Здравствуйте друзья.
Ну вот, благодаря просьбам читателей моего первого творения
Отзыв о Nissan Vanette, решился написать отзыв о ИЖе. Долго обдумывал о чём писать и как построить свой рассказ, переживаю получится ли как в первый раз. В моём повествовании не будет романтики и красивой истории о сбывшейся мечте, а будет рассказ о куске жизни простого пацана, тесно переплетённой с автомобилем ИЖ-2715. Надеюсь из-за этого он будет не менее интересным. Ладно, поехали.
Глава первая: Как я дошёл до жизни такой.
В юности мы все мечтаем, что будем ездить на крутых и быстрых тачках, катать красивых девочек, а менее удачливые чуваки будут нам завидовать. И я не исключение. Будучи пацаном я фанател от машин и мотоциклов, собирал наклейки, вкладыши от жвачек, журналы "За рулём", восхищался формами и мощью импортных автомобилей. Тогда мне казалось, будь у меня такая машина, всё, жизнь удалась. Но в жизни редко бывает так, как мы видим своё будущее в юношеских грёзах.
В 98-м году в 22 года я женился (на девочке, которую катал на мотоцикле), и конечно же на подаренные на свадьбу деньги мы (как и большинство молодожёнов) купили машину. Хотелось иномарку, но денег хватило только на Жигули. Была куплена Шестёрочка песочного цвета с одиннадцатым движком (объём 1300 см3) в посредственном состоянии за 12500 руб. Мой тесть (костоправ-самоучка) сказал:"Для начала пойдёт, а там что-нибудь придумаем". Поездив с годик на "шорике" я закапиталил движок (под присмотром тестя) и мы перекрасили машину по головку. Жигуль заметно посвежел. Через некоторое время в таком блестящем состоянии мою машину увидел родственник соседа, приехавший из деревни.
-Продаёшь? - вопросил он.
-Да, тридцать пять - не растерялся я.
-Ладно я подумаю - сказал он задумчиво почесав репу.
Вообще цену я ляпнул от балды, специально повыше, что бы он отстал, машину я продавать не планировал. Через месяц (я уже и забыл о том разговоре) родственник соседа приехал с деньгами и забрал "шорика" за 35000, я ох...ел. Ура, у меня появился шанс купить иномарку, ну, так я думал. Начались поиски. На нормальную иномарку этих денег явно не хватало. Стали с тестем искать аварийку под восстановление, но, как на зло, ничего не подворачивалось. И вот в один из базарных дней, рыская по авторынку, я увидел его: Mitsubishi Galant 1986 г.в., 2.0 литра, механика, европеец, цена 40000. Тесть сразу определил:"Машина полностью перекрашена, сделана хорошо, мотор вроде работает нормально, не стучит, не дымит, если нравится бери". Я сказал продавцу, что у меня только 35 штук и если отдаст машину за эту сумму, то я заберу. Он согласился. Ну что хочу вам сказать ребята, после моей шестёрки этот агрегат показался мне просто ракетой. На нём реально можно было притопить. Я был счастлив и почувствовал себя крутым чуваком (как я был глуп и наивен). Но эйфория быстро прошла, когда я подсчитал расход бенза, выходило около 18-20 литров на соточку. Позвонил бывшему владельцу с претензиями за расход, а он мне говорит:" Там же движок дуровой, плюс карбюратор, чем сильнее давишь тем больше льёт. Ты сильно не вваливай и всё будет нормуль"- и отключился. Сука. Чуть позже выяснилось, что и расход масла у моего болида тоже не детский, только успевал подливать. Вот я прикупил себе иномарку, такой блин реактивный бензо-масло-жор. Эта машина буквально высасывала из меня деньги. Работал я с тестем (главный помощник костоправа, такая у меня была должность), но зимой заказов было мало, и я почти всё время сидел дома. Денег не было, жена тоже не работала, так как сидела с восьмимесячным сыном. Галант стоял в гараже, я на нём почти не ездил. Вот тогда и появились первые разумные мысли, что не я должен работать на машину, а машина должна работать на меня. Я решил продать Митсубу и купить Шиньона, тем самым обеспечив себя работой. Мой дядька, занимавшийся в то время грузоперевозками на личной Газели через диспетчера, сказал, что бывают маленькие заказы и он пристроит меня. Галанта я кое-как с горем пополам продал (таких дураков как я не так много, но я нашёл ещё одного) за 38 тысяч.
Глава вторая: Что же я в итоге приобрёл.
В начале Марта 2001 года я купил ИЖа 92 года выпуска, белого цвета в среднем техническом состоянии за 24 тысячи. Были и более достойные варианты машин, но Вова (бывший владелец) подкупил меня тем, что пообещал устроить меня работать на своё место водителя-экспедитора в фирму по оптовой продаже бытовой химии. Москвич был обут в почти лысую "снежинку" Барнаульского Шинного завода. Резина зимняя только условно, на льду и укатанном снегу её сцепные свойства равны нулю. Двигатель заводился и работал нормально и оказался достаточно резвым, я был приятно удивлён. На машине не было задних амортизаторов, переднее левое колесо не тормозило (тупо зачеканена трубка), и при торможении машину тянуло на обочину (ну хорошо хоть не на встречку), ручник не держал, рычаг КПП болтался как говно в проруби (для москвича это почти норма), но передачи все включались. Правда с непривычки при разгоне вместо третьей я иногда подтыкал первую и при отпускании сцепления машина резко осаживалась. При переключениях на пониженную (с 3 на 2 и с 2 на 1) короба злобно рычала на меня и требовала перегазовки. Рулевое управление ИЖа, это просто фантастика, водитель вроде и управляет машиной, а вроде и нет. При движении прямо машина может сама начать поворачивать из-за неровностей асфальта или при сильном порыве ветра. Причиной такого непослушания является "волшебная" конструкция наконечников рулевых тяг, которые как не ремонтируй, снова разбалтывались через месяц, максимум два, и как следствие - общий люфт рулевого управления. Подвеска ИЖа достаточно комфортная и мягкая, ухабы глотает на ура и пробоев почти не бывает. Рессоры у Шиньона состоят из девяти листов, вместо семи у пассажирских версий, но толку от этого рессорного пирога мало. При загрузке килограмм 300 машина прилично садилась, а при паспортной максимальной загрузке в 450 кг задние колёса полностью прячутся в арки и машина задком почти скоблит по дороге. Гружённый ИЖ идет как винтовой самолёт на взлёте, с гордо задранной мордой.
Пару слов по поводу интерьера. Салон простенький, как и во всех отечественных авто той эпохи, но мне показался уютным, мягкая вспененная панель, большой тонкий руль (позже заменил на руль от Оки), широкие сиденья, по форме и конструкции почти такие же как и в шестёрке. Обзорность конечно не фонтан, сзади окна нет, поэтому маневрирование задним ходом только по зеркалам. Зимой в машине тепло, салон прогревается быстро, но есть одна неприятная особенность. Так как обдув боковых стёкол не предусмотрен, при температурах за бортом -15 и ниже они напрочь замерзали, не в бок посмотреть, не соответственно в зеркало. Ну ни чё, мы же суровые сибирские мужики, стоя на светофоре, скребком (пластиковым футляром от аудиокассеты) отшкрябаешь куржак с окон и дальше едешь пока стёкла опять потихоньку не затянет, потом, как вы догадались, процедура повторялась.
Наверное у многих читающих сие откровение возникает вопрос: "ЗАЧЕМ покупать такой непростой автомобиль?" Ну во-первых это было единственное на что мне хватало бабла, во-вторых я не совсем понимал что беру, ну, и в-третьих не всё так страшно, как может изначально показаться, человек ведь ко всему привыкает, главное свои понты поглубже засунуть. Машину я отремонтировал, поставил на зад амортизаторы, починил тормоза, отрегулировал ручник. Помаленьку - потихоньку приводил машину в нормальное состояние. Научился ладить с коробкой и ездить задним ходом по зеркалам. Чуть позже купил комплект пружин для увеличения грузоподъёмности, поставил. Задняя подвеска стала жёстче, корма ИЖа приподнялась, из-за этого амортизаторы пришлось наварить (удлинить).
В итоге я приобрёл простой в техническом плане и очень дешёвый в обслуживании, неприхотливый и выносливый двухместный автомобиль с огромным багажником (~2.0 м3) и грузоподъемностью 600-700 кг (после модернизации подвески), а так же постоянную работу со средней зарплатой и бесплатное перемещение по городу (бензин оплачивала фирма).
Глава третья: Как же на этом ездить.
Пару строк о том, как ИЖак едет и какие ощущения получает водитель при пилотировании сего кара. Ну во-первых, чтобы на нём ехать, им нужно УПРАВЛЯТЬ в прямом смысле этого слова, а не просто держаться за руль и давить на гашетку.
Едет ИЖ достаточно посредственно, но даже на нём я умудрялся рысачить и отжигать. С места до 50 разгон можно назвать резвым, дальше хуже и хуже. Максимальная скорость где-то около 120 км/ч (так я думал до одного случая). Где-то с 60-70 км/ч начинали гудеть коробка и мост, на скоростях выше 100 к гулу механизмов добавлялся свист воздуха, раздираемого кузовом с обтекаемостью ящика. Ну и про рёв самого движка забывать не надо. Поэтому при долгом движении со скоростью выше 100 из ушей и носа может пойти кровь (шутка), просто разболеться башка. Разговаривать с пассажиром на сверхзвуковой скорости тоже проблематично, можно в принципе, если орать друг на друга, но не комфортно. По этим причинам оптимальная скорость по трассе 90 км/ч. Когда несёшься на ИЖе со скоростью 120 со всеми этими звуковыми 3D эффектами, то кажется что прёшь под 180, для неподготовленного человека страшно. Так как ИЖ очень плохо ускоряется на скоростях выше 60, обгоны с выездом на встречную полосу нужно совершать с большой осторожностью и серьёзными расчётами скоростей и траекторий всех участников, а лучше вовсе отказаться от этой безумной затеи.
Зимой по глубокому снегу ИЖак едет не очень, лёгкий задок не способствует проходимости. Поэтому опасные участки надо преодолевать с разгона. Даже если машина увязла, всё равно при определённых навыках можно выехать самому, хуже если одно из ведуших колёс при пробуксовке докопалось до льда, тогда всё, пи...дец, ищи подмогу. Картина кардинально меняется, если в ИЖа загрузить килограмм 200-300. Тогда он прёт как танк по любому снегу, и если не посадить машину на пузо, то проедешь везде. Но всё равно, за время владения ИЖом, потолкал я его прилично.
Какие же чувства возникают при езде на ИЖе? Противоречивые. Некоторые "реальные" водители считают, что ты на своём ведре недостоин находиться на дороге или ты им должен по жизни, не пропускают, подрезают, сигналят и пытаются самоутвердиться за счёт тебя. Всячески показывают что ты говно, как и твой автомобиль, хотя на это у меня была своя, кардинально противоположная точка зрения. Говно может ехать в любом автомобиле, хоть в старом хоть в дорогом и блестящем. Каждодневная езда на Москвиче, это борьба за место на дороге. Конечно обидно, когда тебя за человека не считают, но комплексов по поводу своего авто я не испытывал, и всех обидчиков бодро посылал. Положительные же эмоции вызывает факт осознания того, что ты МОЖЕШЬ управлять и ездить на машине, которую многие и автомобилем то не считают. Владельцы Советского автопрома меня поймут.
Глава четвёртая: Ремонт и эксплуатация.
Машину я всегда ремонтировал сам. Запчасти покупал чаще на разборке (кроме запчастей для двигателя), во-первых это дешевле, во-вторых детали с машин выпущенных ещё в советские времена, по качеству зачастую лучше, чем новые нынешние.
Самое слабое место в Шиньоне, это ходовка. Оно и понятно, ведь по сути шасси у него от обычного Москвича, без каких либо доработок и усилений под увеличенные нагрузки. Машину я не жалел, грузил по полной, сколько запихал, столько и везу (чем больше увёз, тем больше получил). А напихивал я в него плотняком, научился укладывать коробки, полностью заполняя пространство будки. Поэтому чаще всего я ремонтировал подвеску. Рулевую трапецию перебирал два-три раза в год, сайлентблоки верхних рычагов раз в год, сайлентблоки нижних рычагов за 13 лет менял всего два раза, рессорные втулки один-два раза в год. Все шаровые шарниры в Москвиче разборные (ремонтируемые), причём реализована эта ремонтируемость крайне отвратительно. Вся конструкция шарнира состоит из шарового пальца, двух пластмассовых сухарей, прижимной пружины, всё это удерживается шайбой и фиксируется стопорным кольцом. Без специальных приспособлений собрать нижнюю шаровую (вставить стопорное кольцо) в одного практически невозможно. Тоже самое касается и рулевых наконечников в трапеции. Позже в продаже появились неразборные шаровые опоры FENOX (наподобие Жигулёвских), ставил их, хватало на пару лет. Также намучившись с рулевой трапецией раздобыл переделанную (подогнал сосед по гаражу, дядя Коля), там вместо стопорного кольца резьбовая заглушка. Теперь переборка трапеции проходила быстро и без мучений, а разболтавшиеся в процессе эксплуатации рулевые пальцы можно просто подтянуть. Жить стало легче.
Двигатель Москвича - это совсем другая история. Он достаточно тяговитый, простой и неприхотливый. Но есть один минус, это низко расположенный трамблёр. Лужи глубже 20-30 см. на Москвиче лучше не форсировать, иначе можно в ней надолго остаться. Если вода попала на трамблёр, то машина глохнет, и, пока он не обсохнет (примерно 30-40 минут), машину хрен заведёшь. Правда процесс можно ускорить протерев трамблёр насухо тряпкой, но для этого нужно выйти из машины в лужу. В ремонте мотор ИЖа никаких проблем не доставлял. Съёмные гильзы (цилиндры), это большой плюс при ремонте, блок растачивать не нужно. Покупаешь новую поршневую (гильзы, поршни, кольца, пальцы (комплект 3-3,5 тысячи)), вкладыши, всё меняешь и вуаля, мотор откапитален. Коленвал, за всё время эксплуатации ИЖа, точил всего лишь один раз. Поршневой мне хватало примерно на 60 тыс. км или 3-4 года. На ремонт мотора в одного затрачивал день-два, обычно это были выходные.
Коробку передач никогда не ремонтировал, просто менял на другую. Чё с ней возиться, если можно купить б/у за 2 тыс. Несколько раз меня выручал дядя Коля (сосед по гаражу, обладатель Москвич-412 1972 года), подгонял мне рабочую КПП взамен вышедшей из строя. Мы с ним частенько обменивались всякими железками, то он мне поможет, то я ему.
Кузов моего ИЖака претерпел несколько глобальных ремонтов (два) за время владения им.
В Ноябре 2003 года, при проезде перекрёстка, мужик на Жигулях выскочил на красный и, ударив мой авто в левое крыло, свернул всю "рожу" ИЖика на бок. Машину увез на эвакуаторе к тестю в Гоньбу. Чтобы я не потерял работу, мой шурин Лёха подогнал мне свой Фольксваген Пассат универсал 1985 г.,и до Нового года я работал на нём. Для восстановления моего кормильца, тесть купил у местных бухариков донора (ИЖа пикапа) за 3 тыщи, который был разобран на запчасти. Все новогодние каникулы мы с тестем лечили страдальца. "Морда" ИЖа была отрезана до панели моторного отсека и приварена другая, от донора. Крылья, капот, облицовка тоже с него. Донор был белого цвета, поэтому ничего красить не пришлось.
Через несколько лет интенсивного юзанья, кузов моего ИШачка заметно устал, прогнил и потрескался. Решено было его заменить (кузов). Весной 2007 я нашёл переваренный кузов без передних крыльев и капота, на колёсах, с документами. Владелец, молодой парнишка, восстанавливал машину для себя, но почему то бросил это дело. Тогда я не придал этому значения. Кузов я забрал за 5 тысяч, притащил как обычно к тестю, чтобы в отпуск перекинуть мотор и коробку с одного на другой. Когда же я приехал на трансплантацию, тесть (старый костоправ) мне говорит:
-Морда у твоего "нового" кузова криво сварена.
-В смысле?
-В прямом. Я хожу каждый день мимо, смотрю, кажется что криво морда стоит. Взял рулетку, промерил. Диагональ моторного отсека не идёт и один брызговик выше, чем другой. Крылья и капот нормально не встанут и не факт, что машина будет ехать прямо и резину жрать не будет. Ты то куда смотрел, когда этот кузов брал?
Куда я б..ять смотрел? Да никуда я не смотрел. Этот факт добавил мне головняков. Теперь стало понятно почему прежний владелец бросил восстанавливать машину. Потому что руки из жопы растут.
Посовещавшись с тестем, было решено, что заново переделывать морду и ставить брызговики на место очень геморно. Так как передняя часть моего ИЖа была в нормальном состоянии (недавно переваривалась), решили просто приварить новую жопу. Когда я работал с тестем, мы так делали пару раз с иномарками. В этом методе было два плюса: во-первых вся морда оставалась в сборе, то есть никакой возни с проводкой, панелью, мотором и т.д., во-вторых не надо ехать в ГИБДД для замены кузова. Короче свой автомобиль я разрезал по низу, в районе крепления траверсы КПП, и распилил стойки лобового стекла. Купленный кузов постигла та же участь. Потом, как вы уже догадались, передок моего ИЖа и зад "нового" кузова были благополучно состыкованы. Все швы по днищу были промазаны мастикой, швы по наружке зашпаклёваны, машина полностью покрашена. ИЖак стал как новый. Изначально на ремонт планировалось потратить неделю, реально же провозился почти весь отпуск. После двух кузовных ремонтов от родного кузова осталась лишь перегородка между салоном и моторным отсеком и панель перед лобовым стеклом (на ней выбит номер кузова).
Глава пятая, заключительная.
В период с 2001 по 2006 год, ИЖ был единственным автомобилем в моей маленькой семье. Мы с женой и маленьким сыном ездили на нём везде, по магазинам, к родителям, на пикник на озеро и даже в Горный Алтай дикарями (в Горный сына не брали). Мой сын просто балдел от ИЖа, потому что сидел на переднем сидении (много ли ребёнку для счастья надо) на коленях у мамы, а когда он ездил с дедом то сидел сзади :(. Вы скажете:"Но это же не безопасно, ты чем вообще думал?" Точно такие же вопросы мне задавали инспекторы ГИБДД, когда останавливали меня с ребёнком на борту. "Да всё я понимаю, но поймите и вы меня, это вынужденная мера, ехать как-то надо, а другой машины у меня нет"- примерно так я отвечал гайцам. Оказывается гаишники тоже люди, ни разу меня не штрафовали за ребёнка на переднем сидении. Проблема была в том, что сын подрастал, и ездить втроём в двухместном автомобиле со временем становилось всё неудобнее и сложнее. Поэтому в 2006 на роль семейного автомобиля был куплен Toyota Funcargo ,99 г.в., а ИЖик из статуса "семейный" перешёл в статус "чисто рабочий". На Фунте всю неделю ездила в основном жена (по работе), я же только по выходным, отдыхал от ИЖа. Шли годы, семейные автомобили сменяли друг друга (после Фунта был Pajero IO 2000г., а после него RAV4 2004г.), лишь "чисто рабочий" оставался неизменным. Пока он исправно выполнял свою функцию, менять трудягу я не собирался. Конечно отношение к ИЖу было уже не такое как раньше, теперь я относился к нему как к рабочему инвентарю (станку, сварочному аппарату, экскаватору и т.п.), главная задача которого быть исправным и выполнять свою работу. За длительное время владения ИЖом я перебрал его весь, чувствовал его, как жену после 20 лет брака (когда по одному взгляду понимаешь чего она хочет), знал на какие поломки можно подзабить или сделать позже, а какие нужно ремонтировать немедленно (иначе кирдык). Мой Москвич был всегда в технически исправном состоянии и на дороге подводил меня крайне редко. И если поддерживать машину на ходу у меня ещё хватало сил, то заниматься косметикой (после переварки и покраски кузова в 2007) уже не было никакого желания. ИЖак постепенно обрастал сколами, царапинами и вмятинами (то фура на стоянке "хвостом" зацепила, то бешеный газелист весь бок снёс), да и от ржавчины никуда не денешься. На скорость и грузоподъёмность все эти коцки никак не влияли, поэтому пох. Последние пару лет машину почти не мыл, потому что грязный ИЖ выглядел лучше, чем свежевымытый. Мылся он сам, когда шёл дождь. Так же в последнее время мой пепелац стал плохо заводиться во влажную погоду и в морозы. Что я только не делал (менял трамблёр, катушку, свечпровода и сами свечи, капиталил дрыгатель и т.д.), но победить данный трабл так и не смог. Решением проблемы стала установка подогревателя тосола (кипятильника). Морозным зимним утречком, часов в 7, бежишь к машине, чтобы включить подогрев (благо мой кореш дядя Коля вывел розетку из своего гаража), потом обратно домой, умываться и завтракать. Примерно через час машина заводилась с пол оборота даже без подсоса и прогревалась за пару минут. Это конечно здорово, только бегать туда сюда каждое утро я заипался. Постепенно стали посещать мысли о смене авто, но полистав пару вечеров Дром и посмотрев сколько стоят нормальные машины (деньги на покупку будут выдернуты из семейного бюджета), я успокаивался. Через некоторое время приступы покупки другой машины повторялись всё чаще и чаще и в итоге при моральной поддержке жены был куплен японский труженик Nissan Vanette 2007 года.
Приведу немного цифр. Иж я купил в Марте 2001 и пользовал его до Декабря 2014, продал в Марте 2015. Владел я им полных 14 лет. После приобретения ИЖа он окупился примерно за три месяца. За месяц на ИЖе я перевозил 7-8 тонн товара, а за всё время эксплуатации перевёз примерно 1100-1200 тонн.
Всё описанное мной чистая правда без всяких соплей и приукрашиваний. В конце нашего с ИЖиком пути я его больше ненавидел, чем любил. Сейчас же, сидя перед компьютером и вспоминая всё что пережил вместе с этой машиной, у меня щемит сердце и наворачиваются слёзы.