Здравствуйте!
Мой отзыв направлен всем интересующимся подобными замечательными автомобильчиками! Хотя здесь уже имеется немало нужной и полезной информации от первых лиц (т.е., владельцев данных авто), добавлю и я «немного» субъективных впечатлений из собственного опыта. Кому много букв, предысторию могут пропустить, и историю, пожалуй, тоже. Технари-сухари, считающие, что каждое выкинутое слово, без которого не меняется смысл сказанного, только улучшает текст в целом, а в поговорке «Краткость-сестра таланта» находящие слишком много «лирики», могут переходить сразу к главе «ОБЩИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ ПОСЛЕ 10000 КМ: СИЛЬНЫЕ И СЛАБЫЕ СТОРОНЫ FORD FESTIVA» (извиняюсь, но хотя бы заголовок оставлю написанным по-человечески, вместо любимого вами «10000:+/-» ;)))
[b]ПРЕДЫСТОРИЯ[/b]
В связи с естественным увеличением состава семьи до трех человек, возникла острая необходимость в собственном транспорте. Острая – потому что наступила пора нам с женой ездить на работу, а, соответственно, ребенку к няне, потому что в детсад ВОТ ТАКАЯ очередь, да и маленький он еще был: до года четыре месяца. Рассматривался, конечно, выбор: каждый рабочий день отвозить ребенка к няне на такси через полгорода, а потом, к семи утра, бежать, успевать на остановку к служебному автобус, а после работы опять быстро к няне, потому что оплата почасовая, а потом, опять на такси домой. В итоге, как по времени, так и по финансовым затратам мы в проигрыше, нежели бы у нас был свой автомобиль.
Относительно дешевые маршрутки, в мороз, с чихающими и кашляющими на все вокруг пассажирами, отпадали сразу.
Вариант няню на дом тоже не подходил: не находилась такая няня, чтобы и мы ей могли доверить и ребенка, и квартиру, и она бы согласилась приезжать к нам к 6-30 утра, а это, соответственно, опять же такси, да и вечером, скорее всего, тоже. Так уж получилось, что в самом Томске родни у нас нет, а за честное спасибо никто с ребенком сидеть не будет.
Ко всему прочему, все это умножается на то обстоятельство, что работать приходится в пригороде Томска. Ходит, конечно, туда маршрутка, но по графику одна в полчаса, так что, когда приходится чуть задержаться на рабочем месте, потом не так-то просто сразу вернуться в город.
[b]ИСТОРИЯ[/b]
Если у тебя нет денег – это не значит, что их нет вообще. Когда я на домашнем совете завел речь о семейной машине, жена даже и слушать не захотела: конечно, откуда ж взять столько денег, когда самим в обрез хватает? Да, денег нет ни у кого, за исключением тех, кто их навязчиво предлагает, т.е. у банков. Да с процентами, да канитель с оформлением, да расплачиваться пять лет, но жить-то как-то надо. Не повезло нам с женой, нет у нас таких родителей, которые помогли бы решать наши финансовые и прочие житейские проблемы, все приходится добиваться самим по чужим, далеко не сказочным правилам игры. Зарплата российского инженера не позволяет с ближайшей получки обзавестись автомобилем без ремонтных проблем хотя бы в первые пару лет, но она позволяет взять кредит и растянуть покупку на длительное время. Волевым решением, я начал оформлять кредитный договор в Сбербанке.
Русские машины даже не рассматривались в принципе – был полуторагодовой опыт общения с советским танком М412, когда пришлось дважды капиталить движку из-за проворачивающихся вкладышей в 4-м горшке (предыдущий хозяин тоже прокапиталил перед продажей), а бензонасос, может отказываться работать даже новый, только купленный в магазине, хотя на другом М412 этот насос отлично заработал, генератор может выйти из строя в любое удобное для него время, и совершенно новый аккумулятор периодически разряжался в ноль. Это только наиболее яркие моменты, не считая прочих _МЕЛОЧЕЙ_ Летом, даже при +25 машина заводилась через раз, а зимой при -10 её завести было нереально без подогрева и часа тщетных попыток. Из этих полутора лет владения данным агрегатом, я поездил только с апреля по сентябрь, все остальное время она стояла поломанная. На момент продажи М412 было 11 лет, общий пробег около 89000 км, из них 2580 – моих. Это была моя первая машина, и каждый раз, когда мне нужно было куда-то ехать, прежде чем повернуть ключ в замке зажигания, я молился ей, чтобы хотя бы на этот раз она завелась без капризов и сюрпризов. В автомастерских, работяги с опытом только разводили руки, мол, все исправно, все настроено, как надо, дескать, это индивидуальный характер машины, и мне к нему нужно привыкнуть %/. Не высказать, какая гора забот свалилась с моих плеч, когда я продал этот пепелац. Первое время я даже боялся заходить в пустой гараж: а вдруг там опять появилось это ЧУДО? Вторая была ВАЗ-2106, на которой я эпизодически ездил где-то с полгода по доверенности. Ну, по сравнению с М412, это, конечно, прогресс. Летом она заводилась практически всегда, и даже через раз ближе к зиме. НО. _МЕЛОЧИ_ доставали и в шохе, несмотря на то, что она на два года свежее М412, сыпалась она не менее регулярно, хотя и не так катастрофично. Правда, ее ремонтом уже занимался не я.
В ту же летнюю эпоху мучений с М412, приехал в гости брат с семьей на пятилетней беспробежной королле-овощевозке. Пока они гостили неделю, я навсегда уловил разницу между японкой и русавто: как она готова завестись за долю секунды, даже простояв ночь на улице, как у нее тихо шелестит работающий двигатель (дизель!), как она едет, какая тишина в салоне, как все удобно под рукой. Больше всего меня поразил, конечно, автомат, кондиционер, и правый руль, хотя брат пренебрежительно называл машину пустышкой. Несмотря на то, что первые мои машины были леворульными, мне почему-то показалось удобнее ездить с правым рулем: правой рукой как-то ухватистей и крепче держать руль, а левой спокойно переключить рычаг АКПП, или что-то взять, положить. Да, с обгонами не очень, но недели мне хватило научиться держать нужную дистанцию до впереди идущей машины, прежде чем вылезти на встречку. Да и правый руль заставляет лишний раз поосторожничать с этим делом, дополнительно перестраховаться, а вот на левом руле я чувствовал себя понаглее: не снижая скорости, думал, что, наверное, успею, из-за этого возникало гораздо больше щекотливых ситуаций, когда едва расходился со встречкой, либо же едва успевал сбросить скорость перед самым задом тихохода, при поздней очевидности, что разминуться со встречкой не получится. Конечно, все сугубо ИМХО.
Поэтому, я решил, что брать буду японку по следующим критериям:
1) беспробежная аукционка (и, естественно, не с рынка, а оттуда);
2) минимально возможная цена (долго изучал статистику, пришел к выводу, что надо ориентироваться надо минимум на 150 тыс. руб. уже чтобы в Новосибе);
3) пробег до 80000 км;
4) оценка: не ниже 3,5В (т.е., коцки, царапки на кузове вполне допустимы, лишь бы движка и ходовка была в хорошем состоянии, не требующем дорогостоящего ремонта хотя бы в первый год эксплуатации);
5) обязательно: АКПП, передний привод, кондиционер;
6) очень желательно: все двери с эл. стеклоподъемниками, динамиками, тип кузова - ближе к универсалу, чем седан, и не низкий, чтобы удобно было сажать ребенка в автокресло;
7) год – лишь бы проходной (т.е. 2000 или же 2001);
8) цвет – не принципиально, по типу смотрится предлагаемое авто/ не смотрится, нравится/не нравится.
Таким образом, с моей точки зрения, на роль компактного семейного автомобильчика, предназначенного для поездок по городу, а также с учетом всех вышеперечисленных условий, идеально бы подошла MAZDA DEMIO (хотя до покупки видел её только издали, да ещё по фото, внутрь ни разу не заглядывал и не садился).
И понеслось. Одни уговаривали одуматься, мол, за такие деньги можно взять достаточно свежую "десятку – двенашку", мол, нормальная наша машина, а не эта японская инвалидка, да и запчастей на русскую машину – в любом огороде лопатой греби. Другие что-то доказывали про кота в мешке, мол, самое оптимальное – это брать машину на рынке, где можно ее пощупать, понюхать, попробовать на зуб, в конце концов, сесть прокатиться, загнать в нормальный автосервис. Хорошо, что про отсечку никто не вспомнил. Третьи откровенно удивлялись: как можно покупать такой недоавтомобиль, как DEMIO, ведь нормальные машины начинаются от 4-х метров длины, куда можно и себя посадить, и товарищей кодлу, мол, еще и место останется, и со стороны смотрится. Как тут объяснить, что машина покупается для семьи из двух взрослых и ребенка, и больше ни для кого, на кой мне пятиметровый дирижабль, который и бензина жрет ведро до ближайшего поворота, и стоит далеко не минимум с аукциона проходного года с оценкой 3,5В? В общем, я определился, а всем советчикам отшучивался поступать самим так, как они советуют, ибо на они на своем месте, а я на своем, и не наоборот (честно говоря, до чертиков надоело слышать фразы типа «вот я бы на твоем месте…»).
Машину брал через Олега Ямщикова, за что ему отдельное человеческое спасибо. Несмотря на откровенные ехидные комментарии моих местных советчиков (а может быть, просто завидовали?), о том, что я больше не увижу ни машины, ни денег, процесс покупки прошел, как по маслу, схема оказалась отшлифована и предельно проста. 23.02.07 я сделал Олегу запрос, в этот же день он выслал следующий вариант:
- FORD FESTIVA 2000 год (кузов после рестайлинга, т.е. на морде пятиугольная решетка, фары под хрусталь, и самое главное: автомат четырехступенчатый, а не трехступка, как на прежних моделях);
- пробег 48093 км;
- оценка:3,5В (на кузове прилично царапин и коцок, но стекла все целые, задняя дверь немного поведена, как будто ее закрывали обо что-то торчащее из багажника, но это не заметно, только нужно хлопнуть ее чуть посильнее, иначе защелка замка не срабатывает). Салон оказался в очень хорошем состоянии: не затерт, без царапин, и не прокурен. Про двигатель и ходовку ничего не сказано);
- АКПП, передний привод, кондей (ручной конечно ;)));
- эл. стеклоподъёмники и динамики на всех дверях (не заводской MD-плеер с радио), центральный замок;
- лыжи на крыше;
- заводская тонировка стекол;
- передние противотуманки;
- заводской люк (с эл. приводом)!!!
- цвет: белый (смотрится!);
- ГУР, ABS, 2 подушки, одометр на электронном табло, 16 клапанный инжектор, 1,3 литра.
- цена: 165 тыс. руб. в Новосибе, если не сильно взлетели цены на сетку (надо ж так было совпасть, что сетка подорожала именно с 23.02.2007!!).
Я знал, что FESTIVA – это та же DEMIO, выпускается на том же маздавском заводе, на тех же конвейерных линиях, но по документам это полностью Форд, про Мазду нигде ни полслова, хотя запчасти одни и те же, и поэтому без колебаний согласился.
Оказалось, что Олег приобрёл этого Форда на аукционе HAA KOBE лот 51587 за 17 февраля. С ходу, конечно, стал пробивать по аукционной статистике, но не на DROMe, не на PRAVTO такого лота почему-то не было, однако углубленный поиск все-таки привел на два разных сайта, располагающих статистикой HAA KOBE, и, действительно, на этом лоте 17.02.2007 была продана данная машина, номер кузова, оценка, пробег, цвет, все полностью совпало. Я успокоился. Все стало на свои места.
А дальше дело техники: 27.02.2007 Олег выставил счет, 28.02.2007 оплатил первую часть-задаток, 10.03.2007 – остальное, 11.04.2007 забрал машину в Новосибирске с платной стоянки и спокойно перегнал в Томск.
[b]ВПЕЧАТЛЕНИЯ[/b]
Ну что могу сказать, мне вживую FESTIVA понравилась намного больше, чем на фото из каталога и аукциона. А может изначально настрой был такой, да и техникой японского автопрома не избалован. Да, конечно, всяких наворотов и хитростей нет, как в более дорогих машинах, но то, что есть, с лихвой обеспечивает изначальный уровень комфорта и прагматизма, особенно для такого водителя, как я.
После постановки на учет, погнал в автосервис. Были заменены: масло ДВС (на оригинальное MAZDA 10w30), топливный и воздушный фильтра, свечи, лампочка ближнего света, произведена компьютерная диагностика систем управления и аппаратная промывка топливной системы CARBON CLEAN. Залили в сухие бачки незамерзайку. За отдельную плату повесили свежие номера. На всё про всё отдал около 5000 руб, т.е. запчасти + их доставка + работа, я только забрал машину. Все остальные жижи оказалось в удовлетворительном состоянии, и требовали замены не раньше осени.
Честный техосмотр прошел на ура, на все-про-все ушло минут 40 (выручает ежедневная привычка вставать рано, приезжать практически первым).
Уже потом, при установке сигнализации (TOMAGAWK 950 LE), оказалось, что не работает привод ЦЗ передней пассажирской двери. Исправили, заодно и адаптер на радио поставили. Итого еще 7500. Выбрал 950-ю, потому что, как объяснили спецы, эта сигналка имеет максимальную дальность работы с брелком: заявлено 2000/1000 метров, т.е. от машины к брелку и обратно. Для сравнения у 9010 данное соотношение 1000/500 метров, у прочих – аналогично 9010 или меньше. Ради интереса прикинул: от стоянки до моего рабочего места ~700 метров, причем на пути стоят два кирпичных гаражных бокса. Завожу дистанционнкой спокойно. Сейчас, правда, перегнал на другую, более удобную стоянку, и между мной и машиной огромное здание из сендвич-панелей – перестала заводиться, зараза. Надо зайти в этот ангар метров на сотню ближе к машине, и только тогда схватывает.
Салон большой и удобный, места с избытком, полностью согласен, что снаружи машинка кажется намного меньше. Не скажу, что в М412 теснее, но не больше, это точно. Хотя, находились шутники, которые, впервые увидев FESTIVA, демонстративно открывали переднюю дверь, и пытались через кресло залезть на заднее сиденье, мол, думали, что посадка, как в Оке. Бог им судья, на таких людей, как на детей, грешно обижаться, надо только следить, чтобы через люк не «догадались» залазить в машину.
Багажник не такой уж и маленький, как начитался до этого в предыдущих некоторых отзывах о DEMIO. Я имею в виду без раскладки заднего сиденья. Поверьте, когда отправляешься в дальнюю двухнедельную поездку с годовалым ребенком, вещей набирается не самое малое количество, но влезло все, в т.ч. и прогулочная складная коляска, хотя были сомневающиеся, что ее из-за нехватки места придется оставить дома. Причем, на задних сиденьях положили только пакеты с едой, ну и детское кресло, разумеется. Выручила и дерматиновая шторка в багажнике: при натяжении получается что-то типа полки, можно положить сверху легкие вещи (а можно и тяжелые, но тогда оська шторки в поездке вылетает из своих пазов, и всё это дело «оседает» на лежащем внизу багаже). При катании по городу, когда нужно что-либо изредка положить/взять в багажнике, шторка только мешается, поэтому обычно висит свёрнутая на оси.
Когда впервые сел в машину – плохо видно из-за руля панель приборов. Знаю, что руль регулируется по высоте, давай исследовать. Ага, вот, внизу рычажок. Отжал – руль послушно поднялся выше, причем не дискретно, как я опасался, а свободно, на шарнире. Зафиксировал – совсем другое дело, все приборы целиком под глазами. Удобно.
В машине стоит неродной MD-player, динамики в 4-х дверях. Играют довольно прилично, звук чистый даже на относительно высокой громкости, однако, ближе к максимуму, пищалки начинают хрипеть, видно не рассчитаны на экстремальные нагрузки. Впрочем, я уже давно вырос из того возраста, когда жутко нравились низкие, бьющие по мозгам, извержения лежащего в багажнике саба, видно «опопсел» с годами, хотя и тихое жужжание тоже раздражает, всего-то навсего нужно, чтобы чистая, полноценная музыка сама лилась в уши, и ни при каких естественных шумах, типа работы мотора, свиста проносящихся встречных машин, не было нужды напрягать слух, и прислушиваться: что там играет. Первое время хотел накатать MD-болванок, но не так-то просто их оказалось найти, а тем более записать. Посему, FM-модулятор рулит, хотя по городу за глаза хватает и радио, модулятор выручает на трассах, где есть эфирные «белые пятна».
Шумоизоляция средненькая. Т.е., если пересесть на FESTIVA с Жигулей, а тем более с Москвича – в салоне будет казаться немного, но потише. Если человек привык ездить на иномарках, тем более новых или более дорогих, то, скорее всего, ему салон покажется очень шумным. Хотя с какой стати человеку менять дорогую машину на более дешевую? Обычно все наоборот. Меня пока уровень звуков в салоне устраивает, однако нет-нет, да и появляются скрипы пластмассовых элементов салона, а особенно часто раздражают «подвижки» пластиковой крышки в багажнике над «бананом». Сколько ни укладывал ее в нише «поровнее» - бесполезно, до ближайшей кочки. Все руки не доходят обклеить ее хотя бы скотчем что ли. В общем – все, что не смертельно – привыкается. Нет охоты привыкать? Лечится дополнительным расходом денег. Т.е., как обычно, все соизмеряется отношением цены и качества.
По приезду в Томск, жутко не понравилось зеркало заднего вида в салоне. На вид сделано качественно, есть даже переключение против ослепления светом едущих следом машин, однако размер и конструкция девайса порождает солидные мертвые зоны в 1,5-2 метрах в стороны от задних дверей. Пока шел на трассе – вроде нормально, но стоило въехать в город, постоянно в многополосном движении ловил то справа, то слева БИПы при перестроении. Я был откровенно в шоке. Смотрю в салонное зеркало (а у него максимальный обзорный охват – это стекло пятой двери) – никого, смотрю в боковое зеркало – тоже пусто. Включаю поворотник, начинаю перестроение, и сразу сигнал «куда лезешь?» Приходится поворачивать голову: ага, вот он, на полкорпуса сзади меня идет с моей скоростью, и в боковое зеркало, конечно, я его не вижу – обзорность один метр вдоль кузова машины. Надоели мне такие «прятки», поехал, купил дешевое панорамное зеркало в салон, и все сразу стало на свои места, ибо обзорность стала охватывать и стекла задних дверей, проблема мертвых зон решилась в корне. Первое время я думал, что это только DEMIO комплектуют такими убогими салонными зеркалами. Стал обращать на это внимание: нет, оказывается, такие зеркала стоят у многих японок, а не только у Мазд. Апофеозом удивления стало посещение салона Toyota-центра. Стоит AVENSIS – не машинка, а конфетка, любо-дорого глянуть, все при ней, ну и цена соответствующая. Случайно глянул на салонное зеркало – ё-мое, один в один с моим родным! Вот те раз. И у CAMRY то же самое! Может, я чего-то не так понимаю? Почему на новые, далеко не бюджетные машины ставят куцее салонное зеркало заднего вида без панорамного обзора? Впрочем, это, скорее, риторический вопрос.
Резина на машинке стояла старенькая, поношенная всесезонка Barum 165/70/R13 на черной штамповке, однако остаточная высота протектора была выше трех мм, поэтому порешил лето на ней еще откатать, а на зиму обуть в новенькую шиповку. Так все и получилось. Правда, когда во время прикатки шипов заехал выкинуть старую резину на свалку – поранил палец об торчащие из капитально проевшегося бока нити корда. Так что ни к чему хорошему такая экономия не приводит.
Зато пролетел с тормозными колодками. Родные изначально скрипели прилично, ну, думаю ничего, доеду до сервиса, поменяю вместе с маслами. Поставьте, говорю, оригинальные. Это, отвечают, будет стоить от 1500 до 3000 руб. Ладно, не вопрос, лишь бы не скрипели. Забираю машину, смотрю в товарный: 600 руб., ноунейм. Как так? А других, говорят, не было, только эти. А скрипеть не будут? Ну, не должны… Наслаждался относительно беззвучной работой колодок ровно 2 дня. На третий начало поцвыркивать. Ладно, думаю, наверное, притираются. Еще через неделю уровень скрипа достиг величины старых колодок. А тут экстренно понадобилось съездить на Алтай. Когда вернулся в Томск, на спидометре намотано 2000 км свыше, и, когда я въезжая во двор, притормаживал, свист стоял такой, что все люди оборачивались на меня. На перекрестках «соревновался» с маршрутными ПАЗиками: кто истошнее притормозит. А тут еще проблемы на работе начались, вечером приходилось задерживаться допоздна, пришлось смену колодок отложить на выходные, потом на другие. Дело дошло до того, что когда полностью отпустил педаль тормоза, противный скрип не исчез, а, наоборот, с увеличением скорости цвирканье нарастало. Это переполнило мою чашу терпения, к тому же нашелся телефон человека, который специализируется по колодкам. Позвонил, договорились о встрече. Осмотрев мою колодку, он только усмехнулся, мол, Г… полное. А я удивился: до металла еще почти сантиметр, а свист, как будто железо по железу трется. Так и есть, говорит, состав включает слишком много посторонних примесей, да и что взять с ноунейма? В общем, он посоветовал NISSHINBO, дескать, хорошее, проверенное качество. Зеленые такие. И действительно, до сих пор стоят – приятно ездить, хотя и не скажу, что совсем беззвучно, слегонца тоже попискивают, но это НИ В КАКОЕ СРАВНЕНИЕ НЕ ИДЕТ СО сКрИпОм И воЕМ НОУНЕЙМОВСКИХ КОЛОДОК. Отдал 1200 за колодки и 200 за замену.
Кстати, когда брат попросил найти ему колодки на INTEGRA, я сдуру поехал в магазин, а не к колодочнику, мне там говорят, дескать, NISSHINBO нет, есть KASHIYAMA за 1500 руб., что фактически то же самое. Ок! Купил, отправил. Результат: как пищали, так и пищат, брат не доволен. Не знаю, может быть, там требуется проточка тормозных дисков, но для себя я понял: зеленые нишимбо - оптиум! Иначе грошовая экономия только за счет своих нервов.
Пока было лето, ABS практически не напоминала о себе. Просто в нескольких ситуациях педаль тормоза с силой била по ноге, раздавался треск, машина на скорости с пяток метров пролетала не реагируя на попытку остановить ее. В такие минуты становилось жутковато – сразу приучаешься держать дистанцию «с запасом». Плохо только, что в это расстояние между мной и впереди едущей машиной постоянно норовят втиснуться «летающие» по встречке таксисты и прочие шумахеры, причем делают это абы как, в миллиметрах от бампера, и если бы я не жал вовремя на тормоз, к их битым бокам и мятым кузовам добавилось бы еще по вмятинке, да FORDика жалко. А вот когда по асфальту схватился местами первый лед, тогда ABSка и показала на что способна. Как какой перекресток-светофор, машинка чуть юзит (еще без шипов), ну, думаю, сейчас понесет зад по льду, но тут тресь-тресь, и я остаюсь на дороге стоять ровно, и намека на занос не возникло. С заднеприводным Москвичом вообще нельзя сравнить – абсолютно несопоставимые вещи. Могу лишь выразить это так: после катания по льду на Москвиче, у меня появился стабильный страх перед гололедом и скользкой дорогой, и, вообще, перед зимней поездкой. C началом зимней эксплуатации FESTIVA, этот страх постепенно сошел в ноль, т.е. конструкция машины, передний привод, ABS, режим «HOLD», качественная шипованная резина вкупе дают такое ощущение уверенности и контроля над управлением по зимней дороге, что сегодня мне уже неважно: глубокий снег там или переметы, гололед или сухой асфальт, скользкая дорога или не очень. Просто, сажусь и еду куда мне надо, а не крадусь, боясь лишний раз нажать резко на тормоз. Ну, а самая главная гарантия безаварийной езды это, конечно же, разум водителя. Тут прямопропорциональная зависимость, это бесспорно, все остальные технические «фичи» являются лишь хорошим подспорьем толковому водиле, а придурков, которым зимой можно ходить без шапки, потому что отмораживать в голове нечего, только бог спасает.
Пару слов о подвеске.
Первое время комфорт, обеспечиваемый подвеской, казался мне вполне достаточным. Но скоро стал обращать внимание: неровные участки дороги другие машину проходят быстрее и увереннее, чем моя, и там, где я вынужден притормаживать и плестись еле-еле, ибо чувствительно трясло на каждой кочечке и ямке, бежали на ура. Ну, и ладно. Поплетусь. Пусть обгоняют, мне нужна целая машина, а не ее ремонт. Благо есть и нормальные дороги, где можно и газку поддать. Но когда ездил на Алтай, и там «прокатился» по участку с эффектом «стиральной доски» протяженностью 28 км в течение часа, в то время как видавшая виды «копейка» пронеслась по этой «доске» мимо меня со скоростью самое малое в 2 раза быстрее, это навело на определенные грустные размышления. Я просто боялся ехать быстрее, постоянно жило ощущение, что машина может просто-напросто развалиться. Масло подлил в огонь и случай на самом Алтае. Тогда у брата была пятерка латанная-перелатанная восемьдесят лохматого года выпуска. Даже на ровной асфальтовой трассе больше сотни на ней просто страшно было ехать, и я, обычно, снисходительно не ехал первым быстрее, дабы не разрывать слишком дистанцию. Ситуация поменялась. Степь, грунтовка, эпизодически полузасыпанная толстым слоем навеянного песка (до 150 мм), от многолетнего лежания дающего все тот же эффект «стиральной доски». Иду первым. 20 км/час – вибрация руля рождает чувство зуда в ладонях. 30 км/час – вибрация кузова достигает уровня клацанья зубов, постоянно расстегивается браслет наручных часов, пришлось снять совсем. 40 км/час – уже страшно. С силой держу руль. Все гудит и трясется. Немного сбавляю скорость. Вдруг сзади гудок – брат мигает фарами. Прижимаюсь вправо, собираюсь остановиться, но тут он обходит меня, как стоячего, и уносится мимо. Вот тебе и старая рухлядь! С его слов, оказывается, я еле ехал там, где он шел спокойно, и 80км/час для него по этим барханам легко, как по асфальту и безо всякой тряски. Ну, что тут скажешь? Хорошо, что в Томске кругом асфальт. А для степи, лучше, конечно, джип ;))
Кстати, еще во время первой поездки на Алтай (а ездил я туда 3 раза за лето) после первой же сотни километров начала жутко ныть спина, в частности позвонковые кости. И понимаю, что дорога предстоит длинная, трудная, наверное, надо терпеть. Проехал еще километров 80, и чувствую – все, весь позвонковый столб, как огнем горит и в шею стреляет. А впереди пилить и пилить 600+ км по неизвестным, незнакомым трассам. И задумался глубже: а как же так? Машинка, конечно, городская, но не может быть, чтобы после какой-то сотни км у водителя спину припекать начало. Вон, спинки сидушек какие: с боковой поддержкой, и рельеф изогнут. Это мне сразу напомнило S-образный изгиб позвоночного столба: актуальный больной вопрос, что и говорить. И спинка установлена к сидушке так, как будто там специально место под ягодицы оставлено. В городе-то как: плюхнулся за руль абы - лишь бы, таз далеко от спинки, позвоночник колесом, голова наклонена ближе к лобовому стеклу, на шею хоть хомут вешай. 20-30, максимум 40 минут, и уже на месте, а потом спина начинает ныть – машина, вроде, ни при чем. Нет, думаю, на долгую поездку должна быть и посадка соответствующая. Задвинул попу как можно дальше в нишу между сидушкой и спинкой (уперся в нее копчиком), каждый позвонок «приклеил» вдоль спинки, затылок удобно положил на подголовник, так, чтобы он упирался только одной точкой (оказывается, не зря регулировка этих штук предусмотрена), а не ерзал по нему всей макушкой с периодическим отходом к ветровому стеклу. Подбородок сразу стал торчать вперед, а не отвисал безвольно вниз, позвоночник выпрямился, чувствую, посадка спортивная, как у гонщика. Что? Ноги стали плохо до педаль доставать? Не беда, придвинем ближе кресло. Как-то высоковат стал руль – не вопрос, опустил ниже. Стало намного удобнее и целеустремленнее, что ли. Сразу появилось желание «патаптать тапку ф пол». Трогаюсь с места и… 500 км (около 5 часов) пути позади. Больше позвоночник ни разу о себе не напомнил, более того, очень скоро «огонь» стих и боль ушла насовсем. И это несмотря на то, что еще и км на 50 подзаплутали. В принципе, все логично, ведь боль возникает не в самих костях, а в хрящевых межпозвоночных дисках, об которые постоянно трутся кости позвонков то одним краем, то другим, в зависимости от изгиба спины. Нервных там окончаний нет, и это очень хорошо, иначе мы бы и шевельнутся не могли из-за боли, но от монотонной нагрузки они все же дают о себе знать, и появляется чувство жжения. А если сесть ровно, чтобы позвоночник был как кол прямой, то возникает лишь вертикальная осевая нагрузка, никаких трений краями нет, спина буквально «отдыхает», причем, сколь угодно долго. И действительно, когда я вылез в Панкрушихе на АЗС (около 160 км до Славгорода после Новосиба), у меня только от неподвижного сидения ноги затекли, а про спину и не вспомнил, она готова была ехать еще столько же). С тех пор, на такие дальние поездки усаживаюсь основательно, чтобы в дороге не было мучительно больно, чего и Вам искренне желаю. А вот жену так и не смог приучить правильно сидеть, да оно ей и не надо. Надоест сидеть, пока ребенок спит, откинет спинку и сама дремлет. Или лежит на боку, журнал читает. Или переберется на заднее сиденье, ребенка кормит, сказки читает. А я-то так не могу, я рулевой. Куда ж деваться, приходится приспосабливаться.
Отдельная история у меня приключилась и с включением света. На рычажке в символах 3 положения. Ну, все ясно: OFF – выключено, рисунок с маленькими фарами – габариты и ближний, рисунок с большими фарами – дальний. Т.е. 0-е, 1-е и 2-е положение по повороту крутилки. А вечером и, тем более, ночью не доводилось по началу ездить, поэтому о включении фар больше вспоминал только на междугородних трассах, то бишь крутилку поворачивал на 1-е положение + на всякий случай противотуманки (первое время противотуманки вызывали у меня особую гордость, ведь я столько о них мечтал, когда ездил на Москвиче, но, в связи с бесконечными ремонтами и поломками, все недосуг было поставить). Небольшая заминка возникла на техосмотре. За мной очередь уже до самых ворот (с 6 до 8 утра), ребята-гаишники торопятся: со мной-то все понятно, машина исправна, СО в норме, ABS+тормоза в порядке. Просят включить ближний свет – без проблем. Дальний – перевожу крутилку во 2-е положение. Он так выглянул из-за открытого капота – ну-ка еще раз мигните, пожалуйста. Ну, что за труд – дернул рычажком на себя. Все ок, вот техталон, до свидания. Совершенно не придал этому случаю никакого значения.
Первый раз поездить поздно вечером довелось только когда я уже !третий! раз приехал на Алтай (это через сколько ж я постов ДПС мимо прокатился! Один раз даже штрафанули за превышение скорости, когда проскакивал через деревню с белой табличкой, мол, не больше 60 км/ч, я же шел 130, но, заметив засаду, давай по тормозам, однако радар «словил» на 86 км/ч). Чувствую, что-то ближний свет очень плохо дорогу освещает, вообще никак, и если бы не противотуманки, то по городу ездить было бы невозможно. Значит, не повезло мне с ближним, не зря же сюда и противотуманки поставили. Огорчился, но ладно, что сделаешь? Конструктивный просчет. Объяснение найдено.
Через несколько дней, там же, на Алтае поехали развлечься на рыбалку. Только проехали Бурлу – прямо на трассе пост ДПС. Машут палочкой. Не понял, в чем дело? Дальше такой диалог:
Инспектор (И): - У Вас ближний свет не включен.
Я, удивляясь на полную катушку: - Как не включен? Вот, 1-е положение крутилки на рычаге!
И: - Это включены габариты.
Я: - Не может быть! У меня всего 3 положения крутилки на рычаге: выключено, ближний и дальний! Вот, посмотрите!
И: - Да, действительно. А ну-ка, включите дальний свет.
Перевожу крутилку во 2-е положение.
И: - Ага! Теперь Вы выйдите и посмотрите: вот ближний свет!
Я, входя из машины: - Не может быть! Это дальний свет!
И: - Ну, что Вы! Это ближний, дальний горит намного ярче!
Я: - Как же так? – Прошу брата мигнуть дальним. Да, фары вспыхнули намного ярче и погасли.
И (радостно): - Вот видите?
Я, в замешательстве почесывая репу: - Мистика какая-то!
И: - А в темное время суток Вы также, на габаритах передвигаетесь?
Я: - Нет, конечно. У этой машины, честно говоря, ближний плохо светит, поэтому включаю дополнительно противотуманки, они для этого и предусмотрены.
И: - Это не выход из положения.
Я: - Не понимаю: если допустить, что дальний свет включает лишь ближний, то как же я буду ночью на трассе включать дальний?
И: - Разбирайтесь.
Я: - Да что разбираться-то? Я же проходил техосмотр в апреле этого года, нарушений не выявлено, вот техталон!
И, тоже задумчиво: - А где проходили техосмотр?
Я: - Как где? Дома, в Томске! Очень высококлассными специалистами на современном оборудовании. Кроме того, вот, у меня и книга есть по устройству, техническому обслуживанию и ремонту этого автомобиля. Сейчас я Вам докажу, как на этой машине включается дальний свет.
Инспектор немного оторопел, но тут посигналил его напарник из патрульной машины: по трассе шла «четверка» на одних габаритах!
И: - На первый раз предупреждение, вот Ваши документы, счастливого пути!
В общем, повезло. Победно уехали, удачно порыбачили. Дома, для очистки совести, засовываю нос в тот самый мануал, что инспектору на трассе показывал, и что я вижу? «Для включения дальнего света фар нажмите переключатель ОТ себя…». Естественно, галопом к машине, пробую. Действительно, очень яркий свет фар, и синенький символ фары на панели приборов горит! Вот я идиот! И сам пролопушил, и человека при исполнении обманул! Чего только в этой жизни не бывает?! Каюсь, и заочно приношу инспектору извинения за свое невежество. С тех пор включаю «правильный» ближний свет, который, кстати, в темноте светит очень даже прилично, но и противотуманки не забываю: уж очень хорошо они ямки подсвечивают, когда ползу по городу в пробках.
Расход бензина.
При перегоне машины из Новосибирска, в состоянии «пришла, как есть», спалилось 16 литров 92-го на 273 км общего пути. Т.е. около 5,86л/100 км. Но это трасса. По городу (уже с поменянными жижами, фильтрами, прочистками) на 30 литров прокатился 365 км. Итого где-то 8,3л/100 км пробок. Сразу скажу: цель экономить бензин я не ставил, на холодную прогревал минуты 2-3, практически всегда ездил с включенным кондиционером (нравится ощущение прохладного свежего ветерка даже в пасмурную погоду), и даже забегая в магазин за хлебом, в жару, двигатель не глушил. И траты на бензин меня вполне устраивают, честно говоря, ожидал транжирнее: на памперсы со смесями и соками в месяц больше уходит. При летней поездке на Алтай ушло 45 литров на 780 км трассы, т.е. около 5,8л/100 км при средней скорости 100-120 км/час (на хороших участках 130-140 км/час). Зимой же был достигнут поразительный результат: 24-25 литров на 200 км пробок при средней температуре за бортом -10-12 градусов. Правда, сюда входят и 5-7 минутные прогревы по автозапуску несколько раз в день, и обогревы салона во время похода жены по супермаркету (ребенок, особенно спящий, не должен мерзнуть!), и частая езда по снежной каше, когда машина не едет сама, как летом, на троганье-останове, а нужно её принудительно подталкивать газом, держа двигатель на повышенных оборотах (кнопка HOLD рулит при гололеде!). Поэтому эти стабильные зимние 12,5л/100 км, конечно, уже значительно ощутимей бьют по карману, но не фатально.
Расход масел и спецжидкостей.
После первой смены масла ДВС, по приезду в Томск, мужики из сервиса отдали мне канистру с остатками масла, мол, следи за уровнем, подливай при необходимости. Ну, с Москвичом такое уже проходили, периодические подливки были, и нижнюю крышку всю в масляных соплях тоже помню, поэтому воспринял, как должное. Первое время проверял щуп образцово-ежедневно, перед каждым выездом. Уровень не меняется. Вскоре поднадоело, стал проверять раз в 3-4 дня – уровень не меняется. Потом раз в неделю (и то, не каждую) – уровень не меняется. Потом перед первой и второй поездкой на Алтай и после них – уровень не меняется, и под двигателем все чисто и сухо! На третью поездку даже проверять не стал. Откатал 10000 км. Приезжаю в сервис, говорю, мужики, вот та самая канистра, может, что не так делаю, но расхода масла 0 абсолютно, судя по щупу. Мужики улыбаются: радуйся, говорят, это нормально, повезло тебе с движкой. Блин, моему Москвичу ничего подобного и не снилось.
Зато с коробкой все 10000 в непонятках проездил. Как щуп ни достану – сухой. Как так? Проверяли же специально, сказали всё в порядке, пока менять не надо. Делал всё по мануалу, единственно – на холодную, потому что, как проеду, все забываю залезть под капот (маленький ребенок, знаете ли, в отличие от машины, требует к себе внимание немедленно после «приехали» и глушения мотора. Иначе такая истерика начинается вместе с психозами жены, что совершенно не до проверок становится). В сервисе, на горячую, при работающем двигателе, оказалось, что с уровнем действительно, все в порядке, но масло уже почернело, поэтому поменяли.
Все прочие жижи также оставались в уровне, за исключением «стеклоомывайки», но это уже такая же расходная жидкость, как и бензин. В апреле, в сервисе залили «незамерзайку» по 180руб/5 литров. Думал, только такую и надо лить, поэтому недель через 6 купил такую же фляжку, потом еще одну. Уже в августе опять стекла омывать нечем, заскакиваю в ближайший автомагазин, спрашиваю: «незамерзайка» есть? Продавец удивился: а что к зиме готовитесь? Нет, отвечаю, сейчас кончилась. Так зачем Вам в +25 заливать незамерзайку за 2 сотни, когда есть концентрат «Мухомойка» с моющим эффектом (какое-то мыло зеленое, типа шампуня). Стоит всего 50 руб, разводится в водопроводной воде на 20 литров. Только перед заморозками не заливайте. Купил. Попробовал. Зачетная вещь, особенно, когда дворники благодаря мылу перестали скрипеть, и стали елозить мягко и тихо. Стекла чистые, без разводов. На лето обязательно еще куплю, вместо дорогой и не нужной «незамерзайки».
Динамика. Ну, что ожидать от городской бюджетной машинки для семьи/инвалидов/студентов? Гоночного болида, как отзываются некоторые господа, мол, 1500 кубиков не «тянут», не говоря уж о 1300? Убитую каракатицу, которая пожизненно ездит только в крайней правой полосе, и которую обгоняет снегоуборочная техника? Я знал, что это будет ни то и ни другое. Нормальная, в меру шустрая машинка, способная перевезти меня и мою семью из пункта А в пункт Б за время, определяемое пробками, светофорами, и скоростью вращения колес от степени утопления педальки газа. Какие-то секунды считают до сотни: о чем вообще речь? Транспортным средством не ошиблись? Машинка едет, просто едет, иногда даже быстро, других задач у нее нет. Да, 1300 кубиков, ну и что, бывает и меньше. Зато это 83 кобылки и 16-и клапанный инжектор. У моего папы на карбюраторном ВАЗ-21061 при 1500 кубиках всего-то на всего подкапотный табун 77 голов насчитывал, и он этим очень гордился, и считал свой автомобиль очень мощным, ибо у соседа было только 68. И ничего, жили не тужили, а уж мне с FESTIVA, с его массой, вообще грех жаловаться. Чаще, наоборот, когда нужно быстро тронуться с места в образовавшуюся «дырку», стоит чуть больше притопить, чем хотелось бы, перед тут же прошлифовывает, движка ревет, чувствую себя дебилом малолетним. И ещё. Динамика машины очень сильно зависит от качества бензина. Помню в Новосибе забирал со стоянки, перед заправкой – светофор (бак практически сухой, судя по стрелке). Машина незнакомая, только загорелся зеленый, я по газам, другие плавно и солидно набирают ход, а я уже пулей, ревя движком, пролетел через перекресток, едва успел свернуть во въезд АЗС. До того стыдно стало, представил, как мне вслед смотрели, как на клоуна, которому доверили ракету. Такой резвости я не ожидал. Думаю, ничего себе машинка, реально со светофора потягаться с другой иномаркой, а уж всякие наши «девятки-десятки» – полудохлые мухи на дороге по сравнению с моим космолетом. На трассу выбрался, ну, проверим на крейсерскую скорость. Позволяю утонуть педальке чуть глубже, чем по городу – красота, уже 120 на спидометре. Можно и больше, но машинка-то не известно в каком состоянии, ограничимся этим. Бросаю обе педальки и лечу накатом. Прикольно. Начинает скорость постепенно! опускаться до сотни – опять добавляю. Так и добрался до Томска. Никаких затруднений с обгонами фур не заметил. Чуть газку добавил, и машина уже впереди. Рад, что машинка такая шустрая попалась.
В Томске, по совету многих, стал заправляться только на одной заправке Лукойл (даже дисконтную карту приобрел). Дескать, самый качественный и не бодяжный бензин. А уж постоянные очереди подтверждают: народ знает, где заправляться. Рядом юкосовская заправка пустая стоит. Вроде все нормально, но обратил внимание, что машинка какая-то вялая стала. Выражалось это, например, в том, что когда перед началом движения перевожу автомат из P в D, и отпускаю педаль тормоза, она очень туго, с неохотой начинает набирать скорость. В Новосибе такого не было: со стоянки забирал, тормоз отпустил, и только руль успевал выворачивать, практически сама, без дополнительного газа за ворота выкатила, только в горку слегонца поддал. Не говоря уже про дорогу. А тут ее, как будто кто-то за задницу держит, не едет и все. Сначала подумал, что это из-за колодок. Пока то, да се, поменял – динамика не изменилась. Потом думал, может в каком-нибудь колесе подшипник подклинивает? Проверял специально на СТО – ходовая в полном порядке. Может, из-за постоянно включенного кондиционера? А время шло, я уже постепенно привык к ее вялости (все-таки семейная машина). На перекрестках, не то, чтобы немного, а практически до середины утапливаю педальку газа, и только тогда, взревя движком, начинает набирать скорость, при этом, по соседней полосе, меня вразвалку обгоняют уже не только «девятки-десятки», но и древние «пятерки», «копейки», «пирожки» груженные, «газельки», и даже КАМАЗы! И я с этим свыкся. Не скоростная машинка, ну и ладно, главное ездит. На трассе вообще беда. Иду под 110, впереди фура, встречки нет. Очень хорошо. Давлю газ – реакции никакой, как будто ограничение по скорости стоит. Ну что такое? Давлю сильнее – фиг вам! Тут и встречка на горизонте нарисовалась. Со злости утапливаю педальку почто до пола, и вот только тогда машинка просыпается и начинает ускоряться. Со встречкой едва успеваю разминуться перед самым грузовиком (один раз даже дальнобойщик недовольно побибикал). Разогнавшись до 130-140, приотпускаю газ – скорость почти тут же падает до 100, никакого движения накатом. А вот на Алтае, показалось, что машинка пошустрее стала бегать, по крайней мере, «пятерка» брата была мне не конкурентом по динамике. Объяснил это тем, что за длительную поездку в движке повыгорали всякие лишние наслоения, мотор стал лучше работать и тянуть.
Какое-то время назад залез в автомобильную на ФТР (forum.tomsk.ru). Там эту лукойловскую заправку костерят все кому не лень, причем симптомы поведения машины описывают один в один с моими. В поддержку данной АЗС раздаются единичные голоса, мол несколько лет заправляюсь, и все в порядке. Но и на самом деле, последнее время на Лукойле очереди исчезли, раньше подъезжал, успевал в барсетке и карточку дисконтную найти, и деньги приготовить, а сейчас подъезжаю – первый, уже пистолет в бак суют, и ждут меня, пока я накопаюсь. Зато большинство хвалит Олеандр и Сибнефть, мол, машинку не узнать от их бензина. Что ж, надо попробовать, благо лукойловская дисконтная карта и на Олеандре действует. Залил бак под завязку, отпускаю тормоз, и НЕ УЗНАЮ свою машину: сама, БЕЗ ГАЗА, с территории заправки выехала, как когда-то в Сибе!! Поехала, и еще как поехала на другом бензинчике!!! И снова и меня не машинка, а ракета! И снова я первый пролетаю через перекрестки (при необходимости – без проблем, а так стараюсь не выделяться из общего потока)! И снова очень чуткая, отзывчивая реакция на газ! Как я рад, как я рад, что надоумили сменить АЗС! Прошел месяц, а машинка и не думает «тупить». Единственно два негативных момента: опять появилась прошлифовка при экстренном старте, что совершенно ни к чему, когда обуты шипы (спасает режим «HOLD»), и, показалось, что на литр-другой возрос расход бензина. Впрочем, это совпало с наступлением морозов, поэтому, возможно, так и должно быть.
Интересный случай имел честь наблюдать несколько дней назад. Стою первым на перекрестке Комсомольский-Фрунзе. Там красный долго горит. Рядом подъезжает CR-V: вся черная, тонированная, в обвесах, в хроме с «бабкоотбойником», саб на пол-улицы БУМ-БУМ. И стекла передние приоткрыты – курят, значит. Водила нервный: сидит, педалькой газа играет, мол, щас не успеет зажечься зеленый, и его тут уже не будет. Ладно. Загорается желтый. Я, как обычно, пропускаю остатки едущих по Комсе машин, и, одновременно с зеленым, слегонца утапливаю газ. Естественно, моя FESTIVA первой прыгает за перекресток (благо ехал на «D+HOLD», прошлифовки не боялся). Сзади слышу: обиженный такой рев движки, эта CR-V пулей срывается за мной. Как, обычно, сразу за перекрестком притормаживаю перед трамвайными путями (получить в зад не боюсь – за мной нормальные машины только начали движение, дистанция огромная). А тот чудо-конь, наоборот, еще сильнее по газам, и по рельсам так: прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок, прыг-скок. Хорошо, что передо мной, а не вместе со мной, потому что его откинуло немного на мою полосу. Догоняю кроссовер на красном перед Шевченко, а водила с пассажиром так смотрят на мою машинку победно сверху вниз (на улице -28, а у них стекла опущены, совсем, наверное, жаркая машина), и такая круть от них меня накрывает, аж стоять рядом стыдно. Еще бы: двухлитровый полноприводной «паркетник» по обледенелой снежной корке «уделал» после перекрестка переднеприводную крошку FESTIVA с ее 1,3 литрами! Такой геройский подвиг, безусловно, обязан войти в анналы автомобильной истории г.Томска, ведь водителю CR-V понадобилось для этого столько силы, сноровки, мужества, и, конечно же, ума: «сообразить», что бюджетная малолитражка всерьёз решила потягаться со светофора с машиной его класса!
Вот и все, что я могу сказать по динамики моего FORDа, выводы делайте сами. Не довелось ездить на аналогичной машине с 1,5 литрами, но на хорошем бензине мне лично и 1,3 литра хватает за глаза, а на плохом, пожалуй, и 100 коней резво не поскачут. Вообще, считаю, что скорость и динамика, скорее зависят от состояния души водителя, нежели от технических возможностей автомобиля: когда я еду по пустому проспекту, и меня полностью устраивает 60 км/ч, а кто-то летит мимо на 120 км/ч, и ему этого явно мало, то это вовсе не значит у меня скоростная машина, а у него тихоход, просто у нас разные запросы и стремления.
При полной загрузке машины, т.е. 4 взрослых и ребенок, конечно, разгонная характеристика у машинки ухудшается, но тяговитость сохраняется, т.о. добраться до места проблем не составляет, что, собственно, мне и нужно.
Клиренс!!! О, этот клиренс! Нет, я, конечно, понимал, читая и сравнивая паспортные теххарактеристики машин, что 145 мм – это маловато будет. Ну, было, такое смутное опасение, что эти почти 15 см под брюшком не позволят через каждую бордюрину прыгать, но тешил себя статистикой, что очень много машин имеют клиренс 150-155 мм, и ничего, катаются совершенно спокойно. К тому же, опять же, в Томске кругом асфальт. Короче, до начала эксплуатации FESTIVA, вопрос клиренса меня не волновал. Имея опыт эксплуатации М412 и «жучки», я не помню, чтобы когда-нибудь терся днищем обо что-либо торчащее из дороги (естественно, то, что разгильдяйски валяется посреди проезжей части, стараюсь объезжать, даже если это пустой целлофановый мешок).
Однако, жизнь доказала, что это не настолько уж и маловажный параметр. В первый же раз, паркуя машину на стоянке возле дома, весьма чувствительно шоркнулся о край низенькой тротуарной площадки. Сначала даже и не понял, что это было: накатанная, уверенная колея, по которой постоянно снуют машины, и тут, как наждаком по сердцу. Хотя, может быть это и не днищем, а пластиковым брызговиком цепнул, благо неровность, как назло, протяженностью в аккурат между передними и задними колесами. И на все лето этот удобный въезд во двор оказался для меня закрыт. Вдвойне обидно, что другие машины, в т.ч. и с клиренсом не выше моего, мотаются туда-сюда без подобных заморочек. И только когда снежок лег окончательно, потихоньку стал кататься и я. И вообще, снежку огромная благодарность за традиционный зимний ямочный ремонт дорог, пусть и временно, но оперативно, повсеместно и без каких-либо объяснений и отговорок.
Другой случай. Понадобилось съездить в деревню Нагорный Иштан, недалеко от Томска. Основная часть пути без вопросов: асфальт + щебенка. Но последние километры – дорога, разбитая лесовозами. С ошметками оставшегося асфальта. Ямок нет – одни воронки. И по всему этому безобразию змеится укатанный след легковых машин. После первых 50 метров стало ясно, что не «почесать брюшко» невозможно, задача иная: как сделать это так, чтобы как можно реже щекотать нервы подобными «почесонами», и машине был нанесен минимальный вред. Крадусь на пониженной менее 5 км/час, преднамеренно заезжая то одним колесом, то другим в самые мелкие ямины, дабы не посадить машину днищем на вздыбившиеся холмы грунта и старого асфальта. Периодически шоркаюсь, злюсь, но еду дальше. И тут меня умудряется обойти обыкновенная шоха, причем я не увидел, чтобы она испытывала трудности, сходные с моими: перла напропалую, даже не притормаживая. Вот тогда я впервые обратил внимание, насколько у шестерки высокая посадка: под 180 мм на глаз. А у М412, теперь мне кажется, вообще, не намного ниже, чем у «Нивы». Во всяком случае, клиренс российских машин – это, пожалуй, единственное их неоспоримое преимущество, хотя и с таким оборудованием народ умудряется «посушить колеса». Чего ж греха таить: высокая посадка машины – моя белая, искренняя зависть. Тем более, сейчас снегу навалило, и я чувствую, что высоту колеи в снежной дорожной каше мне всегда приходится корректировать своим «брюшком» уже после других машин. Вот такая она: маленькая, приземистая FESTIVA-DEMIO. Ну, ничего, подрастет, джипом будет.
Лыжами на крыше ни разу воспользоваться не довелось – не было повода.
Люк. Это, скорее, декоративный атрибут, нежели имеющий практическое значение. Да, внешне заводской люк, конечно, прибавляет солидности машине, это не та пластиковая «форточка», что сейчас за «3-5 тыщ рублеф» втыкают в крышу на каждой подворотне, и владельцы гордо именуют сие творение «люком». У нормального люка стекло (а не пластмасска) степенно уходит в свою нишу, есть солнцезащитная шторка, уплотнения сделаны грамотно. Как, кстати, меня ни пугали, что люк – источник крышных подтеков и пылесборник, ничего подобного я не обнаружил: ни пыли, ни грязи, и даже в очень сильный ливень нигде не просочилось ни капельки. Однако не буду однозначно заявлять, что протекания через люк – это фантазии и выдумки, видимо, раз на раз не приходится. Ну нет у меня знакомых с заводскими люками, чтобы спросить: а как у тебя с этим делом, а владельцев «форточек» спрашивать бессмысленно, да и неинтересно: считаю, что все зависит от ответственности, опыта, кривизны и расположения рук установщика.
Попытка открыть люк в стоящей под солнцем на жаре машине, когда в салоне термометр показывает +64, никакого эффекта не дало, по крайней мере, для сидящих впереди, просто сзади большая часть застоявшегося раскаленного воздуха вышла через люк, сменив на более свежий и чуть менее прохладный воздух улицы, что в первые минуты моментально пропотевшим пассажирам заднего сидения принесло относительное облегчение. Тем не менее, вскоре люк пришлось закрыть, потому что кондиционер, даже работая на максимуме, не справлялся с охлаждением всего салона. Люк закрыли, пять минут – и уже всем вполне терпимо. Кстати, как объяснили знающие люди, в подобные минуты лучше закрыть заслонку забора воздуха с улицы, т.к. кондиционеру приходится постоянно охлаждать горячий воздух улицы, вместо того, чтобы студить уже подостывший воздух салона. Действительно, так охлаждение салона происходит гораздо быстрее, окна и люк, при этом, естественно, закрыты. Ну, а потом заслоночку приходится открывать, чтобы не дышать одной углекислотой.
Смешно, конечно, но, между прочим, находятся люди, которые на полном серьезе не знают разницы между вентилятором и кондиционером. Более того, человек убежденно мне доказывал, что ему достаточно включить вентилятор печки без нагрева, чтобы получить такой же эффект, как от кондиционера, ну, в крайнем случае, разместить на панель ма-аленькие такие вентиляторы для усиления обдува. Со всем уважением к его почтенному возрасту и опыту, я, как мог, попытался объяснить, что вентилятор только лишь выдувает поток воздуха, не изменяя его температуры, а система кондиционирования, в первую очередь, охлаждает воздух, а уж потом, то, что получилось, подает через тот же вентилятор, но, кажется, он мне не поверил. Вот и докажи таким людям, что любая иномарка с кондеем комфортнее нашего тазика даже с десятком ма-аленьких таких вентиляторов, куда там: летом обе машины одинаковы, а остальное - «только кажется», и бесполезно катать на иномаре. Так и живут до сих пор в народе мифы, что росавто если не лучше, то не хуже других МАШИН. Правильно говорят, что старый закаленный гвоздь можно сломать, но выправить нельзя.
В прохладную погоду – аналогично. Даже на скорости на передних сидениях очень слабый обдув через люк, как-то вскользь, зато у задних пассажиров – ураган, все волосы дыбом, требуют люк прикрыть, а чаще вообще закрыть. Опять же, кондей рулит.
Немногие практические преимущества люка – это возможность в сумеречные утренние или вечерние часы, в состоянии «ни день и ни ночь» открыть солнцезащитную шторку, и в салоне сразу становится немного светлее, все пространство заполняется мягкими уютными оттенками, в машине просто приятнее становиться сидеть, и кажется, что даже передняя панель из скучной и серой превращается в притягивающую взгляд кремового цвета поверхность. В осеннее время, когда светать начинает позже, а темнеть - раньше, большинство подобных часов выпадало на время поездки на работу и обратно, чем и пользовались.
Можно, конечно, открывать шторку и днем, и тогда все солнце будет в салоне, но слишком много света не люблю я: глаза болеть начинают, и макушку припекает. Вот в пасмурный день – другое дело.
Понравилось и на летней ночной рыбалке, когда дым костра уже порядком надоел, и надо выспаться перед утренними часами клева и обратной дорогой, полежать, попялиться на сияющие звезды, подумать о добром и вечном и попытаться уснуть под назойливый комариный звон за окнами машины.
Ну, и если кому-то из пассажиров захочется услышать звуки кипящего жизнью города (однажды у меня было и такое с гостями), не обязательно открывать окна, достаточно люка, чтобы меньше ловить солярной копоти от проезжающий мимо КАМАЗов, особенно стоя в пробках. Правда, в таких случаях у меня остается опасение, что вместо копоти в люк может прилететь и окурок: от этих ребят всего можно ожидать, но пока инцидента не было.
И еще насчет кондея. Теперь я точно знаю, что автомобиль без кондиционера – это, мягко говоря, НЕКОМФОРТАБЕЛЬНОЕ средство передвижения. Грубо: это, в жаркий день, мобильный крематорий с естественно-воздушным охлаждением салона. Никогда не забуду случай, когда после работы подъехал к магазину. +37 в тени по данным синоптиков, а сколько на солнцепеке – одному богу известно, мой балконный градусник в тот день зашкалил далеко за +50. И стоит под этим палящим солнышком пацанская такая «десятина», затюненная, чернь вкруговую. Открыты одновременно все двери + капот + стекла на три четверти опущены. Сидят в ней три мокрых орла, голые по пояс, потными рубашками обмахиваются, охлажденное в ларьке пивко потягивают. И такая грусть на их лицах, не знаю, что у них там случилось, но вид был неважнецкий, такое щемящее чувство безысходности от всей этой картины маслом. Мне их было очень жаль в тот момент, но ничем помочь не мог: как на FORDa сел, даже отвертки с собой не вожу, привык «сел и поехал». Остановился рядом с ними, глушить двигатель не стал: ребенок остался, пусть кондей продолжает потихоньку работать. Пошел, купил все, что нужно, прихожу, думаю, как же это все нелепо смотрится: стоит «десятка», у которой открыто все, что можно открыть, и моя, тоже в тонировке (правда, заводской), вся закрытая наглухо, и заведенная. И каково людям в Жигулях находиться? И каково мне, когда я с улицы сел в салон, и по ощущениям, как из жарко протопленной сауны попал на легкий морозец? И мне еще доказывали, что за эти деньги ЛУЧШЕ взять ТАКУЮ «десятку»? Чтобы у меня дитя в ней заживо сварился, когда она в очередной раз поломается на таком солнцепеке? Да и в не сломанной машине в такую жару сидеть у магазина – тихий плавящийся ужас. Нафиг-нафиг, как-нибудь без меня и моей семьи.
Поэтому, пока наши отечественные автомобилестроители, помимо всего прочего, не станут устанавливать в свою продукцию нормально работающие кондеи, этот сектор товаров лично для меня закрыт насовсем, даже если мне за бесплатно подарят такое произведение машиностроения, ездить на нем я никогда больше не буду. И вообще, покуда русавто не войдут в пятерку МИРОВОГО лидерства по соотношению цена/качество сборки, надежность, безопасность и комфорт, и, среди своих «одноклассников» в популярных таблоидах не станут занимать позиции, скажем, между MERSEDES и BMW или TOYOTA и MAZDA (без шуток), все патриотические потуги нашего правительства по спасению структуры отечественного автопрома – это попытка заставить мертвого ходить на мощных костылях непомерной ввозной пошлины. И это, на мой взгляд, отнюдь не стимулирует российского производителя на выпуск более качественной продукции, все делается под негласным девизом «и так купят, никуда не денутся». Не чешет их конкуренция дешевых и на порядок качественнее собранных импортных машин – правительство в очередной раз постаралось вытянуть доморощенную отрасль за счет кармана простых граждан. Почему я все это пишу? Да потому что ДОСТАЛО периодические охи-вздохи, что за эти деньги можно было купить никудышную «дисятку», которая просто немного длиннее моей машинки, а в остальном и в подметки не годится. И не было бы подобных разговоров и сравнений, если бы к ~$2500 стоимости FESTIVA мне не пришлось доплачивать около $1500 таможенной пошлины. При таком раскладе вообще сравнивать не с чем, FESTIVA абсолютно вне конкуренции, еще бы: 130 тыс. руб. за качественную аукционку против 170 тыс. руб. непонятно за что. Т.е., перефразируя: настоящий ценник FESTIVA - 130 тыс. руб., еще + ~ 40 тыс. руб – это цена свободы моего выбора, моего личного предпочтения, наложенная на меня родным государством, чтобы оправдать заоблачную цену, заломленную за отечественную чахоточную коросту, с которой постоянно сравнивают мою МАШИНУ люди, которые не знают, какая между ними разница, а судят только по примерно одинаковой стоимости, которая в первом случае вынужденно обходится владельцу, а во втором- неоправданно взвинчена. А было бы иначе, то и на русавто цены стали «поприземленнее», более соответствующие их настоящей стоимости, хотя, на мой взгляд, ВАЗ-2110 и 70 тыс. руб. не стоит (с конвейера, а не 3-4 лет пробежности по нашим дорогам). Убежден на 200% - развращает наше правительство отечественного производителя, балует его заградительными пошлинами, как дитя несмышленого в искусственном инкубаторе, да не в коня корм. Мягко говоря, сомневаюсь, эти МОИ пошлинные деньги действительно пойдут на пользу родному государству, но теперь моя семья ездит на настоящей машине, а не ширпотребе, слепленному на «отвяжись» не соответствующему своей стоимости. И уж точно не поверю, что 100% работников ВАЗа, ГАЗа, УАЗа, и проч., имеющих личные автотранспортные средства, возят свои семьи на автомобилях собственного производства, а не «вольвах», «меринах», «бумерах», «крузерах-лексусах» и т.п.! А как же патриотизм, господа? Уж вы-то должны быть всем остальным гражданам РФ наглядным примером и живой рекламой своего товара. Ну, конечно, зачем вам это все? Бог не выдаст, родное правительство не «съест», можно спать на работе спокойно, и совесть не мучает, что остальным гражданам, делающим свой выбор не в пользу вашей халтуры, приходится оплачивать ЗНАЧИТЕЛЬНО больше далеко не лишних денег только за возможность приобретения желаемой вещи просто по личному вкусу и предпочтению. Ах, ну да, вы же тоже катаетесь и на тех же «японках» и «европейках», значит и вам тоже приходится раскошеливаться на таможенном ввозе. Бедняжки, какие все вокруг вас плохие!
Да, немного отвлекся. Печка работает, считаю, нормально. На ночь оставляю регулятор тепла почти на максимуме (впрочем, он зимой постоянно находится в таком положении), а скорость вентилятора – на «единичку». Положение заслонок: «лицо и ноги», забор из салона. Через 5-7 минут после запуска, когда сажусь в машину, потихоньку идет уже теплый воздух. На работающем двигателе снимаю автозапуск, делаю забор с улицы, положение заслонок: «только стекло» (вентилятор с «единички» не переключаю, опасаюсь так часто видимой на других машинах длинной горизонтальной трещины, идущей по низу лобового стекла), и иду сметывать с машины снег, протирать от пыли стекла. За это время исчезают запотевания окон (НИКОГДА, ни летом, ни, тем более, зимой, не опускаю окна для «распотевания» салона – только кондей/печка, и только они, правда, нужно быть уверенным, что с салонным фильтром полный порядок). Ну, а потом опять, положение «лицо и ноги», скорость увеличиваю до троечки (вполне хватает), и, пока подъезжаю со стоянки до подъезда за ребенком (минуты полторы), в салоне стабильно +20 градусов (при -10…-12 за бортом). В дороге же, либо уменьшаю скорость вентилятора, либо направляю заслонки на «стекло-ноги». Это писать и читать долго, а на самом деле все уже отшлифовалось до автоматизма, руки сами знают что делать.
Остывает машинка в мороз -10 с +20 в салоне до +8..10 где-то минут за 20..25. Не знаю, быстро это или медленно, но пока двигатель не слишком остывший, завести и скоренько прогреть салон – дело пяти минут. Кстати, опять же к сравнению: проехался со мной человек, который зимой эксплуатирует шоху, так по его словам, чтобы у шохи салон прогрелся также быстро, нужно дополнительно включить что-то типа фена для волос, а лучше два. И я так понял, это было сказано всерьез, т.к. у него тоже маленький ребенок.
Долго не мог разобраться: что за кнопка такая, активирующая режим «HOLD», и что этот режим удерживает? В мануале написано использовать при гололеде, пробках. Оказалось, что этот режим удерживает автомат от переключений на более высокие передачи. Т.е., на «D» четвертая никогда не включится, на «S» включаются только первая и вторая, соответственно, на «L» только первая (при движении можно даже не притормаживать, машинка движется ровно до тех пор, пока нажата педаль акселератора, все происходит очень плавно, задумчиво). Впервые я вспомнил про эту волшебную кнопку, когда при первом гололеде, еще на старой всесезонке, не смог с дворовой площадки с небольшим уклоном подняться на дорогу. Главное, вокруг меня Газели разные и другая техника катается совершенно спокойно, а у меня непонятно что. Ложу ногу на педальку – машинка, как обычно, начинает движение вперед. Очень плавно поднимаю обороты, но передние тут же уходят в прошлифовку, сцепления с дорогой ноль. Что делать? Откатился на пару метров назад, где поровнее, благо место позволяло. Думаю, надо попробовать на пониженной «L», глядь, а там еще и «HOLD». Ага, был такой момент в мануале! Врубаю «L+HOLD», чих-пых-чих-пых, и я уже на дороге, и никаких прошлифовок, все очень мягко и плавно, то, что нужно.
А где-то с пару месяцев назад ночью был небольшой буранчик, снегу намело мало не до колена. Ну, со стоянки я ещё выехал, а дальше, до основной дороги, есть участок с сотню метров, где Газельки, да грузовички разные «утоптали» в старом снегу две хорошие колеи, я всегда стараюсь ездить над одной из них, как над канавой, потому что, иначе легко сесть на «брюхо». И, как назло, все свежий снег выровнял, а справа трамвайные рельсы параллельно этому участку идут, слева – высокий бордюр, тоже под снегом не видно. Ну, думаю, главное через первую колею проскочить, да слева угол бордюра не зацепить, а там по памяти… Разогнался немного, как обычно на «D», раз-два, и… перескочил обе колеи, вернее, левые колеса оказались во второй «канаве», а правые – между рельсами (уровень плотного снега – в уровень рельс). Надо выбираться, трамваи ходят каждые 5-7 минут. И нет, чтобы по рельсам проехать этот злополучный участок, дернулся, дурак, с них влево, и точненько оказался в обоих колеях. Продвинулся на пару метров вперед, и опять: перед буксует, зарывается, и шипы в этот раз не спасают. Ну, что делать? Решил снова опробовать «L+HOLD», хуже уже не будет, иначе все равно весла сушить, Газельку ждать. А тут еще и со сборами утром прочухались долго, и машину от снега дольше обычного чистил, короче попаDOS по времени конкретный, еще неизвестно, сколько займет нечищеная дорога до места работы с заездом к няне. Откатился малость назад, воткнул передачу, помалу-помалу поехала родная. У меня аж сердце замерло, боюсь газ сбросить, а тут, как специально, навстречу два мужика идут неторопясь, снег-то глубокий, что-то жестикулируют, разговаривают между собой. Время семь утра, неохота звуком народ будить, сигналю фарами, мол, уступите дорогу, дайте выехать. Ноль внимания, чешут дальше. А я как педальку газа прижал, так и не отпускаю, чувствую, слабину дам, и стопудово Газельку ждать, уж эти-то орлы меня спокойно обойдут, вытаскивать не станут. Сигналю бибилкой – опять ноль эмоций. В общем, выскочили они из-под самого бампера, один в снег на рельсы сиганул, второй – в сугроб налево. И такие маты стоэтажные вокруг, а мне уже все пофиг: вот и основная дорога. На работу приехал без одной минуты ровно.
Также включаю «HOLD», когда нужно трогаться быстро и без прошлифовки (шипы-то не лишние), например, когда на нерегулируемом перекрестке сворачиваю налево, в «карманах» между встречками, или для снижения прыти машинки в пробках, чтобы шла вяло, плавно, без резких разгонов и торможений юзом (как обычно это любят делать «джигиты» на впереди едущей Волге).
Приятным подспорьем в эксплуатации оказалась и легендарная трансформация салона. Приехали на Алтае к хорошим знакомым, любезно предоставившим на период нашего отдыха деревянную детскую кроватку. Пока суть, да дело, надо увезти ее домой (естественно разобранную, т.к. не использовалась несколько лет). Хозяин кроватки, увидев машину: «а как вы туда загрузите, там же места нет»? Спорить было некогда – темнело, ребенка нужно было спать уклады