ещё больше, тем более с виду авто было ухоженное. Дальше спрашиваю: «А можно посмотреть подробнее, ну там, открыть капот, багажник, сесть в салон?» «Да не вопрос», ответил он.
Сел в салон, и там опять космос! Куча всяких кнопочек и дисплеев. Я был удивлён, но продавец, видя выражение моего лица, лишь усмехнулся. Говорит, видел бы ты дорестайловый салон с односпицевым рулём… Спрашиваю насчёт комплектации. Он говорит, что есть всё, комплектация «Эксклюзив». Открываю капот, и там трёхлитровый V6 с четырьмя клапанами на цилиндр и цепным приводом ГРМ. Я спрашиваю про мощность. 200 лошадей, отвечает мужик. Ну что ж, неплохо.
Я говорю: «И сколько же это всё стоит?»
-160.
-Поехали на диагностику?
-ОК!
По пути в сервис продавец рассказал мне, что 10тыс. км назад делал полную ревизию подвески, что в сервисе кстати подтвердилось. По ходу диагностики выявилось, что надо заменить катушки зажигания и гидроаккумулятор в подвеске. Всё вместе потянуло на 8,5тыс. с работой.
«Всё, беру!» - говорю я. Далее последовало переоформление в ГАИ, получение номеров и всякие формальности. И вот, я обладатель «Citroen XM V6 Exclusive» тёмно-зелёного цвета металлик!
Итак, начнём по порядку. Внешность авто неординарная – это не традиционный для бизнес-класса седан, а большой хэтчбэк, точнее даже лифтбэк. Спереди узкие фары, решётка почти отсутствует, как на десятке, снизу в бампере противотуманки и фары боковой подсветки поворота, но о них чуть позже. Сзади прямоугольные фонари. Сбоку ступенчатая линия остекления, за задней дверью поясная линия остекления как бы на ступень поднимается вверх. Огромное лобовое стекло заканчивается где-то над головой водителя! Покатая линия крыши переходит в абсолютно плоское заднее стекло, в форме которого вообще нет изгибов! Примерно половину площади крыши занимает огромный стеклянный люк, а стёкла дверей не имеют рамок. Внешний вид Ситроена - это одна из его изюминок, что стало характерно для фирмы ещё со времён модели DS, вид которой напоминал какой-то космический челнок. Если кто не знает, DS – это то, на чём ездил Шарль Де Голь и летал Фантомас. Да и вообще, площадь остекления ХМ просто поражает!
Салон. Комплектация полная. Везде кожа-рожа и натуральное дерево (кстати, на всех флагманских Ситроенах, даже на нынешнем С6, используются натуральные кожа и дерево!). Электрорегулировками снабжено всё: зеркала, стёкла, кресла (включая даже заднее), руль в двух плоскостях, верхнее положение ремня безопасности, педальный узел и задняя дверь! Зеркала, кресло водителя, педальный узел, положение ремня и руль имеют память на двух человек, причём ячейка памяти едина одновременно для всех вышеперечисленных регулировок. То есть, нажимаешь кнопку, и всё вышеперечисленное принимает настройки под конкретного водителя.
Кресло оооочень мягкое, в нём прямо утопаешь! Оно очень удобное и имеет кучу регулировок, удобно устроиться за рулём сможет любой человек. Да и простор, который даётся на откуп водителю и переднему пассажиру просто поражает. Сзади очень много места для ног, а вот по высоте не очень. Рослый человек будет упираться головой в потолок - покатый силуэт оказывает медвежью услугу. Задние сидения снабжены электроприводами. Кресла можно регулировать продольно, а спинку – по углу наклона. Задний диван отформован на двоих, на левого и правого пассажира свои электрорегулировки. Хоть подголовников сзади и три, сидение явно рассчитано на двоих. Посередине широченный подлокотник, позади которого люк для перевозки длинномерных грузов. И ещё одна изюминка Ситроена – с нажатием специальной кнопки каждый из задних пассажиров мог обустроить себе место для отдыха. В углу кресла возле двери образуется некое подобие подушки для сна! Угол кресла вместе с подголовником принимают особую форму, отлично удерживающую голову человека, причём этот наплыв по-французски очень мягкий. Задние двери и багажник имеют пневмодоводчики.
Климат в автомобиле трёхзонный, раздельный – на водителя, переднего пассажира и задних седоков. Причём для сидящих сзади имеется отдельная печка и отдельный кондиционер! Зеркала, лобовое и заднее стёкла, все кресла (включая заднее), и даже руль имеют подогрев! Климат очень умный. Он также берёт в расчет степень открытости люка и боковых окон. Также климат учитывает положение солнца, и автоматически на солнечной стороне понижает температуру на 1 градус. Есть ионизатор воздуха, причём тоже умный. Если электроника распознаёт в воздухе примеси, которые могут вызывать неприятный запах, то машина сама закрывает стёкла и люк! Правда, эту систему можно отключить в меню бортового компьютера.
В машине масса электроники. Есть АБС с распределением тормозных усилий по осям, 4 подушки безопасности, круиз-контроль, система слежения за давлением в шинах, бортовой компьютер. Комп выдаёт кучу полезной и не очень информации, и знает 4 языка: французский, немецкий, голландский и шведский. Не знаю почему, но английского языка в компе нет, не говоря уже о русском. Комп умеет разговаривать. Дай только повод – непристёгнутый ремень, незакрытая дверь и т.д., и женский голос на французском языке сразу даёт знать о каком-нибудь косяке. Приборы подсвечиваются зелёным цветом, что не утомляет ночью, и хорошо читаются. Также одним нажатием кнопки можно менять вид приборов – хочешь шкалы со стрелками, хочешь сплошные цифры. Последняя риска на «стрелочном» спидометре соответствует скорости 250км/ч. Плюс после 1997г на этих машинах в качестве опции ставилась система, проецирующая показания на лобовое стекло. Есть также такая функция, как диктофон. Так как ХМ авто бизнес-класса, то это наверно сделано для того, чтобы вечно занятой бизнесмен смог бы записать свои мысли вслух, чтобы потом не забыть, о чём он думал.
Вот такие вот навороты. И ещё раз напомню, что речь идёт не о представительском японце, наподобие Симы или Маджесты, а о европейце!
Багажник довольно большой, спинка заднего сидения в этой комплектации не складывается, есть только лючок для длинномеров в спинке кресла за подлокотником. Дверь багажника можно открыть с кнопки в салоне или с брелока. Причём можно открыть как всю дверь багажника целиком, так и, просто поднять одно заднее стекло и кинуть мелкую поклажу на заднюю полку.
Движок. Трёхлитровый V6, 24 клапана, цепь ГРМ, по одному распредвалу в каждой головке, как на некоторых Хондах. Довольно таки простой и надёжный, рассчитан на 92й бензин, но рекомендуется 95й. Проблем с ним не было. Любит полакомиться маслом. 1-1,2л на 1000 км пробега для него является нормой. Заправлялся исключительно 95м, заливал синтетику Total, рекомендуемую производителем. Коробка механическая, 5-ступка, совместного производства PSA-Peugeot-Citroen и ZF. Была проблема тугого включения третьей передачи, вылечил заменой втулки за 600р. Автоматы на них, если я не ошибаюсь, вообще не ставили.
Динамика неплоха. По секундомеру сотового получилось 8,2с до сотни, максимально разгонял по трассе Ростов-Баку до 220км/ч по спидометру, но запас под педалью ещё был. Тянет, как стадо слонов, уже с низов, высокие обороты не очень любит, да и не располагает к гонкам. Хотя всегда приятно поставить на место любителей отечественных «спорткаров» с прямотоками. На высоких оборотах двигатель приятно басовито рычит. Аэродинамика в своё время была лучшей в классе, да и сегодня поспорит с лучшими автомобилями. Шумы от ветра не слышны даже на скорости за 200. А вот шумка подкачала. Шум от резины и удары камней о днище и колёсные арки слышны очень отчётливо.
Ну а теперь мы подошли к самому главному, тому, за что и любят Ситроены – фирменной пневмогидравлической подвеске Hydractive 2. Она обеспечивают такую плавность хода, которая заставляет курить в сторонке даже рамную Тойоту Краун (у дяди такой, есть с чем сравнить)! Тут не просто пневмогидравлическая подвеска, тут, как на самолётах, единая гидросистема! Она объединяет в себя подвеску, систему тормозов, рулевое управление, АБС, систему подсветки поворота и опоры двигателя. И если накрылся один элемент, накроется и вся система. Поэтому нужен постоянный контроль гидросистемы, регулярная замена специальной жижи Citroen LHM, которой влазит 7,5л, а стоит она 480р за литр. Некоторые дибилоиды заливают туда тормозуху, и это приводит к катастрофическим последствиям. Подвеска может менять клиренс в пределах 16см, и имеет 2 режима жёсткости – нормальный и спортивный. В обычном режиме клиренс 15см, в спортрежиме – 12см. Также до тех же 12см машина сама опускается при скорости за 120 км/ч. На плохой дороге можно приподнять авто до 18см, но если скорость достигнет 80км/ч, то машина сама опустится до стандартных 15см. И самый высокий режим – джиповские 28см, с которыми нам никакие бордюры не были преградой! Но этот режим можно задействовать на скорости до 30км/ч, если эту скорость превысить, машина опуститься. Авто автоматически приподнимается на 3см на неровной дороге, брусчатке, лежачих полицейских, трамвайных путях. В случае отказа гидросистемы вначале выходит из строя подвеска (авто ложится на брюхо), затем рулевое управление (руль может повернуть разве что тяжелоатлет), и только в самом конце – тормоза. Также есть система, которая не позволяет машине опуститься с неработающим двигом. Включается кнопкой рядом с регулятором клиренса.
Спереди подвеска на двойных рычагах, сзади многорычажка на подрамнике с подруливающим эффектом. Плюс естественно элементы «гидрактива». Управляемость не очень. Авто сильно кренится в поворотах. Спортрежим конечно спасает, но не сильно. Тормоза просто шальные, требуют привыкания. Авто останавливается очень резко. Руль лёгкий, до 120км/ч просто невесомый. После поворота гидравлика сама возвращает руль в «ноль», что тоже требовало привыкания во время поездки на Чёрное море. У руля очень небольшое передаточное соотношение, и когда проходишь очередной вираж горного серпантина, на выходе из поворота руль резко возвращается в изначальное положение.
А вообще машина просто создана для дальних вояжей со скоростью 120-160км/ч по прямым магистралям.
Есть ещё одна приятная вещь – подсветка поворотов. Её лампы расположены рядом с противотуманками, и они вместе с рулём поворачиваются с помощью гидропривода в сторону поворота! Двигатель стоит на гидроопорах, которые гасят все вибрации, и также входят в единую гидросистему. Также стоит отметить ручник, вернее «ножник», который включается педалькой, и действует он не на задние, а на передние колёса!
Итак, что мы имеем в итоге. Автомобиль с неординарной внешностью и космическим салоном, потрясающей плавностью хода, неплохой динамикой, оооочень большим для европейцев тех лет набором опций и неплохой надёжностью. Несомненным плюсом является подвеска, но она же может обернуться и самым большим минусом, а именно восстановление запоротой гидросистемы, что выльется примерно в 4500-6000 убитых енотов. Ещё очень дорогими являются передние стойки – около 12 тыс. руб. за штуку (только оригинал). Ещё следует учесть, сто авто – неликвид на рынке и очень быстро теряет в цене. Перед покупкой тщательная диагностика обязательна. Если же без неё, то может быть два варианта. Первый – вам попадётся отличный и ухоженный экземпляр, машина покорит вас, и вы на всю оставшуюся жизнь заболеете ситроеноманией. Второй – вам попадается убитый авто, что сразу выявить весьма не просто. Следствие – попадалово на очень крупную сумму, и ненависть к «двойному шеврону» до конца жизни.
Из запчастей многое подходит от Пежо 405, 406, 605, а также от Ситроена Ксантии. А вот что касается элементов гидравлики и кузовщины, то тут только оригинал, который нужно заказывать из Франции, и стоит который весьма не дёшево. На остальное же цены не высоки и найти это в Ростове проблем не составит. Кстати, во Франции, Италии и бывших французских колониях в Африке (Алжир, Тунис, Марокко) авто часто используется в такси, что в очередной раз подтверждает его надёжность.
И ещё одно отступление.
После покупки ещё остались деньги. Поставил себе колёса с литьём 225/50 R17 вместо стандартных 195/60 R16. Загнал авто на мойку, отполировал кузов. Машина просто сверкала. На следующий день звоню друзьям, говорю, что купил машину, но какую именно, не сказал, мол, сами увидите. Мой друг Артур говорит «10-летний хлам небось купил». «Уж получше твоей двенашки, это точно!» - отвечаю я. Договариваюсь о встрече. Артур и ещё некоторые друзья были увлечены баскетболом, и мы договорились встретиться около баскетбольной площадки. И вот вечером я подъезжаю, но они-то не знают, чей это авто. Смотрю, друзья сидят на лавочке, а рядом довольно высокий бордюр. Но нам это не помеха – задираю кузов в самое верхнее положение и легко и непринуждённо перекатываюсь через бордюр. Все уже смотрят только в мою сторону! Далее моё НЛО чинно остановилось и «приземлилось» на брюхо на асфальте возле лавки. У всех, естественно, шары на выкате. А когда все увидели, что может эта машина, сколько в ней всяких приблуд, да ещё и узнали цену… Мнение большинства насчёт новых тазов и подержанных иномарок изменилось кардинально.
Ну и напоследок скажу. Любите свой автомобиль, и он ответит вам взаимностью. Если относиться к нему пренебрежительно, то он обязательно жёстко покарает вас рублём. Именно после плохого отношения к автомобилю появляются байки о сыпучести той или иной машины.
Иногда я вспоминаю ту двухлетнюю французскую сказку под названием Citroen XM, и порой аж скупая мужская слеза наворачивается… И если будет мне предоставлен ещё один шанс купить ХМ, то я его обязательно не упущу. Гидрактивный Ситроен – это болезнь, причём с годами, только прогрессирующая. Так, ладно, пора заканчивать, а то буков уже много.
Спасибо, что дочитали до конца, может, кому этот отзыв и поможет. Строго не судите, пишу отзыв впервые, и прошу извинить за отсутствие фоток (т.к. машины уже полгода нет), ну и к грамматике и пунктуации строго не придирайтесь, знаю, она у меня немного хромает…