Автомобиль покупался осознанно. На повестке стоял автопробег одной семьей по кругу Аральское-Каспийское-Черное моря, перевал без дорог через Кавказ, Тамань, Крым, Украина. Недоприводные автомобили меня давно не устраивают, т.к. любим выезды на природу и регулярные семейные автопутешествия и безлюдные места. При этом стаж 25 лет и опыт вождения от мопеда до КамАЗа. Сравнивались Toyota Land Cruiser Prado 90 и 120 серий, Toyota Land Cruiser 100 и 105, Gelendwagen, Nissan Patrol, Pagero 2 - 4 поколений, корейцы, американцы, новые, старые, любые… Все джипы кроме китайцев. Финансовый вопрос не критичен, но хотелось, чтобы каждый рубль отчитался за свое вложение удовольствием, безопасностью и балансом комфорт-проходимость. Времени на поиск информации, просмотры и пробеги ушло уйма!
Результат - Toyota Land Cruiser Prado 3,4, 1999 г.в. 109 тыс.км. АКПП, Россиянка, предыдущий хозяин не шибко утруждал себя уходом за ней, цена 495 тыс.руб. (19,5 тыс.долларов). Результат работы официального сервиса – 150 тыс.руб. на восстановление автомобиля до состояния, в котором ему можно стало доверить свою жизнь в пустыне.
Поскольку машина до того ухода практически не знала, то перечисление неисправностей можно приравнять к отчету о надежности Toyota Land Cruiser Prado 90 по возрасту и пробегу.
Итак:
1. Ходовая – замена нижних шаровых, всех резиноизделий. Замена передних ступичных подшипников.
2. Двигатель – большое ТО, т.е. ролики, ремень, помпа, сальники коленвала и мелочевка. Готовится вискомуфта вентилятора, но должна еще 50 тыс.км. отходить. Туго ходят подкапотные тросики.
3. Тормоза – передние диски, все колодки, манжетки суппортов и тормозные цилиндры в сборе. Насмерть закис трос ручника (хоть и удалось разъёрзать, но придется менять).
4. Рулевая – замена рейки в сборе.
5. Электрика – не работает задний левый стеклоподъемник, электроантенна (навсегда), блокировка межосевого и заднего дифференциала (закисли и после нескольких попыток разработались), лопнула коробка блока предохранителей под капотом, лопнул пластмассовый корпус датчика положения дроссельной заслонки. Не работал, а в дождь еще и бежал электролюк в крыше.
Перед поездкой по механике сделано все, не успел поставить внедорожные прибамбасы (лебедку, защиты под днищем кроме штатной) и перебрать электрику (за что и поплатился впоследствии).
Сейчас пробег 120 тыс.км. Чтобы рассказать про итоги эксплуатации, необходимо отметить следующее: если вы съезжаете с больших трасс, то дороги России, Казахстана, Узбекистана, Абхазии, Украины, короче всего изведанного СССР на 40% жесткое бездорожье и не верьте картам, на которых нарисованы дороги (Казахстан особенно, у нас Кавказ и Калмыкия). В приаралье местные, узнав, что мы едем одной машиной, крутили у виска. Так вот, езда по этим 40%-ам показала, что Toyota Land Cruiser Prado – танк, сравнимы с ним по надежности кроме Toyota Land Cruiser 80, 100 и 105 только Nissan Patrol, но в последнем не проходит ощущение грузовика и трясет немилосердно. Перелетал канавы по пояс глубиной на скорости 70 – 100 км.ч., от пыли и песка умерла автомагнитола JVC, воздухофильтр я просто вытряхивал, от жары ежедневно пропадали продукты – тачка все вынесла!
Теперь про ощущения водителя и пассажира:
1. Трясет. Как любой джип, идет достаточно жестко независимо от загрузки. А ведь это один из самых мягких (не говорю про Land Rover Disco с пневмоподвеской) джипов. Ежедневно езжу на Хюндай Туссан и Ниссан Кашкай, поэтому утверждаю – не поедете в пампасы – предпочтите кроссовер. Разово из бяки вывезет, просвет тот же, а управлять много приятнее. Зато жену во всех машинах регулярно укачивало, пока не поездила в Prado.
2. Вседозволенность. Там где у других машин уже колеса поскачут по обочинам, у Prado даже до отбойников не всегда пробивает. Этот танк прет до тех пор, пока за грунт цепляется хоть одно колесо (если включены блокировки и злая резина). Снизу сложно что-то оборвать или погнуть (длинный хвост и бак не в счет, поскольку к смерти автомобиля это не приведет). Просвет достаточен, если уж совсем с ума не сходить, да и и то, если не присосется брюхом к глине – выползет, срывая неровности рельефа. Последствия оцениваются в сервисе. Например гнутые рулевые тяги (штатно не защищены), гнутый бензобак (я его поправлял чуть не ежедневно, как не оборвал задний бампер – вообще загадка). Еще важный момент в том, что сапуны штатно не только у Nissan Patrol выведены под капот, у Prado тоже. Милости просим в брод.
3. Крейсер. Пролететь и проползти, мгновенно «выстрелить» и долго ехать на крейсерской скорости 100 км.час. Утомляющая поперечная раскачка. Бесшумен при крейсировании и ревет в разгоне. Тяжел и запаздывает в поворотах. Кренится, но не чрезмерно. Долго цепляется за дорогу, но тяжело выходит из заноса. В целом, дает ощущение надежности и уверенности всегда и везде, совсем не напрягает при управлении (руль бы побыстрее, а то я привык уже к трем оборотам).
4. Салон древний, но терпимо и удобно. Внутри объем вагона, но грохота при тряске минимум.
Что сломалось в дороге: магнитола (упоминал уже), стеклоподъемники все, кроме водительского, одно из трех гнезд прикуривателя, погнул бензобак, два раза пропадал контакт в блоке предохранителей (ночью все гасло, кроме света фар), оборвал пластиковую накладку крыла, от абразивного песка побежал сальник полуоси переднего редуктора.
По приезду Тойота-сервис продиагностировал неисправности. Кроме вышеописанного было рекомендовано заменить резинки задних амортизаторов. Заменил на всякий случай ВСЕ жидкости и сальники редуктора, в Новый год поеду на Эльбрус и на Украину, может еще что-нибудь сломаю, тогда напишу новый отчет…
Про топливо и движки: 1. 76-й можно добыть везде, Prado его переваривает и не кашляет, но зачем издеваться? Я, когда совсем пампасы были, мешал его пополам с 93-им из канистр.
2. Дизтопливо, хоть и не продают везде, но раз в 300 км. попадается строительная и грузовая техника даже в пустыне, так что какой вид топлива у джипа – без разницы.
3. Вопреки п.2 скажу, что турбодизель – это новомодная игрушка. Пыль-песок, перегрев, плохая соляра и привет… Коробление головки блока и вылет турбины – минимум. Атмосферный дизель – Геракл (ну или трактор). С другой стороны он – издевательство в городе, на трассе и зимой. Угнетает и идеально подходит при повседневной езде для меланхоликов. Бензиновый – про турбированный читай выше. Большой бензиновый атмосферник – то, что нужно. Кому не хватает крутящего момента – подключайте пониженную передачу. Кто хочет экономить на топливе – Дэу Матиз, а если хочешь джип и бездорожье – плати и за джип и за топливо. К слову, расход Toyota Land Cruiser Prado 3,4 в крупном городе (Екатеринбург) 25 л/100км., на трассе 12 л/100км. На тяжелом бездорожье бывает еще больше.
Резюме: встал вопрос о совместном с родителями путешествии на двух машинах. Toyota LC-100 и другие новые либо ненадежны, либо излишне велики (поманеврируйте-ка между деревьями на Toyota LC-200. Думал недолго, возьму себе Toyota Land Cruiser Prado 120 без пневмоподвески. То же самое, только салон поцивильнее. Для меня машина в рекомендациях не нуждается.