Краун, да. А что ещё предложите? Ладно, давайте по порядку.
Был у меня такой белый Прелюд – красавец, втековый, на ручке, приборы оптитрон, коробка с ЛСД – спортивная такая машина, нечего сказать. И устраивала она нас с женой совершенно. К боулингу подъехать не стыдно, внимание на себя обращает и быстрая, чего ещё по молодости надо. Задумались над расширением семьи. Ясно, встала задача смены авто – кто в Прелюд садился, особенно кто из него выходил, тот, считай, в цирке не смеётся. А делать это в пополневшем виде супруге становилось всё труднее.
Моральные переживания оставлю за кадром, не Санта-Барбара же тут. Отмечу лишь, что будь бабло – ни за что бы не продал, оставил как авто выходного дня. Интересующимся замечу, что и посейчас он, лапушка, жив и здоров, подустал, конечно, немножко, но радует нового владельца по-прежнему.
Соответственно начались мысли. Думал уже и про Террана и Фораннер, про Легаса и вообще куда только не метался. Или взять свежую Короллу или чего покрупнее, но постарше. Смотрел то и это. Но всё это было как-то обычно, знаете. После почти эксклюзивного Прела (не будете же спорить, комплектация довольно редкая, прикиньте, кнопка энжин старт даже была) хотелось чего-нить этакого. Но большого. Совсем уже было разогнался на Цедрика/Глорию, но что-то задумался о труднодоступности и дороговизне расходников на Ниссан.
И как-то так потихоньку, посмотрел тут, проехался там, стал вырисовываться Краун. Но не просто а в самой полной комплектации: пневма, мультик и всё такое. Только не коричневый салон! Почему-то не нравится. И знаете, таки нашёл. Два раза ездил в Москву смотреть. Есть всё, кроме заднего массажёра: зеркала ультразвук, пневма, литьё красивое шешнадцатое, телевизор перестроен, небитый сильно и главное - в пэтээсе – нуль данных. Налог пришёл за него – 700 руб. Это за такую прорву кобыл-то, хыы.
Вы, братцы, не обижайтесь, но Краун без пневмы – это такая просто хорошая большая машина. Мне было с чем сравнивать – у приятеля попеременно были 141-й и 143-й. Без пневмы мягкость не та, при полной загрузке как Кадиллак Флитвуд: проседает до земли. Приятель говорил, даже шумка у него хуже, в моём тише. А звук! Наполовину из-за музыки я его купил. Такого я не слышал нигде (ну, может, мало слушал). Фиг с ними, с цифровыми эффектами холл/лайв/эхо, хотя когда слушаешь медленную, где дождь идёт – это вообще мега. Если басы – то не бумбум, чтоб багажник открывался а мягкий такой сочный звук, глубокий. Верхи – не цыцы что уши режет а прозрачное такое диньканье. Короче, как товарищ один музыкальный сказал: обычный звук. Нормальный. Какой он и должен быть.
Звук ещё один. Басовитое бархатное бубубу рядной большой тойотовской шестёрки не спутаешь ни с чем. Те же бумеровские, при внешней схожести звук дают совершенно другой, жёсткий. В салоне прослушивается только при мощном разгоне, приятные такие вибрации. Объяснять, короче, бесполезно. Сами послушайте где-нибудь.
Плавность Хода. С большой буквы. Беспрецедентная. Говорят, у старых Ситроёнов тоже круто, не знаю, не ездил. Зато два года отъездил на пневме крауновской.
Пневма, все за и против, сколько уж копий сломано. Вкупе с качественной шумоизоляцией нихрена не слышно и не чувствуется. Перелетаешь трамвайные пути – качнёт тока, шлёп-шлёп где-то снизу и всё. По разбитому, в трещинах и заплатках асфальту летишь, даже не думая. Говорят многие – кренится. Это от незнания говорят. Пружинный кренится больше. В пневме при повороте руля на скоко-то там градусов перекрывается какой-то клапан, чуть накренится и всё, дальше стоит, как руль ни доворачивай.
Второе удовольствие – постоянный дорожный просвет и возможность его увеличивать немножко. Поехали на зимнюю рыбалку. Четыре здоровых мужика, плюс амуниция. Сели, Краун бряк на асфальт, мужики: нее, не проедем. Спокойно, говорю. Трррр, надулся и вперёд. Подъезжаем к съезду на лёд – колея, все чиркают глушителем. Нажал кнопу, тррр, ещё полтора сантиметра. Немного вроде бы, но уже не чиркаем.
Трудности с пневмой. Как же без них, ведь пружины не в пример проще, тут никто не спорит. От старости (лет десять) могут лопнуть задние подушки. Что у меня и случилось, при очередной поездке на рыбалку по сильно пересечённой местности со сверхполной загрузкой. Надо заметить, что вид у авто становится исключительно гоночный, когда спустят и передние (сразу все не спускают, постепенно сначала вторая нелопнувшая задняя, потом через несколько дней передние) – ложится на асфальт словно наскаровский болид. Пневмостойки на экзисте стоят меньше трёх сотен за штуку (правда я брал два года назад) – скажите что это дорого: на некоторые авто просто амортизатор столько стоит.
Обязательная регламентная работа – сушка силикагеля в осушителе. Зимой неопытные пока владельцы пневмы сильно горюют, видя брякнувшуюся морду/попу. Дело в том, что клапан, через который сбрасывается лишний воздух (например для выравнивания авто относительно дороги, после того как ты вышел из машины) расположен после осушителя, где скапливается влага. Соответственно, от мокрого воздуха на морозе он обмерзает и не закрывается, бессильно выпуская из контура (переднего или заднего) весь объём. Неопытный владелец, радостно проездив всё лето с мокрым уже (возможно) осушителем с первым морозом начинает думать о спешной смене авто. Делов между тем на рыбью ногу. Снимаешь переднее левое колесо, откручиваешь и отгибаешь локер и видишь пластиковый цилиндр размером примерно с привычный гранёный стакан. В него сверху и снизу входят трубки. Отсоединяешь (пшшш!). Несёшь домой, развинчиваешь, видишь мутные такие зёрнушки, высыпаешь их в миску и сушишь феном. Они сначала белеют (промежуточное состояние сушки) после становятся прозрачными. Засыпаешь всё обратно, свинчиваешь и устанавливаешь. Вот и всё. Те, кто считает что это головняк и нах не надо, уверенно продолжают ездить на пружинах и я рад за них. Да, после того как всё собрал, завёл, Краун лежит себе на брюхе, с довольным видом смотрит на тебя и не думает надуваться. Надо набрать больше восьми км/ч. Это какая-то фича, видимо японский такой юмор – я так и не оценил. В общем, работы проводить на ровной поверхности, чтобы можно было потом проехаться, набрать указанную скорость и компрессор начнёт качать.
Ещё один минус, возникший вследствие пневмы. Привыкая к отсутствию тряски, начинаешь кочки-ямки пролетать ходом, не тормозя особо. Кочки-то чихать хотели на все твои чудо-подвески и с завидным упорством продолжают разбивать шаровые. И если нижний рычаг такой же как на обычном Крауне, с отдельной шаровой, то верхний отлит в такую хитросогнутую фиговину с шаровой внутри. И стоит он довольно крепко.
Раз начали уже говорить за минусы. Они таки есть. Так, чтобы совсем без минусов – единственно сочетание копчёного украинского сала с аккуратно разведённым и охлаждённым в требуемой мере чистейшим медицинским спиртом с капелькой лимонного сока.
Пропала куда-то вторая передача. То есть с первой сразу третья. Начал читать тут и там: болезнь, пишут, этих коробок. Что-то там в соленоиде отпаивается от тряски. Гм, вообще-то интернет прямо-таки кричит о сверхнадёжности 340-х коробасов. А тут такая фигня. Спецы говорят, делов немного – разобрать да пропаять. Но согласитесь.
Передняя подвеска один-в-один с жигулёвской. Ветеранов и прочих поклонников классики это несомненно радует. Меня, как человека, испытавшего прикольные ощущения при выпадении нижней шаровой, такая схожесть постоянно напрягала. Справедливости ради надо заметить что вырывает на Крауне только всякое китайское фуфло, оригинальные шаровые сделаны чрезвычайно хитро, говорят что их не вырывает вовсе.
Проходимость совершенно ни в красную армию. Весь этот солидный крутящий момент становится совершенно бесполезен, стоит только съехать на зелёную травку лужайки для пикничка. Я отдаю себе отчёт что этот минус напрямую проистекает из достоинств заднеприводной схемы, я не стал бы обращать на него внимание вовсе, но что-то тут уж дюже плохо. Там где я наверняка проехал бы на жигуле, краун беспомощно вертит колёсами (это ещё надо постараться, кстати, вытащить предохранитель абс, с ним душит мотор сразу). Дело, видимо, в сочетании очень тяжёлой морды и несоответственно лёгкой зaдницы. На скользкой дороге, это тоже уверенности не добавляет.
Справедливости ради обязательно отмечаю, что подавляющее большинство минусов - это и разбивающиеся сухарики в рулевой стойке, рулевые шарниры, коих тьма-тьмущая (рулевое-то червяк), люфтящий редуктор, болтающийся подвесной (вследствие чего вибрации всякие), отошедшие от уплотнителей стёкла, невероятные трудности с заменой задних сайлентблоков и многое другое возникает исключительно из-за возраста автомобиля, который по японским понятиям уже давно должен родиться заново в кузове Крауна следующей серии, а у нас продолжает служить верой и правдой. Требуя постоянного присмотра.
Вот если б достать такого же стосорокпятого, да с какой-нить японской консервации.. Эх.
Но всё-таки самая большая проблема пневмоКрауна - после него никакая машина уже не нравится. Ездил как-то целый день на новом GS300 шефа с прежней работы – ну хорошо, конечно, очень дорого, но.. что-то не то. В 145-м каждая деталь сделана на совесть, без особой оглядки на экономию металла. С одной целью – вызвать ощущение добротности и спокойствия.
Сажусь в разные автомобили друзей, бывает что и в дорогие: эээ, а чо свет плавно не гаснет, а чо торпеда такой кирзой обтянута? чо, руль надо на себя вручную отгибать что ли? сам он не отъезжает? Нуууащееее.
Может, это всё и не нужно в машине. Вполне допускаю. Позвольте парочку аналогий.
Вот возьмём, к примеру, нож. Есть у меня два ножа. Отличных, надо заметить. Денег стоили изрядных. Известных марок: Kershaw и Browning . Забегая вперёд, отмечу, что Браунинг, как следует из названия, сам ножи не делает а заказывает в различных местах. Так вот. Кершоу красивый такой, покрыт чёрным нитридом титана, не поцарапать, матовый, не блестит – ультра. Острый был – жуть. Но затупился конечно. Месяца за три. Стал я пробовать его точить. Взял точило и пошёл в ванную, под струю воды. Щас, думаю, его поправлю и станет он снова как бритва. Ага. Сточил это я чуть не полкамня в убегающую воду а на лезвии пара царапин появилась и не более того. Ничо так твёрдость. И угол большой. По случаю попал в одно машиностроительное ПТУ и только там на медленном наждаке смог кое-как заточить.
И есть, соответственно, нож Браунинг. Специально шкуросъёмный. Более удобного ножа я в жизни своей не встречал. Никаких таких понтов типа матового покрытия. Рукоятка шершавая, в таких острых пупырышках, не скользит, будучи даже вымазанной в крови и жире. Лезвие такой интересной формы, с горбинкой небольшой в конце – в целом исключительно удобное для ошкурательного дела. Ободрал я им где-то штук пять баранов и, представьте себе, ни разу даже не подправлял – по-прежнему острый как бритва. Для знающих понятно, для не знающих поясню: при снятии шкуры с животного нож часто попадает на разрез многочисленных волосков и от этого сильно «садится», то есть тупится. Некоторые ножи приходится даже подтачивать несколько раз за сеанс. А тут – ничего такого. Полез я смотреть в энторнет, что ж это за нож такой чудодейственный. И выяснилось. Что именно эта модель делается в Японии из стали AUS-8A. Любопытно, что не такой уж и ужасной твёрдости эта сталь. А вот поди ж ты.
Спросите, к чему это я про ножи? Да всё к тому, если соберутся желтолицые узкоглазые островные люди смастрячить какую-нить фенечку, то не абы как, мол, есть фенечка и ладно, а сидят, морщат ум, как бы так сделать, чтобы фенечка эта была незаметной, на глаза не лезла, но в ответственный момент была под рукой а по ощущениям тактильным вызывала чувство уверенности и спокойствия.
Ближе к автомобильному примеры? Хорошо. Вот Краун. Брызгаешь на стекло, дворник выдержит паузу небольшую, полусекундную, пока моторчик воду подаст, пока стекло струёй смочит и только потом пойдёт. Езжу тут волею случая иногда на автобусике Ситроен Джампи – жмёшь побрызгать а дворник – хрррр – немедленно за нажатием начинает движение по сухому абразиву. Здоровья резинке это, понятно, не прибавляет. А у босса по работе на новом (!) икстрейле брызгаешь и.. вообще ничего. Изволь отдельно включить дворники.
Стоечка лобового стекла не пластиком банальным закрыта а бархатом таким мяконьким, на ощупь приятным. Ты никогда, может, стоечку эту и не потрогаешь, а глядишь – и глаз радуется.
Кресла. Просто сиденьями их даже называть неудобно. Глянешь – ну как у всех, чего такого выдающегося. А прохватишь километров триста – ничо спина не болит и сидеть не устал. Вёз тётеньку пожилую, бухгалтера одной строительной фирмы. Фирма, надо заметить, солидная: тётеньку возят на Шевроле Тахо или Патфиндер Армада. Так она мне: «Евгений, кресла у вас тут очень хорошие. Можете мне поверить». Хы, даже не сомневаюсь.
Мультивижн. Отдельная тема. Ну телик сделать – понятно, хорошо в пробке, можно футбол посмотреть. Красиво ещё, да. Перемкнёшь контакты в диагностическом разъёме и вот тебе на экране вся машина в разрезе: где какая лампочка не горит, какие-то два напряжения (я так понял на генераторе и на аккумуляторе, хотя хз), какие-то цифири бегают, с указанием кубических сантиметров (расход по форсункам что ли? так и не понял), настроечная таблица цветовая для телевизора, датчики высоты пневмы – да всё, короче. Удобно очень. Нету только расхода топлива, как не искал. Приятель заметил, что в этом глубокий смысл, навроде неуказания мощности на старых роллс-ройсах: негоже, дескать, мелькать и суетиться, господин владелец, причаливайте к заправке и берите до полного, хрен ли тут вам мгновенный расход сдался.
Подобных приятностей полное авто.
Иной товарищ заметит, зажрался ты брат, дворники тебе лишний раз не включить, ручкой не щёлкнуть. Так-то оно так, дорогой товарищ. И ручкой щёлкнуть, разумеется, невпадлу. Но согласись, чрезвычайно приятно, когда ты едешь в автомобиле, который не то чтобы за тебя всё делает а заботливо так и ненавязчиво движения твои поправляет, мол, вот так, видишь, оно и правильнее будет, лучше.
Всё это рождает ощущение законченности, досказанности и уюта. Премиума, как модно теперь говорить. Чувство безопасности поддерживается сознанием наличия рамы и отрезания внешних звуков при захлопывании двери. Уверенность. Согласитесь, это дорогого стоит.
Настолько-то я привык к машинке этой, что стал подумывать о том, чтобы вдохнуть вторую молодость путём вживления 2JZ-GTE, коробки, редуктора и прочего. Но судьба распорядилась по-другому. Не буду вас огорчать лишний раз, а только нет его больше с нами. Не по моей вине. Для меня он навсегда останется Настоящим Японским Автомобилем. Таких больше не делают.
фото перед покупкой в Москве.