Так уж получилось, что очень любим с женой путешествовать на автомобиле. Любим выбирать сами себе направления движения, места посещения и время без оглядок на расписания турфирм, их гидов и прочие ограничители нашей свободы. Если на Nissan X-Trail, которым когда то давно владели, ездили только по Якутии в радиусе 1000 км от Якутска. То на сухопутном крейсере LX470 сам бог велел ехать в дали дальние и мы в разные годы исколесили и Приморье и Байкал, частично Горный Алтай, Новосибирск, Алтайский край и даже добрались своим ходом до Казахстана, до Астаны.
Когда верный конь остаётся дома в гараже, а мы авиатранспортом следуем до мест рекреации, то всегда берем на месте в аренду автомобиль и колесим по окрестностям. Так, например, в этом году исколесили на Hyundai Tuscan о. Чеджу, Ю.Корея, а в прошлом году на арендованном VW Polo побывали в Сочи, Краснодаре, Ялте, Севастополе.
В общем, было понятно, что новобранцу нашего гаража Алексею 570, не удастся и дальше вести чисто городской, лакшери образ жизни, коим он увлекался все это время. Настала пора проснуться его джиперским генам. А они там есть и их там много. Тысячи километров федеральных и не очень федеральных дорог, разбитых гравиек и просто направлений ждут, когда он оставит на них след своего мощного протектора!
Направлением для путешествия в этом году была выбрана Монголия. Изначально планировалось объехать ее по кругу и посетить практически все самые интересные регионы Монголии. Заехать в Монголию собирались со стороны Бурятии через Кяхту или даже через Забайкальский край, затем в столицу Улан-Батор и его окрестности. Далее на юг, через Далангзагвад в пустыню Гоби, от туда подниматься на северо-запад страны в район оз. Хубсугул и монгольский Алтай. Выехать планировал через Горный Алтай. Но, обстоятельства внесли коррективы и у нас на покорение монгольских земель осталось совсем немного времени. Пришлось значительно обрезать план путешествия и отложить посещение оз. Хубсугул и западной Монголии на потом. Основными целями поездки были Улан Батор со своими окрестностями и золотые пески Хонгорин Элс в Гоби, на самом юге Монголии.
22 августа, собрав туристический скарб выдвинулись к нашей цели. Все путешествия у нас начинаются с паромной переправы через р. Лена. Моста через реку до сих пор нет. Удачно переправляемся, всего за пару часов. Бывает, по 6-8 часов уходит на это дело т.к. паромов зачастую не хватает и на берегу выстраиваются огромные очереди.
На правом берегу выходим на федеральную трассу "Лена". Ее протяженность около 1 тыс км. от Нижнего Бестяха до Невера в Амурской области. Грунтовка и асфальт на ней сейчас где то 50/50. Грунтовые участки вполне сносного качества, не то что в "лихие" 90-е или в 2000-х. В те времена проезд по ней был уже геройством, зачастую посмертным для подвески и колес авто. С собой брали минимум две запаски и комплект для выживания в тайге на всякий случай. Сейчас трасса доступна для проезда любой пузотерке. Только в некоторых местах, как правило в Амурской области, надо ехать очень аккуратно и беречь колеса.
Если жителям Сибири и западной России во время автопутешествий надо преодолеть путь всего ничего, то нам надо проехать только 1 тыс км дорог, чтобы просто выехать из Якутии и потом еще минимум 2 тыс км до ближайших туристических мест: Байкал или Приморье. Итого, наши путешествия за пределы Якутии никогда не бывают короче, чем 6 тыс км на круг!
Проехав на юг по всей трассе "Лена" до Невера перепрыгиваем на федералку "Амур". И далее летим в сторону Читы. Трасса по нашим меркам отличная. Часто встречаются ремонтные бригады. Проехав Читу, отмыв там авто от дорожной грязи (по пути застали нас дожди) и от биомассы насекомых летим дальше.
Перед г. Петровск-Забайкальским сворачиваем с федералки на местячковую дорогу в сторону небольшого городка Бичура и следуем в направлении пограничного города Кяхта. По пути проезжаем множество деревень. Дорога вполне себе нормальная, по крайней мере на наш непритязательный взгляд. По идее, можно было, как все нормальные туристы, доехать по федералке до Улан-Уде и от туда проторенной дорогой двигаться на юг в Кяхту. Но мы любим любим катать по местячковым дорогам, рассматривать природные особенности этих мест и оценивать колорит попутных деревень, останавливаться на пикник в красивых местах. Мы так и в Краснодарском крае ездили и в Крыму. Вообще же, заметил, что навигатор от Гугла часто направляет путников не по центральным трассам, а по второстепенным дорогам. Видимо анализируется не только расстояние, но и загруженность дорог.
Кстати, путешествуя по трассам Лена и Амур немаловажно не пропускать сетевые АЗС типа Роснефть или ННК и заливать бак до полного. Иначе придется заправляться на очень сомнительных АЗС, альтернатива — встрять на трассе с пустым баком. Цены на бензин варируются довольно сильно. В Якутске 92й по 54-55 р, в южной Якутии немного дешевле, далее, возле Чернышевска около 49 р/л. В Чите 42-43 р/л. Мое авто оборудовано ГБО. Потому, я не брезгал по пути заправляться и пропанчиком.
Ночлег как правило был в машине. Специально, типа встроенного органайзера в багажник со спальным местом, не готовил. Просто складывал спинки второго ряда и поверх них и вещей в багажнике стелили надувной матрас, а поверх обычное домашнее постельное белье. Таким образом спать было мягко и комфортно. :)
Добравшись до Кяхты снова заполняем изрядно опустевшие бензобак и продовольственную сумму до упора. Бензобаку бенз, продуктовой сумке продукты… главное не перепутать! :)
Следуем на границу. Между Россией и Монголией безвизовое перемещение. Потому, для прохождения границы достаточно загранпаспорта.Традиционно выпускающую сторону проходим быстро, а принимающая сторона, в данном случае монгольская, сильно тормозят и проверяют все более тщательно. Пограничники предельно корректны и вежливы. Приятно. Всего на границе потеряли полтора-два часа времени и вот мы в Монголии! Уже изрядно стемнело и мы на ощупь нашли обмен валюты, застраховали авто и вперед, до г. Дархан!
Далее: Горхи Тэрэлж, угон нашего Алексея570 :( , его поиски и выкуп, ахуин газ, хайвей по Монгольски, разбитое в хлам колесо, оторванный бак, Газель Смерти и пустыня Гоби… в общем, TO BE CONTINUED…