Привет, уважаемые дромовчане. Вот и я созрел на отзыв о своей машинке.
В конце 2007 года захотелось мне большой автомобиль, в котором можно с комфортом передвигаться как по городу, так и на дальняк. Учитывая, что хотелось много (в смысле – требований к машинке), а имелось не очень (в смысле – финансов) на Эстимки даже не смотрел. Приглядывал что-нибудь на уровне Спасика, Раума. Пределом мечтаний были Гая или Ипсум.
Опыта владения, как и приобретения праворулек не было никакого. До этого были ВАЗ 2106, ВАЗ 2109 и последняя – новенькая ВАЗ 2115, на которой я к тому времени откатался пару лет и 30 тыс. км. Машину искал пробежную, так как был ограничен бюджетом в 250 тыс. руб. Искал без остервенения – так, может попадется что-нибудь «живое» и за недорого. Долго ли, коротко, но недельки через три выплыло в интернете объявленьице – Тойота Эстима 1995г.в. за 260 т.р. Решил посмотреть, что за агрегат. Отпугивало расположение двигателя под пятой точкой, к которому если что – фиг подберешься, а также напрягало наличие только одной сдвижной двери – и та на левую сторону (т.е. на проезжую часть), ну и год 1995 – машинке почти 13 лет и то, что дорогая в эксплуатации. Подкупало – большущий семиместный салон, перебранная подвеска, ну и цена. В общем, после прочтения отзывов на Дроме, решил откинуть сомнения и брать, сторговались с продавцом за 235 т.р. (на тот момент – цена новой пятнашки в нашем городе).
Машинка – чистая Эстима (не Люсида, не Эмина). Двигатель – 2,4 литра, бензиновый с суперчарджером, 160 лошадок. Салон в три ряда – 2-2-3. Первые два ряда – отдельные кресла с подлокотниками, третий – диванчик. На всех можно сидеть, не упираясь ногами в спинки передних сидений (ну кроме первого естественно – там упретесь разве, что в панель, или баранку). Салон пошире Люсиды и Эмины, говорят сантиметров на 10. Позже была возможность сравнить – реально шире. Панель также другая (на фото). Подвеска независимая спереди и сзади (тоже вроде как минус – но позже перенес в плюс), коробка – автомат, ABS, 4WD, климат, cool-hot box. Ну, вроде бы все основное.
Начал потихонечку ездить. Первое впечатление – машина большая, но к габаритам привыкаешь на второй день. Зеркала огромные, заднее парковочное позволяет парковаться с точностью до сантиметра, обзор хороший, посадка высокая. Правый руль – без проблем, так же как и габариты. Дольше всего привыкал к автомату – первое время он меня просто раздражал. При необходимости резкого ускорения – он секунды 2-3 думает, потом переключается вниз, и только тогда поехали. Сбрасываешь газ – торможения двигателем нет, наоборот, при разгоне переключается вверх и идет накатом. Но дело наживное – просто меняется стиль езды. И сейчас, спустя три года я уже начал ценить преимущества автомата. Это плавность хода, легкое маневрирование, стояние в пробках, троганье без пробуксовок в грязи и снегу, троганье в горку.
Как едет? – нормально едет. С суперчарджером - на 25 лошадок поболее, чем в стандартной комплектации. Пятнашечку я на тот момент еще не продал – была возможность сравнить. Разгон более уверенный на Эстимке, но я бы не сказал, что разница большая. Плюс Эстимы – что она не сильно чувствительна к загрузке. Загрузи семь человек с багажом – едет также. Пятнашка с полной загрузкой заметно скисает.
Комфортная (крейсерская) скорость на трассе 110-130 км/ч. Разгонял до 160 км/ч. Ехать можно, но не нужно. Большая парусность. На обгонах легко набирает с 90 до 140 км/ч. Чарджер включается где то после 2,2 тыс. оборотов. При 100 км/ч. обороты двигателя 2,0-2,1 тыс. При 140 км/ч. – 2,6-2,8 тыс.
Курсовая устойчивость – вот это огромный плюс. Вот здесь я понял преимущества независимой задней подвески перед мостом. Независимая подвеска, полный привод, длинная база, масса под две тонны – получаем тепловоз на рельсах. Езда по нечищеным дорогам, обледенелым трассам, хватание заснеженной обочины из головной боли превращается в наслаждение. Сорвать машину в занос на шипованной резине (у меня стоит 4 хакапелита) нужно очень постараться. Машина едет туда – куда ты её рулишь. Очень уверенно идет по снежной целине, раскисшей грунтовке. За счет компоновки, когда двигатель, коробка, раздатка расположены в центре автомобиля, получаем хорошую развесовку на все четыре ведущих колеса. Вероятность пробуксовки одного из них заметно ниже, чем у других автомобилей. Позже, купив жене Митсубиши паджеро мини, имел возможность сравнить их проходимость. В снегу и грязи миник начинает буксовать гораздо раньше. Глубокие сугробы на нем надо проходить сходу. Тогда как Эстима идет плавно, без букса, снег разгребая бампером. Даже забуксовав в сильно глубоком снеге – она легко выбирается назад своим ходом. Миник застряв – назад вообще не едет, сразу закапывается. Плюс такой компоновки Эстимы сразу становится её минусом на пересеченной местности. Самые нежные агрегаты – поддон двигателя и автоматической коробки ничем не защищены, и при переезде любого серьезного бугорка, подвергаются опасности быть помятыми или пробитыми. Но если с умом – проблем нет. Главное выбирать правильную траекторию. Клиренс не сказать, чтоб сильно маленький.
Что по ремонту. Пробег буду указывать свой (с момента приобретения) – так как сколько реально прошла машинка мне неизвестно. Если даже взять по минимуму 15 тыс. км. на год – получится тысяч двести, но это сильно оптимистично. Я думаю, около трех сотен она до меня уже набегала.
1000 км. – замена бензонасоса (5 т.р.) Думаю, купил я машинку уже с умирающим. Признаки были следующие – машина при -20С не завелась на работе. Постояла сутки, на улице потеплело до -12С, завелась. Потом, где то через недельку, история повторилась дома. Не имея никаких навыков по диагностике, и книжек по ремонту, начал искать ответ в интернете. Склонялся к форсунке холодного пуска (так была зима), думал из-за неё в мороз не заводится. Добраться до неё – это что-то с чем то. Но делать нечего, надел валеночки, фуфаечку (машина на улице стояла) пошёл ремонтироваться. Снял сиденье водительское, ручник, накладку порога, ковер, шумку, крышку моторного отсека на 12 болтах. Начал искать эту самую форсунку – не нашёл. Не оказалось её у меня.
Ну, раз разобрал полмашины – решил проверить свечки, провода высоковольтные, трамблер, датчик температуры охлаждающей жидкости, форсунки (все это хозяйство оказалось хорошо доступным – к вопросу о не ремонтопригодности). Свечки решил поменять на всякий случай. И вот тут меня осенило – старые свечки абсолютно сухие. Значит, не идет бензинчик в цилиндры. На пятнашке при включении зажигания бензонасос сразу начинает работать и его прекрасно слышно. Здесь я бензонасос не слышал – но как я прочитал – его и не должно быть слышно, так как он начинает работать только при работе стартера, а не при включении зажигания, поэтому я его ни в чем вначале не подозревал. Но факт оказался фактом – подозрение появилось.
Принудительно замыкаю проволочкой контакты под передним пассажирским сиденьем (там расположен диагностический разъем), насос не работает. Что ж – надо снимать. Читаю интернет – по Эстимкам информации нет, про Люсиды и Эмины пишут, чтоб снять насос, надо снимать бензобак. Домкрачу машину, приступаю к снятию бензобака. Болтики хоть и забрызганы грязью и солью – но откручиваются легко, как только что с завода. Резьба смазана какой то смазкой – ни намека на ржавчину. WD40 ни разу не пригодился. Опускаю бак – оба на, в полу лючек – для доступа к насосу из салона. Прикручиваю бак обратно. Разбираю оставшиеся полмашины (переднее пассажирское сиденье, накладку порога, ковер, шумку, крышку лючка), снимаю насос. Сопротивления на контактах нет – труп. Несу домой на разборку. Дома меряю сопротивление еще раз – труп ожил. Подключаю 12 вольт – работает. Ну, думаю – может вода попала, перемерзал. Полежал дома – просох. Пошел ставить – прикрутил, проволочку в диагностический разъем – снова труп. Решил больше не греть – купить новый.
8000 км. – замена передних колодок, ремонт правого переднего суппорта (закис) – 1 т.р. – колодки, 1,5 т.р. – работа + запчасти;
15000 км. – ремонт стартера 1 т.р. Стартер умирал недели две. И умер как раз перед новым 2009 годом. Симптомы были следующие. При заводе иногда появлялся срежет и треск. Но раз не регулярно было – думал, может снег прилип, или лед намерз. В один прекрасный день на поворот ключа зажигания машина не отреагировала. Стартер держится на трех болтах. Добраться можно снизу, если машину поддомкратить. Сняв стартер – начал искать по магазинам новый или контрактный. В наличии ничего не было, только под заказ – цена от 1,5 т.р. за контракт, до 4,5 т.р. за новый. Дело, как я говорил, было перед новым годом, поэтому доставить обещали в течение двух недель после окончания праздников – т.е. почти месяц. Такой расклад меня не устраивал, решил отремонтировать старый стартер. Оказался разбит подшипник. Подобрали аналогичный за 450 рубликов. Собрали – все заработало. Еще 500 рублей отдал парням на шиномонтажке, где стояла моя машинка в ожидании. Они мне, кстати, и прикрутили стартер обратно.
С 15000 до 16000 км. Появилась проблема, в виде повышенных холостых оборотов. Причем, при прогреве обороты не падали, а наоборот возрастали. Оказалось – забилась трубочка, через которую шел горячий антифриз на подогрев дроссельной заслонки. Догадался не сразу, так как данная трубочка имеет внутри еще одну, и входит в патрубок, идущий от воздушного фильтра к дросселю. Никак не думал, что там должен быть антифриз, думал воздух. Но выдернув трубочку – увидел внутри еще одну – дунул, выскочила какая то кака – и пошел антифриз. Разница в том, что у меня из-за чарджера, дроссельная заслонка находится под капотом, а не в районе впускного коллектора под передним пассажирским сиденьем, как у Люсид и Эмин. Поэтому в хитросплетении трубочек и шланчиков разобрался не сразу.
20000 и 35000 км. – замена правого и левого наружного пыльника привода (900 р. – пыльники, 2 т.р. работа).
30000 км. - снятие и правка поддона двигателя (бесплатно – делал сам). Поддон замял в поездке на оз.Аракуль. (Челябинская обл.). Симптомов болезненных не было. Машина на ходу, но решил после поездки сразу выправить. Поддон достаточно толстенький. Выстукивал деревянной баклушкой.
При замене пыльников приводов осматривали состояние подвески – пока порядок. Шаровые, рулевые наконечники, сайлент-блоки все в норме – еще тысяч тридцать-пятьдесят пройдут. В ближайшей перспективе замена крестовины на заднем кардане (или кардана в сборе – так как говорят, крестовины не меняются отдельно) так как появился люфт.
На сегодняшний день пройдено более 40 тыс. км. По коробке, двигателю, электрике – претензий нет. Только замена расходников. За три года сгорел один предохранитель и лампочка подсветки номерного знака.
В целом машина достаточно проста в конструкции и условно доступна в обслуживании. Если отбросить неудобное расположение двигателя - многие операции и ремонты можно производить самостоятельно. Но в тоже время – двигатель у меня вообще никаких нареканий не вызывает. Надеюсь подбираться к нему в ближайшие 100-150 тыс. км. не придется. Еще одно неудобство – что не на каждую эстакаду заедешь, так как широкая колея, или цепляешь брюхом (коробкой) из-за длинной базы.
Что еще? Самый животрепещущий вопрос про аппетит. Средний расход бензина (АИ-92) за три года эксплуатации – 17 л. на 100 км. Минимальный расход – 10 л. лето, трасса, загрузка 5 человек и полный багажник вещей (2 лодки, 2 палатки, 5 рюкзаков, спальники, котелки, топоры и пр.), без кондиционера, скорость 70-130 км/ч.. Максимальный расход – 25 л. зима, город, дом-работа-дом, с прогревами, скорость 5-60 км/ч. В городе – меньше 16л. не было никогда. По трассе – более 13 литров не было никогда.
К вопросу о стоимости владения такой машиной. Если сравнить затраты на содержание новой пятнашки и тринадцатилетней Эстимки получим следующее. Купив тазик за 207 тыс. руб. я вложил в него еще сразу 20 ( коврики, защита, сигнализация, антикор и пр.). Продал через два с половиной года за 180. Потеря стоимости – 47 т.р. Потратил на ТО и ремонт – 17 т.р., на бензин – 52 т.р. (при среднем расходе 8,7л. и средней стоимости бензина 20 руб.). Итого стоимость 30 тыс. км. пробега составила – 116 тыс. руб. или 3,9 руб. километр. Эстимка: ремонт – 11 т.р., ТО (бесплатно) и расходники – 15 т.р. бензин (при среднем расходе 17л. и стоимости бензина 20 руб.- для чистоты эксперимента) – 136 т.р. Потеря стоимости я думаю нулевая – машина при продаже уйдет за ту же цену, а может даже и в плюсе будет. Итого на 40 тыс. км. пробега – 162 тыс. руб. или 4,1 руб. километр. Это конечно без страховки, налогов, резины – но все равно, дает некоторое представление.
На этом пока все. По возможности продолжу и на вопросы отвечу.