Занимательное краеведение

Skoda Fabia 2011

, Екатеринбург
Пробег: 8 400 км
Темы: Фотографии | Путешествие

Последние выходные перед новым годом, хочется хоть на пару часов вырваться из пыльного города (шутка ли, новый год на носу, а снега практически нет). Заодно — нужно выполнить традиционный новогодний ритуал: набрать веточек сосны и подарить родне. В качестве объекта для придания цели субботней покатушке была выбрана золотодобывающая драга на Пышме реке.

Маршрут. Конечный пункт указан стрелкой

Что вы знаете об истории промышленного освоения золотых запасов Урала? А знаете ли вы, что в восемнадцатом веке это был настоящий Русский Клондайк? После того, как Ерофей Марков в 1745 году нашел в долине реки Пышмы (ударение на последний слог) золото, здесь началась настоящая золотая лихорадка. Начали работу артели промывальщиков, стали строиться рудники, появились первые поселения на месте города Березовского.

К двадцатому веку большую часть поверхностных запасов золота добыли и золотоискателям приходилось промывать десятки и сотни килограммов породы, чтобы получить сколько-нибудь весомое количество драгоценного металла.

Еще в девятнадцатом веке на Невьянском заводе стали производить, среди прочего горного оборудования, речные драги. Производство которых после революции переместилось в город Воткинск.

Дра́га (от англ. drag — тащить, чистить дно) — комплексно-механизированный горно-обогатительный агрегат, работающий по принципу многоковшового цепного экскаватора, установленный на плавучую платформу.

Чтобы заменить труд тысяч старателей, в начале 1930х годов была начата постройка драги №54. Уже в 1933 году ее части прибыли в Пышму, а в мае 1934 года Драга начала работу на реке Пышма.

Полное описание истории этого горного комплекса вы легко нагуглите сами, а я расскажу и покажу чего удалось посмотреть нам.

Вообще, традиционно сосновые ветки мы набираем по дороге в сад, что находится на Режевском тракте. Съезжаем на понравившуюся дорогу, находим поваленное дерево и пользуем его на благо праздника. Вот и в этот раз, традиционно выехали в сторону Березовского, но не свернули на Реж, а проехав городок насквозь, выехали в сторону Шиловки.

Шиловку тоже проезжаем насквозь и едем 16 километров до Становой.

Стелла — совершенно шикарное произведение, на мой взгляд. Гораздо приятнее многих вульгарных районных поделок на тему местных объектов малой промышленности. Возле этой самой стеллы поворачиваем налево и едем по грунтовке до конца. Снега мало даже за городом, поэтому проехать не составляет труда. Упираемся в Т-образный перекресток: налево пойдешь — к обеспечению драги попадешь, направо пойдешь — в деревню попадешь. Так сразу и не понять куда дальше: дорога слева упирается в шлагбаум, а направо — возвращаешься в деревню… Но почему не доезжая деревни такой накатанный проезд ведет между старицами реки? Едем туда, тем более, Google услужливо показывает на спутниковом снимке довольно приличную грунтовку, которая, впрочем, ведет в болото. Рискнем, тем более, что все и так замерзло. Зимой, особенно без снега, проехать достаточно просто, если клиренс вашего авто больше 10 см.

На самой реке куча рыбаков, карманы вдоль грунтовки заставлены машинами. Ну а мы крадемся дальше, ориентир — свежие столбы ЛЭП (драга работает от сети).

В одном месте дорога пересекает маленькую протоку. Видны следы провалившего колеса какой-то большой машины, ну а мы и не большие, и задерживаться не будем. Крадемся дальше, пейзаж как после урагана Катрина в Новом Орлеане. Драга перекапывает грунт на десяток метров, выворачивая не срубленные деревья, и оставляя за собой натуральную кашу-малашу. Типа как в песочнице в детстве варили, с прутиками и камушками, только в десятки раз больше. Присыпанное снегом выглядит не так страшно, но в теплое время года — натуральный фарш.

Сама драга производит впечатление. Она не самая большая из построенных, но три этажа механизмов, которые сами роют себе русло и ползают в пойме реки — это не так уж обыденно ;)

Выглядит этот земснаряд вблизи довольно потрепанно, шутка ли — больше семидесяти лет в строю. Говорят, тонула несколько раз, поднимали, восстанавливали и дальше работали.

Содержание золота в породе минимально, ведь этот участок проходят уже в третий раз, но выхлоп видимо есть, раз работы не сворачивают. С другой стороны, дальше идти драге некуда — ниже по течению золота уже нет, а выше, на отвалах породы, в семидесятые годы выросли многочисленные садовые товарищества. Так что, участок 144 Га в районе Становой будет последним.

На обратном пути нашли сосенку, которая не смогла удержать себя в рыхлом каменистом грунте, теперь будет радовать нас кусочком леса.

Ну и напоследок — небольшой крюк сделали, прокатились через лесную дорогу мимо садов вдоль реки.

Skoda Fabia.
Skoda Fabia.
Skoda Fabia.
Опубликовано

Другие дополнения из этого отзыва

 
 
Оставить комментарий
Для того, чтобы добавить комментарий, пожалуйста, авторизуйтесь:
Текст комментария: (Внимание! Грубые и нецензурные комментарии будут удалены)
Для отправки сообщения нажмите Ctrl+Enter
Добавить отзыв