Доброго времени суток всем владельцам не побоюсь этого слова «легендарных» автомобилей марки Субару вообще и модели Форестер в частности, а также всем посетителям данного сайта, читающим настоящий отзыв вне зависимости от привязанности к той или иной марке автомобиля, а просто из любопытства.
Сразу оговорюсь, что владею данным автомобилем всего 2 месяца и проехал на нем около 3 тыс. км., поэтому кому-то он может показаться малоинформативным и поверхностным, но при его написании я не ставил своей целью поделиться информацией об особенностях эксплуатации и технического обслуживания данного автомобиля. Об этом уже немало сказано и ежедневно обсуждается на соответствующем форуме. Он скорее больше рассчитан на тех, кто также как и я недавно приобрел автомобиль данной модели или же только планирует это сделать, пытаясь почерпнуть больше информации для принятия окончательного решения.
Между тем, это не первый мой автомобиль марки Субару, до этого я 1,5 года отъездил на LEGACY B4 RSK TT BE-5 (отзывы об этой машине также размещены на данном сайте), поэтому могу с гордостью заявить, что я субаровод со стажем (гы-гы-гы), подхвативший субовирус и заболевший субаруманией. Звучит как диагноз и, похоже, что заболевание это не лечится, а только прогрессирует. Думаю, что меня поймут многие обладатели авто данной марки. Соответственно, я никак не смогу местами уйти от сравнения FORESTER SG5 CROSS SPORT и LEGACY B4 RSK, хотя сравнения эти носят условный характер, т.к. автомобили хотя и имеют схожие технические характеристики, но все же относятся к разным классам.
Для вступления, пожалуй, хватит, пора переходить к отзыву по существу.
Итак, имеем автомобиль SUBARU FORESTER SG5 CROSS SPORT 2002 г.в., хотя на аукционе он был выставлен как 2003 г.в., но фактически оказался конец декабря 2002 г. Накосячили япы, а переплатить за год выпуска пришлось мне. Ну да ладно, Бог им или Будда судья. Авто искал с минимальным пробегом до 50 тыс.км. и оценкой 4 ВВ. Брал машину через знакомого, дилера компании TOKIDOKI. Легаси и еще штук 5 машин для знакомых также брали через него же, поэтому проблемы с поиском проверенного поставщика, которому можно доверять у меня не было (директору компании Алексею слова благодарности).
Вообще изначально планировал брать исключительно LEGACY BL5 GT или SPECу, т.к. прежней машиной остался очень доволен, но начавшееся падения нашего деревянного рубля и соответственно рост курса доллара и евро, и последовавшее за этим увеличение таможенных пошлин, не позволили мне осуществить мечту, т.к. на достойный экземпляр моего бюджета уже не хватало.
Сейчас я осознаю, что сделал правильный и разумный выбор в пользу Форестера. Зима у нас в этом году выдалась снежная, февраль также показал себя во всей красе, а дороги практически не чистят. Вся эта картина осложняется еще и тем, что живу я за городом. Не знаю, что я делал бы в подобных условиях, купив B4.
Но пересев на Форестер, я по-прежнему не могу равнодушно смотреть на Легаси B4 и при наличии финансовой возможности не откажусь иметь такую машину в качестве второй в семье.
Сомнений насчет того, с каким двигателем брать машину, атмосферным или турбо, лично у меня не было. Только Турбо. Атмодвигатели объемом до двух литров для меня после B4 RSK не едут, а 2,5 литра на CS, по-моему, не устанавливались. К соответствующему расходу топлива и транспортному налогу после B4 RSK был готов, за все в этой жизни приходится платить, хотя и не всегда по справедливости.
Оставалось определиться с комплектацией Лесника: XT или CROSS SPORT.
В пользу ХТ говорили более мягкая подвеска со слов владельцев (и более доступная по стоимости ремонта, чем на CS) и больший клиренс (20 см. против 17 у CS).
Между тем в CROSS SPORT меня притягивала, прежде всего, его внешность, что согласитесь, имеет не последнее значение при выборе автомобиля. Чего стоит только STI-шный обвес. Заниженная подвеска CROSSа и клиренс 17 см. меня не останавливали, т.к. после Легаси с его укороченными пружинами (клиренс машины был около 14 см.) дорожный просвет Форика мною воспринимался как у внедорожника. Всё, решено, буду брать только CROSS SPORT.
КПП – рассматривалась только автоматическая. В данном случае это типтроник, т.к. считаю сомнительным удовольствием постоянно дергать ручку КПП и прокачивать мышцы голени, простаивая в пробках. Да и нет острой нужды в наличии возможности выкручивать мотор до красной зоны на каждой передаче, не для гонок эта машина. В крайнем случае, если хочется самому выбирать, на какой передаче ехать в данный момент, для этого и есть ручной режим АКПП (типтроник), не РКПП конечно, но тем не менее. Хотя каждому свое и выбирайте то, что лично вам по душе.
Выбор сделан, однозначно CROSS SPORT, турбо и на типтронике.
Лоты, на которые ставили, выбирал сам. Неделя-другая поисков и вот оно, свершилось, ставка выиграла. CROSS SPORT турбо, 2003 г. (фактически 2002 г.), оценка 4ВВ, пробег 29 500 км. (сколько паки смотали, не знаю, надеюсь немного), цвет серебро, родные 16-ти дюймовые диски от Enkei, небольшие коцики по кузову и бамперам, АКПП типтроник. Из тюнинговых девайсов на машине установлены обвес по кругу (накладки на передний и задний бампера, клыки на порогах), решетка радиатора, глушитель (банка) STI Genome, накладки на педали STI (тормозную сперли на корабле или во Владике, уроды) и датчик буста на рулевой колонке STI Genome от Defi.
Цена покупки на аукционе составила что-то около 850 000 йен, точно не помню. Окончательная цена, которую я за него уплатил 505 000 тыс. рублей. С увеличением таможенных пошлин цена подобного авто с растаможиванием на физлицо составляет около 800 тыс. руб., на юрлицо около 900 тыс. руб. Можно было бы даже и не мечтать купить такую машину сейчас.
Форестер был куплен на аукционе 29 октября, а получил я его (точнее брат) в Барнауле уже 15 декабря. То есть пришел он в рекордно короткий срок 1,5 месяца.
Заранее была приобретена зимняя резину BRIDGESTONE BLIZZAK MZ-03 (липучка), чтобы можно было после получения машины сразу же переобуться. Кстати, на такой же резине отъездил всю зиму на Легаси и не разочаровался. Взял размер 215*60*16 вместо родного 55 профиля. Встали без проблем, нигде не цепляет, зато чуть помягче, учитывая «плавность» хода CROSS SPORTа.
Машину с разгрузки забирал брат, т.к. я в это время находился с семьей в отпуске в Тайланде (кстати, хорошо отдохнули).
20 декабря состоялась моя первая очная встреча с моим Лесником. Первое впечатление было - КРАСАВЕЦ. Настоящий самец, мужик, с развитой мускулатурой и не какой-то там деревенский мужлан, а 100%-ный интеллигент. Кто бы что ни говорил, но я считаю, что именно Форестер в кузове SG5 (SG9) как до, так и после рестайлинга является самым удачным Форестером с точки зрения внешности. То, что сделали дизайнеры FHI с кузовом нового Форестера, не выдерживает никакой критики (кстати, тесты показали, что в техническом плане он также не блещет, обидно).
Но на одной внешности далеко не уедешь. Значит, пора забраться в салон и оценить интерьер автомобиля, а затем уже устроить тест-драйв.
Что в салоне? Сидеть удобно, сиденья в меру жесткие и с неплохой боковой поддержкой, в поворотах не выпадываешь (мне есть, с чем сравнивать, т.к. в Легаси стояли спортивные сиденья RECARO, они конечно вне конкуренции). При желании можно воспользоваться складывающимися подлокотниками в передних сиденьях.
Порадовал все тот же что и в RSK руль от MOMO, пусть он и великоват по размеру, но очень удобный.
Панель приборов с замахом на спортивность, все приборы утоплены в трех колодцах. Не лишней конечно была бы оптитронная панель приборов, но и так все вполне информативно и читаемо, да и зеленая подсветка особо не раздражает.
Меня очень сильно волновало, как обстоят дела с местом для ног задних пассажиров? Оказалось неплохо. Имея средний рост можно вполне удобно усесться и не подпирать коленями спинки передних сидений. Сам я тоже не гигант, поэтому пассажиру за мной сидеть просторно, можно конечно было бы сдвинуть заднее сиденье чуть в багажник, но что есть, то есть. Форестеру в кузове SF места для комфортного размещения задних пассажиров явно не хватало, проверял на себе.
Багажник. Просторный и функциональный, с множеством ниш и бардачков под полом, очень удобно. Сложив задние сиденья, получается огромный багажник с ровным полом, который можно использовать как для перевозки крупногабаритных грузов, так и в качестве спального места, чтобы переночевать там самому (можно и не одному), выбравшись летом куда-нибудь на природу. Я сразу же растянул сетку на полу в багажнике и теперь можно уложить под нее все что угодно без боязни, что поклажа будет находиться в свободном полете, очень удобно. Я не большой поклонник универсалов, в т.ч. кроссоверов, именно из-за кузова типа «сарай», но Форестер отчасти поменял мое отношение к ним в положительную сторону.
Очень понравился биксеноновый свет (ближний и дальний). Для сравнения на RSK мне ближний ксенон не нравился, пучок очень короткий и плохо освещал обочину. На Форестере со светом все в порядке.
Ну что, экстерьер и интерьер оценил, пора в путь.
Запускаю двигатель, и понимаю, что в гараже становится невозможно находиться из-за уровня шума, который создает глушитель STI Genome. М…да, неужели он так и будет орать? К слову, на Легаси стоял глушитель FUJITSUBO, так его было слышно только на высоких оборотах. Но паника оказалась преждевременной, после прогрева двигателя все встало на свои места, а тот звук, который выдает оппозитный турбомотор Субару вкупе с глушителем STI Genome дорогого стоит, услада для ушей владельца Субару. В общем, менять глушитель на более тихий и спокойный у меня даже в мыслях нет.
Еще брат, делясь со мной своими первыми впечатлениями о поездке на этом Форике, когда перегонял его с разгрузки домой в гараж, сказал, что он показался ему очень жестким. Ладно, думаю, это, наверное, он сравнивает со своим RUNXом, а я-то поездил на Бильштайнах на RSK и укороченных пружинах от STI, и очень даже ничего, лично мне нравилось. Куда уж думаю еще жестче-то.
Оказывается, есть куда. У CROSS SPORTа действительно жесткая подвеска. Передвигаясь по неровной дороге, кузов полностью повторяет ее профиль, ямки и стыки в асфальте не остаются незамеченными. Но после Легаси не привыкать. Плавность хода на CROSS SPORT принесена в жертву, прежде всего в угоду управляемости. Лично я именно за такой подход и расстановку приоритетов. Хочу со временем еще распорку поставить на передние стойки, чтобы поплотнее стал.
Если бы это был мой первый автомобиль с турбомотором, то наверняка я сейчас, характеризуя его динамику, написал бы, что это просто ураган. Нет, не напишу так, именно потому, что есть с чем сравнивать, а именно с твинтурбо на RSK, вжиманием в сиденье при «тапке в пол» и ускорением сравнимым с «пинками под зад». Но, тем не менее, я был приятно удивлен динамикой Форестера, он реально едет и при необходимости может ехать быстро. Несмотря на ощутимо меньшую мощность по сравнению с RSK (220 л.с. у Форестера против 260 л.с. на RSK) запаса мощности и тяги хватает практически во всем диапазоне. Хотя больше 120 км./ч. я на нем пока не выжимал, зима все-таки, да и редко езжу один, все чаще с дочерью и женой. Придет лето, там проверим. Но должен заметить, что если на RSK я просто не мог ехать спокойно, используя малейшее свободное пространство на дороге для обгона, то на Форестере мне не хочется постоянно лететь, сломя голову. Все-таки не только темперамент водителя, но и автомобиль определяет стиль вождения. Форестер располагает больше к размеренной езде, предоставляя при этом возможность безопасно выполнить маневр обгона на любой скорости и поставить на место какого-нибудь выскочку, возомнившего себя наследником Шумахера.
Выражения типа «едет как по рельсам», характеризующие способность настоящих Субару (многие поймут, что я имею в виду под терминов «настоящие Субару») уверенно проходить на скорости повороты под углом до 90 градусов и перестраиваться на скоростях свыше 100 км./ч. полностью применимы и к CROSS SPORTу. Нет ни раскачки, ни рысканий, ни кренов, все предсказуемо и субъективно безопасно.
Турбина, судя по показаниям датчика буста, без проблем давит в пике 1. Мне кажется это многовато для стока, но признаков перенастройки мозгов я не нашел, бустконтроллера тоже нет. Поэтому выставил вспышку на датчике буста на 0.7 и поглядываю за давлением, так спокойнее.
Ну и конечно же нельзя обойти стороной предмет особой гордости владельцев автомобилей марки Субару - это легендарный полный привод. Форестер моя третья машина вообще и третья машина, имеющая полный привод на все колеса. Поэтому аргументы ярых сторонников монопривода о проблемах в обслуживании полного привода и дополнительных финансовых расходах я всерьез не воспринимаю. В каком климате живем-то, а отношение коммунальных служб к исполнению своих обязанностей? Девять месяцев в году зима, остальное время ……… А вместо дорог зимой и весной одни направления. Ни в коей мере не хочу обидеть или оскорбить владельцев моноприводных автомобилей и считаю, что в конечном итоге многое зависит от мастерства водителя, а не от количества ведущих колес на автомобиле, но я свой выбор сделал. Посмотришь как некоторые неопытные водители в зимний период на машинах с приводом на одну ось, сэкономившие на шипованной резине хотя бы на ведущие колеса, пытаются преодолеть обледеневший подъем или выехать из неочищенного двора, так хоть плачь (хотя грешен, мне чаще смешно в таких случаях или возникает непреодолимое желание заменить такую прокладку между рулем и сиденьем). Лично я предпочту сохранить лишнюю тысячу не подлежащих восстановлению нервных клеток и чувство уверенности за рулем независимо от погодных и дорожных условий, нежели мнимую экономию от обладания передне или заднеприводным автомобилем.
Кстати возможности полного привода Форестера мне уже не раз довелось проверить этой зимой на практике. После того как за два дня в феврале выпала месячная норма осадков, и дули неслабые метели, то вместо трех подъездных путей к моему дому остался только один и тот условный. В общем, снег высотой по пороги и колея, а в середине наст такой плотности, что лопата гнется. Так вот трижды мне чтобы добраться до дома приходилось обращаться за помощью к лопате, но при этом ни разу за посторонней помощью. Но думаю, что если бы я попытался там проехать на какой-нибудь другой легковой машине, включая паркетники (полноценные внедорожники не в счет), то мне пришлось бы возомнить себя стахановцем и, не дожидаясь весны очистить от снега метров 100 дороги. Сосед на заднеприводном Чайзере ехал следом, так мы его откапывали и выталкивали около часа (для сравнения, мне удалось преодолеть этот участок, включая раскопки и без посторонней помощи минут за 20).
Форестер, даже садясь на днище, не становится беспомощным. Выйдешь, разгребешь немного снег под бамперами и колесами и в путь. Неоспоримый плюс Субару это практически ровное днище, цепляться там попросту нечем. Для сравнения загляните под Хонду C-RV, RAV-4 и др. паркетники. При этом, утратив возможность ехать вперед, Форестер всегда может выехать назад и у него на удивление хорошо это получается. Снег летит из-под всех колес фонтаном, думаешь, все пи***ц приехали, а он гребет до последнего, пока колеса сохраняют контакт с дорогой. Если бы не обвесы и плюсом сантиметра 3 клиренса как у XT, то думаю, проблем бы вообще не было. Но я готов смириться с некоторыми ограничениями проходимости CROSS SPORTа в угоду внешности. Высказывания типа «а зачем брать Форестер в обвесе, если потом на нем нельзя ни на рыбалку, ни по буеракам проехать» оставлю без комментариев. Каждому как говорится своё. Зато по свежевыпавшему снегу независимо от его глубины (в разумных пределах, конечно же) проходимость и упорство Форестера заслуживает похвалы. Снег высотой по фары, местами переметы по капот, низкий старт и он буксуя, прыгая из стороны в сторону, но едет и едет, расчищая бампером себе (а заодно и другим) дорогу как трактор лопатой.
На скользком покрытии (по крайней мере, на липучке) при резком старте с места автомобиль некоторое время является заднеприводным и зад пытается поспорить с передом о том, кто из них все-таки должен ехать впереди. Зато какой выброс адреналина в кровь, когда зимой входишь в поворот в заносе (раз, правда, чуть не вышел из него в кювете, но сам виноват, увлекся, к счастью все обошлось, вовремя поймал). Но думаю что, немалая доля «заслуги» в этом резины (в моем случае липучки), т.к. на льду сила прилипания не очень-то действует, тем более при боковом скольжении. Однако нужно отдать должное, заносы все-таки управляемые, а машина легко выравнивается рулем (как на заднем приводе) и добавлением тяги на выходе из заноса. В общем, все вполне предсказуемо и контролируемо, главное сохранять ясность ума и трезво оценивать дорожную обстановку.
Многие, прочитав настоящий отзыв до этого места, могут подумать о том, либо я написал его в рекламных целях по заказу концерна FHI (хотя, могли бы и заплатить за рекламу, я не отказался бы, не гордый), либо это действительно автомобиль-эталон, не имеющий недостатков. Спешу огорчить или обрадовать (кому как), что это не так.
В этом мире нет ничего идеального, хотя может оно так и лучше. Позитивные моменты воспринимаются гораздо сильнее и ярче в сравнении и на фоне недостатков, присущих одной и той же вещи.
Так вот из основных минусов, присущих Форестеру на первый план я, как наверняка и многие другие владельцы Лесников, поставил бы шумоизоляцию салона, точнее ее отсутствие. В салоне отчетливо слышно не только шум шин, особенно из багажника, но даже то, как снег летит из под колес. Между тем этот недостаток из разряда устранимых, поэтому с потеплением планирую сделать шумоизоляцию как минимум багажника и колесных арок.
Очевидно, что при разработке кузова Форестера цель получить аэродинамику как у самолета, у инженеров FHI не являлась приоритетной. Хотя могли бы и воспользоваться своим опытом в авиастроении. На скорости ближе к 100 км./ч. снаружи начинает шуметь и свистеть практически все выступающие части кузова, начиная от ветровиков, зеркал и заканчивая ноздрей на капоте. Для сравнения в Легаси в салоне была почти гробовая тишина на любой скорости, но там яп сделал неплохую шумоизоляцию. Способы борьбы с некоторыми шумами на практике уже выработаны. В частности, шум в районе зеркал, можно победить, поджав пластины, на которых крепятся зеркала. Проверено лично - работает. На другие аэродинамические шумы лучше просто забить, добавив громкость магнитофона.
Кстати, родная музыка (2-DIN) довольно-таки неплохо для бюджетного аппарата играет, в т.ч. CD, но только при условии, что автомобиль стоит. CD-диски при движении даже по ровной дороге слушать просто невозможно, заикаются непрерывно. Думал что причина в линзе, почистил, ничего не изменилось. Очевидно, что проблема в самом механизме, это тем более странно, что на дворе 21 век. Ну да ладно, будет повод поскорее поставить нормальную голову с DVD и MP3. Что не делается, все к лучшему (хотелось бы в это верить).
Что касается часто задаваемого многими вопроса: «А сколько он жрет?».
Так вот, расход топлива на турбовом СS не всегда адекватен заявленной мощности и стилю вождения. Сейчас поясню, что имею в виду. Если на Легаси я, передвигаясь довольно-таки динамично, укладывался в 16-17 литров на 100 км. по городу, то на Форике 16 л. на 100 км. этот тот минимум, который он потребляет при неспешной езде, а если постоянно придавливать тапочку, то нормой расхода скорее всего станет 20 л./100 км. Ну да ладно, это для меня не повод, чтобы избавиться от турбины. Да и холодная зима не способствует экономии. С физикой также не поспоришь, больше топлива в цилиндры - больше мощность, плюс ко всему крутить-то приходится все 4 колеса, на которые давит вес 1,5 тонны. Ладно, один раз живем, на бензин заработаем.
Кстати бензин лью 95-й Евро Премиум в качестве которого хоть как-то уверен (знакомый знает владельца этой сети АЗС и сказал на каких заправках нормальный бензин). В ралли-рейдах не участвую, стрелку спидометра в крайнее правое положение не ложу. Соглашусь, что 98-й бензин лучше для этой машины, но где он у нас хорошего качества и так чтобы не на одной-двух заправках в городе. Льете 98-й в качестве которого уверены, правильно делаете, я на данный момент свой выбор сделал.
В общем если при выборе автомобиля вы руководствуетесь, прежде всего, такими критериями как плавность хода (мягкость подвески) и экономичность, то SUBARU FORESTER CROSS SPORT Турбо не для Вас. Лично для меня куда важнее мощность, динамичность, независимость от погодных и дорожных условий, управляемость, функциональность, ну и если хотите харизма, присущая марке Субару.
Про расходы на обслуживание пока ничего конкретного сказать не могу. Заменил пока только масло в двигателе. Кстати масло лью сервисное бочковое Castrol SLX 5W-30. В Легаси лил его же, проблем не было. В качестве масла и подлинности его происхождения уверен, угара нет, двигатель работает нормально. Я в этом вопросе руководствуюсь принципом «от добра, добра не ищут», а не тем, что кто-то сказал, что в Субару можно лить только Motul. Нравится Motul, Mobil и др., пожалуйста. Замена каждые 5-6 тыс. км. В редукторе и в коробке масло проверили, нормальное, менять пока не стал, поезжу еще. Температура замерзания охлаждающей жидкости – 400С, также пока не стал трогать. Ходовка в идеале, только правая передняя стойка побрякивает немного на мелких неровностях, но работает она нормально. По весне загоню в мастерскую, проверю подвеску, стойки стабилизатора, втулки, сайлентблоки, может придет пора что-то поменять.
А что касается мнения о дороговизне обслуживания Субару, в т.ч. из-за высокой стоимости запасных частей к ним, так это из разряда баек о том, что для замены свечей на Субару нужно вытаскивать двигатель или вырезать отверстия в крыльях. Ну да, соглашусь, что на какую-нибудь Тойоту стойка стоит 2 т.р., а тот же Бильштайн на Легаси 7-8 т.р. Так ведь и Лада Калина тоже автомобиль. Я думаю, понятен ход моих мыслей. Качественные оригинальные запасные части, будь то на Тойоту, Ниссан или Хонду тоже не копейки стоят.
На лето планирую поставить 17-ти дюймовые диски и резину 225*50*17, уже приобрел неплохие литые диски WORK. Возможно, поменяю тормоза на что-нибудь более именитое. Время покажет.
Пожалуй, и все, что я хотел рассказать о своем автомобиле за столь непродолжительный период обладания им. Все еще впереди, поэтому и следующий отзыв не заставит себя долго ждать. А, судя по всему, ездить на нем благодаря усилиям наших Президента и Премьера, направленным на поддержание отечественного производителя автохлама теперь придется долго. Всем кто дочитал отзыв до конца, и поделится своими комментариями, премного благодарен. Удачи на дорогах и в жизни.