Прошу извинения за повторную публикацию материала. Решил показать фотографии, а как их вставить в уже готовый текст так и не нашел, вот и приходится повторяться.
Приветствую всех любителей авто «Друга».
Хочу поделиться своими впечатлениями об FORD FREDA (MAZDA BONGO FRIENDEE) – 1997 г.в. Являюсь владельцем данного автомобиля с 2006 года.
Начну с того, что в своей жизни эксплуатировал множество авто отечественного и импортного производства. Начиная с 1991 года пытался найти автомобиль который бы удовлетворял моим потребностям. Я любитель попутешествовать, отдохнуть на природе вдали от цивилизации и отходов человечества, съездить на рыбалку и охоту (не имею в виду охотиться на автомобиле – это браконьерство!). Первый мой автомобиль был УАЗ-452 в кузове микроавтобуса, если это можно так назвать. Куда я только на нем не лазил? Вспомнить страшно. Понравилась вместимость и проходимость, но не устраивал комфорт, управляемость, расход бензина и слабость движка. На таком авто за 2500-3000 км не поедешь, но если только любителям устраивать себе трудности для того, чтобы потом их мужественно преодолевать. Потом были простые легковушки, как я говорю катать задницу и впечатлять прохожих женщин. Это быстро надоело, и я решил опять остановиться на микроавтобусе, но только уже импортного производства. Им стал распространенный в то время Таун-Айс 1991 года – гранд-салон, 4 везде. Неплохой автомобиль, но по крайней мере в сравнении с УАЗом комфорта тогда было хоть отбавляй. Двигатель дизельный двухлитровый – проблем с салярой нет. По трассе шагает прилично шустро, хороший обзор, неплохо тянет по прямой, в салоне сиденья раскладываются и можно с удовольствием растянуться и отдохнуть. Однако были и большие минусы, например: при достаточной загрузке салона поднимало передок и машина становилась плохо управляемой; в гору тянула слабовато – объем движки все же маловат для 6-8 человек, проходимость довольно низкая из-за висящей под брюхом раздатки – вечно ей что-нибудь цеплял. Ну и самый большой минус это холод в Забайкалье, который не давал возможности прогреть зимой салон до нужной температуры. И из-за плохого качества соляры вечно забивало топливный фильтр. К тому же после двух лет эксплуатации лопнула головка на двигателе и стало выдавливать тосол из радиатора. После ремонта решено было это авто поменять. В течение нескольких лет опять были легковые авто представительского класса – только для выпендривания, поскольку семейными их назвать невозможно. Салон маловат, а багажник вообще удручает. К тому же все они жрут бензин как бык помои.
Одним словом пришло время вновь задуматься, для чего мне необходим автомобиль, и какой брать следующий. Долго с женой размышляли, ходили по авторынку примерялись, лазили в НЭТе и остановились на MAZDA BONGO FRIENDEE. Почему? Исходили конечно изначально из семейного бюджета - на Региус или Делику денег бы не хватило. Потом вместимость – НОАХ поменьше будет, да и движок слабоват хоть и объем у него 2,2. У нисан СЕРЕНА подвеска уж очень хлипкая, такая же, как у хонда СТЕПВАГОН. У моих друзей есть данные экземпляры, и они от них не в восторге. И так MAZDA BONGO FRIENDEE и все тут.
Снарядил товарища во Владивосток и стал дожидаться счастливой минуты прибытия оного в Читу. И вот этот счастливый момент настал! Чувства переполняли мою грудь, однако после встречи моя радость быстро прошла. После быстрого осмотра я впал в транс, а жена, глядя на авто просто заплакала. И на это были причины: боковая дверь не открывалась – ее заклинило, салон был весь в пыли и в нем лежали спойлер, глушитель с оторванной запаской, задняя дверь привязана к креплениям сиденья. Резина была полулысая, на панели зияла дыра от какого-то снятого прибамбаса (скорее всего кренометра) а на потолке следы от снятого телевизора. Турботаймер и допотопная магнитола и вовсе не работали. Не буду рассказывать про разборки с товарищем (видать, когда речь идет о деньгах, товарищи превращаются во врагов), но в процессе ремонта еще выяснилось, что кузов в задней части прогнил так, что через пол видать землю. Вот такой мне достался автомобиль.
Но деваться было не куда, впереди через несколько дней ждал отпуск и я принялся за ремонт своего железного коня, дабы на нем все, же упылить отдыхать. Благо, что кроме товарищей есть еще и настоящие друзья, которые в эти трудные минуты не только поддержали, но и помогли с ремонтом.
После нескольких дней и ночей ремонта автомобиль наконец-то принял свое натуральное обличие, и оказался довольно таки симпатичным красавцем. Мне так и не терпелось опробовать его ходовые качества, но необходимо было еще поменять резину. При выборе колес пришлось изрядно побегать потому, как литье стояло вместо положенных 15” на 16”. Подошла отечественная всесезонная с «Баргузина». Хочу сразу высказать свое мнение, что машина на таких дисках смотрится намного красивее, агрессивнее.
И вот наступил момент “дегустации”. С первых же тестов стало понятно, что автомобиль прекрасно управляемый, центр тяжести правильно сбалансирован и машину на больших скоростях и крутых поворотах не опрокидывает. Динамика разгона впечатляет, все-таки турбина делает этот автомобиль более резвым. Дисковые вентилируемые тормоза совместно с ABS гарантируют исправную и безопасную работу тормозной системы в напряженных городских условиях на больших скоростях, а так же при езде в горах. Мощности двигателя хватает для скоростной езды даже при полном салоне людей, в том числе и в подъем. Двигатель работает ровно, без перебоев, аппаратура как на TOYOTAx не звенит, хорошая шумоизоляция. Подвеска мягкая, не гремит, на стыках дороги и ямах не пробивается, хотя впереди стоят стойки. Расход топлива в городском цикле составил 10-11 литров!!! Одним словом модель очень понравилась.
После ремонта и капитальной подготовки к поездке я с женой и сыном выдвинулся в отпуск. Машину загрузили по самое нехочу, еще и багажник сверху поставили. Для того чтобы не кончить пружины поставил межвитковые прокладки. Поначалу ехал очень осторожно, но когда почувствовал уверенность в подвеске и машине скорости прибавил. Состояние дороги от Читы до Абакана скажем так: - разнообразное или не ахти какое, особенно от Тулуна до Канска. На асфальте шел со скоростью 90 – 110 км/час, по хреновой дороге 60-80. Расход удивил, около 8 литров на сотню и это при загрузке, хотя потом оказалось, что без груза расход приблизительно такой же. Вот в чем сила дизеля – тяговитость. Жена с сыном разложили сидения и всю дорогу провалялись, спали или смотрели телевизор. Я же всю дорогу рулил в свое удовольствие. В чем оно заключалось? Ну во первых - это обзор дороги, как поется в песне: - мне сверху видно все, ты так и знай. При хорошем просмотре трассы можно планировать не только скорость движения, но и маневры при обгоне, повороте, подъеме и т.д. Во вторых - это мощность двигателя, позволяющая спокойно идти и на обгон и в подъем. В третьих – это комфорт. Вот уж где кайф, все приборы управления рядом и легко руками определяются и включаются. Не надо шарить руками по панели и искать заветные кнопочки – они все разные по конфигурации и ночью подсвечены как в самолете. У стеклоочистителя куча режимов работы, в том числе и заднего дворника. Стеклоподъемники работают быстрее чем тойотовские и причем не так шумно (этот плюс понимаешь когда ездишь по городу после дождя). Два кондиционера хватает для того, чтобы создать микроклимат отдельно впереди и сзади салона (у меня стоят шторки между салоном и водительским сидением). Забегая вперед, скажу, что две печки зимой греют с такой силой, что приходится ездить в пиджачке. А если авто стоит и работает на холостых и начинает выстывать двигатель, то для этого есть специальная клавиша REAR которая поднимает обороты и поддерживает рабочую температуру двигателя для того, чтобы печка давала горячий воздух (я ей пользуюсь когда в машине на охоте ночую, расход топлива за ночь литра три). В четвертых – это проходимость. По дороге в отпуск попали в дожди, и дороги так разбили перегонщики и дальнобойщики, что вся автомобильная братия ждала, когда дорогу засыпят и разровняет грейдер. Я же, как и все вездеходовцы своими силами спокойно и без потери времени прошел этот участок дороги и вовремя прибыл в конечный путь назначения.
Родителям авто тоже приглянулось, особенно отцу. Вот уж с кем мы опробовали фредика по полной. Весь отпуск нещадно эксплуатировали его всей семьей, ездили на природу, рыбалку, за грибами и ягодами, купаться, в гости. Вот где понимаешь преимущества микроавтобуса. Без потери комфорта и всей семьей отправляешься в путешествие не прибегая к помощи дополнительных авто. Да и в городе по делам летаю на нем не хуже любого малогабаритного авто, а то и лучше – все зависит, конечно, от опыта и стажа водителя. И так радуюсь этому авто уже почти три года.
Хотелось бы поделиться и опытом эксплуатации, может, кому и пригодиться.
Самое главное при эксплуатации любого дизеля это своевременная замена масла и фильтров. Я меняю через 5-ть тысяч км и масло, и масляный фильтр. Топливный фильтр также как и воздушный стараюсь менять раз в полгода (после зимы и после лета). Хотя топливный фильтр, как говорят спецы, рассчитан на 100000 км, но я этому не верю. Может быть в Японии и так, но только не в России - где дизельное топливо низкого качества и как правило грязное. Вот декстрон в автомате точно рассчитан на сто тысяч км пробега, но и более ранняя замена коробке я думаю, не повредит. Обязательно необходимо следить за пыльниками приводов и рулевой рейки, иначе ремонт потом может встать в копеечку. У меня был горький опыт замены рулевой рейки на контрактную, после неудачного ремонта старой. Весьма трудоемкое занятие. Получилось так, что пришлось в общей сложности трижды снимать и ставить все самому. Не доверяю я всяким СТО. Лучше чем я сам себе, мне ни кто не сделает. Благо, что образование и опыт позволяют самому всем заниматься.
Через два года эксплуатации пришлось заменить топливную аппаратуру на контрактную, а ремень ГРМ на новый. Думаю что, все это отголоски эксплуатации прежнего хозяина, недаром она в таком состоянии ко мне пришла. Почему я так думаю? Потому, что аппаратура выходит из строя как правило, из-за плохой саляры (грязь, вода, керосин) или из-за забитого топливного фильтра. Грязь и вода кончают плунжер (он не создает нужного давления и саляру через форсунки не продавливает), а керосин и забитый топливный фильтр кончают топливный насос низкого давления (нижнее давление) - который создает начальное давление в аппаратуре. При плохом нижнем давлении двигателю не хватает топлива, и он не выдает полной мощности и начинает «с@ать» и дымить бело-синим дымом на повышенных оборотах. А при неисправном плунжере машина плохо заводится на горячую и при включенном автомате на тормозе начинает глохнуть. Хотелось бы сразу предостеречь людей от восстановления плунжера – все это туфта, трата времени и денег. Ремонтного или восстановленного плунжера хватает не надолго, да и аппаратуру профессионально регулировать у нас не умеют. Поверте на слово, опыт в этом есть. Лучше закажите контрактную, проверенную на стенде.
Вернемся к нашим баранам. Я себе в гараже поставил самодельную установку для фильтрации и отстоя дизельного топлива. Сделал на инженерной базе из двух топливных баков. Один поставил над другим и между ними воткнул фильтр с отделителем воды. Солярка - 60 литров самотеком через фильтр за ночь перетекает в нижний бак и там отстаивается. Потом дополнительно через воронку с влагоудерживающей сеточкой в канистру и уж потом дополнительно в бак. Керосином никогда не заправлялся, потому как керосин сухой и сразу же кончит топливный насос низкого давления, ведь насос смазывается солярой.
Для очистки клапанов, поршневой группы и форсунок от нагара, а также в целях профилактики возможна промывка двигателя спецжидкостью WYNS (достаточно 1 литра). Процедура очень простая (по сравнению с бензиновыми) и полезная, не требующая обращения на станцию технического обслуживания. Для этого, отсоединяем топливный шланг идущий от топливного фильтра к аппаратуре и опускаем в заводскую емкость с жидкостью. Потом отсоединяем топливный шланг от обратки и опять опускаем в емкость (это для циркуляции – излишки жидкости будут возвращаться обратно в емкость, а не в бак). После этого заводим двигатель и даем отработать на холостых оборотах половину емкости, после чего глушим и даем постоять минут 15, чтобы дать откиснуть грязи и отложениям. Затем заводим заново и отрабатываем остатки. На всю процедуру может уйти до полутора часов времени, все зависит от аппетита вашего авто. У меня уходит 1 час 40 минут. Итоги этой процедуры каждый может ощутит по своему, но плюсы будут однозначно. Стоимость жидкости для промывки дизелей в Чите всего 300 рублей. Мои друзья говорят, что есть еще и Америкосовская жидкость, но ее очень трудно найти. Она по качеству лучше и толку от нее больше. Кто меня понял – дерзайте, не пожалеете.
Еще менял подшипник на правой передней ступице, лопнула обойма. Родного не было, вернее не смог найти и пришлось поставить с задней полуоси ПРАДИКА. Один в один не подошел, пришлось 1 мм снимать со ступицы и потом запрессовывать. Вроде пока все нормально, не гудит и не бьет – езжу около года.
С передней подвеской особых проблем не было, за исключением замены втулок на стабилизаторах поперечной устойчивости и замены стойки стабилизатора. По глупости, правда, еще поменял втулки (саленблоки) на рычагах передней подвески, но это было лишнее – старые были в хорошем состоянии. Долбило из-за разбитых стоек стабилизатора.
На задней подвеске мучили втулки стабилизатора, пока не купил родные, теперь уже год не жужжу. Еще мучился со втулками стойки стабилизатора (круглые резиновые с металлической втулкой внутри). Народ подсказал, что подходят от НОАХА, но оказалось не совсем. Если в резинку вставить внутреннюю втулку родную (более толстую) то входит с натягом и ходит долго и тихо.
Еще пришлось поменять левый сальник на задней полуоси, операция не сложная, но есть одно – но. Сальник только родной и с правильным направлением рисок иначе побежит. Они оказываются, есть правые и левые, я менял дважды из-за незнания. Причиной выхода из строя сальника послужил отрыв заднего колеса. Колесо оторвало из-за того, что открутились гайки. А гайки в свою очередь открутились от того, что лопнуло литье, а я этого не заметил. Когда менял литье на Российское грузовое, Красноярского алюминиевого завода (КРАЗ), мне сказали не двусмысленно:- кто же на таком легковом да еще и груженным ездит? И они были правы – ведь мало того что легковое, ведь надо еще и про Российские дороги помнить с выдолбами, надолбами и долба@-ми! Мужики следите за резиной и литьем! Это Ваша безопасность и безопасность Ваших близких!
Так же пришлось менять комбинированный переключатель на рулевой рейке, вернее шлейф. Это провода, которые идут на сигнал и подушку безопасности. Их почему-то перегнуло и сломало. Родного не нашел, однако один в один подошел с мазда ФАМИЛИЯ. Теперь все в полном абажуре и лампочка на панели не горит и сигнал работает.
Был еще один неприятный момент. Зимой стал плохо заводиться. Секунд 30 работает нормально, а потом начинает весь трястись и дымить. Проверил свечи – работают. Форсунки не льют, клапана отрегулированы. У электриков проверил – оказалось, что свечи в режиме полнакала не работают. То есть на начальном этапе при заводке на свечи подается 12V, а потом должно переключаться на 6V. Долго искали, в чем причина, а она оказалась банальной – предохранитель сгорел. Вернее при плохом контакте предохранитель сначала работал, а потом отключался.
Хочется рассказать еще об одной неисправности. Одно время стал мой ФРЕДЯ горючку жрать и дымить. Обратился к специалистам, диагноз: пипец распылителям на форсунках. Посоветовали поменять на корейские, говорят один в один подходят. Поменял, и действительно один в один подошли. Вот только не надолго их хватило, всего на 5-ть месяцев, и все началось сначала (может Китай, а содрали как за Корейские). Отсюда вывод: - распылители только родные и тогда вы почувствуете разницу сами. Поменял на родные, забугорные. Машину как будто подменили, и расход топлива уменьшился, и работать стала мягче, а главное тянет как зверь.
Ну и последнее. Начал мой авто поддымливать, горючку жрать и хреновато ехать. Иначе говоря, туго разгонялся. До момента включения турбины и набора больших оборотов не тянул. К кому я только не обращался. Везде тупые недоуменные лица. У нас ведь технического обслуживания не существует. Есть образованные и находчивые механики, а вот специалистов нет, вернее их очень мало. Я ни кого не виню, ведь для того чтобы стать хорошим специалистом надо съездить на родину авто и там поучиться. А владельцам СТО это не выгодно, поэтому слесаря получают опыт, ремонтируя наши авто. А мы пожинаем плоды их опыта. Вообщем ни где мне не помогли. Стал я сам ковыряться и искать причину и все-таки нашел. Оказывается, вышел из строя электро-пневмоклапан рециркуляции отработавших газов. Новый с Владика у нас стоит 8 тыс. рублей. Я чуть не тронулся от таких расценок. Облазил все разборки, но целых не нашел. К тому же гарантии что он рабочий нет. Попробовал его заглушить – получилось, машина поехала. Но мне не давал покоя этот клапан и я все-же купил его за гроши со сломанными трубками у владельца разбитой ФРЕНДИ. Сам сделал трубки, склеял эпоксидкой и все собрал. Езжу до сих пор.
Да, что-то многовато получается поломок. И, тем не менее, не буду хаять это авто, как это делают многие другие (хотя и хочу следующую взять ДЕЛИКУ) - модель очень не плохая. У нее много плюсов и не так много минусов как кажется из моего повествования. По крайней мере, поломки любого авто это не конструктивные недостатки модели, а плохая диагностика и не своевременное обслуживание. Поломки всегда будут присутствовать, не зависимо от брэнда. Нет такого авто, которое ни разу бы не ломалось. К тому же и смотреть на неисправности можно по разному, как например, на стакан на половину наполненный водой. Одни скажут на половину пустой – пессимисты, другие, что на половину полный – оптимисты.
Это лично мне такое уставшее авто попалось, не качественно собранный конструктор к тому же еще побывавший не в одних руках. Тем не менее, мне этот автомобиль очень нравится, и я думаю, при толковой эксплуатации он еще долго прослужит.
Кто собирается приобрести автобус данной марки - не бойтесь. ФРЕНДИ как видите ремонтно-пригоден. Потратьте время на выбор достойного (технически исправного) авто и он вас при должном обслуживании не подведет. Будет служить, как говориться «верой и правдой» для Вашего удовольствия долгие годы.
С уважением, Александр.