Травка, солнышко, птички, весна... Что это значит для девочек? Правильно, бегом в солярий и в магазин за короткими юбочками. Что это значит для мальчиков? Правильно, бегом в палатку за пивом и догонять девочек. Что это значит для автомобилистов? Кучу приятных моментов: визг летней резины, отсутствие сосулек на усах во время утренней заводки машины, веселые старты со светофоров, километровые пробки на дачу, открытые окна и локти наружу... А для тех, кто имеет летнее средство передвижения, весна – это время, когда наконец можно пробудить своих четырехколесных красавиц ото сна и снова зарядить свой внутренний энерджайзер адреналином, солнцем и всеобщим вниманием окружающих.
Простите меня за столь долгое и нудное вступление. Но предмет моего рассказа заставляет говорить о себе постоянно и только в возвышенных тонах. Знакомьтесь, Suzuki Cultus Cabrio, моя верная подруга, а по совместительству и летний экспресс. Раз уж пошла такая пьянка – писать о своих кабриолетах (спасибо Лене за отзыв о Daihatsu Copen) – напишу и я о своем. Всю правду о геморроях и радостях от владения праворульной машиной без крыши вы найдете здесь! Не перелистывайте страницу! :)
Немного о себе. Мне 23 года, официальный водительский стаж – с 18 лет. По факту – несколько больше (за плечами картинговая школа, «бесправные» поездки на родительской ВАЗ-2103, а также периодическое пилотирование 25-тонной Scania по дорожкам, где не было гайцев). Первым личным автомобилем, слава Аллаху, стал праворульный Nissan Cefiro A31, 1989 год, RB20DE на ручке :) До сих пор вспоминаю старикана добрым словом. Потом понеслось – Isuzu Gemini 1997 года (она же Honda Domani, она же Honda Civic), Mercedes-Benz 300E W124 1987 года (был продан каскадерам и разбит на съемках очередного туфтового боевика с участием Алексндра Невского), Honda Prelude SIR BB8 1998 (H22A+AT inside). Машинки свои всегда любил и не мучил, они мне отвечали тем же. Сейчас в роли основного средства передвижения – Toyota Corsa 4WD 5E-FE 1996 года, а машинка для души – упомянутый Suzuki Cultus Cabrio 1994 года рождения, под капотом шестнадцатиклапанный G13B SOHC, под левой рукой – механика. О нем (точнее, о ней) сегодня и пойдет речь.
Первый вопрос, который все задают при виде этого чуда: «Где ты ЭТО нашел?». Рассказываю. Была зима 2006-2007 года. Мамина «Ока» доживала последние дни, и мне, как хорошему сыну, свербила голову мысль: «Надо подарить ей нормальную машину». Никаких комплексов относительно расположения руля у нее не было (она вообще герой – легко справляется с трактором на даче), посему рассматривал ТОЛЬКО правый руль. Денег на тот момент особо не было, ждать не хотелось (хотя к лету мог скопить на нормальную аукционную машинку, благо деньги платят нормальные), начал шерстить интернет. Нашел пару вариантов, но все не то – либо ушатанные, либо дорого. Смотрел в основном Тойоты – Corsa, Tercel, Corolla II, просто Corolla. И тут как-то раз наткнулся на объявление. Всего лишь в 350 км от Москвы :), в Тульской губернии продавался кабриолет Suzuki Cultus. По деньгам подходило, состояние по фоткам было неплохое, хозяин оказался более-менее адекватным... Пошерстил интернет, нашел все данные на машину. Оказалось, что у машинки есть полный леворульный аналог Suzuki Swift, который собирался в Венгрии ажно до 2001 или 2002 года. Потусовавшись со Свифтоводами, выяснил, что запчати есть везде, стоят не дорого, машинка надежная, хлопот не доставляет... Все довольны, как слоны, вне зависимости от того, когда был выпущен их пепелац – в 1993 или в 2001. И тут я почувствовал характерное чесание в районе рук :) Но мозг поначалу упорно сопротивлялся: «Олух, на фига тебе кабриолет в стране, где зима длится полгода?» – «Хочется. Тем более что если верх в нормальном состоянии, машинку можно эксплуатировать круглогодично»; «Чувак, машина двухместная!» – «Ну а мне-то что? Места как раз для меня и очаровательной блондинки». В общем, чем больше мы с мозгом препирались, тем больше мне эта идея нравилась. В итоге подумал: а почему нет? Кто сказал, что у меня не может быть кабрио? Хочу и будет!
В итоге делегация из трех человек (я и два механика, которые на протяжении пяти лет обслуживают мой автопарк) выдвинулись в сторону Тулы. Как доехали – рассказывать не буду – скажу только, что Симферопольское шоссе – это полная задница. В итоге на моей Тойоте диски существенно «оквадратились». Нашли эту деревню (!), встретились с хозяином и пошли смотреть машинку. А теперь представьте картину: классическая деревня в 20 дворов (говны, курицы, коровы – все в наличие), субботнее утро, местные пьяные ухари ползают под заборами, классическая изба, в которой живет хозяин машины и рядом сарайка-гараж, в котором ожидаешь увидеть трактор Беларусь или, как максимум, ржавый Жигуль. Открываются створки, а внутри стоит маленький АЛЫЙ кабриолет, поблескивая в полутьме новыми дисками RW а-ля хром. Короче, ШОК – это по-нашему. Честно говоря, когда ехал, ожидал увидеть развалины автомобиля, да и скепсис Михи (механика) не добавлял позитивного настроения. Итак, что мы нашли в селе Архангельском:
1. Кузов в идеале. Днище ровное, нет ни пятнышка ржавчины. Лонжероны девственно чисты. Краска родная, блестит – будь здоров. Из недостатков: был несильный удар в левое переднее крыло, сделали не очень (по зазорам). Пара сколов на капоте.
2. Двигатель жив. Было видно, что к машинке давно не подходили, но завелась она с первого раза, сразу вышла на прогревочные обороты и бодренько так начала погромыхивать клапанами. После прогрева звук исчез.
3. Верх в идеале. Кроме заднего мягкого стелка, на котором была трещинка. Все складывается – раскладывается без проблем и усилий. Это очень порадовало.
4. Коробка переключает.
5. Колеса крутятся.
6. Сабвуфер бумкает.
7. Все электрооборудование (стеклоподъемники, зеркала) работает, кондей заправлен.
Вообще, для своего возраста машинка была в идеале. Было видно, что за ней следили и особенно не ездили. Кстати, пробег установить не удалось, так как одометр на ней пятизначный (как на ВАЗах). На нем значилось 32874, а сколько это на самом деле 132000 или 532000 точно не знал никто. По состоянию деталей салона и по другим косвенным признакам (механики – шаманы, однозначно) было установлено, что пробег около 200 тык. ПТС рассказал о том, что таможилась она в 2001 году, хозяев была туева хуча, в последних руках – два года. В общем, решили брать. И, как выяснилось впоследствие, не прогадал...
Не буду описывать перепитии с оформлением, перегоном и прочими прелестями. Единственное, что добавлю по поводу покупки: зимой в Москве, как вы помните, снега почти не было. Наверное, именно поэтому, идея купить кабриолет не выглядела настолько абсурдной. Но на следующий день после того, как я перегнал кабриолет к себе домой и поставил на стоянку, пошел такой снегопад, что стало страшно. Увидев сугробик на месте своей машины, я почему-то почувствовал себя полным идиотом :) Почему? Не знаю. Кто знает ответ на этот вопрос – пошлите СМС на номер 039568 и выиграйте приз :)
После детального осмотра были выявлены следующие косяки:
1. Громыхает подвеска. Под замену передние шаровые, рычаги, линки, рулевые наконечники, задние продольные рычаги. В общем поменял в подвеске все, кроме стоек, которые оказались живее всех живых. Встало что-то около 12 тыр. Все было в наличие на Кунцевском рынке, что-то заказал с Exist. Кстати, для любителей сэкономить – масса неоригинальных запчастей.
2. Ремень ГРМ на последнем издыхании. Как следствие – замена ремня, ролика, натяжителя. Что-то около 6-7 тыр...
3. Сопливило масло. Замена прокладки клапанной крышки и резинок в свечных колодцах.
Естественно, замена масла. В машине была залита поусинтетика Shell Helix Ultra 10w40. Решил не экспериментировать, залил то же самое. Уровень стоит, как вкопанный. Стоит все копейки.
4. Были мелкие косячки по электрике. Не работала одна противотуманка, левый стеклоподъемник еле ползал. Теперь все нормально :)
5. Самое большое предприятие – реставрация верха. В специализированном центре вшили-вклеили
новое заднее стекло. Материал похож на тот, из которого делают мягкие стекла для шатров и тентов. Делали знакомые, посему сумма ремонта вполне подъемная.
6. Заменены оба наружных ШРУСа
Так прошла зима – потихоньку приводил машинку в боевое состояние. Надо сказать, что покупая Сузуку, я преследовал несколько целей. Первая, естественно, подогнать маме нормальный пепелац. Живет она в Подмосковье, пробок нет, механика – не проблема, пробег – километров 200 в месяц :) Носится она очень аккуратно – все-таки 13 лет стажа. Так что за судьбу машины не переживал совершенно. Вторая цель – иметь машину выходного дня. Автомобиль, который не просто ездит, но и доставляет массу удовольствия. Так и получилось. В течение недели по московским пробкам я тошню на Тойоте, а на выходных выезжаю кататься с открытым верхом на Сузуки. Еще один момент: как правило «автомобиль для души» имеет свойство высасывать последние деньги. Согласитесь, содержать Evo, WRX или Супру влетает в копеечку – налоги, бензин, ремонты... А в случае с Сузукой удовольствия не меньше (не в плане набора скорости, тут удовольствие другого толка), а содержание выходит копеечное (особенно налог и страховка за 83 лошади :)...
Сейчас авто пребывает в полном здравии, а две недели назад я открыл сезон... Прежде чем описывать эмоции от езды на кабриолете, хотел бы немного структурировать информацию о машине в целом.
Кузов:
Смотрится очень органично. Маленькая, ладная, яркая машинка. Абсолютный юнисекс – за рулем нормально смотрится, как девочка, так и мальчик. Естественно, как и всем кабриолетам, кузову не хватает жесткости (возьмите в руки обувную коробки, попробуйте скрутить ее с надетой крышкой; а теперь проделайте то же самое без крышки и вы поймете, о какой жесткости идет речь). Металл толстый, не ржавеет (похоже, кузов оцинкован).
Салон.
Смотрится неплохо, несмотря на возраст. Все под рукой. Недостатка два: очень низкая посадка (мой рост 176 см.) и шумоизоляция. Конечно, он не гремит, как совковые салоны, но слышно практически все – шины, двигатель, щелчки камушков по аркам... Меня не напрягает – музыку погромче и в путь :) Места всего два, багажник на удивление большой, как на моей Корсе (может, чуть поменьше в высоту). Причем его объем не зависит от того, поднята крыша или опущена. При поднятой крыше, вещи можно также уложить в «крышехранилище», которое отделено от салона мягким пластиком. Обзорность неплохая, очень хорошие зеркала. Правда, при поднятой крыше задние левая и правая зоны получаются очень слепыми – спасают зеркала. На машине установлена печка–шайтан. Ездил пару раз зимой – салон прогревается моментально – вопреки ожиданиям в шапке-ушанке ездить не пришлось. Герметичность салона также на высоте – ничего никуда не протекает, проверено постояннным посещением моек.
Двигатель.
Объем – 1.3, один распредвал, шестнадцать клапанов, моновпрыск EFI. G13B пользуется бешеной популярностью в тусовке малых авиаторов. Благодаря алюминиевому блоку, он очень легкий (73 кг.), достаточно мощный (по разным данным от 73 до 85 сил), тяговитый. На что его только не ставят – на маленькие самолеты, на дельтапланы... Масло не ест, заводится хорошо, легко крутится до отсечки. Конечно, ждать чудес от такого объема не следует, НО! Машинка весит 850 килограм, плюс механика – все это дает возможность пошустрить.
Управляемость.
Вы когда-нибудь катались на карте? Вот это про нее – управляемость потрясающая! Круть рулем – и нет поворота. Ни кренов, ни запоздалых реакций, все очень четко. Корса с мостом сзади так не умеет :) Кстати, парадокс. Несмотря на азартную управляемость, у Сузуки нет проблем с клиренсом. В стоке он составляет 165 см, что позволяет легко парковаться на бордюрах, ехать по достаточно глубокой колее, не чиркая пузом. Сама подвеска достаточно жесткая, но энергоемкая – пробоев не было ни разу.
Расход.
Когда я ездил в таком режиме на Прелюде, расход был районе 20 литров на сотню (98-й бензин). Максимум, который мне удавалось достичь на Сузуке – 8 литров 95-го. И это при том, что удовольствия от вождения не меньше :)
Без крыши.
Ну вот я и подошел к кульминационной части своего творения :) Начнем с того, как это делается. Никакой автоматики – все ручками. Отщелкиваем центральный фиксатор, «ломаем» сиденья вперед, открываем пластиковый «кофр» сзади и легким движением руки брюки превращаются... Укладываем крышу, закрываем крышку пластикового кофра и... здравствуй небо! Машина преображается. Минуту назад ты нудил по поводу плохой шумоизоляции, а теперь ты забываешь обо всем. Дурацкая улыбка не хочет сползать с лица. У открытой машины очень динамичный силует – верх прячется полностью, нет никаких брезентовых нахлобучек на багажнике, как у некоторых немецких кабриолетов (смотрится, как будто в штаны накакал, чесслово). Я не знаю, как описать эмоции от поездки на кабриолете. Это такой драйв, что словами не передать. Представьте себе, выезжаешь из душной Москвы в область, потрясающей красоты места, ветер легонько полощет макушку, природа – вот она, только протяни руку... На тебя смотрят ВСЕ – кто-то с завистью, кто-то с интересом, кто-то с восхищением... Но равнодушных нет. Дети смеются, показывают пальцем и радуются. Девушки просят прокатить или сфотографироваться. Гайцы тормозят, чтобы разузнать, что за машина. И это потрясающее сочетание солнца, ветра, тепла, неба, всеобщего внимания, красоты действует, как наркотик. В такие моменты проблемы и суета уносятся прочь, кабрио – лучший релаксант. В такие моменты чувствуешь настоящий вкус жизни... Когда ты понимаешь, что за этот кусочек счастья тебе пришлось заплатить все лишь деньги, улыбка еще сильнее расползается по твоему лицу...
Сузука в тысячекратном размере возвращает то, что я в нее вложил. Ведь состояние абсолютного счастья не измерить деньгами. В планах многое – хочу разобраться с сигналкой (поставить нормальную с автозапуском), с резиной (надо купить хорошую зимнюю на дисках), со сколами по кузову (хочу полностью покрасить, может и аэрографию до кучи), перешить салон красно-черной кожей. Ни копейки из того, что потратил и потрачу, не жалко! Потому что я люблю эту машину не за то, какая она есть. А за то, каким становлюсь я рядом с ней (да простит меня Маркес за вольное цитирование).
З.Ы. Прошу простить за качество фоток -- с первыми реально теплыми деньками поедем с ней на фотосессию :) Результаты выложу, обещаю.
З.Ы.Ы. Если будут вопросы -- спрашивайте, не стесняйтесь. Чем смогу -- помогу.