Просто Субарик (читать ну ОЧЕНЬ МНОГО!).
Вообще-то субару как машину я знал давно, лет 7-8, причём знал в основном только хорошее. Поэтому, когда только получил права, особой проблемы выбора передо мной не стояло. Такова была моя первая машинка: Леон седан 87 года 1,6 л, коробка, полный привод (включается кнопкой), серо-синий металлик, салон овощной, гидроусилитель, кондиционер, туманки (автоматически открывающиеся), аудиосистема (4 динамика и Кенвуд), литьё. Вот в общем-то и всё. Причём до сегодняшнего дня я не пожалел о своём выборе. Ощущение от езды было такое, будто всё можешь (это тогда =). Ездил я на нём год, и вот что мне пришлось с ним делать: в первую очередь был установлен супер-салон (собственный "бзик", поменял начинку дверей и проложил проводку, всё родное, в смысле от такого же). Поскольку пробег на момент покупки был 178 тысяч, если не ошибаюсь, то естественно что-то должно было ломаться. Основной головной болью была система охлаждения (похоже, предыдущих хозяин, сволочь, "поил" его простой водой). В процессе эксплуатации (часть сделал я, а через год - отец) поменяли верхний резиновый патрубок (прорвало), заделали течь в трубке печки, менял, а затем отдавал на завод в ремонт помпу, сменил радиатор (таким дерьмом забит был!). Второй по оказанию пакостей стала система зажигания в роли трамблёра - то контакт пригорит то ещё что-то, в конце концов обломило вал бегунка! За 3 с половиной года совместной эксплуатации трамблёр пережил несколько переборок и замену, одно время стоял даже не совсем родной, но теперь всё путём. Разбирал и чистил карбюратор, менял пыльники – сальники – свечи – аккумулятор – провода – фильтра - масла. Поставил задние стойки с проставками. Отдельная статья - коррозия. Пока только замечена на задних крыльях, но не смертельно, обошёлся лёгким косметическим ремонтом, потребность в сварке ещё не назрела. Вот вроде и всё, кажется больше ничего не менял, всё родное.
Машинка поразила меня своими качествами, была довольно шустрой, проходимой и вместительной. Успел накататься по всякого рода пляжам/полям/лесам/тайгам. Не застревал нигде. А как он держит любую дорогу! А по проходимости он самую малость уступает внедорожникам – главным сдерживающим фактором является дорожный просвет (отсюда и «просветлённые» Субарики у 50% владельцев). Зимой же с хорошей резиной он становится королём дороги, а с подключённой задней осью может забраться в любой подьём. В общем, на первых порах мой «Лёва» доставлял мне массу положительных эмоций, и только различные ремонты портили картину.
БРАТ - 2.
Со временем мой Субарик перестал нравиться меня (захотелось чего-то большего как снаружи, так и внутри салона и капота). В конце концов, через год была куплена другая машинка, а этот аппарат перешёл моему отцу, причём жив до сих пор (что удивительно, если учесть пробег - 280 тысяч без какого-либо вмешательства в движок, даже колпачки не меняли, и стиль батиной езды - "пока не умрёт"; и сколько не говори с ним - безтолку, "мне некогда"). Ну да бог с ним.
Итак, моей следующей машинкой стал Леон универсал (туринг, с высокой крышей) 85 года, 1,8л карбюратор, коробка (терпеть не могу автоматы!), полный отключаемый привод с понижающим рядом, гидроусилитель, кондиционер, задний обогрев, метла, электрорегулируемые зеркала, тахометр, задние складные сиденья, усилители фар CIBIE (есть и такое), омыватели фар, HEIGHT CONTROL (возможность увеличения просвета за счёт гидравлических подушек над пружинами), большие резиновые молдинги снаружи, ворсовая обивка внутри и опять овощной салон! По состоянию механической части он был лучше предыдущего, а кузовом - похуже. Первым делом мною был опять установлен супер-салон (по привычке :-), далее - литьё на 14, автоматические туманки (с батиного снял, ему всё равно), динамики в задние двери, другая аудиосистема, указатель высоты над уровнем моря и углов наклона к нейтрали, как на джипах (кстати родной, с битого снял, он как раз в бокс под пепельницей встаёт), повторитель стоп-сигнала. В переднюю подвеску были установлены пружины от старого Субарика 82 года, ещё круглого (там передние пружины выше). Задняя подвеска в этом не нуждается, поскольку там ещё старым хозяином установлены стойки в сборе от хонды интегры, дорожный просвет под самой низкой точкой задней части машины - 30 сантиметров %) Однако дорогу держит хорошо, на поворотах не кидает.
Позже мною были установлены родные задние поднимающиеся стойки (прокачанные, передние стояли и раньше), чтобы система контроля высоты работала, но зад упал .
Теперь то, что касается ремонта. Был заменён задний редуктор (просто масло со всех сальников текло, менять их было лень, а у соседа оказался нормальный). Пыльники – свечи – масло – фильтра - ремни как обычно. Далее настал черёд двигателя. Сильно доставал стук гидрокомпенсаторов, да и с сальников распредвалов текло. Поэтому за 1000 рублей на запчасти был куплен битый Субарик (мятый кузов, 2 двери, задние стёкла, панель приборов, редуктор с одним приводом, голый двигатель и больше ничего), и кроме компенсаторов были поменяны маслосъёмные колпачки и сальники (поставлены новые), распредвалы, коромысла и осевые фиксаторы распредвалов (раз уж залез, да и износ поменьше, причём всё это успел сделать за два дня). Были перебраны – прочищены - промыты карбюратор и трамблёр. На замену просился дважды перебранный передний правый привод (но можно было потерпеть, хрустел редко и негромко), да вроде бы и всё.
Состояние двигателя - 160 по трассе регулярно, при особом желании стрелку положить может, при экономном режиме езды (только кто ж ему даст?!) в городе около 10, за городом 8,5 литров 92го на сотню. Стал подсачиваться из-под входной трубки помпы тосол (на самом деле это сама трубка проржавела, пришлось заделывать), а из-под корпусов распредвалов - масло (забыл на герметик посадить). Со всем этим разобрался.
Теперь что касается кузова. При покупке машины в карманах за задними крыльями зияли немалые дыры, сами крылья поедены ржавчиной, а пороги были в таком состоянии, что спереди домкрат некуда было ставить (предыдущий хозяин, гад, ржавыми порогами на камни садился). Отдавал субарик сварщикам, они ему новые пороги переварили, из уголка сделали (ничего так, нормально, только один пятачок забыли). Крылья не делал.
Что касается потребительских качеств - заводится в любую погоду, лазает везде (вы даже сами не представляете, куда он может забраться), печка греет, кондиционер морозит (в России 10 лет, и ни резу не заправляли!), динамики хватает, мягкий, уютный, надёжный (ещё ни разу не подвёл, тьфу--тьфу). Тяговые возможности мотора просто потрясают – как-то зимой Сурф Хайлюкс пришлось тащить на буксире (а это не менее 1,5 тонн!) на пониженной передаче в 30-градусный подъём. Сам удивился, когда заехал. Мои знакомые, родные и друзья кроме как танком субарик не называли.
Из всего оборудования не работает только омыватели фар (один распылитель где-то когда-то выпал, а насос работает). По моему мнению, Субарик - идеальная машинка для России - надёжный, проходимый, нетребовательный. Любой ремонт (кроме сварочного) по силам даже мне, 21-летнему парню без специального технического образования (на тот момент).
БРАТ – 3
Уф, ну не сидится мне на месте! Но обо всём по порядку.
Как-то весной 2004 года, ездя по делам, заметил во дворах автомобиль из тех, что мне нравятся. При детальном изучении выявил следующее:
1. стоит долго, почти пустил корни.
2. кузов – универсал тоуринг, AL-7, с двойной крышей.
3. комплектация салона – GT (одна из самых мохнатых).
4. задняя подвеска со стабилизатором и дисковыми тормозами.
5. 3х-ступенчатый автомат с полным приводом.
6. битый левый бок (обе двери, крыло + стойка стекла)
После общения с местным дедом-сторожем узнал, что машина в принципе ездит и ищет нового хозяина, причём цена очень сильно смутила и наводила на мрачные мысли (200$). Поиски последнего хозяина заняли около 2х недель и расставили все точки над «и»: мотор от природы турбовой, мастерами-земляками сменены головки и воткнут карбюратор (при этом вся впрысковая электропроводка осталась и даже компьютер не отключали – под капотом находился солидный моток проводов), мотор заводится, однако не ездит из-за сильного дыма и отсутствия какой-либо динамики, машина была бита зимой, обе двери и крыло – в хлам, однако кузов не повело. Плюс к этому небольшие очаги коррозии, а также попорченные пластиковые детали панели в салоне (следы неудачного угона).
Полученная информация привела к тому, что дома был устроен мозговой штурм. Выводы его таковы: брать буду, так как
А) машины дорожают.
Б) прежний Субарик постепенно становится обузой.
В) есть средства на покупку.
Г) есть часть необходимых деталей и возможность достать остальные.
Д) есть знания и силы.
И главное, есть ОГРОМНЕЙШЕЕ желание восстановить его в первозданном виде.
После плотных переговоров с хозяином договорились: 150$ + сам восстанавливаю документы (ПТС утерян) и ищу первого (и единственного законного!) хозяина. Здесь же всплыла вероятность того, что машина списана. В конечном итоге этот аппарат прописался в моём гараже в самом конце весны. Предыдущий универсал 85 года я продал в конце лета, когда этот начал более-менее нормально ездить. Продал его браконьерам, они на нем таскали акваланги по бездорожью, за трипангом ныряли. Короче машине не позавидуешь.
Вот краткая последовательность мною проделанных работ: замена повреждённых деталей (были у меня двери, крыло купил), приведение в порядок системы питания (движок дымил из-за загаженного карбюратора) и постановка машины на ход (сочетание дефорсированного турбового блока, карбюратора и турбового автомата получилось уж больно медлительным), поиск законного хозяина (нормальный мужик оказался, знакомый моего бати) и успешное переоформление машины на себя (самый длительный и трудоёмкий процесс, более месяца). Далее была длительная работа над двигателем (трижды менял прокладки головок из-за поганого их качества) с установкой турбовых головок и восстановлением системы впрыска (установка добытого впускного «эфишного» коллектора, турбины, трамблёра и т. д.). Короче по-нормальному машина стала ездить в начале октября. Но, как оказалось, ненадолго, в конце концов, однажды вечером не доезжая до гаража метров сто мотор хлопнул, задымил и вклинил. Вскрытие показало, из четырех поршней в живых остался только один. На одном поршне рассыпались перемычки между кольцами, на втором оборвало обе юбки, ещё один поршень просто напросто раскололся пополам. Причина оказалась банальна, сочетание турбины с высокими нетурбовыми поршнями. В добавок был передавлен шланг на актюаторе вестгейта турбы, давила всё что могла. Вот почему он так весело носился даже на допотопном трехступенчатом автомате, слишком большая степень сжатия. Вот почему прокладки из-под головок постоянно выдавливало. А мне, дураку, нет бы сравнить те поршня, что стояли, с запасными с другого мотора, который снял с разбитого турбового субаря, да оказания установленного бустметра сравнить со спецификацией турбины.
В конце концов двигатель был откапитален, поменяны все вкладыши, поршня с шатунами, прокладки компачки и сальники, кольца. Головки притерты, компенсаторы промыты. На стенках цилиндров хонинг сохранился идеально. Мотор прошел обкатку и больше не доставлял проблем, хотя и не был таким резвым как раньше (ещё бы, степень сжатия 9 плюс турбина =). Раза три машина отказывалась заводиться, как мне потом обьясняли электрики, из-за нехватки массы на кузов. Модель впрыска 87 года, с трамблера выходят четыре маленьких проводочка, которые уходят по проводке в комп, а оттуда сигналы возвращались на катушку и форсунки. В трамблере же находился и датчик положения коленвала. Короче замудрено всё. Комп тогда ошибки не находил, а искры не было и импульса на форсунки тоже. В конце концов установил несколько толстых проводов на массу аккумулятора, кузова, двигателя, и проблема была решена. Чуть позже поменял автомат на коробку с подключаемым задним приводом и делителем. Долго мучался, меняя середину ЛСД дисплея в панели приборов с автоматной на коробчатую. Ещё установил кожаный спортивный руль момо, рукоятку переключения передач кожаную, бустметр был установлен ранее. Поставил хорошую банку на выпуск, и звук выхлопа стал настоящим субаровским. И ездил в своё удовольствие. Правда турбина потихоньку стала гнать масло, думал поменять со временем.
Но не успел. В один прекрасный день разбил ему всю морду об грузовичок ЛитАйс, причем во дворах. Засранец вылез мне на встречку, полностью перегородив дорогу, мне деваться было некуда, а ехал быстро. После оформления до гаража доехал сам. Резюме - разбит и хлещет радиатор, левая фара, бампер, габарит с поворотником, крыло (которое до этого долго ровнял и красил), решетка, автоматические противотуманки (обидно до слез было, на всех моих машинах стояли), губа под бампером, планка между бампером и решеткой, всё в хлам, скукожен телевизор и сложен лонжерон. На некоторое время автомобиль оставался в гараже в коме. А я собирался с силами и мыслями для его ремонта.
В конце концов собрался. Сперва с кузова были сняты все поврежденные детали. В течении трех дней с помощью двух лебедок автомобиль был растянут по гаражу и практически полностью вытянута морда. Ну, почти полностью, битость машины можно было заметить, только сдвинув аккумулятор, или если залезть снизу. Радиатор нашел, крыло фару и габарит тоже, капот как мог выправил, телевизор тоже, короче собрал. И ездил. Хотя удовольствия как раньше уже не испытывал, всё-таки авария не уходила из памяти.
А между тем я уже давно болел Субару Альционом, как-то увидел в каталоге и что называется запал. Пока ездил на целом турбовом леоне, вроде желание обладать альционом стихло, но после аварии разгорелось с новой силой. Дал обьявление в газету, через месяцок-полтора позвонила женщина и предложила глянуть один экземплярчик за полторы. Понравился. Надо было решать, либо езжу на леоне, либо бысто продаю его, добавляю и покупаю альц. Я выбрал второе.
В спешном порядке леончик был подкрашен, намыт и отполирован, и в выходные выгнан на балку. Это было лето 2005 года. Тогда короллы и спринтеры 90го года уже стоили на балке 1,8-2 штуки баксов. И стояли по несколько месяцев.
И рядом моё чудо 87го, универсал с двухуровневой крышей, коробка, 4 вд, пониженная, впрыск, турбо, велюр, электростеклоподьемники, центральный замок, кондиционер, гидроусилитель, электрорегулируемые зеркала, обдув задних стекол и ног пассажиров, задний дворник и обогрев, музыка, выпуск, турботаймер (правда подключить не успел), бустметр, кожаный руль и рукоятка переключения передач с фосфорным глазком, накладки на педали и подпор для ноги СТИ настоящие, снятые на таможне, дисковые тормоза по кругу и задний стабилизатор. Только колеса были смешные на 13, лютье на 14 успел снять, и кроме того я не скрывал того, что машина была битая, всё равно поймут. Ну и турба поддымливала.
У меня была единственная цель, продать его как можно быстрее не менее чем за штуку. Нарисовал 1400 с торгом, машина с учета уже была снята. Народу на балке было мало, однако моим агрегатом живо заинтересовались двое перекупщиков на рынке. В общем, к концу второго дня я его продал за 1200 баксов двум забредшим на балку свидетелям иеговым =) И на следующий день уже стал счастливейшим обладателем субару альцион, о котором можно почитать в сооветствующем разделе.
Судьба моих предыдущих машин оказалось довольно разной .Первый седан 1,6 до сих пор трудится под батей, устал уже сильно, но окончательно умирать ещё не собирается. Универсал 1,8 карб 85 года сменил ещё пару хозяев, спалил проводку, окончательно доржавел, правда мотор ещё бегал. Он и ездил бы до сих пор, если бы какой-то левый приятель очередного хозяина не разбил его по пьяни. Но это не конец ещё, под документы его везуть В4 атмо, реинкарнация типа. Универсал 87 года последний вижу до сих пор в городе, с мятым левым крылом (которое долго шпаклевали красил), как-то заметил его у знакомого механика, говорил перегрели мотор, пошли пузыри в радиатор, турба умерла, короче сейчас там опять карбуратор и 95 коней. Значит машине уготована долгая жизнь. Уф.
Напоследок несколько советов другим владельцам Субариков. "Убить" субару трудно, но не стоит пробовать. Меняйте всё что нужно и когда нужно, используйте только качественную проверенную продукцию, берегите от чрезмерных нагрузок и не жмоттесь на качественный бензин, масло, фильтра, свечи и прочие расходники, и он вас отблагодарит. Количество SUBARU LEONE с каждым днём становится меньше, а альтернативы ему нет!
Если кузов у вас ещё не подвергся коррозии - берегите его как зеницу ока! Подштамповки в задних крыльях и за ними (возьмитесь рукой за крыло, и вы их почувствуете) как будто специально созданы для того, чтобы на них круглый год закисала грязь и влага. Регулярно убирайте с них грязь и обрабобайте антикором (или вообще заделайте эти полки чем-нибудь объёмным, хотя бы шпаклёвкой). Если не удалось уберечь кузов от ржавчины – что ж, ... сварка вам поможет. Что касается порогов - ну не скачите вы по высоким камням и бордюрам, особенно если просвет не позволяет, найдите другое место. Ещё одно слабое место: на некоторых машинах влага во время дождя проникает в салон через места крепления ливнестоков на крыше, и из-за неё ржавеют места в ногах справа водителя и левее пассажира и пороги в этих местах (если машина праворульная, или наоборот). Имеет смысл обработать пазы за ливнестоками антикором либо чем-нибудь ещё.
Ещё одно слабое место - электробензонасос карбюраторных машин, капризная штука в старости (у нас с отцом на обоих машинах отказывал). У меня вообще одно время переделанный от Леоне I (82 год) стоял. Если он у вас замолчал - постучите по нему (он, кстати, перед задним правым колесом стоит, там же и фильтр тонкой отчистки, если кто не знает), снимите и ненадолго подключайте к аккумулятору напрямую, меняя полярности. Если проплюётся - до дома доедете (есть ещё его предохранитель под панелью приборов за блоком предохранителей в синей коробочке, может дело в нём). На замену можно поискать другой электробензонасос (но тоже от карбюраторной машины, инжекторный зальёт всё к чертям!) или приспособить электронасос от Запорожца (распространённый метод). У отца сейчас вообще система, стоит родной насос, только подключен он через штекер в прикуриватель, отец говорит только так работает, а через родную проводку не хочет. Может дело в реле, не знаю. Если машина "не едет", дёргается, много жрёт - проблема или в системе зажигания (свечи дохлые, бронепровода пробивают, угол опережения зажигания не тот, трамблёр барахлит...) или в системе питания (засорился фильтр перед бензонасосом или в карбюраторе, неправильная регулировка уровня топлива в поплавковой камере, состава смеси...). Если сосёт и потеет маслом - маслосъёмные колпачки, сальники, система вентиляции картера, забитый воздушный фильтр (если масло окажется в его корпусе). Течёт насос гидроусилителя - поменяйте на нём сальник (это довольно просто и недолго). Стучат шаровые опоры / наконечники рулевых тяг / рулевые тяги - менять их тоже просто, а путём обжима/обстука можно на время несколько восстановить их работоспособность (если другого выхода нет). Если потёк антифриз - не ездите с течью, а находите и устраняйте (иначе можете перегреть двигатель и покорёжить головки - чуете чем пахнет?). Порвался пыльник - меняйте, сохраните привода.
В целом Субарики требуют не большего внимания и обслуживания, чем любой другой японский автомобиль, и даже меньше при очень высокой надёжности и качестве. Леон обладает очень высоким запасом прочности и способен довольно долго терпеть ваши над ним издевательства (пока ваша совесть не проснётся :) Если ваш «Лёва» стал вдруг ни с того ни с сего сыпаться – значит его старательно, долго и мучительно «убивали» (однако и при таком раскладе его вполне реально восстановить). Леон очень ремонтопригоден, и едва ли не всё можно сделать самостоятельно, а сложность двигателя (чтобы добраться до коленвала, например, двигатель необходимо вынуть и разобрать пополам) с лихвой компенсируется ресурсом и надёжностью (эти двигатели делали по авиационным требованиям и стандартам, а они раза в два выше потребностей при обычной эксплуатации). Леон просто очень приятен в обращении (при условии что он не обделён вниманием хозяина и содержится в соответствующем состоянии), будучи вынужденном некоторое время ездить на TOYOTA SPRINTER'89, COROLLA'93 и HONDA CIVIC'92 (это самые запомнившиеся, а ещё были Vanett, Prado, ...) ни в самых бедных комплектациях, я с огромным облегчением пересаживался обратно в Субарик. Мягкий такой, приятный и надёжный. Кто-то говорит, мол, Субарикам не хватает динамики при нормальной компрессии и отрегулированном карбе. Что ж, может быть… , кому-то… Каждому своё как говорится.
И напоследок хотелось бы пожелать вам удачи в дальнейшем освоении лучшего российского автомобиля, созданного в Японии.