Покупка.
Это был мой первый личный автомобильный опыт.
В начале декабря успешно открыл вторую категорию - В. И с женой уже присматривали себе семейный автомобиль. Не помню уже, по каким причинам я склонялся к марке "Москвич", но хотел именно такую машину. Причём очень сильно хотел именно Комби.
И так, имея в кармане около 6 тысяч руб. (конец 1999 года), смотрели объявления и машины. Выбор был небольшой. А точнее сказать, никакой. То предлагали или совсем древнего, года этак 1975-го, или вообще, предлагали Москвича, у которого кузов был в стадии замены - железо поменяли, а по докам еще нет.
В итоге выбор пал на один Москвич. Продавец предлагал его ровно за 6 тысяч. Прокатившись на нём пару километров, решили брать. А так как продавец ездил на ней по генеральной доверенности, то пришлось ехать в поселок Солнечный (есть у нас такой), переделывать генералку на меня. В то время особых проблем с этим там не было. Нашли хозяина, оформили у нотариуса и вот, заветная бумажка и документы у меня в кармане.
Собственно описание машины.
Что вообще представляет из себя ИЖ-412ИЭ? Автомобиль производства Ижевского завода. Обычный седан дизайна с примесью 50-х годов прошлого века. Несущий кузов, салон из кожзаменителя. Кузов уже доработан по международным нормам безопасности. Передние крылья съемные. Лючок бензобака находится сзади по центру. Боковые стекла еще плоские. Передняя подвеска независимая, двойные поперечные рычаги, винтовые пружины, телескопические амортизаторы; задняя подвеска зависимая, неразъемная балка моста, продольные полуэллиптические рессоры, телескопические амортизаторы. И передние и задние тормоза барабанные. Тормозная система двухконутрная. Коробка передач механическая, 4-х ступенчата. Продольно расположенный двигатель 4-х цилиндровый по 2 клапана на каждый цилиндр, карбюраторный, верхний распредвал. Блок цилиндров выполнен под некоторым углом вправо. Цилиндры (гильзы) выполнены из чугуна, сам блок алюминиевый, что позволяет менять поршневую группу без расточки. Охлаждение жидкостное, но есть перед радиатором жалюзи, которые управляются вручную из салона. Переключение ближний-дальний свет фар ножное (под левой ногой). Мягкая пластиковая панель приборов. Очень мягкие и достаточно удобные широкие сидения. Травмобезопасные ручки и накладки на дверях.
В каком же состоянии он попал мне в руки? Москвич 1981 года — еще до рейсталинга. Не было даже аварийки. По ПТС цвет — неопределённо желтый, в народе — цвет детской неожиданности :). Вместо штатной магнитолы "Урал" стояла какая-то китайская магнитола. А так, салон был очень даже в приличном состоянии. Продавец говорил, что многое сделал, а именно, поменял задний мост, сцепление, тормозные колодки и резинки в тормозах, обработал и усилил пол, что-то еще по мелочи.
Но, были и недочёты — сквозная ржа крыльев (хотя между прочим. ни одной вмятины не было), вместо штатного переключателя поворотников стоял переключатель от шишиги (родной сгорел), лысая разнобойная резина, третья передача, включающая через перегазовку (это так, что помнится).
Пробег не помню какой был, но помню, что маленький — первый хозяин на нём почти не ездил, а продавец колесил по городу только на работу и с работы.
Да, багажник на крыше у него был хороший – крепления самозатягивающиеся, что очень удобно – не нужен был гаечный ключ.
Эксплуатация.
Да, это были мои первые дни набирания опыта :)
Помню свою первую зимнюю поездку. Конец декабря. Мороз под 30. Машина стоит в железном гараже. С батей притащили пару вёдер горячей воды и начали заливать в радиатор. Помучавшись некоторое время, машина завелась. Пробно прокатился туда-сюда по улице. Чуть не вылетел на перекрёсток — гололёд, лысая резина, торможу, опыта нет ни хрена… мля, хорошо, что машин в тот момент не было. Зато с тех пор стал ездить осторожно и в принципе подобных ситуаций больше не было. И тогда уже появился железный довод купить новую резину на Москвича :)))
Покупал кстати русскую резину – М-145. Не помню какого завода, вроде омская была. Так как зарплата была небольшая, то сначала купил одну пару, поставил на зад, потом через месяц или два купил уже вторую пару. Тогда я еще не разбирался, что есть летняя и зимняя резина, да и зимой я не ездил, не считая той поездки :)
Весна. Снег почти растаял. Пора выгонять машину на дорогу. Прихожу в гараж, вставляю ключ, зажигание, дрыг-дрыг, а никакого движения. Блин! Беру ручной кикстартер, вставляю и… не могу провернуть — чуть не согнул его… Что за нах? Собрали консилиум – я, батя, его друг, думаем, дёргаем, суём палочки в цилиндры… Ничего понять не можем. Потом звоню однокласснику, он работал тогда в гаражах Почты автослесарем, описал ему проблему. Ну он сказал, что сейчас мужиков поспрашивает. Жду. Звоню ему: «Ну что?». Он мне: «Короче, мужики сказали – ливани грамм по 50 в цилиндры машинного масла, подожди несколько минут и заводи». Сделали мы так. И, о чудо! Машина завелась. Кстати, в этот момент пришлось и аккумулятор новый брать - взял какого-то зверя тюменского.
И кстати, тут же обнаружилось, что было немного разбито гнездо трамблёра.
Был однажды случай, когда я обнаружил, что тормоза у Москвича на заднем ходу с горы ни хрена не работают. Это мы с семьей поехали как-то за грибами. Там сопка, собрали немножко, садимся. А надо задом вниз под уклон немного проехать, чтобы развернуться. Поехал, торможу, а машина едет… торможу со всей дури, дёргаю ручник, а машина едет… Самый страх был то, что внизу было озеро и мы могли туда уплыть. Но каким-то образом, выруливая, мне удалось затормозить машину. Да, после этого случая, я начал разбираться, почему не работает ручник. И всегда старался ставить машину передом вниз на уклоне, подкладывая камушек или палку под колесо.
Как-то выезжая с гаража, что-то накрылось – сцепление не выжималось, из-за чего не мог переключать передачи. Отбуксировав Москвича на СТО, поставлен был диагноз – сцепление, а точнее выжимной подшипник – стоял еще родной, графитовый – развалился.
Однажды лопнула левая рессора. Благо амортизатор еще держал – это сказалась перевозка картошки (по 5-6 мешков картошки и кеты по плохим дорогам, точнее недорогам). Нашёл по объяве рессору за 500 руб. С другом на работе потом сами поменяли – тут главное яма чтобы была.
За всё время владения зудила меня сквозная ржа в крыльях – думал всё заделать её. Даже купил шпаклёвку, узнал, сколько краска будет стоить – из-за специфичного цвета, только по заказу. Но, увы, так и продал Москвича с бонусом в виде баночки шпаклёвки. Также не сделал ручник, тросик к жалюзям радиатора не успел протянуть (на трассе в жару приходилось постоянно останавливаться – открывать-закрывать жалюзи).
Ну а так, в принципе ничего криминального и не было больше - ездила машина и ездила. Главное на ходу её поддерживал с одновременным изучением технической части вживую.
Забыл написать - на нём схлопотал свой первый штраф - типо выезд на встречку при обгоне - 40 руб. тогда еще штраф был. А случилось так, что начал обгонять автобус, а машина кое-как начала разгоняться (небольшой еле заметный затяжной подъем). А тут, когда сравнялся с автубосм сплошная началась. Короче на посту ДПС остановили и тут гаишник подъехал, который типо видел, как я по встречке ехал. Неопытный еще в части штрафов был, не бодался. Штраф потом сразу оплатил, а вот ВУ больше месяца ждал - в 2000 году за это ВУ отбирали и делали запись во времянке (был такой еще раньше документ).
Расставание.
Делать ТО приходилось ездить в Солнечный, по месту жительства первого владельца (по ПТС). Не удобно было (30 км). Да и дёргать мужика приходилось постоянно. На второй год плюнул, снял с учёта, чтобы переоформить уже в родном городе. Но не получилось, оказывается, если по генералке, то нельзя на себя уже оформлять машину (странные у нас законы). Можно было конечно на жену оформить, но подумали – хрен с ним, продадим, если что, то купим уже новую машину. Хотя, если бы знали, что в 2002-2004 годах будет небольшой кризис, когда будут многомесячные задержки зарплат, отпуска на 2/3 и без содержания, и т.п., то не стали продавать его.
Продал машину мужику в деревню за 10 тысяч (это летом 2001 года), но зато на новой резине и с новым аккумулятором :) Навара никакого не получилось, в принципе вернул своё – 6 тысяч машина + резина + рессора + ремонт сцепления + аккумулятор = 10 тысяч.
Да, общее впечатление – машина хорошая, особенно для получения первого опыта. В народе 412-го иногда еще называли «конструктором». Поездив на нём, понял почему… :)))