Восьмидесятка! Легенда автомобилестроения. Культовый автомобиль.Машина, купив которую можно забыть о необходимости выбирать дорогу, о препятствиях в пути, о внеплановых ремонтах. Именно так её представляют в большинстве обзоров и отзывов.
Именно так думал о ней я. Забегая вперёд скажу, что частично это есть правда.
Решение купить TLC-80 пришло сразу после продажи Делики 2,8. Желание ездить по труднопроходимым, но красивым местам осталось, а добираться до них хотелось по-быстрее, да и надёжности вдали не помешало бы иметь больший запас.
Про Делику ничего худого сказать не могу. Достали только глюк с реле управления свечами накала ( счастливо устранен ), да течь сальника топливной аппаратуры ( ремонт в 250 уёв). Для свежеприганной машины 1996г. с пробегом 80000 км ( 10000 моих) – пойдёт.
TLC-80 ждал долго – 3 месяца. Заказывал в Японии. Нашёлся 1995 год. 3,5 С по аукционке, 135000 км, 4,2 турбодизель, VX Limited. Последняя подробность выяснилась уже здесь, как и то, что машина пришла на «шакене». Обошлась вся музыка в 19700 +в подарок автосигналка. Обещали Magicar, дали Alligator без турботаймера. Alligator продал, Magicar купил.
Как мне объяснили, VX Limited – навороченная версия - климат-контроль, все блокировки: межосевая, каждый мост блокируется в отдельности, пониженная передача. Вооружённость для внедорожника впечатляющая. Специально искал двигатель1HDT. Думаю, равных ему нет в мире легковых авто. И велик был риск при покупке бензинового нарваться на карбюратор.
«Шакен» - это здорово! Это новая резина, заменённые расходники, жидкости, ремни и прочая фигня, положенная строгими японскими стандартами. Тем не менее, сразу же влетел на ремонт кондиционера (замена клапана и заправка) на 200 уе. Далее пошла замена обоих аккумуляторов – 250 уе. Резина стояла новая Йокогама с каким-то дорожно-зимним рисунком, проходила до первого серьёзного путешествия – заднее левое разорвалось на ходу – здоровенный боковой порез! Поставил запаску BF Goodrich, кстати, всегда на вновь купленной машине тренируйтесь менять колесо в бытовых условиях! В дороге всё это очень трудно и не всегда вообще возможно. Трудности, ожидающие вас при первой экстренной замене –
1. Нерабочий домкрат, особенно гидравлический.
2. Отсутствие нужного размера балонного ключа.
3. Секретка на колесе.
4. Закисшие болты и как следствие – сорванные головы.
5. Невозможность, по самым различным причинам, освободить запаску.
6. Негодная запаска.
7. Самое страшное – вышеперечисленные причины в различном сочетании.
Итак, поставил запаску BF Goodrich – поведение задницы изменилось просто кардинально – стал очень мягким ход. Это навело меня на мысль – а поменяю я все на BF Goodrich. Подумано – сделано. Уцелевшие Йокогамы – на продажу! 4 шт. BF Goodrich – 1150 уёв. Тяжёлые, как у трактора. Балансируются хреново! Едет, правда, очень мягко. Проходимость бешенная! Расход топлива вырос на 12% как минимум. Был около 14л в смешанном режиме, стал где-то 15,5л.
Езда – сидеть удобно, обзорность хорошая, климат-контроль работает нормально. В общем, всё ничуть не хуже, чем в Делике. Хотя в Ауди Аллроаде существенно получше. По трассе комфортно идёт 120-130 ( Делика 100-110), дальше – излишне напрягает и шум и управление. Могут, конечно, и возражать – да я на нём и 150 спокойно (на Делике соответственно – 160!) – вполне возможно, отнесёмся с пониманием!
Через 10000 начали раздаваться характерные стуки при проезде неровностей. Звук очень знакомый по легковушкам, был уверен – или «яйца» или втулки стабилизатора. Заехал в первый попавшийся сервис – конструкция-то простая, думал – справятся. После поднятия машины на подъёмник по лицам механиков понял – подвеску восьмидесятки видят впервые в жизни. После часовых поисков и раздумий причина стука нашлась. Она оказалась серьёзнее и дешевле в устранении – разрегулированные подшипники передних ступиц – замена смазки и регулировка на 35$. И самый главный урок – не суйтесь с LC 80 в непрофильную мастерскую! Мастер должен однозначно иметь опыт работы с этой машиной. Конкретно знать, что и как обслуживается, и как откручивается! Большего вреда, чем «уроды-слесаря» машине не причинит никто! Хороший сайт по Крузерам http://www.land-cruiser.ru/
Продолжаю писать после очень длительного перерыва. Проехал лично уже 45 000 км. Поменял амортизаторы. Поменял подшипник генератора – что-то захрипел старый – странно, я-то думал вообще ничего ломаться не будет. Регулярно меняю масло, шприцую подвеску. BF Goodrich ходит отлично. В Центральном Казахстане уже побывал в очень многих местах. Запомнилась поездка на Восток, на знаменитые Рахмановские ключи, поднялся без проблем по совершенно ужасной дороге – ямы и камни размером с пол-колеса, подъём очень крутой. Машина справилась прекрасно. Назад ехал сквозь лесной пожар – совершенно фантастическая картина. И очень страшная – стена горящего леса, ни хрена ни видать из-за дыма, дышать нечем. Несмотря на закрытые заслонки, всё просачивается в салон. На мордах у нас были влажные платки – частично помогает. Ехал по той же ужасной дороге, только вниз. Ехать надо было быстро. Выбирать дорогу в дыму и торопясь, чтобы не изжариться и не задохнуться, мягко говоря, занятие не особо интеллектуальное!
Выехали! Вывод – машина классная, BF Goodrich – существенное дополнение!
Про проходимость. Посадить машину можно без проблем. Для этого достаточно полного отсутствия башни –
основные правила, КАК ПОСАДИТЬ TLC-80:
1. Самое главное - Никогда не проверяйте дорогу. Зачем? У вас же танк!
2. Через тяжёлый грунт езжайте медленнее, лучше с остановками!
Проезжая болотистое место, жидкую глубокую грязь, глубокий песок или солонец остановитесь! Подождите, может, машина сама сядет на мосты!
3. Если не садится, троньтесь с места, желательно с пробуксовкой! А если начали буксовать, давите на газ – машина должна хорошенько зарыться.
Ещё раз говорю, как и любую машину, посадить TLC-80 не составит большого труда. Машина тяжёлая – рыхлый, мягкий грунт очень опасен для экземпляра любой высоты подвески. Вы можете заблокировать всё, что у вас есть – выбор огромный! Но, если Крузер сел на оба моста, ищите трактор! Goodrich-не Goodrich – пофиг!
Кстати, хорошо севший на мосты TLC-80 не каждый трактор вытащит.
Вроде, пока всё. Пока не представляю, как можно поехать в далёкое путешествие на чём-то другом. TLC-80 не оставляет другим машинам никаких шансов! Очень сбалансирован! Высокая проходимость, хорошее поведение на трассе, легко управляется. Напрягает большой тормозной путь, в городе сильно чувствуется – особенно, в сравнении с современными моделями, прогресс-то не стоит на месте.
В любом случае, пока альтернативы не вижу. Возможно, новый Прадо? А у него есть 1HDT?