Пишу отзыв по состоянию на 2000 год, т.е. я его уже публиковал в усеченном виде 10 лет назад в клубе www.azlk.ru, так что описанные взгляды и мысли еще из ХХ–го века. Вот пользуясь выходными решил помемуарить по своим Автомобилям.
Свою первую машину я купил в феврале 1996 года, это был Москвич-412 (Ижевского производства) выпуска марта 1974 года (на год старше меня), цвета «фисташка». Приобрел его у товарища по работе за 6 млн.руб в рассрочку. Человек он был хороший, аккуратный и за машиной следил, а также намарафетил в салоне уют в виде чехлов на сиденьях, арках и даже ручках из меха чебурашки, импортной автомагнитолы с реверсом, самодельного светодиодного тахометра, пластиковых внешних зеркал с обоих сторон на скобочках к рамке двери, шипованой «снежинки» на задней оси (что очень круто для тех времен) и двух железных вентиляторов в сеточке (что бы не обрубило пальцы) лобового и заднего стекла (против обмерзания). Также против обмерзания мне достался тряпичный мешочек с солью которым необходимо было регулярно натирать стекла изнутри, что бы меньше потели. Пробег был неизвестен, так как я уже четвертый хозяин за 22 года, вторым владельцем был тоже знакомый пожарный, который и восстановил авто до приличного состояния. А первого хозяина я не знал, но судя по Техпаспорту (еще книжкой) он был откуда-то из Ишима. При покупке Москвич был в относительно хорошем состоянии. То есть вид у него был неплохой – вроде сильно небитый, но перекрашен в 1994 году. Не родное у него было: двигатель 1981 года (выяснилось позже), передние крылья и пороги. И «хрумкало» при включении первой передачи. Все остальное судя по всему родное и сохранилось замечательно. Днище пребывало в идеальном состоянии. Я думаю, что заслуга в этом, какого-то красного покрытия (грунтовка или антикор какой-то) которым покрыт весь кузов под краской, да и еще регулярные антикоррозийные работы мовилем и гудроном в отработке.
В таком состоянии я начал эксплуатировать своего Москвича. Как я уже сказал, он у меня был первый, то опыта по вождению и по ремонту был полный ноль. Как у новенького чайника. Поэтому первое время мне помогали втянуться в мир автолюбителей коллеги по работе, в том числе и прежний владелец. Очень показательным был первый выезд на дорогу в одиночку – я был в роли той самой блондинки из анекдотов. Сперва я затупил с левым поворотом на перекрестке, выехал на середину, встречный пропустил, и потом загорелся красный, а мне религия не позволяет на «Красный» двигаться. Так и стоял посреди перекрестка до следующего зажигания Зеленого. Приехав на работу решил прокатить друга: сели, поехали… я решил показать всю удаль пилота и мощь аппарата: Как дал газу в повороте – так и начало нас крутить (шиповка только на задней ведущей оси) и выбросило в сугроб на обочине (хорошо что мягкий снег был). Друг у меня хотел прикурить – да так и остался сидеть с зажженной спичкой, сигаркой во рту и круглыми глазами… На следующий день вечером кульминация настала: еду я еду, никого не трогаю – тут чувствую что-то дергаться машина стала и вообще заглохла. Оттолкал я ее на обочину покрутил стартер – без толку, открыл капот – вижу движок, и все у мыслей дальше тупик. Что делать? Пошел до знакомых в соседний микрорайон (сотиков тогда еще не было) звонить бывшему владельцу что бы помогал. Вызвонил, он приехал – говорит: «Бензина нет, вот видишь окошко на карбюраторе – там должен быть уровень, вот видишь рычажок на бензонасосе – подрочишь им, бензин и накачается, если не качается, то бензина нет». Я говорю: «Так ведь стрелка бензина еще не на нуле, а около», на что он отвечает «Датчик врет». Съездили с канистрой за бензином, налили – завели. Я счастлив, первый опыт приобрел. Кстати, бензонасос находится в самом верху головки блока, отчего в жару перегревается, завоздушивается и не работает – лечится мокрой тряпкой для охлаждения.
Как уже говорил салон был обшит мехом плюшевого медведя, что делало его очень мягким и домашним, особенно на заднем диване, а передняя панель (торпедо) и верхние планки что держат дверные карты – металлические в цвет кузова. Но такая металлическая панель (а-ля ЗИЛ-130) мне нравилась намного больше, чем та что ставилась позже (из черного пластика), т.к. была менее массивная, светлая и давала ощущение простора. Так же не были задуманы ремни безопасности, но были сшиты и закреплены на стойках типа муляжи, что бы не лишний раз не останавливали ГАИшники. Единственная проблема по салону была это начавшийся крошиться пластик козырька спидометра (болезнь, если так можно выразиться). Если уж я начал говорить про болезни, то расскажу еще про печку – она очень малоэффективна, в -20…-30С ездить было экстремально по причине обмерзания стекол, не помогали даже вентиляторы стекол и мешочек соли. Одной из причин было верхнее расположение термостата (в М-2140 –уже перенесли вниз), т.е. тосол вверху прогревался быстрее и рано открывал термостат на большой круг. Вентилятор радиатора имеет постоянный привод и крутится всегда вместе с помпой и генератором. Также отсутствовали диффузоры обдува боковых стекол. Что бы безопасно ездить все тепло печки направлялось на лобовик, и изредка открывалась «дверца» внизу у правой водительской ноги (и по особым случаям и мольбам – можно было открыть такую же «дверцу-заслонку» у левой ноги переднего-правого пассажира – «Раздельный климат епт!»). Перед радиатором стоят жалюзи (картонка нервно курит в сторонке), которые можно открывать и закрывать из салона хромированной ручкой, а под бардачком ручка управления краном «отопителя салона». С этой ручкой произошел курьезный случай (а вообще их было немало): - лазая под панелью (уж не помню зачем) случайно нажал эту ручку краника, даже не заметив ее и вообще не зная о ее существовании. На следующее утро завожу авто, прогреваю, обметаю, сажусь – а в салоне дубак! Печка дует ледяным воздухом – я грустный иду на вахтовый автобус и еду на работу. На работе собрался консилиум по заочному диагностированию по симптомам: «воздух попал, заслонки открыты/закрыты, вентилятор печки не работает и т.д.». На следующий день я решаюсь ехать на неотапливаемой машине на работу и там уже все вместе посмотрим. Одеваю рукавицы-меховушки, унты, опускаю уши у ушанки и вперед! Основная проблема что замерзает ветровое стекло, и неосновная что в унтах (это такие теплые сапоги из овчины как у полярных летчиков 30-х годов) очень трудно попадать на педали и дозировать усилие. До работы доехал без проишествий. Владимир (прежний владелец) показал утопленную задвижку краника печка и все заработало и загрело.
Вот такое можно сказать послепродажное сервисное обслуживание, и техобучение я получил вместе с автомобилем.
В следующей части я расскажу про проблемную постановку на учет, буксование на даче и другие мелкие и крупные неисправности.
Фото (кроме последней - где он уже перекрашен) не мои, но автомобиль в точь такой же.
1. Оригинальный цвет и внешний вид каким он мне достался (на фото близнец тоже 1974 года).
2. Салон – у моего были раздельные сиденья и рычаг КПП на полу.
3. Были и Правильные М-412 на экспорт!
4. Спорт – целая эпоха в автомобилестроении СССР.
5. Мой Москвич – (уже перекрашенный) - о чем я вам поведаю в следующем повествовании.