Повествование сие будет состоять из нескольких частей. Первая часть рассказывает о предыдущем автомобиле, которым я владел, а также повествует о процессе поиска новой машины. Эта часть совершенно необязательна к прочтению и включена в рассказ лишь по той причине, что кому-то может помочь сделать свой выбор (как когда-то подобный рассказ помог сделать выбор мне) между различными машинами. Вторая часть написана пока свежи воспоминания, в течение короткого срока после покупки машины, чтобы отразить на бумаге все новые ощущения, пока они не потеряли своей яркости. Третья часть, если дойдут руки, будет написана после длительного срока эксплуатации, чтобы все желающие (в том числе и ваш покорный слуга) могли сравнивать впечатления. Могу сразу оговориться, все нижеизложенное будет выражением мнения автора, основанное на личных его предпочтениях, но не претендующее на истину в последней инстанции. Именно поэтому весь опус будет написан с «моей колокольни».
1. Будем искать…
На момент покупки Toyota Surf водительский стаж составил 15 лет и включал в себя машины как советского, так и «западного» автопрома. Большинством из машин доводилось управлять в течение короткого срока, поэтому полноценным опытом вождения это назвать сложно. Наибольший по длительности опыт касался Мазды-626 88 г.в. с 2-х литровым движком. Эта первая по-настоящему моя машина находилась в моем пользовании 6 лет – достаточный срок, чтобы выучить все ее преимущества и недостатки.
Здесь просто необходимо сказать пару слов о моем «первенце», так как свой следующий Серф я узнавал через призму общения с Маздой. Итак, машину я брал, будучи практически молодым пацаном, не имея особых представлений о своих предпочтениях. Как и многим молодым, мне нравились BMW, одну из которых я практически купил, но которую увели у меня из под носа. Тем не менее, именно на этом рынке и была замечена (а впоследствии и куплена) та самая Мазда, которая прослужила мне верой и правдой долгих 6 лет (а сейчас так же успешно служит моему папе). Несмотря на то, что подвеска была жестковата, мне нравились те возможности управления, которые давала моя машина. Во всем остальном она меня устраивала полностью: вместительная (хетчбек), резвая (2 куба, инжектор), насколько возможно – «навороченная» (в комплектации GLX – полный электропакет, ГУР, люк, велюровый салон), при всем при этом надежная, сравнительно неприхотливая, недорогая в обслуживании и имеющая приличный внешний вид.
Единственное, что перестало меня устраивать в ней после некоторого срока эксплуатации – это привод. Нет, передний привод – это замечательно, он очень был полезен, особенно в зимнее время. Тем не менее, являясь любителем вылазок на природу, в частности, в горы, я был недоволен тем, что иногда машине не хватает возможности забраться куда-то, куда хотелось бы (как-то не смогли забраться на горнолыжную базу на новой зимней резине). Несмотря на это, я гонял машину туда, куда «не ступала нога человека», вернее не наезжало колесо другой подобной машины, рассчитанной на трассу/город – на некрутые холмы, проезжал ручейки и так далее.
Именно по этой причине, когда у меня появилась возможность (и желание) сменить машину, я всерьез стал задумываться о внедорожнике (или хотя бы машине с полным приводом). При этом хотелось бы найти вариант, позволяющий свободно передвигаться по городу, где все-таки проходит большая часть моего вождения. К тому же, к моменту приобретения второй машины, я уже был женат, и необходим был вариант, позволяющий жене садиться за руль без особых проблем. Последним необходимым фактором являлась принадлежность машины к категории «настоящих» - т.е. либо японских, либо немецких.
Итак, сведя воедино все факторы и сумму, на которую можно было рассчитывать, я растерялся. Подобной машины не существовало. Поэтому было решено просто прогуляться по авторынку и посмотреть на предложения. В результате трех часов прогулок, мой взгляд останавливался на Ауди-А4, Тойоте-Рав4, Хонде CR-V, Мицубиси Делика, Хонде Аккорд, Тойоте Серф. То есть, фактически, ни на чем. Жене нравились больше Хонды CR-V, я же начал склоняться к седанам и хетчбекам – Хонде Аккорд и Ауди. Полного привода на рассматриваемых вариантах не было, и я уже практически был готов отказаться от мечты.
Однако обстоятельствам было суждено сложиться иным образом. Как-то, когда мы с женой возвращались домой, увидели в месте, где продаются «японки», Тойоту-Серф. Машина была лифтованная, с необычной решеткой радиатора и притягивала взгляд. Общее представление о модели у меня уже было, поэтому изначально я рассматривал бы только варианты с бензиновым двигателем объемом в 2,7 литра. Бензин – потому что проживаю в стране, где зимняя солярка начинает появляться на заправках к середине зимы, и особо не хотелось заморачиваться в этом отношении с дизелем. Объем 2,7, а не 3,4 – потому что не хотелось брать особо прожорливую машину, и потом тратить кучу денег на горючку, с учетом того, что основную часть времени машина будет ездить по городу. Этот вариант был именно такой – бензиновый двигатель с объемом 2,7. Кроме этого, богатая комплектация (электропакет, люк, ГУР, 2 подушки безопасности, ABS, выдвигающееся заднее зеркало, климат-контроль, кондиционер, альтиметр/барометр), свежий вид (машина недавно прибыла из Японии и была пару дней как растаможена) и, конечно же, совпадение с моим вкусом и желаниями сделали свое дело: я решил прокатиться.
Первое ощущение – машина резвая (несмотря на всего лишь 150 лошадей) и жесткая. Моя «жесткая» Мазда, по сравнению с Серфом, была просто периной на колесах. Правый руль при такой высокой посадке, как и автоматическая коробка, меня не смущали. Цена оказалась в рассматриваемых пределах, поэтому я взял телефон продавца и стал думать. Вечером я облазил интернет (в том числе и
drom.ru – за что всем, кто писал сюда отзывы, огромное спасибо), в поисках конкретной информации, о том, на что надо обращать внимание и что проверять в первую очередь. На следующий день я вновь поехал на авторынок, теперь уже обращая внимание только на Серфы. Там я нашел несколько похожих вариантов, которые были либо намного дороже, либо старше. Было решено, что необходимо показать вчерашнюю машину человеку, который очень хорошо разбирается в авто – своему тестю.
После того, как мы облазили, прощупали, обнюхали и прокатились на Серфе, тесть вынес вердикт: «Если ты ищешь именно Серф, то надо брать!». Именно так я и поступил. Загнали машину на яму, где обнаружили только порванный пыльник нижней шаровой правого колеса. В остальном – никаких замечаний – все чистое, целое. Был оставлен залог, и в ближайший рабочий день машина была куплена.
2. Первые шаги
В день покупки машины мне представилась возможность ближе с ней познакомиться. В очередной раз отмечу, что особых неудобств из-за правого руля не возникло. В большинстве случаев из-за высокой посадки дорога просматривается хорошо. Пару раз плелся за грузовиком, но обгонял без проблем: просто начинаешь обгон немного раньше, чем на левом руле, чтобы можно было видеть дорогу. При этом довольно-таки мощный движок + кикдаун позволяли резво набирать скорость.
Порадовало и возросшее внимание и уважение со стороны других участников движения: тащишься за какой-нибудь легковушкой в крайнем левом ряду, моргнешь фарами – ее как ветром сдуло. При езде по городу машина добавляет спокойствия и солидности – едешь аккуратно, посматриваешь на многих свысока, пропадает желание гоняться, хотя машина это позволяет.
Вечером было решено сделать небольшую вылазку в горы. По приезду в ущелье мы заметили дорогу, ведущую наверх холма, по которой я не стал бы даже думать подняться на своей Мазде. Повинуясь мимолетному порыву, а также действуя вопреки известной поговорке, я решил штурмовать препятствие, так сказать, «пойти в гору». Включил полный привод (раздатка Part Time) и поехал. Когда стал заезжать – увидел, что подъем достаточно крутой и пожалел, что не включил пониженную. Тем не менее, движок без проблем затащил машину наверх под аккомпанемент визга жены. Первый внедорожный тест машина прошла. Вниз мы поехали уже на пониженной – понравилось как она плавно спускается, совершенно не разгоняясь на крутом склоне. Второй тест пройден. Третьим случайным тестом оказалась проверка автоблокировки заднего моста, когда я выезжал из ямы с использованием лишь заднего привода.
После первого дня испытаний уже довелось покататься на машине по горам, в том числе и по размытой глиняной горной дороге – где она скользила из стороны в сторону, съезжала в колею и не садилась на брюхо лишь благодаря лифтовке и колесам (265/75/R16 – больше тех, которые устанавливаются штатно). Пару раз штурмовал небольшие горные речки. Как-то раз машина без проблем забралась на крутую гору притом, что в салоне находилось семь взрослых и один полуторагодовалый малыш: двое из семи взрослых во время этой короткой поездки разместились в багажнике. На пикники в горах стало ездить просто невероятно удобно – все оставляют машины где-нибудь у дороги, а ты проезжаешь прямо до места расположения. В то же время, наследственность пикапа дает о себе знать – как-то раз перевозили родственников на летнюю дачу, загрузили полный багажник, посадили пятерых человек в салон, а машине хоть бы хны. По трассе идет без напряжения, забираясь на перевалы, будто бы едет по равнине, хоть и приходилось выключать овердрайв – но не из-за неспособности машины разогнаться дальше, а лишь из-за постоянного переключения коробки вверх-вниз на выбранном скоростном режиме (ок. 80 км/ч). Очень удобно (хотя скорее для развлечения) пользоваться альтиметром – теперь всегда знаю, где какая высота над уровнем моря и какая на улице температура.
В первый же день я поменял порванный пыльник на шаровой опоре. Жидкости пока менять не стал – масло в двигателе чистое, судя по всему – меняно незадолго до продажи. Об этом говорит и то, что под сидением был найден абсолютно новый домкрат и комплект ключей. Точно так же выглядят и жидкости в тормозном цилиндре, радиаторе и для ГУР – т.е. чистыми и свежими. Можно предположить, что, поменяв все жидкости, предыдущие хозяева хотели что-то скрыть, но это все равно не выяснить пока не выплывут проблемы.
Кроме пыльника, я установил сигнализацию, само собой, ну и фары дополнительного освещения – очень полезная вещь, особенно в условиях практически тотального отсутствия внешнего освещения на улицах Киргизии.
Теперь о недостатках. Жесткость машины как радует, так и раздражает – особенно по разбитым трассам. Вероятно, жесткость объясняется именно этим конкретным экземпляром, а может быть все Серфы такие жесткие. Дорогу мой Серф держит хорошо из-за своей жесткой подвески, но иногда хотелось бы сделать ее мягче, может быть к этому я и приду.
Неоднократно упоминаемая проблема посадки/высадки водителя – неудобно, с учетом высоты машины и расположения подножки/руля, хотя я уже привык. Во время дождя ступенька, вернее ее пластиковое обрамление становится скользким – необходимо это учитывать, чтобы не поскользнуться. Кроме того, но это уже особенности эксплуатации праворульной машины на дорогах с правосторонним движением – при повороте направо правая стойка загораживает обзор. С моим ростом (180 см) салон вполне удобный и просторный, уши коленками не закрыты.
Еще одна часто упоминаемая проблема – гребенка. Как-то ехали по трассе и на особо крутой гребенке, которая возникла практически из ниоткуда (всю дорогу внимательно смотрели – нет ли гребенки, так как благодаря отзывам на сайте знали о проблеме), задница Серфа аж запрыгала – но все обошлось. После этого ехали еще более внимательно, чем обычно.
Расход скорее не проблема, чем проблема. По городу наша машинка кушает 13-16 литров 92-го в зависимости от резвости езды и использования кондера. По трассе – 10 литров при скорости 90-100 км/ч с включенным климат-контролем и кондиционером. На это дело особо не заморачиваюсь, потому что понимаю, что это не Смарт. Успокаиваю себя тем, что у Волг расход покруче, но они не умеют того, что может мой Серф ;)
Еще одной проблемой, которая может быть характерна только для этой конкретной машины, являются сбои в работе альтиметра. При значительном (пять и более градусов) изменении температуры за бортом он меняет свои показания – при увеличении температуры высота растет, при снижении – падает. Обычно такое увеличение/уменьшение происходит во время стоянки, поэтому борюсь с этим обновлением показаний возле дома каждый раз при отъезде.
И еще пару вещей, которые могут быть сугубо индивидуальными – при тряске запаска с калиткой дребезжат, хотя при закрытии они очень плотно прилегают к задней двери, а петли не разболтаны. Пока с этим никак не борюсь, хоть это иногда раздражает. Второе – при тряске левый козырек от солнца постоянно спускается вниз. Планирую это вылечить приклеиванием липучки на козырек и на потолок.
В целом, на данном этапе машина полностью радует всех двоих членов нашей семьи. Она прекрасно справляется с поставленными задачами и выполняет то, для чего ее собственно и взяли. Я не являюсь поклонником триалов, по глубокой грязи машину гонять просто жалко, поэтому меня устраивает бензиновая версия. Езжу размеренно, особо не гоняю, поэтому мне хватает нынешнего объема двигателя, который, по совместительству, является вполне экономичным, что очень кстати при нынешних ценах на бензин. Двигателя вполне достаточно для того бездорожья, по которому этой машине предстоит ездить, находясь в моих руках. Могу смело рекомендовать подобную машину тем, у кого есть схожие требования, Серф с ними справится на все сто процентов!