Совсем недавно я переехал в Черногорию на ПМЖ и сразу же встал вопрос о приобретении авто, ибо с автобусами и общественным транспортом тут хоть и все отлично, но свобода перемещения – это лучшее, что может быть. На самом деле мы даже не задумывались, насколько тут автомобили дешевле по сравнению с Россией: в Черногории, можно купить отличную иномарку по цене отечественного автопрома, но не будем заходить слишком далеко, у каждой страны есть свои приоритеты, и ничего с этим не поделать.
Всю свою сознательную жизнь я прожил в Сибири, и автомобили у меня были исключительно японского производства. И тут я не стал отступать от своих соображений об идеальном автомобиле и выбрал именно японский автопром, хотя, к слову сказать, тут имхо преобладают машины европейских производителей (около 80 % всего автопарка), точнее из Германии, к примеру, Вольцваген Гольф - пожалуй, самый популярный автомобиль. Был большой соблазн купить бмвешечку, для проверки немецкого качества, которая в России стоит гораздо дороже. Однако, несмотря на общепринятое мнение в отношении лучших марок авто, я выбрал именно японский автомобиль, заранее зная, что именно он не подведет меня в любых ситуациях. Изучая местный рынок, я остановился на Тойоте Королла 2004 года выпуска, кузов хэтчбэк (наш аналог Allex или RunX). У авто есть особенность, которая присуща большинству европейцев – коробки тут почти все только механика. Догадываюсь, что это связано с экономией бензина/дизеля, ибо, используя механическую коробку передач, можно сэкономить на топливе до 30 %. Мое личное мнение: рядовые европейцы еще не доросли до автоматических коробок (как ни странно это звучит, такое мнение у меня сложилось после путешествий по целому ряду западноевропейских стран), однако автоматы хоть и потребляют немного больше топлива, но доставляют такие удобство и комфорт, которые значительно преобладают над экономией. Возможно, Европа еще к этому придет в будущем, как американцы или те же японцы, у которых до 70 % автомобилей с «автоматом». Ладно, не буду отходить от отзыва об Тойоте.
Досталась она мне из-под женщины, которая приобрела ее у официального дилера в г.Подгорице. К слову сказать, местные жители, на мой взгляд, ездить вовсе не умеют, часто не показывают поворотники, паркуются просто безобразно, в результате автомобиль получил значительное количество притертостей, царапин и даже вмятин. Если сам будешь ездить аккуратно, обязательно кто-то другой посадит тебе царапину. Тем не менее, по крупному машина не была ни в одной аварии, все кузовные неприятности сводились к особенностям черногорской парковки. Забегая вперед, хочется сказать, что большинство «косячков» было исправлено и закрашено. Фото сделаны уже после всех процедур. Что касается технических качеств, то тут все на высшем уровне. Пробег на момент покупки составлял 148 000 км, все агрегаты были оригинальными, перед покупкой по русской привычке все тщательно осматривал. Благо дороги в Черногории не в пример российским, и подвеска не напрягалась за все время эксплуатации.
Сразу после покупки поменял ремень генератора (купил Bosch 29 евро) и антифриз (20 евро), летом тут жарко и шутить с этим не стоит. Да, еще приобрел резину на 15 дюймов фирмы Uniroyal RainExpert (4 балона обошлись в 240 евро), сама фирма французская, но сделано в Словении. Пока еще не успел оценить все плюсы и минусы, постараюсь дополнить позже в отзыве. Двигатель стоит 1.6 vvt-i, 110 л.с. бензин, достаточно тяговитый и экономный. Качество салона очень хорошее, панель мягкая, нигде не брякает на кочках, без сверчков. Обивка тряпочная, в принципе легко чистится. Руль кожаный с управлением магнитолой, всегда нравились такие примочки на автомобилях, очень удобно во время езды. Сам авто был произведен в Ирландии, так прочитал на шильдике. Не знаю, как по сравнению с чистым японцем, но пока разницы не чувствую. Тойота - она и в Африке Тойота!
Расход по городу составляет примерно 8-9 литров, по трассе 6 литров. Бензин тут только АИ95 и АИ98, стоят 55р и 58р соответственно. Дизель стоит немного дешевле - 53р. Поскольку дизель более экономичный, чем бензин – он здесь наиболее популярный (ну и сам дизель, разумеется, здесь почище).
До этого у меня были Субару Легаси, первая в кузове BL5, 2.0 литра, 180 л.с., автомобилем был очень-очень доволен, поэтому второй был тоже субару легаси, но уже в кузове BH, меня абсолютно всем устраивал, не прихотлив и достаточно надежный. Подумываю тут подыскать Субару Импрезу, их здесь во всей стране можно по пальцам пересчитать. Очень хочется погонять по черногорским серпантинам. Скорее всего, придется пригнать из Италии или Германии.
Вообще в Черногории в автосервисах не особо любят японские авто. Спросите почему, могу с уверенностью сказать, что такие автомобили в атосервисы приезжают довольно редко, и то чтобы сменить масло и тормозные колодки, при правильной эксплуатации у них ничего не ломается и не выходит из строя. Денег такие авто приносят мало, поэтому и не популярны среди мастеров. Стоит также упомянуть, что на некоторые модели японского автопрома запчасти тоже не особо распространены, но официальные дилеры есть, например Тойота, Хонда, Сузуки, Ниссан, на все продаваемые авто официальными дилерами есть и запчасти и сервис, в общем, как и в России.
Машина очень нравится, я бы ее назвал легкой и шустрой – очень удобно в условиях узких извилистых дорог Черногории. Расходники недорогие, и собрана качественно.
Если будут вопросы, пишите. Буду рад на них ответить. Забыл упомянуть, что авто обошлось мне в 150 т.р.