Toyota Crown Wagon
Вот смотрю я на заголовок, и сейчас понимаю, как для меня, да и может быть для многих других маньяков - раритетчиков означают эти слова. Особенно, если они продолжаются словами, дата выпуска октябрь 1983, кузов из первой пятисотни. Долго не решался писать, особенно учитывая голоса читателей, которые любят современный одноразовый авто, придуманный не инженерами, а маркетологами. К счастью Краун не из современной эпохи ,а предыдущей, когда слово инженера имело больший смысл, чем визги маркетолога, который видит в авто тока прибыль. Что двигатель R6 должен ходить не менее миллиона километров, что должны меняться узлы по мере износа их частей, частями, а не целиков в сборе и много другое.. Хотя это так, лирика, те кто любить одноразовые зажига…, тьфу современные одноразовые авто, и не относиться к ним с душой, а только как к средству передвижения, не надо читать этот отзыв, вы все равно не поймете.
Собственно отступим от лирики, и перейдем к самой сути повествования. Все начиналось банально, и в какой то степени грустно. Была любимое авто, Toyota Corolla, в кузове АЕ-82, двиг 4A-ELU, выпуска апреля 1984 года. В принципе авто мозг сильно не ело, заводилось каждый день, в любую погоду, от +35 до -33(ниже не было). Весной было подкоплено немного денег, и в планах хотелось подкрасить, подделать авто, еще спокойно, года 2 ездить, и не заглядывать в него. Наверное, еще долго буду в голове прокручивать то утро, почему и как это случилось, сама картина четко у меня в голове, но вот почему это случилось, большая загадка. Выехал на прямую перед мостов, и включив любимую пятую передачу, и полетел со всеми 80-90 км/ч. Для омичей, это дорога перед Ленинградским мостов, около парка победы, думаю, летом там тише мало кто ездит. Перед подъемом на мост смотрю народ начинает притормаживать, приглядываюсь, людей-идиотов, перебегающих 6 –полосную дорогу нет, может просто какой то пенс тошнит по левой полосе. Мельком в заднее стекло, сзади чисто, сбрасываю газ, потом все как в замедленном кино, народ тормозит уже тапкой в пол, я чувствую что могу не успеть, сзади чисто, крайняя правая полоса свободна, делаю переставку и БУХ… Уйдя с крайней левой на крайнюю правую полосу, я возвращая авто на прямолинейное движение, получаю срыв задней оси и морду короллы просто ставит поперек дороги и размазывает о борт Газельки.. И в довершение всего, левой переднее колесо цепляет за подножку Газели и выворачивает на 90 градусов... Баста - приехали.. Сижу, все произошло за мгновение, я честно говоря в шоке.. пострадавших нет, свою вину сразу признаю полностью. Гаи, протокол, и уже на эвакуаторе везу свою любимую машинку по СТО. Оказывается народ тормозил из-за того что утка с маленькими утятами переходила дорогу в неположенном месте. Объехав 2-3 СТО, на всех мастера выносят вердикт, восстановлению не подлежит. Буря чувств и эмоций просто накрывает, сам удивляюсь, как не надрался я в тот день. Хотя мозг уже начал думать и искать варианты, ибо в моей работе без авто никак, да и семья привыкла уже передвигаться с комфортом. Подбив все деньги ,узнав, где и у кого могу занять, вырисовалась сумма в районе 30-40 тыр..
В принципе не густо, но все что есть, короллу выставил на продажу целиком за 10 тысяч, ибо на ней была новая резина, двиг никаких проблем не испытывал, контрактная 5-ступка, плюс запасная 4-х ступка в гараже. Даже был соблазн перейти на сторону отечественного автопрома, ибо были критерии определенные отбора, такие как кузов хэтчбэк или универсал, ну и бюджет 40 тыр.. Довольно жесткие рамки, ибо те живые иномарки ,которые попадались были все сплошь седанами. Была осмотрена Мазда 626 1987 года выпуска, немного гнилая внизу, но самое поганое лампа масла переставала гореть при достижении 1500 оборотов, Мицубиси делика второго поколения, в принципе с такой же проблемой, несколько Ваз-2104, но все они поразили маленьким багажником, и каким то внутренним недоверием в нашим авто. Тут нахожу на форуме объявление о продажи крауна вагона 1983 года для настоящих ценителей за 75 тысяч рублей. Естественно, сумма мне явно показалась завышенной, но аппарат был жутко интересен, съездил, посмотрел. Что можно сказать, облезлый капот, при заводке лампа масла долго довольно горела ,но характерной стука гидриков от голодания не было. На холостых оборотах лампа не горела, давление было в норме. Колеса вместо родного 195/70/14 были 185/65/14, из-за чего корабль смотрелся довольно забавно и в какой-то степени грустно. Посмотрев, посидев, я понял что с тойоты будет тяжко слезать, ибо все такое родное и под рукой, в отличии от Ваз-2104, в которым при приходилось сидеть, чертовски неудобная эргономика сидений. Хозяин Денис сказал заветную фразу, при реальном интересе торг уместен, и снизил цену до 60-ти тысяч, на чем мы распрощались. Я уже почти 2 недели искал авто, и не находил, а таскать на себе заказы клиентам было как то не комильфо, надо было уже определяться с выбором. Звоню знакомому Алексею, он спец по отечественным авто, чтобы на выходных ехать на рынок, искать живой чудо российского автопрома Ваз-2104. И тут практически следом раздается звонок Дениса, хозяина Крауна, и он объявляет свою последнюю цену, 50 тысяч рублей. В принципе цена, которую я считал более-менее адекватной. И тут я сильно задумался, даже пошел посоветоваться с супругой, ибо деньги то общие. На что моя прелестная Юленька мудро ответила: - «Я хочу чтобы мой муж сексом по вечерам со мной занимался а не в машиной, берем тойоту!». Слова умной и красивой девушки были приняты к действию, и на следующий день мы с моим другом Дмитрием поехали забирать Краун. Причем, вечером, когда забирал, поднялась такая буря, ломало деревья, ветки летали по городу. Застраховав авто прям возле гаража, и отдав деньги, взамен я получил расписку и документы на Краун. Было решено не переоформлять его, так как на старом техосмотре можно было еще кататься полтора месяца. Забирал сразу после бури, идет дождь, я первый раз в жизни еду по городу на задней приводе, но есть позитив, дворники работают, печка греет тепло, даже мафон двухдинка японская что-то играет. Правда что-то пробивается через шумоизоляцию авто, похоже это гудят те зимние колеса Нордман, которые стоят на авто. Приехав домой, и привычно запрыгнув на бордюр, проверив раму, ой, корола то была чуть выше, иду спать с сознанием - я обладатель КРАУНА.
На следующее утро, проснувшись крауноводом, я пошел заводить свое приобретение, которой по классике жанра, отказалось заводится, похоже не зря меня вчера предупреждали, Сергей, заедь на заправку. Приехал Дима и отвез на заправку, купил 5 литров, залили , чих-пых завелся, вообще первое время работал и заводился довольно тяжело, ибо всю практически зиму стоял в гараже без движения. Крауна я купил в четверг, и с Димой мы решили на выходных заняться его внешним видом. Так как аппарат достался в довольно плачевном состоянии, решили его шпаклевать и красить. Ввиду кризиса денег не так много, решили сделать это самостоятельно. За субботу и воскресенье зашкурили, зашпаклевали, прогрунтовали и покрасили Крауна. Из проблемных мест, это задние арки, а особенно низ кузова за арками, слева прогнило насквозь, там было тупо наклеена какая-то бумага и запенен. Все нещадно отодралось и задело стеклотканью, но очевидность того, что там надо проварить очевидна. Самым веселым и запоминающимся было, заделывание сквозной дырки на задней двери, которая была заботливо укрыта куском тряпки. Выглядело это конечно ужасно и смешно одновременно. Дырка появилась так как замок сорвался с креплений, и было прежнему хозяину очень удобно открывать его через дырочку отверткой, а коррозия сделала свое дело. Кузов был шпаклеван и загрунтован, и надо ж было выпендрится и попытаться первый раз в жизни красить авто не просто краской ,а металликом. Купленной в OBI краски тупо не хватило для ровной покраски, и авто стало пятнистыми как леопард. Правда с одной стороны более пятнистой, чем с другой. Но все равно это выглядело гораздо лучше, чем при покупке. И начались трудовые будни. После 2-3 трех заправок выяснилось что расход по городу примерно13,5 литров при аккуратном вождении, при активном не знаю, ибо краун не располагает к светофорным гонкам. Постепенно краун начал оживать, сначала думал что хана стартеру, на горячую очень плохо заводился, потом стало все норма, походу машинка просто застоялась. Из первых трат на авто, это были колеса, ибо ездить на зимней шипованной резине летом глупо и опасно, хотя на короле я докатывал как-то летом зимнюю резу. Продав с короллы великолепнейшие шины BF Goodrich G-Forse Stud на литье, я умудрился на эти деньги купить 15-е б/у лить на краун, правда без центральных колпачков и шины б/у Pirelli P6000 205/65/15. После замены колес авто приобрело приличный внешний вид и клиренс.
Так прошел месяц, единственный минус после короллы, это расход, тяжело ехать на 13-14 литра, после 7-7,5. Зато даже как то дороги стали ровней. Но отчетливо слышалось громыхание сзади, похоже надо скоро будет менять стойки. Кстати, как сейчас вспомнили, пробег на момент покупки составлял примерно 216 тысяч километров. При покупке выяснилось что залито в мотор масло ЛУКОЙЛ минералка 10-40, в коробке и мостах неизвестно что. Через 4 дня поехал менять масло, взял RAVENOL TSI 10-40 полусинтетику, 2 фильтра, промывку. Промывал с отдельным фильтром, 120 рэ не деньги ,зато хоть часть грязи задержит. Потом залил нормальное масло, через 700 км оно почернело ,походу в двигателе довольно много говна было, решил почаще менять масло. Поездив халявный месяц, поехали уже с прежним хозяином Денисом снимать и ставить на учет. То была еще та песня, Денис пригнал авто из Подмосковья, а туда оно попало из Якутии. А самое интересное было то что ПТС выданный якутским ГИБДД был рукописный. Что привело к его изъятие и проверке. Сначала мы 20 минут искали тех перцев, у кого можно было его забрать после проверки, потом на площадке осмотра нас послал.. на мойку. Потом гаец, который оформлял сделал самую большую подлость, исправил лошадей в двигателе, было 84 л.с, а написали 109. НУ не редиска ли . Самое интересно мы с ним минут 15 ругались, он с чистой совестью пытался мне 135 вкатать, что меня вообще глубоко обидело ( в каталоге стоит 125 л.с.) . Два раза он мне отдавал доки, и предлагал ехать в СИБАДИ на экспертизу, но нащ спор решил подполковник, тяжко вздохнув, порыв каталог и найдя таки краун-европеец с 1G со 109 л.с. В принципе это устроило нас обоих. Но он мне подкозлил, и не дал номера с цифрами 051(на короле такие стоят), дал 016.. хотя конечно по большому счету пофиг, но обидно, до 100 л.ч более радужные перспективы есть. Выдали мне новый, девственный омский ПТС, типа я владелец практически беспробежного крауна 1983 года. Так как мне увеличили мощность на бумаге, я плотно задумался как бы ее увеличить в реале, да и долив масла как то неприятен сам по себе. И тут моя друг Дмитрий, как дьявол-искуситель прошептал - тут от моего Toyota Mark II есть голова Ямаха (Твинкам), можно сказать не нужная, а не попробовать ли ее тебе поставить. Я глубоко задумался, ибо по паспорту с такой головой двиг легко выдает 160 л.с. Когда пришел маслонасос и прокладка ГБЦ, Она была сравнена с головой ,оказалось 100% совместимость. Это и склонило чашу весом в пользу тюнинга.
Был отдан краун мастеру по рекомендации одно из хороших знакомых, пырхались 2 недели, были заменены кольца, вкладыши, остальные детали в норме, ничего точить не пришлось. Единственное в голове не поменяли сальники клапанов, ибо все делалось в период жуткого денежного дефицита, и максимально экономил каждую копейку. Пришлось колдовать с электрикой, переносить катушку зажигания на другую сторону, переносить генератор вниз, и дополнительно переносить насос гидрача. Запчасти потянули на 5 тыр, причем часть из них пожертвовал Дмитрий, за что ему отдельное спасибо, работу оценили в 12, ибо был поставлен контрактный радиатор с кожухом , там как прежний был очень оригинально заделан системой похожей на аппарат Елизарова, весь в распорках, и при съемке благополучно умер. Много это или мало не знаю, но результатом был в принципе доволен, динамика возросла существенно. Единственное что дико напрягло, это расход топлива. После капиталки он поднялся до 15 литров, проехав 1000 км, он стал 17, потом еще через 150 дошел до 18-18,5 литров на 100 км. Проблема еще в том что не подошел расходомер от 1G-GE, и пришлось оставить старый. Мозги тоже оставили старые. Если кто подскажет как все исправить, буду благодарен, всех мастеров, которые видят этот двиг, почему-то поражает ступор.
Ввиду того что потребление бензина неприятно било по карману, было решено ставить на Краун газовое оборудование. Но так как 3-е поколение имеет нехорошее свойство хлопать куда попало, было решено наступить на жабу и посмотреть варианты с 4-м поколением. И тут как раз в компании «Сибгаз» Дмитрий( уже другой), захотел поэкспериментировать, и предложил установить отечественную аппаратуру 4-го поколения АГАТ, сумма выходила на 5-6 тысяч дешевле чем с Италией, ввиду жесткого финансового аута, было решено рискнуть, и ставить российскую аппаратуру. В итоге на Краун была успешно инсталлировано система 4-го поколения, впрысковой газ системы АГАТ-6. После установки газа было сказано его обкатать, а потом тольк конкретно отстраивать. Расход газа в городе составлял в среднем 18 литров, хотя стал краун шустрее передвигаться. После этого пошел просто период работы и поездок, авто ничего не требовало кроме бензина и немного масла, ибо сальники клапанов надо бы было поменять. Единственное дополнение было это установка МР3 магнитолы с короллы вместо 2-динки, ибо радио ловилось отвратно, и простые CD-диски это не гуд. Вторым дополнением было установка в заднюю дверь обшивки, которой не было при покупке, сделали просто, купили фанеру 4-ку, сделали шаблон, вырезали ,а на фанеру уже установили блины с подиумами. Плюсом к этому отремонтировали наконец замок задней двери. С двигом и расходом пытались поиграть расходомером, что привели к расходу газа в 20 литров..
Поездив пару месяцев начала капать помпа, похоже капиталка не пошла ей на пользу. Была куплена помпа неоригинал GMB всего за 690 рэ (владельцы ваз, не ваш ли уровень цен?), и начал морально готовится к установке. Катался долго с капающей помпой ,пока в пробке стрелка температуры предательски не заползла на пару миллиметров выше нормы, включив печку на полную все вернулось в норму, а я через 2 дня попер на замену помпы. Мы решили сразу проверить метки на валах. Оказалось много интересного. Шпонка на коленвалу была криво поставлена, и шкив коленвала ходил в пределах 3-5 градусов, сами метки на распредвалах не совпадали. Самое веселое оказалось что ремень ГРМ практически наполовину съеден кусков фиг знает как оказавшийся там пластмасски и одни из болтов крепления помпы. Оказывается помпы 1G-EJ и 1G-GE немного отличаются в приливах под болты. В итоге веселого подсчёта были заменены: Ремень ГРМ, лобовой сальник, оба ролика, помпа, шпонка на коленвалу. В процессе работы лоханулись и перетянули болт ,в следствии чего лопнула передняя крышка, мастер свою вину полностью признал, все переделал, крышку нашли у знакомого. После этого краун полетел как и положено нормальному полуторатонному аппарату с 1G-GE. После этого поехал на регулировку газа, когда отстраивали, то как то незаметно для себя положили стрелку, но это так, баловство. В результате манипуляций расход газа снизился до 14,5 литров на 100 километров, при довольно активном вождении, то есть со светофоров всех не дергаю, но в потоке держусь уверено. На трассе краун даже с умирающими амортизаторами легко идет 140-160 км/ч. Вообще Краун поражает свой монументальностью, а так же не смотря на все габарите, управлять им легче даже короллой. Конечно, не все проблемы еще решены, но для этого и есть любящие хозяева. Из глобальных проблем остались: великоват расход бензина, гул после 80-ти км/ч сзади(грешу на ступицы или мост), замена ВВ-проводов и в идеале замена свечей на платину или иридий, замена разбитого блока предохранителей под капотом, замена всей оптики(благо стоит от шестерки, идеально подходит по размерам), замена вкруг амортизаторов, рулевых тяг, шаровых(тут думаю ставить оригинал или нет), ну и нормальная покраска. В принципе еще бы салон перетянуть, поставить на перед 16, на зад 17 диски. Но это так, розовые мечты.
Продолжение следует………