Грузия.
Почему не в разделе путешествий? Памятников старины много не посещали, энциклопедическими
знаниями отягощать сей опус не буду. Немного коснусь эксплуатации своего автомобиля.
Весной 2013 года, в родительский день, радиатор всё-таки побежал. Был заказан новый, оригинал,
а пока проволочку под пробку и поехали. При демонтаже старого выяснилось, что даже кёрхером,
через радиатор кондиционера тяжело отмыть пыль и грязь с основного.
Работы было много и поехать на юга неполучилось. Харриер исправно справлялся с возложенной
на него задачей, беспроблемно довозить из точки А в Б. И лишь зимой 2014г. стал присылать
СМски о разрядке аккумулятора. Так как была запланирована операция в Тюменском Визус центре,
(а после, как принято в течении 2-3 месяцев никакой тяжёлой работы) решил поставить новый акум
и новые передние пневмостойки. Старые исправно трудились, но появился на мелких кочках стучок.
Да, из-за рублёвых подшипников, пришлось заказывать недешёвые стойки. Попытки найти
б\у опорники, не увенчались успехом. Всё, что не делается, делается к лучшему.
Поездки в Тюмень пришлись на самый холод, ночёвки авто были на улице и новый
акум прекрасно проявил себя отсутствием проблем с его стороны.
В конце мая посвятил семью в свои планы: Поездка в Грузию,
а дочь только вернулась с олимпиады, которая проходила в Европе….
и о Грузии семья знала только то, что отец в 1995-97гг. без приключений
с Грузии не возвращался. В поиске информации узнаём, что 17 мая сошёл сель
и дорога закрыта, настроенные на отдых у моря, тут же осыпают меня новыми вариантами,
….но я хочу в Грузию. Машина в порядке, только колодки ручника требуют замены.
14 июня появляется официальная информация об открытой дороге, от президента Армении,
17 июня приходят колодки, меняем, в путь. Ещё гараже, поглядывая на старый акум,
пришла мысль: что стоит, полностью заряженный, без дела. 3 года – не срок,
поставлю его на лето. Вечером читаю на телефоне 2 СМски о отключении питания.
Почему 2? Но это вторично, мы едем. СМсок до границы пришло немало,
но бортовой компъютер показывал напряжение в 14-13.5 вольта,
сигналка работала в штатном режиме….едем. Пограничный переход Верхний Ларс,
уже там горы предстают во всей красе, а что творится после: Селевой поток,
сошедший вниз, не только засыпал дорогу, но и заставил поменять русло р. Терек.
Масштабы проделанной работы впечатляют, машинисты экскаваторов и самосвалов
вызывают уважение, под такими навесами скал и такими обрывами им приходится работать.
Приходится прикрикнуть на своих, чтоб не отвлекали от дороги, а эмоции складывали
на карту памяти фотоаппарата. После Stepanstminda видим огромный караван фур
в направлении России, запрашиваю по рации: Почему? В ответ: Нейтраль не пускает.
А машины в колонну всё прибывают. Успокаиваю себя тем, что не на один день приехали,
и как то всё разрешится. Тем временем желудки наши требуют грузинскую кухню,
а лари мы ещё не наменяли. Решаемся с рублями расстаться, к взаимному согласию
работников придорожного сервиса. На 450 рублей мы не смогли разместить содержимое
стола в свои закрома, поэтому в дальнейшем брали одно блюдо на троих и редко превышали
планку в 500 р., лишь в случаях со спиртным. В нетуристических населённых пунктах
русскоговорящими остаются люди возраста 40 и выше. Нередко видишь игру в регби.
В купе со стеклянными полицейскими участками, создаётся впечатление нового штата США,
тем более машины полицейские сплошь и рядом. Попытался тянуться за лексусом на автостраде,
который шёл 130, но стало не комфортно, так как, знаки 110, отстал. Через 7-10км.
Увидел его остановленным полицейским экипажем. Вывод сделал. Забегая вперёд, скажу:
Знакомство очное с полицейскими, так и не состоялось. Они были первыми
у перевернувшегося кроссовера Ниссан, первыми вызвали помощь сломавшемуся авто,
уже руководили объездом у камнепада, разруливали создавшуюся пробку у тоннеля,
в котором проводился ремонт. Мне, знавшего милицию Грузии советского и
постсоветского периода, было видеть это…. мягко говоря, непривычно.
В свете последнего моего общения с полицией на территории России:
Последние км. Ростовской обл., впереди Краснодарский край. Пост Гибдд.
Выдёргивают с третьего ряда: По какой причине поменяли рядность?
Так на первой знак весовой контроль. По рации: ….633… нарушение сплошной
на круговом движении. Забирает документы, идёт на пост, там передаёт их
гражданскому лицу, тот ведёт меня на задний двор, кабинет, компьютер, на пальцах 7,
вслух 5 т.р. и ты с правами. За такие деньги покажи мне видео…нарушение произошло
за 40-50км. г. Аксай. И там действительно водитель фуры вытолкнул меня за сплошную.
Сделал я это, чтобы избежать столкновение. Видео нет, бросаю ему оставшиеся в корочках
документы на стол, в серцах говорю выписывай протокол на лишение.
Понимая, что это 100% развод. Идёт отдаёт документы на пост Гибдд,
говоря при этом, что мне нечего было ему сказать, инспектор садится
писать постановление, а их, к слову сказать, было на этом посту 4-5,
и машин остановленных было около десятка. Штраф в 1500р. требуют оплатить немедленно,
карточки принимают ЛЮБЫЕ. Приношу наличными 1500р. через две минуты у меня на руках
чек на 1530р. (да, за свой счёт переводят), а не постановление-копию,
не протокол на руки не дадут. Сверяем номер постановления и номер в чеке, совпадает.
Уже в Грузии пришла СМска с госуслуг, что штраф уплачен, а какая сумма штрафа,
за какое нарушение? И уже дома пытались пробить через госуслуги штраф - 0.
И чтоб закончить по штрафам: В Северной Алании на посту пробивают,
есть неоплаченный штраф от 2012года, трасса Самара-Тольятти.
На меня протокол не составляли, клянусь, машина на жене, с камеры на неё приходит,
что делать, спрашиваю. Неси паспорта пассажиров. Убедившись, что мы одна семья,
возвращает документы. А теперь, при возможности не менять номера при смене владельца,
такой бардак с базой разведут, что добропорядочные граждане будут
страдать в первую очередь. ИМХО. Итак, Грузия, куда податься? Батуми? Поти? Кобулетти?
Грузинские км. давались с трудом, трасса с ограничением в 110 закончилась столь же быстро,
как и началась. Уже вечереет, а мы в дороге, развилка на Батуми и Поти, а что ближе?
Кобулетти, значит нам туда. Первая улица к набережной в отелях, минигостиницах,
следующая в ремонте и грузовом транспорте, а вот между ними ещё одна: 9-апреля,
тишь да гладь, то, что надо. Цены на проживание и питание не могут не радовать:
200р. с человека жильё, фрукты-копейки, вино, что у нас по 900 – 300р. Красота.
А люди… как нам там искренне рады. Чтоб отведать хороший шашлык в Геленджике и
Пятигорске – много перепробовали. И только в Грузии небыло ни одного не очень.
Все были съедены с превеликим аппетитом. А хинкали, а хачапури, дочь полюбила
грузинскую окрошку. Что говорить, праздник живота в Грузии неотвратим.
Продукты и напитки очень высокого качества, в этом мы убедились лично и смогли убедить тех,
кому достались привезённые фрукты, сыры. газвода. Вино не повезли принципиально.
С разливным, сказали, проблемы. На чачу меньше внимания обращают, но мы не её сторонники,
а вино, как сказал один знакомый, Грузия и сама с виноградника 1х1км. не видит.
А уж, что из порошков делается, так и дома купим, лучше ещё газировки прихватим. Море.
То, ради чего тысячи людей прутся многие тысячи км. Не смотря на отсутствие дорог
в некоторых регионах, на коррумпированность системы, с её поборами, взвинчивание цен
в сезон и многое другое. У нас нынче всё по другому: Уют, спокойствие, свободный пляж, солнце.
Дни проходят по сценарию: Море, завтрак-обед, море, ужин. В один из 8 дней отдыха
договариваемся с местным экскурсионным автобусом на поездку в Батуми.
Как мы были рады, что именно в этот день, солнце было в облаках,
а Батумский дельфинарий произвёл на нас огромное впечатление.
Отдых приближается к логическому завершению, все новые знакомые становятся друзьями
и на следующий год только к ним, и только в гости. Вот оно, кавказское гостеприимство.
А расставаться и правда грустно, поэтому утром, как только незапогодилось,
мы наскоро прощаемся (естественно обменявшись заранее координатами) и в путь-дорогу.
В этот раз я еду увереннее, дорога знакома, поэтому успеваю выхватывать красоты глазами,
это гораздо интереснее, чем видеть картинку с регистратора. Грузинский бензин,
который многие туристы оценивали, как очень качественный, моя машина кушала
в тех же пропорциях, что и российский. Никакой разницы мы с ней не заметили.
В горах, при пробках, температура доходила до 100 градусов, был наготове включать печку,
но этого не понадобилось, вентиляторы справлялись. На подъезде к границе погода
и вовсе испортилась и бегая в шортах и футболках под дождём, наши загорелые
физиономии вызывали улыбки. И если в первую дорогу мы попали на пересмену (8-9)
и потратили на прохождение более 2-х часов, то обратно за 40 минут,
15 из которых мои дамы потратили на отоваривание оставшихся лари.
Переговоры с дальнобоем опять убедили меня ехать через Волгоград-Саратов.
И привычной дорогой Кавказ мы отправились в сторону Пятигорска.
Попытка срезать угол и уйти раньше на М5, привели к тому, что по деревням,
по навигатору, можно и влипнуть. Что собственно и случилось.
Деревушку Ч. Дворики наверняка можно объехать, зная месность, мы же ехали через неё,
переваливаясь с ямы в яму, затем несколько раз ныряли на полевую дорогу.
В результате сколько-то км. срезано, времени потеряно больше. В Тамбовской области,
где переночевали в первую дорогу, неплохая кухня, намечаем её как место отдыха,
смены водителя. Выходя из машины, забыл брелок, закрываю на ключ.
А СМски при въезде в Россию снова стали приходить, проверили баланс, 150 руб. скушалось.
Ну и подкрепившись, отдохнув, ключ на старт, а в ответ тишина…. Я не электрик,
но проводку в доме проведу, в машинных проводах, предохранителях разберусь.
Что-то подсказывало, что с сигналкой беда. С неё и начнём. С телефона машина
тоже отказалась запуститься…. Сигналка установлена в Тойота-центр г. Челябинска,
я только предположить могу, где кнопка ВАЛЕТ находится. Предохранители Харриера проверены,
реле пошатаны, полез рукой под панель, подёргал всё, до чего дотянулся…. связи с сигой нет.
И тут, а прошло уже минут 15-20, везёт ведь дуракам и пьяницам, делаю то, что не должно помочь,
но что-то делать надо. И стартер тут же заводит мотор. До дома тысячи полторы, глушить не буду.
Два раза останавливались на заправку, один раз поесть. Если сигналка откликалась на команды,
глушил, нет - оставлял работать. Каких- то особых неудобств это не доставило.
Дома проездил целый день, зная, что к электрикам нужно заезжать с неисправностью,
а не с догадками, но всё работало штатно. На следующий день ехали в Ильменский заповедник,
а там ни электрика, ни эвакуатора, поэтому выхода другого нет. Спасибо Паша, внял моим просьбам,
разобрали, посмотрели, нашли проблемное место, с тех пор ни одной СМски. Итог: Проехали 7300км.
сожгли 652 литра 92-го. В первую дорогу потратили 55ч. Во вторую 50ч.
В первую дорогу расход составил 8.9л. во вторую 8.8л. на 100км.
Так как, перед самой поездкой обнулил показания штатного монитора,
то и на нём появились невиданные до этого цифры.
При заправке до полного он стал выдавать 700-680 км. расчётных.
Один раз прошли не заправляясь 750км.
По чекам с заправок и по мультитрониксу полное совпадение.