Как-то так получилось, что водительским удостоверением я обзавёлся лишь в 43 года, до этого не возникало надобности. На работе всегда возят на служебном автомобиле, а в семье имеется отличный Nissan Tiida, который уверенно водит супруга.
Однако на работе допинали - "Выучивайся и закрепляйся за служебной машиной, негоже - все водят, а ты один нет", да и перед коллегами уже было неловко.
В общем, благополучно отучился и получил водительское, сдав город всего лишь со второй попытки. Сейчас с этим как-то совсем уж сложно, трое сдающих собратьев, садившиеся со мной в машину ГИБДД для сдачи, сдавали уже 8-й, 9-й и 12-й (!) разы.
Соответственно, встал вопрос о покупке своей автомашины (получается, второй в семью). Я крепко задумался. С одной стороны, хотелось сразу что-то новое, красивое, мощное и с АКПП. С другой стороны - служебная машина на механике. Нужно обязательно научиться "кочергой ворзепать" - как презрительно выражается моя жена, страстная поклонница автоматических коробок. Опять же, начинаю водить только, опыта должного нет - могу побиться, значит, надо лучше что-то попроще и подешевле. Хотя бы на первое время.
Да.
"Бери четырку или Приору! - дружно советовали мне коллеги, - Все с тазов начинают!". Ну уж нет. Представить себя, солидного дядьку, в пацанской четырке я не смог. Покатавшись у знакомых в неновой (а я хотел б/у брать) Приоре, тоже решительно её вычеркнул.
Прули? Нет... начинать с кривого руля я не хотел. Да и не распространены они у нас в городе как-то. Вычёркиваю, и навсегда.
Зарывшись по уши в Авито, через какое-то время я вынырнул с десятком объявлений в зубах - все о продаже Fiat Albea. Чем-то она меня зацепила. Пошёл на соответствующие форумы и отзывники, картина, в общем-то, представлялась вполне радужной.
*****
Скатался к нескольким продавцам, посмотрел машинки, понравились. Однако, пробивка по базам ГИБДД выявляла каждый раз серьёзные ДТП, о которых продавцы скромно умалчивали.
И лишь на пятый, кажется, раз машина оказалась чистой в плане ДТП. Проверка толщиномером выявила лишь качественно закрашенную царапину по левому борту да крашеный передний бампер, вдобавок пересеченный в нескольких местах сварными швами - "честно скажу, в дерево въехал вечером. Вроде только бампер пострадал, я его сварил и склеил в сервисе". Заглянул под капот, вроде всё нормально. Да чего я там вообще мог увидеть по неопытности? :) Забегая вперёд, скажу, что чего надо я там не увидел :)
Я был настолько обрадован, что машина не битая, что решил на ней и остановиться, да и надоели уже эти поиски-разъезды. На многое я просто закрыл глаза, о чём потом не раз пожалел. Выторговал у продавца 30 тыс. от его цены и погнал машину домой.
На одометре значилось 103 тыс. километров, однако, состояние машины говорило о другом – весьма вытертый руль и общая потрёпанность. Хозяин на вопрос о скрутке откровенно застеснялся. По моим ощущениям – машина пробежала примерно 150 тыс. реальных.
*****
В общем, я за рулём этой машины уже 7 месяцев и могу сделать некоторые выводы. Начну с них, а как я возился с машиной, исправляя грехи прежнего хозяина - после :)
Что можно сказать? Это добротный чисто бюджетный автомобиль, недорогой в обслуживании (хотя и не самый недорогой), с относительно экономичным двигателем, простой конструкции, и, что самое интересное - откровенно заточенный под чисто российские реалии. Большой дорожный просвет (18 см), огромный для этого класса багажник (515 литров) - классическое авто для дачи-огорода! (предыдущий хозяин, похоже, именно для этого и использовал; ну да я к этому ещё вернусь)
Удивляет, однако, отсутствие подогрева сидений, зеркал и зоны парковки дворников - в любой комплектации. Не по-расейски это как-то :)
*****
Экстерьер машины подчёркнуто нейтральный, автомобиль внешне не вызывает никаких эмоций. Проехал он мимо, скользнул по нему глазами - и тут же забыл. Хотя морда мне всё-таки нравится, особенно по сравнению с пучеглазо-лягушачьей приоровской.
Внутри всё тоже скромненько-бюджетненько - ткань и пластик. Пластик, тем не менее, качественный. Центральная консоль (борода) немного развёрнута к водителю. Вообще, эргономика и обстановка на месте водителя мне очень нравится. Всё просто, логично и находится ровно на тех местах, где их и ожидаешь увидеть/нащупать. Я учился водить на Логане, так вот - внутри Albea мне нравится больше. Как говорят: Fiat Albea - это как если бы Логан делали для людей :)
У машины имеется полноценный бортовой компьютер, отображающий расход топлива, пробег, дату, можно настроить на подачу сигнала при превышении заданной скорости, показывается температура за бортом и многое другое. Увы, при всех этих прелестях в интерфейсе отсутствует русский язык.
Заднее сиденье буквально в пару движений раскладывается в ровный пол, продолжая объём багажника. Размер этого пространства таков, что позволяет спать в машине в полный рост парочке людей среднего роста.
Единственное, что мне не нравится - сиденье. Вроде бы сижу в нём нормально, но через какое-то время ловлю себя на мысли, что начинаю ёрзать в поисках какого-то более удобного расположения тушки. Похоже, что мне просто не хватает высоты. Надо было брать верхнюю комплектацию, там есть лифт водительского сиденья.
А вот руль очень даже удобный, толстенький, приятный на ощупь и какой-то ухватистый. Нет регулировки по вылету, но мне она и не требуется.
Обзор с места водителя идеальным назвать не могу - мешают массивные передние стойки, приходится в опасных местах вовсю вертеть башкой. Боковые зеркала очень маленькие, к ним нужно привыкать. А из-за того, что они не имеют обогрева, в дождь/снег их моментально закидывает, разглядеть в них что-то сложно. Выручает салонное зеркало и хороший обогрев заднего стекла – буквально 10 минут и оно отмерзает-высыхает.
Салон тесноват. В высоту нормально, головой при своих 180-и не упираюсь, но вот вбок… при попытке включить пятую скорость или заднюю передачу рука с рычагом КПП упирается в ногу пассажира, приходится им ужиматься :) Задним пассажирам тоже тесновато, ноги упираются в спинки передних сидений. Втроём на заднем диване тоже особо не посидеть.
*****
Управляется машина очень хорошо, руль с гидроусилителем работает просто идеально, для меня с моим нулевым стажем не было никаких неожиданностей. Педаль тормоза очень чуткая, после вождения Nissan Tiida жены я с непривычки тыкаюсь носом в руль, настолько резко она тормозит, требуется привыкание.
Динамика… поначалу я долго ругался, какой это овощ. Разгонялся медленно, все одновременно стартующие со мной со светофора обгоняли меня в первые же минуты. Однако, с опытом всё изменилось. Я, оказывается, просто не имел должной сноровки переключения передач и вдобавок стеснялся давить педаль газа.
Сейчас всё по-другому. Если не думать о расходе топлива, не тупить со светофора, нормально поддавать жару и вовремя переключать передачи – машина становится весьма и весьма резвой, по крайней мере, из потока на старте я уже не выбиваюсь. При правильно выбранной передаче автомобиль очень отзывчив к нажатию на педаль газа – ускоряется бодро, и как мне кажется, даже охотно.
Однако вышесказанное относится лишь к скоростям примерно от 0 до 90 км/ч. Дальше машина идёт чем дальше, тем тяжелее. Скорость набирается очень медленно. Я разгонял её примерно до 150 км/ч – возможно, было бы и быстрее, но я просто не рискнул со своим стажем.
Коробка передач очень хороша. Относительно туго втыкается лишь первая передача, дальше все остальные передачи можно переключать буквально двумя пальчиками, настолько мягко и чётко ходит рычаг КПП.
В горку на трассе передачу приходится сбрасывать до 4-й – на пятой не едет. То же относится и к обгону. Сбрасываем до 4-й (а то и до 3-й) и крутим обороты. Обгон не очень уверенный на трассе, лучше лишний раз не рисковать. Вообще, машина не совсем хорошо тянет с низов, нужно крутить обороты до 3 тыс. и выше.
Автомобиль, мне думается, больше для города, чем для трассы – компактный, юркий, динамичный.
*****
Не нравится мне в процессе вождения лишь излишняя чуткость педали газа при медленной езде на 1-й и 2-й передачах, чуть резче двинул ногой, машина дёрнулась. На Логане такого не было - я ведь ездил на нём только на 1-й и 2-й.
Шумка с завода на машине... ну, в общем, что-то там есть :) Не плохая и не хорошая, хорошо слышно и шум шин, и просто шум с улицы. Но сделаешь музыку погромче – и шумов не слышно вовсе. Двигатель хорошо слышно лишь когда крутишь его выше 2,5 – 3 тыс. оборотов.
Головной свет нормальный - и ближний, и дальний, плохого ничего не могу сказать.
Особое внимание при вождении по заледенелой/заснеженной дороге – машина не оснащена никакой автоматикой безопасности движения, здесь нет ни ABS (только в верхней комплектации), ни курсовой устойчивости, ни-че-го. На поворотах пустой зад забрасывает, при торможении ведёт в сторону.
*****
Вообще, комплектация у машин с завода весьма скудная. Про отсутствие обогрева сидений-зеркал я уже писал? Ну так здесь ещё и музыки нет никакой, даже в топе. Лишь аудиоподготовка, что означает наличие проводов от консоли до передних дверей и задней полки.
Зато наличие кондиционера (в средней и верхней комплектациях) очень порадовало в жаркие летние дни, кондиционер шикарный, разгоняется быстро, дует холодным воздухом мощно, раскалённая машина чёрного цвета, весь день простоявшая на солнце, становится комфортной для пребывания в ней человека всего минут через 10.
В багажнике имеется полноразмерная запаска.
*****
А сейчас наступает зима. Пока морозы у нас были всего до минус 12. Машина пока ведёт себя отлично – заводится с полпинка с автозапуска, всё адекватно. Даже в самый обильный снегопад стёкла не запотевают, воздушные потоки вентиляции разводятся грамотно. Ну и в самом крайнем случае можно подключить кондиционер :)
Единственное, что беспокоит – не очень хорошо греет печка. Нет, как бы достаточно по ощущениям, но стрелка индикатора температуры охлаждающей жидкости очень уж неохотно ползёт к середине, а трассе и вовсе начинает падать обратно, и в машине становится прохладно. Очевидно, пора менять термостат. Ну да оно не затратно.
*****
Теперь о недостатках, недостатках явных, которые есть у меня и которые я вижу.
Проблема № 1, самая известная проблема Albea – на педаль газа сверху капает антифриз из стыков радиатора печки и трубок, входящих в него! Недостаток чисто конструктивный, плохо сделана герметизация стыков, а хрупкая конструкция не позволяет посильнее притянуть трубки к радиатору. С морозами капель усиливается, буквально каждое утро я обнаруживаю на коврике красноватую лужицу антифриза. Общая утечка не особенно велика (где-то стакан за зиму), но сам факт неприятен.
Недостаток трудно устраним, для доступа к радиатору печки нужно раскидать буквально всю переднюю панель, сменить уплотнительные колечки и усилить крепление металлической пластиной, чертёж которой известен на соответствующих ресурсах.
И то все эти меры не дают гарантии.
Я тупо забил – уходя из машины, на пол кидаю газету, она всё впитывает. Прихожу – выбрасываю. Раз в месяц, а то и реже, подливаю чуть антифриза.
Другая беда – непрочность лакокрасочного покрытия. Да, сам кузов оцинкован, но вот как держится краска… мне машина досталась с несколькими сколами в разных местах, так в местах этих сколов ЛКП отшелушивается и отслаивается дальше чуть не само по себе. Мне кажется, от мест сколов можно вручную обколупать всю машину буквально ногтями :)
Туго закрывается багажник, особенно зимой. Приходится лупить крышкой чуть ли не всей дури.
На бортовом компьютере постоянно горит ошибка света. Бился с этим чуть ли не месяц, проверил всё! Всё горит исправно, самодеятельных светодиодов нигде не установлено, но… ошибка не убирается. Соответственно, забил :)
А как мне выносит мозг тканевая обшивка дверей!!! Более пачкучего материала было трудно придумать. Чистить эту ткань бесполезно. Через несколько дней обшивка выглядит так же неопрятно, как и раньше.
Непродуманное расположение водительского дворника. Он не дочищает в крайнем положении полосу сантиметра 3-4 до левого среза ветрового стекла, в сочетании с толстой стойкой это создаёт реальные трудности с обзором. Но, слава Богу, это лечится легко – откручиваем гайку крепления поводка и переставляем его чуть выше. Зимой это дополнительный плюс – в состоянии покоя щётка стеклоочистителя попадает в обогреваемую часть стекла и оттаивает зимой. Хочу так же переставить и дворник пассажира.
Слабоватые пружины задней подвески. При интенсивной эксплуатации, связанной с перевозкой тяжестей, задние пружины проседают. Пользователи даже вставляют проставки в них. Меня это особо не коснулось, да, пружины чуть просевшие после предыдущего хозяина, но меня это не беспокоит, поскольку ничего, кроме своего драгоценной тушки, я в машине не вожу.
Также к недостаткам отнесу нераспространенность модели Fiat Albea. Это связано, во-первых, с запчастями. Практически ничего в обычных автомагазинах и авторынках в наличии нет. Почти всё нужно заказывать и ждать какое-то время. Соответственно, стоимость запчастей несколько выше, чем на «народные» марки, например, Логаны и ВАЗы. Но, тем не менее, запчасти есть и они всё ещё выпускаются. Мне ещё повезло, у нас в Перми есть небольшой магазин, в числе прочего специализирующийся и на Фиатах.
Во-вторых, как выяснилось, не во всех автосервисах знают эту машину. Несмотря на то, что конструкция автомобиля проста до безобразия. Мне, прежде чем обратиться для чего-либо, приходилось разузнавать, действительно ли они могут взяться за эту машину.
*****
Расход топлива. Поначалу (летом) расход был 8,1 по городу и примерно 7 по трассе. Это нормально. Сейчас, зимой, с прогревами и прочим – 9,2 – 9,5 литра. Трасса 8,7. Возможно, это связано с неким пердюмоноклем, приключившимся месяца 3 назад. Расход топлива вдруг подскочил до 12,9 литра по городу! С чем это связано, мне до сих пор непонятно. Перед этим менял свечи и высоковольтные провода. Затем, примерно через месяц, сам собой снова снизился, но не до прежних пределов. Мне всё равно кажется, что машина потребляет слишком много. Впрочем, на это я тоже забил. Пустеет бак – заправляюсь и не парюсь.
*****
Теперь, если вам всё ещё не надоела моя писанина, нажалуюсь на предыдущего хозяина :)
Практически всё, что мне пришлось делать с машиной (а вложил я в неё дофига) – это исправление последствий той эксплуатации, которой он её подвергал. Использовал он несчастного Фиатика, как я понял, как грузового ишака – возил в багажнике щебень и дрова (все края багажника ободраны до металла), в салоне ящики с рассадой, за руль сажал побаловаться маленького ребёнка (в центре руля ручкой было криво нарисовано солнышко, еле оттёр; обшивка водительской двери чем-то грубо исцарапана). Помимо всего прочего, этот изверг курил в салоне, как паровоз (как я не обратил внимания на вонь в салоне!), салон пропахший, оба передних сиденья прожжены сигаретами.
Первое, что я сделал – отдал машину на полную чистку салона, в ЭТОМ я находиться не мог, настолько грязна была машина внутри. Сутки салон отмывали, сутки сушили. Машина преобразилась, хотя следы всё равно кое-где остались неликвидные. Запах табака, слава Богу, тоже почти пропал. А со временем и вовсе.
Затем сменил ветровое стекло – прежнее было растрескавшимся. Как он с таким ездил?!
Прежний владелец делал попытку установить музыку в машину. Это выразилось в полуубитой старой магнитоле, дешёвых динамиках в передних дверях (один из которых не работал) и пердящих динамиках в задней полке, под которые он, живодёр, прорезал огромные, кривые и несимметричные ДЫРЫ, причём не в штатных местах!
Музыку я сменил полностью, установив хорошую магнитолу Sony, динамики в двери тоже от Sony и великолепные Hertz в заднюю полку. С задней полкой пришлось повозиться, заделывая безобразные дыры от старой акустики.
Затем настала очередь багажника, изуродованного перевозками строительных материалов. Я аккуратно окрасил ободранные места, отмыл пол и постелил новенький коврик.
Не работала подсветка блока управления климатом (кстати, ещё одна распространенная проблема Albea). Я разобрал всю центральную консоль и заменил сгоревшие лампочки.
Заднюю эмблему FIAT (на багажнике) старый хозяин где-то тупо потерял – она была отломана. Пришлось заказывать эмблему на eBay, излишне будет говорить, что в наших магазинах я её не нашёл.
Брелок сигналки был затаскан до такой степени, что противно было брать его в руки, я не задумываясь купил новый корпус для него.
Вместо штатной ручки рычага КПП стояло нечто страшное и деревянное, я не пожалел тысячи рублей на новую.
В один прекрасный день вдруг опустел расширительный бачок, куда-то моментом выхлестало весь антифриз, осмотр выявил излом крепления радиатора, крепление потянуло за собой корпус. Это были последствия того самого удара в лоб, в котором признался предыдущий хозяин. Пришлось менять сам радиатор, править радиатор кондиционера (он был погнут), заправлять кондиционер, заполнять всю систему охлаждения антифризом…
Далее. С момента покупки меня раздражало то, что машина тупит при разгоне и дёргается, особенно на 1-й и 2-й передачах. Я заменил свечи и высоковольтные провода (и воздушный фильтр, раз уж туда полез), это помогло. Разгон стал плавный и быстрый.
Заменил передние стойки, которые были уже совершенно мёртвыми – машина при торможении клевала носом с перекосом на один край…
Ну и, наконец, заменил щётки стеклоочистителей. Прежний хозяин, не мудрствуя лукаво, воткнул две одинаковых щётки по 50 см., при штатных размерах 58 и 45 см. :)
*****
Ну и, собственно, всё. Несмотря на все перипетии, о покупке Fiat Albea не жалею, сейчас, когда почти всё уже довёл до ума, машина нравится, езжу с удовольствием. Для начинающего, для обучения – просто идеальна. Проста в управлении, относительно недорога в содержании, многое прощает владельцу при вождении :)
Как верно говорится – первая машина она для того, чтоб понять, какая тебе машина нужна на самом деле. Наблюдаю, коплю опыт – выбор следующей машины будет уже совершенно осознанным.