Доброго времени суток всем почитателям правильного руля и им сочувствующим.
Сразу хочу сказать, что поскольку в данном формате отзывов на сайте нельзя добавить сравнение одновременно между несколькими моделями, то с позволения своего товарища Юры - владельца Ниссан Либерти это сравнение моего Пикника с его авто и ещё одной «знакомой» Toyota Gaia, уже выложенное на Drom под заголовком Toyota Picnic, думаю интересно будет прочесть и всем интересующимся данной моделью Ниссана.
Данное сравнение – это в первую очередь в меру своих возможностей попытка дать ответ на вопрос, на сколько эти авто различаются по своим потребительским свойствам по сравнению с разницей в их цене на вторичном рынке. Поэтому начнём с того,
Как машины приобретались и сколько стоили
Nissan Liberty 1999 (Люба) была куплена моим товарищем Юрой в Черногорке в обмен на ещё хорошую тазовскую девятку в марте 2007г. за 285 тыров. Машину мы выбирали вместе. Реальная альтернатива была Гайка 2000г. Я его даже уговаривал её взять (про D-4 ещё толком не знал), но что-то по состоянию салона ему не понравилось и, может, это и к лучшему, что выбрали Ниссан. Либерти стоял на рынке несколько месяцев. Модель на то время была недостаточно известная, да и отношение к ниссановским вэнам слегка предвзятое, барыга поэтому долго не мог её скинуть.
Toyota Gaia 2002 года (Гайка) приобретена своей владелицей Татьяной за 350 тыр. через посредника на заказ с аукциона Японии, доставлена сеткой в Красноярск и пригнана в наш город в мае 2008г. Ранее у Татьяны года три была деревянная Королла универсал 2000г. Другой альтернативы для заядлой тойотоводки не было – нужна была именно семиместная Тойота. Ипсум в новом кузове был слишком дорог, в старом слишком стар.
Мой Toyota Picnic 2004г (читай Ипсум для внешних рынков, приплыл в Россию из Сингапура) взят налом в апреле 2008г на красноярских 777 за 504 тыра. До этого почти пять лет была Спасио 2000г. Авто был растаможен ещё трёхлетним (выпуск январь 2004г), но за 5 месяцев, проведённых на автобарахолке, постарел на год, соответственно и ценник скинулся заметно при торге (сначала был 530). Название модели тоже не всем известное, да и цвет необычный - вероятная причина отсутствия спроса. Реальной альтернативой были Одиссей в новом кузове (отпал из-за низкого потолка), Ипсум рестайлинговый (те, что на рынке были заметно дороже и без релингов, или косяки по салону, или сильно пробежные, да и движка 2,4л на мой взгляд прожорлива), Пресаж новый на глаза не попался и про QR с ременным приводом читал не только положительные отзывы.
Пробег Либерти по одометру был 101т.км, у Гайки – 46 (и по аукционнику), у Пикника -50. В принципе, по состоянию не должно быть неправдой. По моему авто, по крайней мере, подтверждалось тем фактом, что комплектом стоял родной Мишлен Энерджи 2003 года выпуска (видел в интернете на фото у других Пикников из Сингапура аналогичная резина стоит) и после пробега 60 тысяч я заменил только два колеса, остальные ещё год поездят. По Либерти и Гайе при внимательном рассмотрении видны были следы покраски отдельных кузовных деталей, но ремонт сделан качественно и явно в Японии. На Пикнике, сколько ни искали, последствий ремонтных работ на кузове нигде не нашли.
Экстерьер,
т.е. внешний вид – по-моему, не тема для сравнения. У всех разные вкусы, да и по деньгам приходится выбирать из того, что есть, при этом особо не обсуждая пристрастия попонских дизайнеров. Однако, что касается лично меня, то возможность выбора была, и взял, что хотел.
По размерам кузова и салона
отмечу (габариты Любахи д4605 x ш1695 x в1630, Гайки 4620 x 1695 x 1640, Пикника 4690 x 1760 x 1660), что лишние сантиметры Пикника в сравнении с практически одинаковыми конкурентами ушли, в основном, в длину багажного отсека и немного - в пространство третьего ряда, что совсем не лишне. В прочем запас пространства в третьем ряду – мера растяжимая, поскольку второй ряд во всех машинах регулируется на салазках. Усаживался везде сам за собой (рост 186см), в первом и втором ряду выставлял примерно одинаковые зазоры для коленей. Пикник выигрывает, правда немного, у Гайки и чуть больше у Либерти, но здесь каждый сантиметр запаса дорог, особенно для дальней дороги. По ширине салона Пикник тоже выигрывает у обоих, причём здесь разница ощущается явнее. Трое совсем не худых взрослых у меня по плечам усаживаются во втором ряду с заметным запасом, у Любы и Гайки – без, хотя и не тесно. Впереди тоже есть ощущение большего пространства по ширине (передняя панель, центральный проход).
Думаю, стоит упомянуть, что Гайка – это фактически видоизменённый кузов первого Ипсума, запущенного в производство ещё в 1996г. Либерти - был адекватный ниссановский ответ на Ипсум с 1998г, хотя в описании модели сказано, что он является дальнейшим развитием модели Прейри Джой, хотя сам Prairie Joy по длине меньше. Поэтому нет ничего удивительного в разнице размеров салона, т.к. новый Ипс стал длиннее и шире старого, а на его место в тойотовской табели о рангах с 2004г. встал Isis.
И ещё пару слов по поводу уместности сравнения данных моделей. Либерти в данном кузове, но с более современным мотором, выпускался по 2004г, Гайя тоже с новым движком – по 2003, Ипсум выпускается с 2001г. с небольшим рестайлингом по сей день. Поэтому одногодок для выбора покупки подыскать нетрудно. Однако, мы немного отвлеклись от главной темы
Описание салона и комплектаций.
Гайка в нашем случае по факту покупки оказалась шестиместной, что, в отличие, от двух визави совсем не редкость для этой модели. Однако именно в этом варианте она часто нафарширована очень неплохо. Наш экземпляр – не исключение. Сдвижного люка, противотуманок, парктроника и рейлингов нет, но есть высокая передняя панель с двухдиновым СД-ресивером и кассетником, удобным блоком климат-контроля (в базовых комплектациях передняя консоль низкая), выдвижная радиоантенна, яркая голубая подсветка приборов. Сиденья обшиты, по-моему, одинаковой для многих японцев светло-бежевой ворсистой тканью.
На втором ряду два удобных отдельных сидения с подлокотниками. Как в самолёте. Можно спокойно пройти на третий ряд во время движения. Но в этом варианте есть и серьёзные минусы. Про отсутствие сплошного дивана и так понятно, но самое печальное, что раскладывая эти кресла назад, не получаем ровного пола (см. фото). Точнее часть спинки кресла ложится поверх сложенных сидений третьего ряда и ночевать в таком случае можно лишь разложив в одну линию кресла первого и второго рядов или второй и третий ряд вместе. У двух других авто проблем с раскладкой двух последних рядов в ровную площадку нет. Сиденья третьего ряда немного меньше, чем у Ипсума, но тоже удобны.
Салон Либерти не имел отличий по форме панели и других элементов интерьера в зависимости от комплектации за весь срок выпуска. Разница – лишь в дополнительном оборудовании. В данном авто комплектация не самая богатая, хотя всё обязательное, включая климат контроль, есть. Давность выпуска отразилась только на наличии встроенного кассетника без СД. Приборная панель выполнена с жидкокристаллической индикацией, довольно хорошо читаемой. Присутствует парктроник с индикацией работы сонаров на центральной консоли. На крыше обязательные рейлинги.
Либерти имеет второй ряд, поделённый по полам, что является не самым удобным решением. Центрального подлокотника нет , но есть два по краям сидении. Третий ряд самый нетрансформируемый. К сожалению, конструкторы не разделили его и сиденье получилось сплошным. Причём подушки и спинки самые маленькие среди конкурентов, но здесь есть тоже плюс, т.к. в спальном варианте эту спинку можно отклонить максимально назад и вместе с разложенным вторым рядом получится ровная лежанка с мини подушкой (см. фото). При перевозке крупных вещей придётся складывать всю лавку. К примеру, на Пикнике я езжу с постоянно сложенным только одним задним сиденьем, т.е. в 6-местном варианте и хватает места для багажа в большинстве случаев. Я думаю, для очень длительных поездок для взрослого человека третий ряд немного неудобен. Ещё у Любы впереди на пассажирском сиденье нет подлокотника (присутствует только в комплектации Coleman). Сами сиденья обшиты приятной хорошо моющейся цветной тканью.
Справедливости ради, надо отметить, что у Либерти есть такие оригинальные конструктивные решения, отсутствующие у наших тойотовских конкурентов, как: воздуходувки для обдува и обогрева ног пассажиров второго ряда; реверсивный режим работы вентилятора обдува третьего ряда, позволяющий производить принудительную циркуляцию воздуха в салоне, всасывая воздух из зоны третьего ряда.
Особенно стоит отметить наличие в Либерти сдвижных задних дверей. Читал, что в некоторых комплектациях одна из дверей оснащена электродоводчиком, но в нашем случае всё просто. Сдвижная конструкция имеет свои преимущества и недостатки. Каждый может их представить себе сам. К примеру, такие двери не оснащены аудиоподготовкой, но она есть в задних стойках.
Пикник. Комплектация в переводе для Ипсума промежуточная. Нет двухрежимных стоек, ручного переключения АКПП на руле, регулировки света фар из салона, кнопки отключения розеток 100В (сами розетки есть). Зато салон кожаный, в стандартной комплектации присутствуют противотуманки, рейлинги, оптитронная панель. Парктроник, правда, установлен только на заднем бампере.
Вообще, салон Пикника производит как бы более богатое впечатление. Опустим одинаково жёсткий у всех, но разный по фактуре пластик и наличие примерно одинакового количества бардачков, отсеков на передней панели (верхний отсек на панели Пикника всё же стоит упомянуть – нравится). Можно отметить наличие двух дополнительных воздуховодов, которые работают только на охлаждение, в зоне потолка у Пикника на второй и третий ряд сидений. У Любы и Гайки – только на третий ряд. Подстаканники впереди на микролифтах, во всех дверях ниши под бутылки ёмкостью 0,3л. Зеркальца в солнцезащитных козырьках с обязательным автоматическим включением подсветки. Все стеклоподъёмники с режимом «авто». Передняя консоль Пикника выглядит солиднее на мой взгляд. Всё это кажется по отдельности незначительным, но в сумме создаёт впечатления о машине.
Сиденья второго ряда раскладываются заподлицо с третьим, можно вольготно вытянуться даже с ростом более 180см. Только подушка третьего ряда полностью назад не откидывается.
Гайя может похвастать перед Либерти и Пикником (у него там ручник) небольшим откидным столиком между передними сиденьями, однако у Ипсума столик есть в базе (у него ножник). А у Ниссана выползают два выдвижных подстаканника из сидений второго ряда.
Второй ряд Пикника поделён в пропорции 2/3, что удобно при транспортировке габаритных грузов. На большей половине свободно уедут двое взрослых. Есть откидной подлокотник с двумя подстаканниками. Третий ряд состоит из двух удобных сидений с высокой спинкой и длинной подушкой.
Багажный отсек
с разложенным третьим рядом самой большой у Пикника. Это подразумевает, что он сантиметра на три-четыре шире и раза в три глубже. Сумок влезает большое количество. Всё из-за того, что запасное колесо у Пикника расположено под полом не сзади, а в центре кузова слева. У Любы и Гайки объём ниш примерно одинаков и в них встроена разделённая на отсеки пластиковая полка. Но Ниссан не был бы Ниссаном, если бы и здесь не придумал для отличия какую-нибудь конструктивную особенность, причём она характерна для всех его вэнов. Окно в пятой двери открывается отдельно, что даёт возможность возить длинномеры с закрытым багажником.
Двигатель и трансмиссия.
Наш Либерти оснащён надежным, но уже конструктивно устаревшим 2-х литровым двигателем серии SR20 с распределённым впрыском топлива мощностью 140л.с. С 2001г. на смену SR устанавливался более современный и мощный QR с системой изменения фаз, аналогичной тойотовской системе VVTi. Трансмиссия – вариатор Jatco.
Гайка и Пикник имеют одинаковые двигатели 1AZ, но с разными системами впрыска топлива в цилиндры, соответственно, непосредственной FSE (D-4) и распределённой FE. У Гайки до 2001г. ставили любимый всеми 3S с той же нелюбимой всеми непосредственной системой D-4. Непосредственность подачи топлива даёт выигрыш в мощности - 152 л.с. против 150 у FE и, по моему разумению, должна способствовать немного меньшему расходу бензина.
Между двигателями и приводами колёс в Тойотах стоят одинаковые по конструкции 4-х ступенчатые проверенные временем адаптивные автоматы U241E. У меня (т.е. в Пикнике) в работе АКПП есть следующая особенность. При трогании с места порезче нажимаешь газ - следует небольшой, но заметный рывок в коробке, плавно жмёшь - рывка нет. Но это только на пустой машине. Может быть такая настройка коробки, так как больше никаких претензий к своевременности переключений передач и плавности работы нет.
Прежде, чем приступить к сравнению ходовых качеств,
скажу, что самому поездить за рулем Либерти и Гайи довелось не много, но рядом с водителем достаточно. Владелец Любахи, мой товарищ Юра, тоже немного получил впечатлений за рулём моего автомобиля. Стаж вождения у нас обоих довольно большой, у меня уже 20 лет, довелось поюзать много разных авто: ТАЗы и с правым рулём, поэтому немного в теме разбираемся.
Для начала приведу данные по удельной мощности: Либерти – 10,79 кг/л.с., Гайа – 9,34, Пикник – 9,93.
Собственно, эти цифры подтверждают и впечатления. Не сильно загруженная Гайка чуть резвее отзывается на педаль газа, особенно на малых скоростях, чем Пикник. Она производит впечатление чуть более живой машины. Когда в салоне максимум пассажиров, реакции практически не отличаются.
Ездовые реакции Либерти сглаживает вариатор. Когда нужно интенсивно ускориться он просто выводит двигатель на режим максимальных оборотов и при достижении определённой скорости, искусственно переходит на повышенную передачу, сбрасывая обороты двигателя – имитирует работу автомата. На самом ходовом скоростном режиме 110-120км/ч поведение машин отличается в нюансах, которые для рядового водителя особо не заметны. Опять же, для точной оценки возможных различий необходимо накатать определённый километраж на каждой модели, на что возможности, понятно, не было. Однако каждый владелец довольно положительно относится к управляемости своего авто. Теоретически Либерти должен выглядеть получше в крайних ездовых режимах из-за характера своей подвески, но в реалии так мало кто ездит, мы в том числе. Так, что на ходу у всех практический паритет.
Немного о работе подвесок.
У всех трёх моделей передняя независимая и задняя полунезависимая подвески с поперечной балкой имеют похожую надёжную конструкцию, но здесь различия в их работе более заметны. Самая комфортная Гайка. Наиболее мягко демпфирует неровности. Довелось проехать по далеко не ровной гравийке в числе пяти взрослых пассажиров плюс водитель. Просела машина по ощущениям сильней двух других, но случая работы на отбой задних стоек не было.
Подвеска Пикника более упругая. Немного сильнее чувствуются ямки, бугры, хотя из-за большей базы колебания кузова заметно меньше и именно это создаёт в целом положительное впечатление о процессе перемещения по любым дорогам. Причём с ростом нагрузки работа подвески становится более комфортной, однако выбрать весь ход задних стоек мне так и не разу не удалось. Чувствуется, что конструктивно она рассчитана на большую грузоподъёмность, чем у старого Ипусма.
Самым жёстким в нашем тесте оказался Ниссан. Была неоднократная возможность поездить по гравийным и полевым дорогам в качестве третьего пассажира. Пятой точкой явственно чувствуешь все неровности. Но в то же время понимаешь, что здесь солидный запас до максимального хода сжатия, поэтому такое немного не комфортное поведение подвески принимаешь как данность и привыкаешь. Была такая крайняя необходимость, Юра загрузил в Любаху десять полных мешков картошки. Машина почти села на отбойники, но груз неспешно довезла не один десяток километров до места назначения без каких-либо для себя последствий.
Дорожный просвет у всех авто примерно одинаков и довольно велик. У Пикника в незагруженном состоянии под автоматом 160мм. (под лыжей -140, но она расположена не по центру). Это при том, что на Пикнике самые большие колёса 205/65/15 и я сразу поставил резиновые проставки, что дало увеличение просвета на сантиметр - полтора. У Гайки штатная резина самого маленького размера 195/60/15, у Любы – 195/65/15, но эти минивэны изначально подняты повыше Пикника и база у них поменьше, что даёт им по части геометрической проходимости определённое преимущество. К стати Ипсум после рестайлинга осенью 2003 года получил более красивые и аэродинамические (читай низкие) бампера и пороги, но это только способствовало уменьшению расстояния от кузова до земли в зонах, воздушный зазор в которых часто бывают необходим для уверенного передвижения по нашим направлениям. Пикника это коснулось лишь частично (модернизированного ипсумовского пластикового обвеса на порогах не появилось). В путешествиях по различным местам отдыха в Хакасии и на юге Красноярского края приходилось проезжать по приличным ухабам, задевал грунт очень редко.
Расход топлива
наиболее тяжёлая тема для оценки, потому как мои товарищи к этому вопросу относятся не столь дотошно, как я. Про Пикник могу достоверно сказать, что на трассе в зависимости от нагрузки 8,1-8,5 л/100км, средняя скорость 105-120км/ч, город – 9,6 л максимум даже с учётом пробок (приходится кататься и в Красноярске). Предвижу здесь скептические ухмылки владельцев Ипсумов, у которых наверняка расход заметно выше. Однако всё вышесказанное - чистая правда, двухлитровый двигатель заметно экономичней, чем 2 AZ, да и по городу стараюсь передвигаться спокойно, что не значит медленно. Владелица Гайки выдала информацию, что по трассе аппетит её автомобиля 8л/100км, город – не многим более 9л( у нас в городе пробок не бывает, передвижение размерянное), причём за городом при возможности она любит зажечь не менее 120км /ч – опыт вождения имеет довольно большой. У Либерти расход по городу в районе 11л на сотню, по трассе - на уровне Пикника. Приведённые выше данные характерны для эксплуатации в тёплое время года.
Этой зимой в смешанном режиме город – загородная трасса (скорость часто за 120) средний расход 9,9л. на сотню (не кидайте в меня камни, не вру! Резина штатная, километраж не искажает, заливаю от крышки до крышки, АЗС уважаемых брендов). При условии, что морозы были за -20, машина несколько раз ночевала на улице, перед стартом не менее пары минут прогрев.
У Либерти расход минимум плюс литр от летнего.
Хозяйка Гайки в силу различных причин этой зимой пока не выезжала и здесь определённо сказать нечего.
Зимняя эксплуатация. Обогреватель Пикника аналогичен ипсумовскому. При -20 снаружи в салоне не холодно, но и не особенно тепло. Радует, что распределение потоков оптимальное, вентиляция хорошая и передние боковые стёкла не замерзают, задние совсем не много. Юра Либертивод тоже доволен работой своего обогревателя, зимой можно было сносно передвигаться даже при бывших в прошлую зиму 30 градусных морозах.
Все авто гаражного хранения и на улице остаются по крайней необходимости. Ниссан до -23 пускаются уверенно. Причём здесь Юра определил оптимальный алгоритм, сначала секунду крутануть стартер, выключить зажигание, а потом уже крутить до пуска. У меня есть опыт только при -20, тоже проблем нет – долго стартером крутить не надо без всяких ухищрений. Ёмкая тюменская батарея этому способствует. Единственно, минуты две после такого пуска двигатель работает под 2000 оборотов, ощущается заметная высокочастотная вибрация, дребежжание пластиковых панелей на торпедо в салоне. Потом обороты падают и всё постепенно исчезает. Либерти подобными эффектами в такой степени не страдает, хотя двигатель тоже с цепным приводом.
На зиму на Пикник поставил липучку Bridgestone Blizzak MZ-03 штатного размера. Достойная обувка. На старой машине стояли Falken Espia W-02S. Думал, что лучше трудно придумать. Но Бриджики – это вещь, тише, мягче на ходу. На укатанном снегу или наледи за ранее чувствуешь грань сцепных свойств, а она очень высока. Выбрал комплект с ещё сохранившимся на трёх колёсах чёрным слоем. На Любе тоже Бриджи стоят, но постарее модель MZ-02. Владельцу нравится, тем более, что на Самаре у Юры раньше шипованая Кама стояла и к липучкам он настороженно относился.
Приходилось ли ремонтировать технику за время эксплуатации.
У Любы за два года и 16 тыс. пробега заменёны: шаровые опоры и стойка стабилизатора (линка) сразу после покупки, верхняя опора правой передней стойки (лопнула резина) в процессе эксплуатации. Замены масел и фильтров – по регламенту. Самым дорогим была частичная замена жидкости в вариаторной коробке - 4 литра по 800 р. за литр. По работе вариатора вопросов никаких нет, это к сведению многочисленных скептиков.
Гайка прошла по России совсем немного – проблем пока нет.
Про Пикник подробно писать не буду. Если интересно, можете прочесть в оригинальном отзыве. Пробег за 9 месяцев 12 тысяч. Всё как обычно: масла в двигателе, автомате, ГУРе, фильтры, антифриз на зиму. Заменил ремень приводной навесного оборудования, был неисправен датчик давления кондея – зашунтировали.
Спасибо всем, кто дочитал все мои буквы! Приношу свои извинения, если в отчёте не заострил внимания на некоторых моментах, таких как: шумность, тормоза, рулевое и т.п. Во-первых, чтобы почувствовать разницу необходимо всё-таки подольше побыть владельцем каждого авто, а первые впечатления здесь могут быть обманчивы. Во-вторых, позже, когда обдумывал свои впечатления, то понял, что эти позиции совсем не отложились в моей голове, а значит не напрягали или не оставили негативных эмоций. А что ещё требуется от хорошего семейного авто!
Подводя итог всему вышесказанному, скажу так. Если вы делаете выбор для семьи и вопрос некоего абстрактного престижа вас не волнует, готовы смириться с отсутствием некоторых вышеописанных радостей жизни, немного меньшим объёмом салона-багажника и кое-какими элементами комфорта, и, самое главное, вам не охота переплачивать за это процентов 20-25 стоимости (это относительно Пикника - Ипсума), то… В прочем решайте сами.