"- Электрический?"
Самый популярный вопрос, задавали даже в очереди на заправку или во время запуска двигателя. Ответ вызывал удивление, как и то что двигатель 0.6 и трехцилиндровый. Но больше всего выпадали в осадок после цены на новый (750-1250т.руб), в голове ни у кого не укладывается что маленький автомобиль может дорого стоить. Не готовы у нас за компактность переплачивать, хотя оглянувшись в пробке часто можно увидеть что в большинстве машин 1-2 человека, и многие если бы их не волновал имидж маленькой машины спокойно могли передвигаться на авто А-класса или смарте, но рациональность к сожалению к популярным чертам человека современного не относится.
На глаз возраст Смарта определить тоже не каждый мог, выглядит вполне современно даже спустя 19 лет после выпуска первого автомобиля, дизайн привлекательный, часто в центре внимания, наверное только в Москве более менее распространенная марка, даже в миллионной Казани Смарт как звезда, что уж говорить когда ездил по мелким городам, пальцем тыкали регулярно, от самых маленьких до людей преклонного возраста. Автомобиль просто дарит улыбки, даже в черно-сером цвете, только в этом году добавил оранжевого в окраску, для ещё лучшего настроения. Вообще настроение это один из главных плюсов смарта, в нём просто не может быть плохого настроения, харизма авто такая что в нем неохота ездить унылым, да и люди навстречу все улыбаются, не загрустить никак. Ниже будет длинный список ремонта, но несмотря на это Смарт мне очень нравится, и я хочу в будущем опять иметь подобную машину, отзыв пишу уже только после продажи так что не реклама, просто эмоции от владения всё перекрывают.
Немного о ездовых характеристиках, все уверены что на трассе сдует первым встречным КамАЗом, но на дороге Смарт стоит уверенно, и даже если класть стрелку (по спидометру за 140, по жпс ~130) то устойчивости могут позавидовать многие другие, заслуга в разноколейности, жёстких амортизаторах, низкому ЦТ и малому просвету, но отсюда вытекают и минусы, так как вся управляемость исчезает на плохом асфальте, к счастью в нашем регионе его более-менее можно назвать приличным. Из-за короткоходности подвески и малой базе, на волнах дорог Смарт подпрыгивает, что не очень приятна, поэтому комфортная скорость не выше 100-110 что совпадает с ненаказуемым интервалом, а экономичная скорость ещё ниже, примерно 90, потому что поперечное сечение высоковато и мотор напрягается отчего расход растёт. При такой скорости реально на трассе уложить в 4.5-5 литров, но на Аи-98, при использовании 95гг расход возрастает на поллитра литр, так что 98 выгоднее заливать, да и едет на нём бодрее. Минус дорестайла в маленьком баке, 21 под пробку по паспорту, из-за чего максимальный пробег который проезжал на одной заправке был 290км, после чего правда залить смог всего 18 литров, но указатель пищал что уже всё, сухой.
В отзывах часто можно встретить жалобы на дерганый робот, но попробовав все трансмиссии что сейчас есть на рынке (на вариаторе только мало ездил) скажу что просто не умеют готовить люди, робот вполне удобная штука в пользовании, если давать ему простые команды и не торопить и помогать в неоднозначных ситуациях, то есть газ давить плавно, не играя им, немного предвидеть ситуацию на дороге, что не помешает с любой КПП, чтобы знать когда нужно ускорится или сменит темп, при необходимости максимального ускорения так же просто давишь газ в пол как и всегда, просто есть заминка которую нужно учитывать, но вполне терпимо, примерно столько же времени уходит у среднестатистического водителя чтобы существенно понизить передачу на механике. При желании уезжал со светофора от всего потока на раз, в авто режиме, робот крутит до отсечки (секунд 10-11 после чипа). Помогать же ему желательно на трассе для перехода на повышенную передачу, чаще 6ую, так как робот не всегда понимает что уже темп уже установился и разгоняться не требуется, чаще помогает просто скинуть немного газ, но иногда и вручную нужно подткнуть передачу. Также на обгонах лучше заранее перейти на 4 передачу, которая перекрывает диапазон 70-110кмч, что достаточно для обгона, так как турбина начинает дуть нормально только с 3000-3500 оборотов, а на 6 при 100кмч около 2500.
Зимой при отключённом антибуксе легко крутануть "жука" в повороте, или пройти его "боком" если мастерства хватит, ведь рейка длинная (4оборота), а база короткая, авто по канонам спорткаров, мотор сзади, привод задний, почти Порше. Проходимость в снегу из-за этого тоже отличная в меру конечно, но надо морочиться с отключением антибукса, штатной кнопки нет, или колхозить по мануала с форума, либо просто выдергиваешь при необходимости предохранитель АБС. Ездил максимум до -20, в салоне не мерзнешь, но прогревался минут 15-20 на ходу. Есть ещё нюанс что до начала езды надо дождаться тёплого воздуха из печки, так как из-за особенности компоновки трубки от помпы протянуты под полом вперёд, и есть риск образования воздушной пробки, особенно после долгой стоянки в холод. При образовании лечится старым добрым способом с заездом в горку и газованием с открытой крышкой расширительного бачка. С запуском до -20 проблем не было, с пульта с первого раза.
В салоне вполне просторно, поначалу немного мне посадка не нравилась, но это уже особенности маленького роста, потом приноровился, вполне вместительный багажник, тест с зимними колесами проходит, место пассажира складывать не приходится (см. фото), мебель из Икеи возил, столы, стулья вполне хватало места. Спинка сиденья складывается и можно грузить сверху.
И обещанная мякотка про обслуживание. После покупки почти сразу был закапитален двигатель, с расточкой блока, шлифовкой коленвала, ремонтом гбц, замены картриджа турбины, сцепления, стоек передних, генератора, ступичных подшипников задних (меняются со ступицами), это из крупного ремонта, косметический не учитываю. Кузовные панели пластиковые, поэтому повредить при неаккуратном обращении очень легко, поэтому при ремонте следите за каждым действием, потом не докажете, и останется делать самому, очень легко ломаются крепления под клипсы при сборке разборке. И по началу отдавал много денег за съем установку пластика, дешевле и безопаснее научиться самому, ничего нет сложного. Вообще с обслуживанием беда, желательно иметь гараж хотя бы для подготовки к ремонту, так как технологичность зашкаливает. Шутка даже в процессе родилась, что в мануале к смарту любая операция начинается с пункта: Снимите двигатель. Хотя даже это несложно, подрамник на 4 болтах, при снятом бампере с крыльями ( 9 болтов), занимало у меня полчаса. Освоил этот процесс когда три раза снимал/ставил генератор, по причине криворукости ремонтников его чинивших, к которому иначе не подлезешь. Сто раз пожалел что просто новый не поставил а стал чинить.
Совокупно за 2 года потратил больше 100, но наверное всё же меньше 150, но ни о чем не жалею, покупал за 150, продал за 200. Так бы ездил дальше, но просто авто такого плана мне сейчас не нужно совсем,с единственной машиной в семье не справится так как езжу только по выходным на дачу/в деревню. Держать же как игрушку слишком накладно сейчас, да и жалко что стоит. Но в будущем куплю опять, уверен в этом.
Если бы сейчас снова покупал Смарт, снова сделал бы также, то есть купить убитый за 100-150, главное с целой клеткой и максимально целым пластиком, перебрал бы и катался бы. По мне реально уложиться в бюджет 300-350, зато на выходе полностью ью исправный автомобиль. 450 и 451 кузова между собой отличаются не сильно, а переплачивать за свежий год смысла не вижу, единственно для тех кто хочет погонять предложил бы брать турболитр. А так рестайловый 450 смарт уже с увеличенным баком и чуть более надежный, по мне идеальная покупка для города. Скоро с нашим правительством придем к повышенному налогу в городе, проблема с парковкой только усугубляется, и если общественный транспорт не сделает качественный скачок всё больше народу придет к мелким машинам, а не Прадо в городе чтобы воздух возить.