ВЫБОР АВТОМОБИЛЯ
К полноприводному мощному автомобилю стремился давно. Нравятся мне такие машины внешне и тем, что появляется дополнительная степень свободы. Дома у телевизора сидеть не умею, как только свободное время появляется, то выезжаю на природу и желательно подальше от цивилизации. С появлением финансовой возможности пересел с легковых автомобилей на KIA Sportage, а затем на Toyota RAV4. Последний автомобиль меня почти удовлетворял. Определённой вездеходности хватало, нравилась универсальность автомобиля, но постепенно определились для меня эксплуатационные недостатки:
1) Недостаточная мощность для буксировки прицепа со снегоходом или лодкой;
2) Малый объем салона и багажника при длительных путешествиях для семьи их 4-х человек.
Соответственно была поставлена цель выбрать и приобрести автомобиль со следующими основными характеристиками:
1) Комфортабельный при передвижении с семьёй на дальние расстояния;
2) Достаточно вездеходный на бездорожье;
3) Мощный для буксировки прицепа со снегоходом (в том числе, по горной местности).
Всегда нравились автомобили марки Toyota, как внешне вид, так и эксплуатационная надёжность. Но так как к машине привыкаю и эксплуатирую долго, то нобходимо оценить все варианты и выбрать оптимальный, чтобы потом не сожалеть. В ходе выбора было причитано много статей в журналах и тем в различных форумах, проведены тест-драйвы.
Американские автомобили мне не нравятся принципиально и они остались без пристального внимания. Автомобили BMW и Mersedes Benz в расчёт не брал из-за значительной дороговизны интересующих экземляров. Очень интересовали меня Volkswagen Touareg и Land Rover Discovery 3, но в хорошей комплектации стоимость их на 20 тысяч долларов дороже чем японские аналоги. В добавок ремонтопригодность (в какой-то непредвиденной ситуации) немецкой техники в условиях сибирской глубинки меня смущает, а японские запчасти ещё можно попытаться найти (ведь многое подходит от праворульных машин, которых полно у нас). Из японских автомобилей выбор встал между Toyota Land Cruiser PRADO и Mitsubishi PAJERO 4. Сотый Land Cruiser не нравится мне внешне, к внедорожникам Nissan "душа не лежит". С PRADO я был немного знаком. Серьёзно оценивал PAJERO-4. Но опробовал в тест-драйве Mitsubishi Pajero-4 у официального дилера и разочаровался в автомобиле:
1) жёсткая подвеска, причём каждый мелкий камушек задницей ощущается. на Prado в спортивном режиме лучше себя чувствуешь, хотя на поворотах кренятся одинаково;
2) шумоизоляцию полноценно оценить не удалось, т.к. дилер разрешает пробовать автомобиль в пределах своей территории. но даже на небольшой скорости при резком нажатии на педаль газа двигатель слышно. в Prado слышен только равномерный гул;
3) потолок в салоне возле люка почему-то болтается, не предусмотрено какой-либо жёсткости;
4) мелочь, но кожа не сиденьях не перфорированная, т.е., имхо, задница будет потеть;
5) на заднем сиденье мне с длинными ногами неудобно сидеть, т.к., видимо, пол высоко и коленки задраны вверх, а вперёд вытянуть ноги некуда - сиденье мешает;
6) почему-то вылазить из-за руля неудобно. не смог понять причины, но не удобно. двигал сиденье и руль - не помогло;
7) центрально табло с информацией (цветное) нечитаемо. угловатые буквы и цифры прорисованные крупными квадратиками не сразу понятны. в Prado жестко закреплено расположение информации, но читается гораздо лучше. однако в Pajero-4 мне понравилось, что это табло можно вообще гасить;
8) кое-где обработка краев кожи или обивочного материала в багажнике не понравилась. в Prado таких изъянов я не обнаружил.
Может быть слишком педантично подошёл к опробованию автомобиля, но вот такие мои впечатления от тест-драйва Pajero-4
В итоге, по результатам долгих выборов убедился, что для меня оптимальный вариант - Toyota Land Cruiser PRADO. Из комплектаций была выбрана максимальная, но не из-за наличия кожаных сидений. В этом варианте мне понравилось присутствие регулируемой подвески, круиз-контроля и климатической установки для задних пассахиров.
ПОКУПКА
Автомобиль приобретал через "Тойота-Центр-Омск". По Договору срок поставки - июль, но потом срок по устной договорённости (из-за каких-то объективных причин со стороны дилера) бы отодвинут на сентябрь (до моего Дня Рождения). Однако автомобиль пришёл только в начале октября. Я конечно дождаться не мог, когда получу автомобиль, но, как обычно у на в России, разгрузить сначала не могли несколько дней, а затем выяснилось, что документы неверно оформлены. Ещё ожидание неделю и в итого 19.10.2007 машину забрал. В подарок от дилера получено:
- Комплект резиновых ковриков в салон и багажник;
- Аварийный набор в фирменной сумке (аптечка, огнетушитель, трос и т.д.).
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
После покупки автомобиля в первую очередь была установлена спутниковая охранная сигнализация. Это и для самоуспокоения и с практической точки зрения целесообразно если оформлять добровольную страховку.
Затем смонтировано прицепное устройство. В ходе его выбора хотел что-то наименее заметное и выступающее, но дилера в Омске ничего вразумительного относительно оригинальных прицепных устройств сказать не смогли. В итоге я самостоятельно выбрал хромированный фаркоп (модификация Y-13aN, производства ООО "БАЛТ-ЭКСПРЕСС"), который по конструкции, на мой взгляд, самый надёжный и крюк с шаром не торчит вниз как плуг.
И последнее, что было установлено - это предпусковой подогреватель WEBASTO с таймером и пультом. Устройство очень актуальное для Сибири.
ЭКСПЛУАТАЦИЯ
Недостатки автомобиля
Обидно, но сразу после начала пользования автомобилем выявились недостатки. Пусть их и не много, но есть. Самый главный - это отсутствие печки для задних пассажиров. Видел раньше, что в Prado сзади есть какие-то клавиши управления климатом, но внимательно не изучил. И вот при покупке выяснилось, что там только проветривание и кондиционер. Получается, что с семьёй когда едешь, то передним пассажирам жарко, а задним прохладно. В добавок стекла задних дверей очень быстро запотевают. Второй недостаток - отсутствие клавиш управления аудиосистемой на рулевой колонке. В движении за городом по нашим не очень ровным дорогам не всегда получается держа руку навесу нажать сходу нужную клавишу на магнитолле.
Движение по дорогам
Очень важно для меня, что в дальней поездке в автомобиле удобно и усталости не чувствуется. Поначалу показалось, что неважно дорогу держит если есть волнообразная гребёнка на покрытии, но потом поэкспеременировал с режимами жёсткости подвески и всё прояснилось. В комфортном положении кузов автомобиля раскачивает и мотает сильно. Но в положениях переключателя 3-4 устойчивость стабилизируется и гораздо увереннее можно передвигаться по дорогам. Эти же режимы помогают при движении в горах на крутых виражах. Проверено поездкой по Уральским горам. Было немного опаски, что боковой ветер будет сильно влиять на устойчивость, но это не так заметно. Больше мешает встречный ветер, сразу чувствуется заметное сопротивление и ощущается момент переключения передач АКПП. При этом и расход бензина заметно увеличивается. Ездил Омск-Барабинск (350), 140 км/ч туда и обратно. Но утром не было ветра и расход составил 17,5 л/100 км, а вечером со встречным ветром 21,5 л/100 км. А вообще, расход бензина хороший при скорости 100-110 км/ч со включенным круиз-контролем - 12,5 л/100 км. Это я в период обкатки автомобиля (на первых 5000 км) ездил в Тюмень (625 км) и очень удивился расходу. В городе расход сейчас зимой около 20 л/100 км. Отлично ведёт себя автомобиль с тяжёлым прицепом, почти не ощущается нагрузка, что при разгоне, что при торможении. Но опять же в сильный встречный ветер расход бензина достигает 25 л/100 км.
Бездорожье
В грязи сильно не успел поездить, но небольшая поездка в Парабель (см. Парабель-2007), как я и ожидал, немного показала вездеходность автомобиля. В своё время я сам за рулём много ездил на УАЗе по рабочим вопросам в глухих местах и считаю УАЗ очень хорошим автомобилем для бездорожья. Так вот на Prado я чувствую себя также уверенно как на УАЗике, но только жалко бить такой красивый автомобиль. Сейчас по снегу Prado идёт по сугробам пока не встретиться с жёсткими перемётами где садится на мосты. Немного поэкперементировал и пришёл к выводу, что как только надо выехать на снежную целину, то необходимо влкючить межосевую блокировку (отключающую систему курсовой устойчивости). А иначе на очередном глубоком сугробе при пробуксовке колёс подключается электроника и обороты двигателя резко падают, скорость снижается и автомобиль основательно проваливается в снег.
РЕЗЮМЕ
На момент написания отчета 13.02.2008 пробег автомобиля составляет 15000 км. Никаких поломок или замечаний к работе узлов и агрегатов автомобиля не было. Автомобилем вполне доволен.
Примечание:
Описание автомобиля выложено на сайте ashpuk.narod.ru.