Найдёныши

Эти два дополнения почему-то не вошли в основной хронологический сборник. Вероятно, они пропали, как и несколько фотографий, когда примерно год или полтора назад на Дроме произошёл сбой. А сегодня я случайно обнаружил их, разбирая хлам на старом винте. Думаю, пусть будут. Итак.

Про дружбу приборов.

В общем, проблема появилась достаточно давно. Когда печку сделали. После сборки странно начал вести себя тахометр. Включаешь фары - нормально. Нажимаешь на тормоз - стоп-сигналы загораются - падает стрелка. Выключаешь фары - снова работает. Не сразу только. И так не только с тормозами. Бывало, печка работает, фары работают, тахометр валяется без сознания. Коксу дашь движку - ремни генератора верещат, как чумные. Р-раз - подскочила стрелка.

Не отставал от тахометра и датчик зарядки. Так-то он, в режиме "зима", вольт 15 показывает. А как упадёт тахометр - не больше 12-ти. А если при этом и поворотники включить - так ещё и в минуса зарядка уходит. Оно, вроде бы, и ничего. Для аккумулятора, обратно, полезно - тренировочка дополнительная. Но всё же как-то не по себе.

Да и тяга заметно проседает, когда тахометр отключается. На расход, ясно, это не положительно сказывается.

В общем, налицо все признаки проблемы с электрикой. А если говорить точнее - где-то прошивает не туда. А вот где - это вопрос. С электрикой у меня туго. Если покажут, куда чего паять - это я умею. А вот само КУДА и ЧЕГО - тут я пардон. Ну, щётки ещё знаю. Но там щётки нормальные. Канолевые.

Так и ездил я с момента ремонта печки. Лёха ещё такой, ага, дескать: "Да чо ты паришься? Едет же!" Ну, спору нет, конечно...

В общем, прошло месяца два с половиной. Некогда было заниматься машиной. Тут работа новая. Дома подработка. С одной работы пришёл - за другую засел. Даже помыть машину некогда, не то, что электричество...

А тут пригласил нас семьёй тесть в гости, за город. Приехали. Машина ночь простояла. А ветерок. Не иначе, зима! Не особо холодно, но выдуло тачку здорово. Утром автомобиль - в разводах расписных, морозных.

Кинул я переноску. Волга же гибридная. Её заряжать от розетки можно. Зарядил минут с полчаса - и заводи. Говорят, помогает...

Чтобы лучше заряжалась машина, пробку радиатора выкрутил. Разрежение там, в системе, на холодную образуется: давит тосольчик немного через пробку. Заодно и горячим поцелуем выдул я обратно в радиатор скопившуюся в бачке охлаждайку. Крышку закрывать не стал, чтобы циркулировало лучше. Капот прикрыл слегка. И ушёл.

Спустя час где-то включаю зажигание - температура 50. О, норм. Выключаю переноску и завожу. Выставляю прогревочные обороты и иду пить чай. Ещё минут 15.

В общем, когда я спохватился, что пробку забыл закрыть, весь моторный отсек был уже мокрый. Выключил я двигатель и, тихо матерясь, полез оценивать масштаб трагедии. Маштаб оказался не смертельным. И когда я, выплюнув остатки тосола из бачка, хотел уже было закрыть капот, до моего носа долетел слабый запашок палёной проводки.

Открываю правую фару (основания подозревать именно её у меня имелись) и вижу, что цоколь лампочки габаритного огня болтается себе спокойненько и так ненавязчиво пытается передать всю напругу с себя на корпус. А сама лампочка где-то по фаре путешествует.

Но палёным воняло не это. Вонял разъём основной лампы, где проводок питания ближнего света был ненадёжно зажат в клемму. Итог - окисление, сопротивление, температура, лишняя нагрузка.

Цоколь мелкой лампочки я починил, плюс от корпуса отстранил и водрузил всё на место. А провод питания ближнего света просто отсоединил. Там сломано было и он без труда выпал.

Все системы тут же пришли в порядок. Тахометр перестал ложиться не в тему, а зарядка показывает положенные 15 вольт. Но, кроме этого, машина ещё и тянуть стала заметно лучше.

Видимо, генератору было настолько уже тошнотно моё бездействие по отношению к его проблеме, что он обратился с просьбой к пробке радиатора, которая выплюнула тосол, и забыла мне напомнить закрутить её на место. Ну, а с проводком подпалёным, чтобы повонял немного, генератору и договаритьвася не пришлось. Приказал только. Он же главный в их системе.

Вот какая, оказывается, бывает дружба - дружба приборов.

* * *

- Петька! Приборы!

- Двадцать, Василий Иваныч!

- Что "двадцать"?

- А что приборы?!

Как-то так сложилось, что приборная панель автомобиля для меня была чем-то таким... Как бы так сказать, второстепенным. Нет, ну, там понятно, скорость, уровень топлива... А вот температура - зачем? На Калдине проездил два года - никогда на температуру не смотрел. Оно всегда ровно было. И зимой в -30, и летом в +40. А тахометр зачем Калдине? Коробка автомат. Оно, если и есть, то так... Для понту. Обратно, Бэха. Ну, там, понятно, механика. Поэтому тахометром штатные часы я заменил по возможности сразу. Обратно же, понт: красивые тахометры на Бэхах. Чоткие. Но и тут вопрос - ездили раньше люди и без тахометра. Не сильно парились, на слух переключали. А уровень топлива на той же Бэхе отродясь не работал. Только лампочка загоралась, когда в баке парЫ одни оставались.

А кто смотрит на сигнальные лампы? Загорается с включением зажигания комбинация на приборке красивая. Как новогодняя ёлочка. А чего оно значит? Это как в фильмах - авария на АЭС - всё мигает, иллюминирует. Но это же так, скорее для важности.

Остаётся спидометр один из важных. Но, как правило, и он привирает в плюс. Говорят, даже специальный ГОСТ есть такой, обязывающий спидометр привирать. Чтобы не нарушали слишком.

В общем, отношение к приборке было у меня посредственным. И было это до тех пор, пока у меня не появилась Волга!

Поездив буквально недолго, понял я, что приборная панель на Волге - это не просто набор разных приборов, а самый настоящий индикатор здоровья автомобиля. Но это ещё не значит, что поглядев на показания любой желающий скажет: "Ага. Зарядка низкая". Или там: "Температура высокая, что-то греется немного мотор". Это вам не компьютер. А дело всё в том, что приборы там живут своей жизнью.

Вот, к примеру, давеча, проблема была с электричеством. Коротило. А не работал тахометр - прибор, казалось бы, далёкий по назначению от электрооборудования.

Или другой пример - по показаниям датчика температуры можно определить, когда открывается термостат. Тут уже, правда, всё очень индивидуально. Я бы даже сказал, интимно. На моей стрелочка сначала медленно уползает почти в красную зону, а потом быстро падает но положенные 80 градусов. А по тому, насколько быстро или медленно, равномерно или рывками она поднимается по мере прогревания мотора, можно судить о завоздушенности системы охлаждения или о недостаточном количестве жижи. Понимание всего этого приходит, разумеется, с опытом.

Скорость я меряю строго по тахометру. Все знают, что на прямой передаче (в моём случае это - четвёртая) умножь показания тахометра на три - получишь скорость. Поэтому держишь себе 2000 оборотов - 60 км/ч ровно. Проверял по GPS. Зато спидометр в это вермя, с положенной ГОСТом погрешностью, показывает от 60 до 80... Плавающая такая скорость, если верить спидометру.

Это, конечно, далеко не все моменты. Все и не упомнить.

Но, если говорить в общем, приборы на Волге придуманы не зря. Не знаю уж, как они задумывались разработчиками, но работают просто на ура. С душой так работают. По-нашему, по-русски...

Опубликовано

Другие дополнения из этого отзыва

 
 
Оставить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь:
Текст комментария: (Внимание! Грубые и нецензурные комментарии будут удалены)
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить отзыв