Посвящается моим друзьям (инетересно, на какой цифре они догадаются, чья писанина, чур в фотки не подсматривать) и всем Фанкарговодам!
«...слушай, а почему до сих пор нет твоего отчета?» было почти призывом
Вместо эпиграфа:
«Родом из мультика», За рулём 05.2007
«Создатели Тойоты-Фанкарго возвели в принцип диспропорцию гротеска и выиграли. Автомобиль получился симпатичным и узнаваемым, как добрый герой мультфильма»
В общем-то, весь отчет состоит из разрозненных отрывков, так или иначе мелькавших уже в Инете. Скорее даже не отчет, а несколько историй. И многим уже они знакомы. Поэтому что-то можно пролистывать.
1. Почему Фанкарго.
...история с выбором именно Фаньки – как и у Князя Игоря - любимая женщина ткнула пальчиком... Ехали из Владика. Проехали км эдак 3000,завязался разговор на тему "вот младшему скоро в школу, вот мне бы его на чем-то возить". Едем-обсуждаем машины (тем более времени для этого вагон - еще 3 ткм с лишним впереди). «Ну, Старлет, допустим - была, ездили, ну как? - Старовато-старовато». «Ну, а Марч? - Ёпрст-вобще карлик.Не...не пойдёть:).» «Витц? – Был. А помнишь ту кочку по дороге на дачу...,да и бардачек задний-маловато будет,снегокат не помещается).Не пойдёть». «О, а это что за машинка? Вот-вот,вот эта (и пальчиком-пальчиком на неё:)». Начинаю технические выкладки выкладывать и вспоминать как месяц назад со дня рождения нас на такой знакомый привозил - нет не помню (!о наши милые женщины!). Постепенно моя женушка начинает влюбляться в Фаньку и всё более и более присматривается к обгоняющим-обгоняемым и стоящим Фанькам. “Ишь ты какая глазастенькая”. "А у неё дверь задняя как у шкафа открывается,а не вверх - Да-а-а?Здорово!","А у неё кочерга под рулем вместо рычага селектора на туннеле - Да-а-а?Карга-кочерга - ха-ха...здорово"...
Что привлекло – небольшие габариты, просторный салон, возможность перевозить лыжи, снегокат и прочее. Кроме того, современный двигатель, масса информации в инете по ремонту и обслуживанию. Ну и, конечно, распространённость модели.
2. Как был приобретен.
В ноябре прошлого года родственник был во Владике. Набирал машины для продажи. Пишу СМС-ку: «Купи мне на Калду брызговики» (я тогда пользовал Калдовку-колхозницу). Ответ: «Лёха, блин, какие брызговики? Я тебе Фанкарго взял, там уже есть брызговики и всё прочее». В принципе тогда я уже был настроен покупать Фанкарго, но его известие было неожиданным... Фанька благополучно приехал своим ходом, стойко перенеся все тяготы федералки и не получив ни одного камешка в лоб. После осмотра и пробной поездки он был принят в семью.
3. Первые впечатления.
Не буду говорить, что машина класс или полный отстой. Не буду писать про складывающиеся сидения, про шумный пластик и т.д. – всё это вы уже знаете.
Машина, конечно, необычная и неоднозначная. Сначала не понимал огромного пространства над головой, зачем? Сколько бесполезного и неиспользуемого объёма, лишняя лобовая площадь. Потом, уже прикатавшись, оценив удобство входа-выхода из машины (особенно когда этот процесс десятки раз в день), понял - это здорово. После Фани в обычных машинах (не минивэнах) ощущения того, что тебя засунули в какой-то чехол.
А вот сама посадка за рулём поначалу не понравилась. Видимо это всё из-за моих индивидуальных массо-габаритных показателей. Подушка сидения коротковата, но спинка даёт неплохую опору спине. Итак, отодвигаю сиденье назад, ориентируя ноги по педалям, подгоняю спинку, опускаю руль в нижнее положение - ...упс, руки до верхней части руля дотягиваются, но находятся уже на пределе. Делаю спинку более вертикально – неудобно. Чуть-чуть бы ещё руль опустить... В модификациях с вертикальной регулировкой водительского сидения этот напряг можно скорректировать. Пришлось положить нетолстую подушку.
Обзор неплохой, особенно в задний "телевизор". Немного напрягал боковой левый обзор - все же "подоконная" линия высоковата и средняя стойка широкая. На предыдущих машинах каким-то чутьём и боковым зрением определялся приближающийся слева автомобиль. Проблему вылечил - чаще стал заглядывать в левое зеркало.
4. Как едет.
Подвеска – жестковата, конечно. Принял как факт и не перживаю по этому поводу. Это практически у всех мини-микро-вэнов А-класса. Плата за легкий и высокий кузов.
Разгон уверенный. Лошадей 110, но их периодически нужно пришпоривать, если есть желание погонять. И, скорее всего, здесь свою лепту вносит коробка. С её мозгами я пока ещё не разобрался, сильно уж она «интеллегентная». Вероятно, коробка действительно адаптивная. То есть, если ездить, плавно педалируя и разгоняясь, мозги подстраиваются под этот стиль езды. Захочешь прохватить и натыкаешься на некоторую тупость. Стоит немного поездить поактивнее – всё нормально, коробка своевременно отзывается на работу педалью газа. И ещё, что заметил. Иногда на спусках при скорости 70-80 км/ч на четвертой передаче при движении накатом раза три-четыре слегка нажимаешь на педаль тормоза - коробка услужливо подтыкает третью и помогает подтормаживать двигателем. По трассе – парусность всё же чувствуется, особенно когда проезжают встречные фуры. Но управление вполне контролируемое. Скорость – больше 140 не разгонял, незачем.
Про ShiftMatic. У кого-то в отзывах прочитал, прикольная, но малополезная игрушка. Это игрушка или полезная опция? И то и другое. Следует учесть, что в Японии автомобиль был ориентирован прежде всего на молодёжный контингент. Поэтому на полторашках добавили такую фишку а-ля Формула-1. Надоело ездить на умном автомате – автомобиль как мудрый наставник говорит: «Что, сынок? Хочешь сам попереключать и почувствовать себя Шумахером? Вот тебе Shift+Matic». Однако, это всё же не ручная переключалка передач. Аналогии с механикой нет. При включении устройства всё равно трогание с места происходит с первой передачи и автомат по мере разгона точно так же перебирает передачи до высшей. Нажимая кнопки «Up» и «Down» на руле, просто выбираем передачу, до которой может переключиться автомат – «L»-«2»-«3»-«D» , что соответствует 1,2,3 или 4-ой передаче.
Мне помогает управлять коробкой на скользком покрытии, особенно если резина не шипованая. Можно оперативно включать низшие передачи при торможении или разгоне. Но и тут умная машина не даёт спуску Шумахеру – «Ты, сынок, играй – но я за тобой присматриваю» При переключении передач кнопками по нисходящей умная коробка не переключится на низшую передачу, если скорость движения автомобиля ей не соответствует. Таким образом, срабатывает своеобразная защита от дурака – двигатель перекрутить невозможно.
5. Первое обслуживание.
Конечно, поменял свечи, масло (Liqui Moly 5W40) и масляный фильтр. Воздушник был ещё в порядке. Масло в коробке чистое без запаха гари.
Когда машина была на подъёмнике, внимательно осмотрел снизу. Пузо ровное. Что поразило - внушительные сечения лонжеронов. Однако, по пенькам и сугробам все же следует того... осторожнее. Довольно низко расположен нейтрализатор, датчик кислорода («лямбда»-зонд) и его провода. Понравилось расположение масляного фильтра – вертикально банкой вниз. Удобно откручивать и в случае неисправного противодренажного клапана (покупайте расходники у проверенных источников) в фильтре всегда остается запас масла.
Впоследствии всплыло ещё одна особенность - при движении задним ходом по снегу пластмассовым фартуком защиты двигателя нагребается снег, прессуется и двигатель долго (пока снег не растает или не отковыряешь его) тарабанит при включении задней скорости.
6. Как менял резину зимнюю на летнюю.
Купил шины – штатный размер 175/65-14” Bridgestone BStyle (как бы не говорили, я все же стараюсь придерживаться заводских рекомендаций). Диски не довелось достать и я решил просто переобуть на свои. Оделся понепреличнее, подъехал к монтажке. Мужики, говорю, можно домкратом вашим попользоваться, а бортовать-разбортовывать вы уж сами.
- Бери,типа, но проблем. Ну, я браво взялся за дело. Поддомкрачиваю, откручиваю колеса, отдаю шиномонтажникам. В процессе этой процедуры периодически подъезжают машины, водители интересуются, можно ли колесо подкачать, дырку заклеить и т.п. Я кажу пальцем в будку - вам туда.
Один спросил:
-"Командир, колесо сделаешь?"
-"Вам туда"
-"А ты кто?"
-"Клиент"
-"А чё сам колёса откручиваешь?"
-"Хобби у меня такое - самому колёса откручивать. Не всё же на компутере кнопки тыкать"...
Потом выяснилось, что сэкономил 120 рэ...
-"О, говорит, так это ж на бутылку водки хватит"
-"А я водку не пью, вишь ещё сэкономил"...
7. Траблы
Первое, с чем столкнулся. Захрустел левый внешний ШРУС. Диагностика классическая – при вывернутых вправо или влево колесах при движении вперед хруст слышен. При движении назад – нет. Причем хрустело зловеще и конкретно, даже в руль отдавались толчки, стремясь привести автомобиль в прямолинейное движение. При разборке узла, когда сняли чехол, из него вытекло немного ржавой воды! Причем сам чехол видимых трещин не имел, была одна малозаметная трещинка возле большого хомута. Разборка выявила канавки, которые натоптали шарики ШРУСа на рабочих поверхностях внутреннего кулака. Вердикт – замена. Цена вопроса – 1800 рэ ШРУС + 300 рэ работа...
Второе – порвался ремень ГУР. Причем оторвался один из его клиньев (так называемых «ручьёв»), сам ремень перевернулся гребнями вверх. Ремень был без старческих трещин. Причина разрушения - скорее всего, был жесткий контакт ремня с наледями и снегом. Такое возможно, потому что насос ГУР расположен близко к подрамнику, куда обычно напрессовывается снег при движении задним ходом.
Временно оторвал поврежденный клин и перевернул обратно ремень. Проездил около трех месяцев, пока не поменял. Дело геморройное. Приходится снимать ремень привода генератора – это легкая часть задачи. А вот открутить болты крепления насоса ГУР – это посложнее. Болт, фиксирующий насос на регулировочной планке можно открутить, только добравшись ключом через окна в приводном шкиве. Возможно, что снизу более удобный доступ, но под машину лезть не хотелось.
Пришлось изготовить спецключ – болгаркой отрезал от воротка небольшой участок с квадратом под головку на 14 и на нём сделал пару лысок под рожковый ключ...
8. Комплектация. Что было, что поставил и что хотелось бы.
Машина приобретена во Владике не совсем комплектная. Не хватало центральной части заднего сидения и полочки, стоял простой приемник с FM (видать перед продажей сдёрнули TV+Navi). Машину благополучно доукомплектовали. Итак, с чем машина приехала:
- Полочка - действительно нужная вещь. Имеет два положения - верхнее и нижнее. Кстати, наверняка многие видели круглые углубления на боковинах в районе спинок заднего сидения. Для эксперимента попробовал поставить в углубления штангу полочки – встаёт, причём на одном уровне со штатным верхним положением штанг. Зачем японцы это сделали - так не понял.
- Штатный Фанкарговский CD-ресивер.
- Кармашки на задней двери и в багажнике слева (для бутылки).
- Дополнительный бокс между передними сиденьями - туда входит две поллитровые бутылки пива.
- Розетка на 100V в левой "ноздре".
Чем доукомплектовал:
- Дополнительные коврики-корытца (фирменные) купил случайно. Можно вместо штатных ковриков, можно поверх них - размеры идентичные.
- Плоская линза на заднем стекле, приклеивал сам (кочует у меня с машины на машину). На Фанкарго очень удачно встала - не мешает основному обзору и помогает при парковке задним ходом.
Еще достались по случаю крышки для ниш, которые расположены слева и справа от центральной консоли («ноздри»:)). Поставил... и снял потом. Не понравилось. Во-первых, неудобно открывать – сначала повернуть фиксатор, нажать крышку, крышка поворачивается и упирается в колено. Во-вторых, абсолютно неудобно стало пользоваться этими нишами. Убрал, положил на полку в гараже...
Что ещё в планах:
- Противотуманки (ждут своего часа)
- Подсветка багажника
- Шумоизоляция
- Слегка увеличить дорожный просвет
- Колеса 185/55-15”(желательно на кованых дисках, пока только мечта)
9. Вместо послесловия
Чувствую, надо заканчивать, слишком много.
Нормальная машина. Ездить можно. По городу – это незаменимый разгонный мотороллер. Как и любой аппарат имеет достоинства и недостатки. У меня Фанька – 13-й по счёту автомобиль, я думаю, что это число не будет роковым.
Пока меня устраивает, менять не собираюсь.
Спасибо за внимание и понимание! С благодарностью приму конструктивную критику в свой адрес.
P.S. Привет Банщику, Катрин, Князю Игорю, Редиске, Niksi, Tanchik, Нине и всем-всем-всем начинающим, действительным и потенциальным Фанкарговодам!