Владельцем данного автомобиля стал случайно, больше месяца продавал свою Калину, попутно просматривая объявления о Галлоперах, Спортэйджах, Шнивах, Патриотах и прочих леворульных пятидверных 4WD… Неожиданно в воскресенье вечером приезжает клиент, Калина ему нравится, оставляет задаток и во вторник с утра я отпрашиваюсь с работы и еду в Гаи переоформлять авто, в итоге к обеду я без машины. Весь вечер шерстил интернет на предмет нового коня, закон подлости, ни одного живого авто, хотя еще в выходные была пара подходящих объявлений…
Добираюсь до работы на общественном транспорте, сильно матерюсь в процессе, отвык за много лет от переполненных душных и тесных автобусов. Понимаю, что еще одну такую поездку моя нервная система не выдержит, да и семье срочно нужна машина, снова лезу в интернет. Среди объявлений, что видел накануне, одно новое: Териос 1998г.в. синий металлик, V-1,3 КПП 5-мех, ГУР, пробег 148.000 км. О марке Дайхатцу знаю давно, еще когда покупал свою первую Ниву, читал про эти машинки, но тогда они были мне не по карману, сейчас же как раз хватает. Звоню, владельцем оказался пожилой мужчина, сам ездит по городу на Гольфе, Териос покупал для поездок на дачу, потому использует редко, за три года говорит, проехал меньше 8к, даже масло не менял. А брал он его у своего товарища, тот был первым владельцем в Казахстане и покупал в салоне свежепригнанную годовалую машину, но так как любил “это дело”, ездил тоже не много. Клянется что пробег реальный, есть сервис книжка местного салона с записями от 1999 до 2003 года.
После работы я уже у него, машинка стоит пыльная, комплектация стоковая, двигатель холодный, беру фонарик и вперед, вернее вниз и внутрь . Ремни, пыльники, фильтра, все что удалось разглядеть – оригинальное и как будто ни разу не менянное, сайлентблоки рассохлись, локальное повреждение ЛКП в виде сколов на морде и пятен от птичьего овна на крыше, глушитель прогнил в нижней части резонатора а также сгнили кусок одного лонжерона и буртик заднего крыла под пластиком. Больше внешних косяков не нахожу. Завожу, двигатель тикает, из трубы не дымит, кондер холодит, вся электроника работает. Катаемся по району, слышу стук в подвеске, но этого следовало ожидать, Териос хоть и крепкий но явно неухоженный. Понимаю что машинка очень хорошая, просто ей нужны руки и забота. Доооолго торгуемся с хозяином, задаток не оставляю чтоб вечером еще поискать в интернете (безрезультатно кстати) но при хозяине звоню шефу и опять отпрашиваюсь с работы назавтра с утра. В итоге в обед приезжаю на работу на своем новом авто!
Тут та все у Терика и началось, знал бы он к кому попал, сломался бы еще при пробной поездке ))) В течении следующего полугода было сделано:
- Замена масла в двигателе и фильтров (сразу).
- Отреставрированы шаровые опоры (родные в сборе с рычагом только под заказ за нереальные деньги).
- Куплены полиуритановые сайлентблоки на морду (родных также небыло).
- Задние амортизаторы заменены на Шнивовские.
- Под передние амортизаторы вставил проставки 17мм плюс проставки в пружину.
- Задние пружины заменены на б/у от тяжелого Форда (родные пробивало на кочках даже на полупустой машине) .
- Изготовлена дюралевая лыжа-брызговик под двигатель и коробку (сильная защита там не требуется т.к. подрамник висит гораздо ниже картера двигателя или моста).
- Установлена сигналка с автозаводом, СБ радиостанция , антирадар, хорошая магнитола и чехлы с подогревом.
- Установлены желтые противотуманки (дешевые, зато норм светят и не жалко в реки кунать).
- Отпилены широченные уши ветровиков на передних окнах, уж больно бликовали при езде против солнца.
Теперь о моих впечатлениях от автомобиля:
Город:
Юркий, очень юркий, узкий с маленьким радиусом разворота, просто покоритель пробок )), раскручиваемый двигатель позволяет не отставать от потока на скоростях до 80км/ч, дальше уже мощи не хватает. Постоянный полный привод дает ощутимый плюс при троганье на мокрой или скользкой дороге. Высокая удобная посадка, обзор над крышами легковушек, великолепные боковые зеркала, и вместе с этим ужасно широкие передние боковые стойки вкупе с ветровиками вокруг зеркал просто делали невидимыми идущих пешеходов ( ветровики по этой причине и были потом срезаны). Салон узкий, но в длину вполне хватает, багажник не маленький, плюс большой отсек под полом багажника, куда поместился весь ЗИП. После установки детского сиденья машина стала трёхместной, водитель + 2 пассажира, но я знал что покупал, зато расход АИ-92 летом с кондером – 9 литров, зимой с прогревом – 10 литров, весна/осень – 8 литров по городу.
Трасса:
После усиления подвески машина стала жесткой, тряска на неровностях напоминает УАЗ-469 что у меня был два года назад, но при этом можно не бояться ям, влетал нечаянно пару раз и был очень удивлен как гладко Териос их проходит. Двигателя после перехода на 4-ю передачу уже не хватает для быстрых обгонов, хотя если разгоняться плавно, то он прекрасно тянет и на 5-й передаче уже с 60км/ч. Салон чуть шумный, но с той же Нивой/Шнивой не сравнить, нет гула и воя трансмиссии вообще, шумят на скорости только арки в дождь, двигатель и ветер, при этом можно разговаривать совсем не повышая голоса. Первое время боялся скоростных поворотов, эффект высокой узкой машины, но как-то пройдя серпантин следом за бешенным дальнобоем на высоком Камазе, привык, теперь боятся только пассажиры )) хотя конечно все в меру, устойчивость данного автомобиля ниже чем у других. Расход по трассе при 80-90км/ч около 7л/100км, при 100-110км/ч на груженой машине, уже под 10л/100км. Поэтому стараюсь ездить не быстро, на накачанных шинах и без лишнего груза.
Туризм:
При далеком путешествии места в машине хватает только на трех человек, четвертому уже придется сидеть в обнимку со своим рюкзаком ))) - проверено. Водительскому сиденью не хватает поясничного подпора, весной вставлю поролоновую полосу под чехол. Также пробовал ночевать в машине, передние сиденья ложатся с небольшой ступенькой и наклоном, задние до конца не откидываются, получается типа раскладушки/шезлонга с приподнятой головной частью, вполне можно устроиться на боку когда лень ставить палатку. Задумываюсь об установке реллингов и пластикового бокса на крышу, для спальников и прочего легкого снаряжения. К задней двери изнутри возможно приделаю откидной столик, будет очень удобно и места много не займет.
Бездорожье:
Впечатлен! Являясь участником «Лапти-клуб Казахстан» имел возможность сравнить возможности Териоса с именитыми проходимцами, так вот, этот малыш благодаря малому весу садится на мягком грунте гораздо позже больших джипов, с ходу можно взять препятствия в которых просто вязнут Прадики и Паджерики. На первой/второй передаче и при оборотах под 6000 он весело летает по песчаным барханам. Благодаря коротким свесам нет необходимости подкапывать при съезде/выезде в овраги/реки. Там где тот же Сюрф ложится попой, эта букашка даже не цепляет задним бампером. Лишь малый размер колес на 26 заставляет чувствовать себя немножко «недоджипом»)) . В снегу пока не пробовал, сухая зима в этом году, но думаю и там не подведет. Чудо машинка если бы не два НО: клиренс у меня сейчас около 19см под мордой, поэтому по колее от больших джипов просто ползу на пузе, и очень не хватает понижайки (либо движка помощнее). Например при выезде из реки по мокрому песку, двигатель, работающий на средних оборотах (чтоб не залить морду высокой скоростью), просто не смог проворачивать вязнующие в песок на подъеме колеса. Коротыш Паджерик взял это препятствие с ходу, Сузучка взяла внатяг на спущенных шинах, Териос не смог никак. Еле выбрался из реки задом, подпаливая сцепление короткими рывками, используя инерцию раскрученного двигателя пока падают обороты. Второй раз подпалил сцепление когда хотел чуть подкопаться в песке, становясь «якорем» для Прадика, который был «якорем» для Монстра-Субарика, который вылезал из озерного ила на лебедке (фото ниже). Двигатель просто отказался проворачивать колеса привязанной машины на твердом песке. Та же Шнива в этой ситуации благодаря мультипликатору была бы более кстати. В общем эта машина очень хороша на умеренном бездорожье - для обычных выездов на природу/рыбалку, но на тяжелом нужен уже более мощный двигатель (есть версии Турбо), серьезный лифт и задний мост с самоблоком (мой вариант без).
Планы:
Весной машину ждет полная разборка, буду ложить бесшумку на арки, красить кузов, поменяю цвет пластикового обвеса на более светлый, заварю сгнивший лонжерон (какой-то умник запустил в него шланг стока конденсата с кондера, переделал сразу), поставлю спойлер над задней дверью, при движении там сильное разряжение - закидывает стекло пылью и грязью, выкину катализатор - нужна доп. мощность для установки зубастых колес, и буду искать задний мост с ЛСД. Также двигатель HC-EJ ждет замена поршневых колец, сейчас кушает по литру масла на 1000 км, странно что совсем не дымит при этом, СО/СН в норме, моторист поставил диагноз «залегание колец». Покурив форумы понял что это распространенная проблема этого двигателя.
В целом по эксплуатации и возможностям, Териос это узкая Шнива (не зря я их постоянно сравниваю), только без понижайки (ее роль выполняет короткая первая передача) и чуть легче, надежнее и экономичнее. Блокировка межосевого дифа включается кнопкой а не рычагом. За шесть месяцев и 12.000км моего пробега ни одной поломки, кроме зашумевших ступичных подшипников, сменил два, оказалось, вода вымыла смазку - сам виноват, много по рекам ездил. Техосмотр 17-ти летняя машина прошла сама. Менять ближайшее время не собираюсь, только в случае расширения семьи, так как Териос пока откровенно нравится, еще бы вот турбинку где раздобыть ))).