В этом дополнении я расскажу о том, как происходит эксплуатация автомобиля в условиях крайнего севера и какие меры предпринимаются для того, чтобы максимально обезопасить использование агрегатов автомобиля в зимнем режиме.
Напомню, что "чайник" в 2007 году после Японии, сразу перебрался жить в Ямало-Ненецкий автономный округ, который расположен на северном полярном круге (66 параллель северной широты). Зима здесь длится практически 9 месяцев в году, климат отличается порой излишней суровостью, а температура в самые стойкие морозы опускается до -50 градусов.
Для того, чтобы продолжать использовать автомобиль в этих краях зимой и не навредить ему предпринимают следующие меры:
1) Утепляют "морду" автомобиля, закрывая все вентиляционные отверстия какие только можно,чтобы не выдувало тепло. Чаще всего использую сплен, картонки и аналогичные материалы. Если авто с кондиционером, ставят лист алюминия между основным радиатором и радиатором кондиционера.
2) Используют авто одеяла из разных материалов. Покупают как готовые комплекты под автомобиль, так и изготавливают сами. Единственное, что приходится учесть при использовании одеял - это то, чтобы оно не ложилось, не падало и не соприкасалось с выпускным коллектором, иначе с утра при прогреве можно обнаружить полыхающий факел, вместо автомобиля. Для решения данной проблемы изготавливается распорка из подручных средств.
3) Устанавливают подогрев двигателя. Здесь можно выделить 2 категории подогревателей: электрические и автономные.
Первые (электрические) наиболее распространены, к их плюсам можно выделить следующее:
+ Относительно невысокая цена от 1000р.;
+ Легкая установка;
+ Широкий выбор моделей и способов установки. Есть котлы с помпой и без, котлы в блок.
Из минусов:
- Необходимо наличие розетки поблизости;
- Более долгий прогрев, по сравнению с автономными;
- При использовании желательно не оставлять авто на котле долгое время без присмотра;
- Есть риск, что котел потечет в самый неподходящий момент.
Принцип работы их прост: при подключении к розетке Тен за некоторое время нагревает охлаждающую жидкость в автомобиле и облегчает пуск двигателя. Устанавливается такая конструкция обычно в разрез патрубка и если котел с помпой, то можем ставить его в любое удобное место, а если без то в самое нижнее положение - обычно около низа лонжерона или где удобнее.
Автономные подогреватели, как правило стоят в десятки раз дороже электрических, требуют большей квалификации для установки, технического обслуживания и хорошего аккумулятора.
Из плюсов:
+ Независим от розетки;
+ Более быстрый прогрев;
+ Возможность управления дистанционно, привязка к сигнализации.
Из минусов:
- Цена;
- Необходимо наличие емкого аккумулятора, а также следить за его зарядом, чтобы в нужный момент подогреватель его "не высосал".;
- Необходимо следить за уровнем топлива в баке, чтобы он не опустился ниже забора топлива для подогревателя, иначе тот не сработает.
- Дополнительный расход топлива.
Также их называются топливными, так как функционируют на горючем. Основные производители подогревателей - это "Webasto", "Eberspacher", "Бинар".
Принцип их работы такой: насос выкачивает бензин или солярку из бака в камеру сгорания. Смесь поджигается от раскаленного керамического штифта. В результате нагревания отопителя теплая жидкость циркулирует по всей системе, отдавая тепло двигателю и радиатору печки.
Чайник прогревается гидроником следующим образом (замеры по датчику температуры двигателя от сигнализации) :
При - 22 °С до + 12 °С за 18 минут;
При - 30 °С до + 11 °С за 20 минут;
При - 32 °С до + 13 °С за 22 минуты.
4) Используют более стойкий к низким температурам антифриз и масла.
В моем случае использую японский антифриз TCL красного цвета, который по заявлению производителя способен выдерживать до -50. Несколько раз приходилось использовать машину в -38, антифриз показал себя хорошо и не кристаллизовался.
Из масла на зимнее время заливаю ENEOS gran touring 5w40. Его температура застывания достигает отметки в -42.5 °С. Также подойдет и любое другое, которое не превращается в желе на морозе сразу, иначе застывшим маслом легко продавить какой-нибудь сальник.
5) Перед зимой промазывают все резинки на дверях/стеклах и кузове - силиконом. Мера вынужденная. На "чайнике", например, очень любят примерзать к молдингу и не открываться боковые стекла, а порой и двери.
6) Используют теплый гараж или стоянку. Обычно при таком варианте на машине установлена только сигнализация с авто запуском по температуре, лежит одеяло и отсутствует котел или подогрев.
7)Снимают аккумулятор, если долгое время стоит мороз -40 - 45, и машина не эксплуатируется.
Отдельное слово хотелось бы сказать по-поводу расхода топлива, шин и амортизаторов:
Расход топлива в рабочие дни, особенно когда на улице за -30 порой доходит до отметки 30л/100км. Объяснить такой расход даже на "двушке" очень просто: В начале работает гидроник 20 - 25 минут, съедая свою порцию топлива, затем авто заводится и работает минут 25 - 30 (минимум), чтобы отогрелись стекла, салон и агрегаты частично, после этого выезжаю. Перед обедом примерно спустя 2,5 часа от начала рабочего дня машина заводится еще раз на 10-15 минут, т.к. температура двигателя уже падает до 0 градусов. Также при выезде на обед еще минут 20 греется. После обеда схема такая же, чтобы поехать домой.
Без зимней резины в наших краях делать нечего, дороги почти все время покрыты льдом и колеями, где проглядывается асфальт. Практически все используют шипованную резину, липучка редко и обычно только на чем-то полноприводном.
В холод за -30, при продолжительной стоянке - любая резина в прямом смысле становится квадратной. Первые пару километров после начала движения и пока она не прогреется Вы едите, как на табуретке. Особенно этот эффект ярко заметен у владельцев низкопрофильной резины.
По амортизаторам все тоже не очень радужно. Бывает под конец зимы амортизаторы становятся расходником для автовладельца. Из-за низких температур они не отрабатывают должным образом кочки и неровности, даже при более-менее хороших дорогах и вытекают.
В заключении хочу добавить, что за разумная эксплуатация на севере автомобиля возможна. Каждый сам для себя решает, использовать его "коня" в суровый мороз или нет. Я для себя со временем твердо решил не эксплуатировать "япошку", когда температура на улице ниже -33 градусов, даже не смотря на наличие одеяла, укутывание морды и 2 подогрева.