Москва
Автомобили
Спецтехника
Грузовики и спецтехника
ЗапчастиОтзывыКаталогШины
Еще
Вход и регистрация

Поездка в Монголию

Наконец-то нашлось время, чтобы написать хоть что-нибудь, хоть отдаленно напоминающее отчет о поездке в Монголию.

Начну с того, что всё (99%) из того, как я представлял эту страну оказалось не совсем верным (совсем не верным), начиная от необходимых запчастей и заканчивая, что «каждый монгол рад тебя видеть».

По тому, что в поездке понадобилось и было в наличии, понадобилось и не было в наличии, не понадобилось.

Самое первое, что ломается в Монголии – это не шрусы и оси, а люди. Запас терпения – обязательная составляющая любой дальней и/или длительной поездки. Я очень рекомендую перечитать эту фразу еще раз, потому что наличие/отсутствие всего нижеперечисленного не будет иметь никакого значения если терпение кончилось.

Итак все пункты пока выстроились следующим образом: Вода (фильтры и емкости), Кирпич/подставка под хай-джек, Домкрат, Топливо, Канистры, Резина, Еда, Рыбалка, Сварка, Холодная сварка, Инструменты, Лопата, топор, бензопила, Туалет/Душ, Дороги, ЖПС/компас, Степь, Города, Вещи (зимние летом), Местные жители (общение с ними. Язык. Карта), Восток/Запад, Дороги, Водка.

В этом месте улыбнулся, т.к. первый пункт описательной эпопеи значится как Вода, а последний как Водка – оба пункта очень важные.

ВОДА!

Именно с восклицательным знаком! Имейте ввиду, что я описываю исключительно свой опыт путешествия по Монголии и не претендую на абсолютную истину. Но, во всей Монголии я нашел единственное место, где можно не опасаясь привезти домой экзотического селитера, напиться воды. Это озеро Хувс Гул, или как его еще называют – Младший брат Байкала. Очень чистое и красивое озеро, но очень, очень холодное (холоднее Байкала в сентябре).

Попробую себя объяснить. В Монголии много рек и озер (озер действительно много), но с населением страны в два с половиной миллиона монголы умудрились развести СОРОК миллионов крупного и некрупного рогатого скота. Моя поездка состоялась в 2010 году, а в суровую зиму 2009-2010 года в Монголии замерзло около 10 мил. животных, так что теперь только 40. Так вот вся это огромная масса скота тоже очень любит попить водички, к сожалению для этой самой воды, животные не особо разбирают где пить, а где ходить в туалет (не уверен на сколько применителен этот термин к барану, например). Все берега и русла рек просто загажены остатками животной жизнедеятельности – пить из этих рек я не решился (думаю очень правильно сделал).

Как вывод из вышесказанного: направляясь в центральную часть Монголии и/или пустыню Гоби (или не Гоби) имейте достаточный запас воды на каждого человека – остаться без воды это уже не шутки. Запас воды рассчитывайте 3л/человек/день. И это только попить. Так как такой запас воды тащить не всегда возможно (и не всегда нужно) то я бы посоветовал брать с собой фильтр для очистки воды – места много не занимает, и свой вес в путешествии полностью оправдывает.

Забыл сказать, что в городах (трех) воду можно купить бутылированную, в маленьких поселках (три юрты – а таких большинство) воду можно набрать в поилке для верблюдов (верблюдам очень это не нравится, отношение местных жителей было непонятно, потому что в это время они обычно разглядывали сафаря), по пути через пустыни попадаются колодцы для скота (необходимо фильтровать) – да и набрать ее тоже нужно постараться.

Кирпич/подставка под хай-джек.

Как бы смешно это не казалось, но найти кирпич в степи равносильно поиску алмаза в недрах ныне облагороженного Горностая – теоретически такая возможность не исключается, но практически невыполнима. Кирпичи в степи не валяются, монголы (настоящие, не урбанизированные) вообще мало что выбрасывают. Я к чему, собственно, про кирпич? Просто мы все привыкли к тому, что всегда есть во что упереть домкрат или хай джек и если этой точки (нижней) опоры нет, то тут же находится плоский камень или кирпич.

В этом месте посмеялся, выпил чаю, посмеялся еще раз и продолжаю. В степи/горах плоских камней нет, кирпичей тем более. В Гоби у меня хайджек ушел в песок на метр и не собирался останавливаться. Домкрат уходит в землю и/или песок так, что его приходится откапывать.

Как вывод: лично для себя решил пользоваться следующим девайсом:

Подкладка под рельс. Во первых не жалко потерять. Во вторых точно выдержит, т.к. держит тепловозы и составы. В третьих может использоваться как наковальня (за время путешествия обязательно что-нибудь попросится пообщаться с кувалдой), а когда вокруг одни пески и не на чем выпрямить что-либо… очень не весело. Сей девайс достаточно специфичен (например в болоте просто утонет), но за время моей поездки болот было встречено намного меньше чем песков.

Отвлеченно. Если вас в степи попросили поискать кирпич… ну, вы догадываетесь куда вас на самом деле послали.

Домкрат.

Домкратов лучше иметь несколько. Мало ли что придется домкратить. Ну и конечно хай ждек (с подкладкой под рельс).

… Собственно говоря, вот и всё. В данном случае лучше воспользоваться принципом: не понадобилось, но было – это составляющая хорошего сна и как следствие наличие терпения, которое, как известно, ломается до железа.

Топливо, Канистры

Боюсь как бы в этом месте не начать рассказ, который никогда не закончится. Постараюсь себя ограничивать и сначала расскажу про топливо, встречающееся, в принципе, в Монголии.

Вдоль северной границы топливо есть, оно дорогое относительно российских цен, но оно есть. Есть даже 92й бензин. В Улан-Баторе и Чайболсане есть и 95й. Но это не интересно, а ехать в Монголию, чтобы проехать вдоль северной границы… В Гоби, дорогой друг, в Гоби – по настоящему. Или на запад Монголии или куда угодно, но не в Улан-Батор.

Монголы выезжая из городов почти всегда везут две запаски и ОЧЕНЬ много канистр для топлива. Не спроста. Топливо есть не везде. В общем это сложно для понимания городского жителя, но там вообще ничего нет, кроме природы. На карте указаны заправки (очень нерегулярно расположенные), но картам верить нельзя. Вообще в Монголии можно верить только Солнцу, Луне и Овоо. Тем не менее 92ой бензин больше не попадается, только 80й. Но парадокс в том, что 80й попадается намного чаще чем дизельное топливо, которое стоит очень дорого. Цены неприятно удивят.

Кстати, вопрос обладателям восьмидесяток. А как топливная аппаратура tlc80 относится к 80 бензину? ТЛК80 – очень популярная машина в описываемой стране, но заправляют-то они ее чем есть, а есть только 80 бензин. Кстати, забудьте всю эту ересь, которую в свое время начитался я, про неубиваемые уазики, которые очень любят монголы. Секса там конечно много, а вот любви мало, поэтому они предпочитают восьмидесятки.

Качество топливо… ну, как вам сказать. Топливо есть, и это уже хорошо. Качество топлива меня устраивало, потому что у меня был топливный сепаратор и голова по этому поводу не болела. Насепарировал он хорошую жменю монгольской грязи, которая была в топливе.

Бывали случаи, когда в нескольких подряд городах не было топлива. Сначала ты рассчитываешь на запас ДТ, который есть в дополнительных канистрах, потом на то, что в следующем городе будет ДТ, потом на чудо, потом наслаждаешься окружающей природой в надежде на чудо, потом случается чудо и все повторяется. Было когда мы реанимировали стоящие без топлива камазы, с любующимися природой монголами, а были случае, когда веселые монгольские парни на мазе выручали нас, со словами: «только бы начальник не спалил, что топлива меньше». В некоторых районах Монголии ДТ - это реальный дефицит.

Канистры – это отдельная тема для воспоминаний. Скажу следующее: везти нужно, наверное, пластиковые и расставлять их по салону везде, где только можно – лишними они точно не будут, если даже и будут в степи всегда можно их поменять на барана/кумыс/бузы/водку/ночлег. Но это конечно, если вы едите туда, где путешественника никогда не видели (а иначе зачем вообще ехать) а смотреть на него есть кому (очень часто и смотреть-то некому. Просто нет никого). В очень многих местах Монголии хороший нож реально на вес золота, хорошая канистра – это не роскошь, а то, что поможет им выжить холодной зимой. Хотя выживать они умеют, да еще как! При это относятся к выживанию вполне нормально, я бы даже сказал – позитивно, получая от процесса несомненно большее удовольствие чем любой городской житель от «комфортабельного» проживания в урбанистическом ужасе.

Nota Bene: жечь в степи нечего, кроме кизяков – которыми вся Монголия и отапливается, а чтобы это чудо разжечь нужно намочить его в саляре, иначе не горит.

Резина

Как же приятно после недель на жестком бездорожье найти аж 10 км асфальта… но по кармическим законам всё должно быть сбалансировано начиная от самих этих законов и заканчивая балансировкой колес. Наверное, именно по этим законам, при выезде на асфальт у меня взрывается грыжа на колесе – чудесный такой хлопок.

Монголию я прошел на YOKOHAMA GEOLANDAR M/T 35X12.50 R15. Несмотря на то, что слышал много про слабую боковину данной резины до/после поездки, остался очень ею доволен.

С собою, естественно, был взят полный ремкомплект для проколов покрышек. Но (и это по запарке) были забыты инструменты необходимые для разбортирования колес и оставлены камеры. Все вышеперечисленное не понадобилось, т.к. были 2 запаски, но спать эта мысль по ночам не давала – и как следствие иногда моему штурману приходилось слушать мои реплики связанные с плохим настроением. Но он в долгу не оставался и, обычно на следующий день, я слушал его рассказы, связанные с его плохим настроением. Еще раз повторюсь, что все мы люди, а не роботы – настроение бывает разное. Важно это понимать и не загонять в себя в рамки: «меня всё заипало, я пошел домой пешком».

Для себя сделал следующий вывод: каждый день протягивать все гайки на колесах (да, да… именно каждый день перед выездом), взять в правило и регулярно производить осмотр резины, при необходимости менять передние задние колеса местами. Износ колес о много может сказать. Грыжа вылезла на переднем левом колесе, сразу же колесо было поставлено назад. Думаю, если бы этого не было сделано, то результаты грыжи могли бы быть иными. Иметь не одну запаску, когда мы заблудились с горах, ехать пришлось по ОЧЕНЬ острому скальнику в очень нехороших условиях по неизвестно куда ведущей дороге (уперлись в российскую границу с монгольской стороны, пришлось возвращаться обратно – еще раз заблудились). В общем, чудом не попробивали все четыре колеса. Ремкомплект (грибки, заплатки, шнурки, клей) – это must have. Ну, и то, что забыл я – камеры и все что необходимо для разбортирования колес.

Еда

О! Еда!

А вы пробовали вареный бараний жир? Нет? Зря, зря… На самом деле, все свои предрассудки по поводу вкусно/невкусно, съедобно/не съедобно нужно оставить в гараже, где живет ваш железный конь, когда не путешествует вместе с вами. Ипать мозг предпочтениями в еде можно лишь тогда, когда несколько дней стоишь лагерем в каком-нибудь месте, и больше просто нечем заняться:

- ты будешь сайру с гречкой или с рисом?

- я этот рис больше видеть не могу!

- жаль, потому что гречка неделю назад кончилась

- и чё?

- только рис остался

- а зачем тогда спрашиваешь?

- потому что водка еще есть. и пока не выпьем всю, будешь есть рис

Монголы едят мясо со всеми остальными запчастями, что в баране/козле/верблюде/лошадке есть. Монгольский суп (шол) – это тонко нарезанное мясо (читай: жир, сухожилия и мясо конечно) ошпаренное кипятком и запаренное как доширак. Представляете какое оно нежное и мягкое получается, если мясо – это говядина, например. А вы думаете у них скулы просто так большие. В общем своя специфика есть, мало того в разных районах описываемой страны готовят по разному. Но вполне нормально, что хозяйка юрты за 20 минут нарежет мяса, замесит теста, налепит буз, разведет огонь и приготовит все это чудо за вполне скромную цену. В данном случае я говорю о том, если бы вы постучались в соседнем доме в какую-либо квартиру и попросили вас накормить.

Лично мне, в гастрономическом (да и в любом другом) аспекте поездки, очень понравился город Чайболсан – самый ближний к Владивостоку. Мясо и все его производные, но хорошо и вкусно приготовленные.

Бузы – монгольские позы (позы – бурятские манты). Этому блюду можно посвятить отдельный опус. Но вкратце напишу, что это рубленное с луком мясо, завернутое в тесто и приготовленное на пару. А дальше вариации: тесто иногда перед заварачиванием обжаривают, а иногда нет. Бузы могут отличаться по форме и размеру. И не все монголы/монголки хорошо готовят – у некоторых тоже руки из жопы растут.

Шол – жестокий суп (через месяц путешествия, кажется очень вкусным)

Айрг – кумыс. Реально ценная вещь, т.к. при жаре долго не портится. Но слабонервным лучше не видеть как его делают. Верблюжий кумыс – это вещь, но как я понял не любой желудок его адекватно воспринимает. Мой на ура, у штурмана были нюансы.

Цай – это молоко, в которое бросили черный чай и соль. Разновидность Хаан Цай – я его не пил, т.к. он уже больше заточен «не для монголов».

Уушур (могу ошибаться, лучше спросить Чека – может он еще помнит) – это чебурек, к который положили мяса столько, сколько не жалко.

Шаурлыг – главный ингредиент шампуры. Делали только мы из недоеденного козла, но монголы знали, что это такое и озвучили, хотя я не видел, чтобы они шашлык делали.

Монгольский сыр – это такой прессованный белый сухарик, который нужно грызть (иногда очень долго). В нем очень много кальция (наверное, очень, очень много) потому что у монголов исключительно ослепительно белые зубы.

Nota Bene: Рис задолбал. Я его начал нелюбить именно после этой поездки.

Закупаться продуктами (не мясом) лучше там, где есть возможность. А возможность есть в городах. На вторую неделю путешествия начинают сниться овощи, но мясо не надоедает. Консервы есть, но выбор ОЧЕНЬ ограничен.

Про еду как-то так, если что-то вспомню допишу. Если что-то интересно или хотите уточнить – спрашивайте.

Рыбалка

Утро. Светит солнце. Я, взяв зубную щетку, захожу по-колено в воду и чищу зубы, наблюдая как у меня между ног проплывают щуки. Рыба есть, ее очень много, т.к. в Монголии очень много озер, а монголы ее не ловят. Я, к сожалению, ее вообще ловить не умею. Но рассказы тех, кто вывозит туристов на рыбалку просто удивляют. Не буду пересказывать, но это что-то вреде: ведра и ведра рыбы вот из той ямки, рыба вооооооот такого размера и клюет на голый крючок (хотя этому я почему-то верю).

Находясь на озере Хувс Гул, купили копченых хариусов – они есть.

Это конечно уже не рыбалка, но очень много уток и гусей. А теперь самое главное! Очень много НЕПУГАННЫХ уток и гусей, они подпускают так близко… лучше расскажу другую историю с пернатыми связанную.

Встав лагерем возле высокогорного озера в заповеднике и купив козла (из-за чего на озере задержались дольше запланированного), в первую ночь я проснулся от того, что с озера раздавались непонятные звуки и хлюпанье воды, взяв фонарик я походил, посветил – ничего спросонья не увидел и опять отправился спать. На следующую ночь звуки стали ближе и громче, все повторилось и ночью в двух метрах от берега я увидел влюбленную лебяжью пару, которая, абсолютно не обращая на людей внимания, занималась своими лебяжьими лобызаниями. Сначала я за ними понаблюдал, не каждый день такое доводится видеть. Потом решил опять отправится спать, но пара в пылу страсти уже крякала так громко, что спать было невозможно. Походив по берегу, покричав на них, посветив фонариком – я был оставлен в замешательстве, т.к. меня просто не замечали и внимания не обращали. Пришлось взять сушеный монгольский материал для розжига костра (кизяк) и кинуть в любвеобильную пару, потом еще и еще. В результате сместил этих крикунов метров на 15. Так и прожили 5 дней бок о бок с лебедями. А утки и гуси…. в общем много их там.

Сварка

О, как много в этом слове для меня переплелось. Перед поездкой Гном мне сказал: «я в дальнюю поездку вообще без сварки не езжу». Правильно сказал, а сколько раз я это вспомнил. Правда я тогда ему возразил, что и варить-то не умею. «Надо будет, научишься» - отвел он мне. Надо было.

Самая противная вещь при езде по бездорожью – это бешеная и постоянная вибрация, которая разбалтывает всё. Иногда откручиваются болты и навсегда остаются гастролировать в степях, иногда они не откручиваются, а держат «как в последний раз». В этом случае ломается металл, который они держат. Кстати, уставшие гроверы не держат совсем. Резьбовой клей – вещь. Отломались все крепления защитных кожухов тормозных дисков, упал стакан заднего аммо, крепления крыла левого. Болты на месте, а крепления лопаются. Что-то еще, чего я и не помню – вроде все вещи незначительные, но когда всё больше и больше деталей Сафаря начинают жить своей собственной жизнью, портится сон и окружающее воспринимается уже не так радужно.

Расскажу курьезную ситуацию: проезжая монгольские придорожные мастерни, я часто видел надпись «дугой засвар» - ну, не правда ли, что это созвучно с дуговая сварка? Ой и долго же я потом смеялся уперевшись лбом в значение слова «засвар», что значит ремонт. А дугой – значит колесо. Т.е. это шиномонтажки по нашему. Представьте у нас иностранца пристающего к шиномонтажнику с просьбой заварить крыло. Хотя ко мне сегодня на крыгинском рынке подошел человек азиатской наружности и на очень хорошем английском спросил где туалет. Выяснилось, что ходил он там уже около получаса, никто объяснить не мог – курьезы случаются везде.

Сварку лучше иметь. И уметь ею пользоваться.

Холодная сварка

Скажу мало и просто: была, пользовался, наверное помогла. Мало что понял. Но был спокоен, что она у меня есть.

Инструменты

Главный недостаток инструментов – они много весят и занимают место. Но не взять их с собой – совершить очень глупый поступок. Брать нужно только необходимое, но самое необходимое – это то, что вы забыли. Поэтому нужно четко понимать куда вы едете и что вам понадобится.

Чего мне не хватало из инструментов? Да пожалуй только сварки. Сломали вечноломающуюся шпильку на кардане мех лебедки, на восстановление работы данного девайса была пожертвована отвертка. Несколько ударов молотком по зубилу (наковальней служила именно кувалда) и заветный отрезок отвертки со свистом улетел в степную траву. Еще несколько ударов молотком и заветный отрезок отвертки отправился жить в кардан лебедки. В результате минусовой отвертки нет. Крестовая где-то про..лась и ее тоже не было, периодически находилась, потом была куплена на монгольском базаре. Берите несколько – это не такие большие деньги и не так много места.

Еще мен постоянно не хватало болтиков M10, всяких гаечек, шайбочек, которые откручиваясь оставались на пмж в Монголии.

Вот! Вспомнил. За 14.75 р. на российской границе мне какой-то белой гадостью залили какое-то реле стартера на границе и стартер, начав крутить, уже никогда не остановился – поэтому в экстренном порядке пришлось скидывать клемму с аккумулятора и на просьбу пограничницы предъявить паспорт была брошена фраза: «какой пля паспорт, у меня стартер крутит». Ну, а дальше ремонт со всеми вытекающими прямо на «ничейной» земле, уже не в Монголии, но еще и не в России. Потому что не было размыкателя массы.

Размыкатель массы – must have.

Резьбовой клей – must have.

Пол ведра болтов и гаек – не всё понадобится, но сон будет здоровым и глубоким.

Блок для лебедки – никому не нужно говорить что и зачем он нужен. Сам засел всего один раз (и то только потому, что вытаскивал из брода автобус), но если у вас есть лебедка, приготовьтесь, что вытаскивать вам придется много чего интересного, в том числе и тяжелее того, на что лебедка рассчитана. Блок приятно порадует вашего лебедя.

Вообще инструментов у меня было достаточно много, но я бы не сказал, что что-то прокатилось просто так. Всё было нужное.

Лопата, топор, бензопила

Ну, что приготовились читать? Копать там есть что, а вот рубить и пилить там нечего. Еще при подъезде к Соловьевску я мысленно пересчитывал количество газовых баллонов, взятых в поездку, потому что еще в России понял, что с топливом для костра в Монголии будут проблемы.

Приятно сидеть у костра вечером, смотреть на звезды и подбрасывать одного буратино за другим в костер, а когда вместо приятно пахнущего буратино костер приходится топить большими вонючими какашками от яка – ну, это уже не совсем комильфо. Комаров там нет, они все в Хабаровском крае, поэтому нет особого смысла в этой ароматной дымовой завесе. Конечно со временем появился опыт разжигать что угодно, находить топливо в самых, казалось бы, немыслимых местах, но в начале мы ехали без костров. Кстати, потом костры из кизяков разводились довольно быстро и относительно бездымно. Местное население использует этот продукт постоянно, на зиму заготовляет его для отопления и приготовления пищи. Первый костер в Монголии был разведен в пустыне Гоби из сухих корневищ пустынных колючек.

Лес там, конечно тоже есть (север страны, на границе с иркутской областью), но таких мест очень не много и там где он есть дров хватит и так. Т.е. рубить/пилить ничего не нужно. Посему делаю вывод, что топор – это лишний вес и зря занимаемое место в салоне. Бензопилы у меня не было и она была абсолютно не нужна. Вот лопата нужна была практически каждый день – но это другой пункт данного опуса.

Туалет/Душ

Вот оно то самое место, где стоит сказать «Лопата».

Туалет – это отдельная тема для рассказа, хотя конечно об этом может быть и не принято говорить. Но согласитесь, что довольно забавно сходить в туалет, когда вокруг ни одного кустика и видимость на 150 км в любую сторону. Огромный плюс Монголии это то, что там всего два с половиной миллиона населения, половина из которых живет в Улан-Баторе. Реально свою скромность и застенчивость нужно оставить там же, где и представление о несъедобном – в отправной точке путешествия. Взял лопату, выкопал ямку, воткнул лопату рядом, спрятался за нее и наслаждаешь видом картинки в своем туалете – поверьте, это гораздо приятнее чем сидеть в маленьком вонючем домике со скользкой дыркой.

Хотя, конечно, были и забавные случаи. Подобрав двух пассажиров в степи (это нормальное явление) за сотни км от ближайшего города мы едем по направлению в этот город. Впереди три автобуса с монгольскими туристами. Они тоже путешествуют по своей стране, т.к. половина из них – это городские жители, которые степь только по ТВ видели, так что там есть туры, автобусы, экскурсоводы. Монголам другие монголы показывают свою страну: «Посмотрите, вот это называется верблюд, его не только едят. Из него еще носки делать можно». Вот они очень забавные – огламуренные на всю голову. Вот они с лопатой точно долго понять не смогут как в туалет сходить.

В общем, подобрали мы пассажиров едем, впереди три автобуса с туристами. Мы держим дистанцию, достаточную для того, чтобы пылью не забивались радиаторы – такая длинная пылящая кишка из трех автобусов и одного сафаря. Едем бодро, водители опытные, обгонять там не было возможности/смысла. Все оценили ситуацию?

Первый автобус останавливается, что-то происходит, останавливается второй и третий – к этому моменту расстояние между нами было достаточно большим, т.к. я останавливался на речке посмотреть местные красоты – что пыль зря глотать. В общем туристы захотели в туалет. Подъезжаем ближе и я вижу следующую пантомиму: прямо на дороге (ну, я по ней ехал – значит дорога, хотя от степи ничем не отличалась. Но до этого по ней ехал автобус – т.е. больше дорога, чем степь) две девочки изображают «я подержу одеялко на вытянутых руках, ты сходишь в туалет. Потом поменяемся». Вот одна держит, отгораживаясь от автобусов, а другая, собственно, в туалете без штанов. Отгородились они, конечно же от автобусов – т.е. голой попой к дороге. И тут еду я. Тутовый шелкопряд так плотно шелком не обматывается как эта девочка без штанов пыталась в одеяло замотаться. Ржачь на всю машину, ржут монголы-пассажиры, ржем мы. А ведь понятно было, что мы за ними едем – часа, наверное, три так ехали. А вообще они не парятся, можно и в центре Улан-Батора увидеть писающую школьницу – смущения ноль.

Про душ. Душ есть в Чайболсане и Улан-Баторе в гостиницах. Всё. Приготовьтесь нырять в озера и речки, перед этим намылившись мылом, по-другому никак. Некоторые особо удобные для омовения места облюбованы и местными жителями, т.е. остановившись помыться на речке через 15 минут нарисовалась пара местных с явно той же целью. В некоторых местах Монголии забудьте об этом пункте личной гигиены – просто воды нет.

Дороги

Дороги там есть – это неправда, что там только направления. Ну, посмеялись и хватит. Если вы не знаете в какой части света солнце встает, то и дорог там нет. Хотя перед тем, как я поехал в Монголию, я, естественно, обчитался очень опытных путешественников, которым не терпелось запостить свое экспертное мнение где только возможно, и находился в полной уверенности, что асфальта ТАМ нет. Так вот, это уже мой личный опыт – асфальта там аж 300 км от Эндэерхан до Улан-Батора. Еще есть маленький кусочек в 10 км, где-то на западе (уже точно не помню где). В остальной части страны дорог нет, но они и не нужны. Так как езда по степи иногда гораздо приятнее чем по дороге.

А как приятно забыть про то, что на тротуар запрещено выезжать. Нет ни дороги, ни тротуара, ни очень мною любимых палкомахателей в кустах, да и кустов тоже нет. Есть Степь, Горы, Пустыни и стороны света.

Не стоит думать, что степь везде сухая и одинаковая. И не стоит думать, что в Монголии только степь. Между Соловьевском и Чайболсаном шли очень жестокие дожди (в это время китайцы по ТВ громко жаловались, что у них весь северо-западный Китай смыло) эти же дожди поливали северо-восточную Монголию. Передвижение представляло собой постоянную борьбу сафаря с жидкой грязью. По колее понял, что продавлена она исключительно тяжелой внедорожной, возможно советской, техникой типа Урал. Т.к. мой сафарь идет по ураловской колее, то задача усложнилась тем, что по этой колее ехать очень не хотелось. Сначала ехал по колейным вершинам, иногда соскальзывая на черной жиже и с разгона плюхаясь с чудо-чачу. Но потом было уже всё равно как передвигаться, направление было выбрано и только часы езды отделяли меня от первого монгольского города. Чувствуешь себя куском грязи, передвигающимся в селевом потоке. По пути вытащили засевшую волгу. Я был очень удивлен мастерством водителя этого авто, и тогда подумал, что все монголы так же виртуозно водят машину (был не прав. Этот оказался уникумом).

Потом дождь кончился и перед нами была жирная степь с сочной травой, толстыми баранами (с огромными курдюками), спящими конями и неторопливыми монголами.

В степи и пустыне ориентироваться не сложно, достаточно четко понимать:

1. Все ЛЭП идут в город. Т.е. если выехал из города, который на востоке и на западе по карте всего один город – то найдя ЛЭП не промажешь.

2. Проснувшись с солнцем, знаешь где восток – следовательно где запад, север и юг.

3. Вечером отмечаешь где запад. Значит завтра, даже в тучах, без солнца будешь знать стороны света.

4. Если у тебя нет карты – ищи как можно быстрее и найдя понимай, где ты есть. Вот без карты .опа. Потому что двигаться тогда только на север – рано или поздно упрешься в российскую границу. Без карты лучше вообще не соваться в поездку – это глупо. Вот у меня не было карты Монголии при выезде из Владивостока. Маниакальный поиск в первом же городе (были даже в администрации города, где карту нам показали, но не дали/продали) к огромной радости увенчался успехом. Но в последствии я понял, что увидев что-то в одном городе есть большой (очень) шанс не найти это больше нигде. Достаточно вспомнить, что не купив верблюжьи носки в Улан-Баторе, я уже нигде их найти не мог.

5. Железные дороги тоже всегда приведут к людям (если увлечься, могут привести к китайским людям).

6. Не надейтесь только на GPS – электроника вообще может отказаться жить на этом свете и уйти в мир иной по собственной инициативе. Купите компас. У меня его не было и я за это дорого поплатился.

7. Реки – это надежный ориентир. У рек всегда есть люди. Люди иногда знают, где находятся те пункты, куда вам надо, иногда получается даже понять друг друга.

8. Большие озера – тоже ориентир.

9. Горные хребты, как правило тянутся либо с севера на юг, либо с запада на восток – главное понимать какие это горы и куда тебе нужно.

10. Кто может ориентироваться по звездам – отдельный респект. Я могу только Венеру на небосклоне найти, мне не зачет.

Вот в горах ориентироваться очень сложно. Солнца не видно, дороги не прямые, жпс к тому времени уже кончилась, компаса не было, начинался (а затем и пошел) сильнейший снег потом град. Поэтому в горах нельзя принимать никаких необдуманных решений. 200 км крюк по степи – это нормально. В горах упрешься в глубочайшее ущелье или неподъемный склон или острый скальник или снежную вершину, а падающий снег заметет следы по которым ты приехал. Да и на каменистых склонах дороги практически не видно – это не колея в жирном черноземе.

Лучше остановиться и подумать, потом подумать еще раз, потом подумать где последняя известная точка, в которой ты был и куда ты ехал после этого. В горах может пойти снег, превратиться в град потом в дождь, а потом температура упадет серьезно ниже нуля – всё это было со мной. Паники не было, но хорошего настроения тоже.

Из собственного опыта:

1. В горах можно ориентироваться по высочайшим вершинам, достаточно понимать где они и с какой стороны ты к ним приближаешься. Высоких много, высочайших мало – следовательно можно попытаться определить где ты находишься.

2. В горах нет прямых направлений. Просто нет.

3. Реки – это ориентир. Но вдоль них нельзя ехать как в степи. Они могут нырнуть в ущелье и придется искать другую дорогу.

4. Больше я в горы не поеду НИКОГДА без компаса, рабочей жпс, запаса топлива, еды и знающего дорогу человека. Хотя бы ручкой на карте пусть нарисует.

Ну, еще всех очень удивляют 20-полосные грунтовые дороги в степи. Всё не так сложно как кажется. Происходит примерно так: существует одна полоса движения, пошел дождь, образовалась лужа, умный монгол в лужу не полезет – объедет, объедет и еще один умный монгол. Вот вам уже и вторая полоса, после очередного дождя во второй полосе образуется тоже лужа и ее опять объезжают – получается третья полоса. Но иногда я вообще понять не мог почему там так много полос. В пустыне дожди часто не идут. Не знаю, но ничего не делается просто так.

ЖПС/компас

ЖПС – must have, но! В ЖПСе должны быть карты, иначе это дорогой, капризный компас. Проверьте наличие карт, чтобы не пялится в белый экран и не наматывать сотни км в поисках верного ориентира.

Компас – это вообще нужная вещь, тем более много места не занимает.

И еще.

В Монголии необходимо иметь бинокль! Это не прихоть – это необходимость. Иногда у вас появляется необходимость найти людей. Найти соседа в степи… это не на лестничной клетке в соседнюю дверь постучаться. Бинокль – must have.

Продолжение истории почему-то далось не просто. В прошлый раз вдохновение свалилось вместе с соплями и температурой, в этот вместе с полным дорожным коллапсом, происходящим в моем городе. В общем, лучше никуда не торопиться, чтобы прожить еще одну зиму не вдаваясь в подробности значения фразы «кузовной ремонт». Почему-то вспоминаются вампиры и вурдалаки, выходящие на охоту в ночное время суток. Наверное, потому что это единственное время, когда по городу можно передвигаться без супермегагипертрофированных пробок, начинающихся при выезде из гаража и заканчивающихся после полуночи. Продолжаю.

Степь

Степь – это состояние души. Она может либо дико нравится, либо не нравится вовсе. Мне нравится. Степь на северо-востоке Монголии жирная и черноземная, с очень богатой растительностью, но как не удивительно (или как показалось мне) с не очень многочисленным количеством пасущегося скота. Реально очень густая и жирная трава, но овец и коров не много. В то же время на юге, где кроме жиденькой травки нет ничего овец столько, что иногда из-за них и травы не видно. Передвигаться по степи – это сплошное удовольствие по ряду причин:

1. Если тебе нужно объехать ямку/яму/лужу ты просто объезжаешь ее либо справа, либо слева – как больше нравится

2. Если дорога перестала напоминать дорогу, то ты просто съезжаешь с нее и едешь параллельно по степи, прокладывая новую

3. Заблудиться в степи практически невозможно, если помнить где встает и где садится солнце.

Но есть и свои нюансы, например степь бывает и каменистая – а по такой ехать не всегда весело, т.к. ближайшее запасное колесо в багажнике, а следующее ближайшее за 6000 км. Поэтому по камням нужно ехать очень осторожно и аккуратно.

Во время дождя вся степь раскисает и становится одной большой чавкающей лужей, это все равно весело и интересно, но иногда дворники не успевают скидывать с лобового стекла огромные кучи грязи.

Но в своем большинстве степь – это очень красиво.

2b continued

Опубликовано

Другие дополнения из этого отзыва

Похожие отзывы и дополнения

Продажа Nissan Safari 1992 в России

Оставить комментарий
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter

Автоуслуги

Из Владивостока и портов ДВ
в Москву и регионы РФ
8800-500-0936 www.gs25.ru
Вы смотрите раздел Отзывы о Тойота, Ниссан, Хонда, Мицубиси, Мазда, Субару, Хендай, Форд, Фольксваген, БМВ, Киа, Шевроле.

Подробные отзывы автовладельцев с фотографиями, недостатки и все минусы!
TikTok ДромаДром ВКонтактеКанал Дрома на YouTubeТелеграм ДромаДром на Одноклассниках
О проекте Помощь Правила Для СМИ
© 1999–2024 Дром